Введение
1. Теоретические основы организации промышленного маркетинга на
современных предприятиях 6
1.1. Сущность рынка товаров промышленного назначения 6
1.2. Понятие и особенности промышленного маркетинга 12
1.3. Этапы процесса маркетинга на промышленных предприятиях 18
2. Анализ организации промышленного маркетинга на примере Технополиса «Химград» 25
2.1. Анализ маркетинговой среды предприятия 25
2.2. Организационно-экономическая характеристика Технополиса
«Химград» 32
2.3. Анализ организации маркетинга в Технополисе 40
3. Пути совершенствования организации промышленного маркетинга 48
3.1. Мероприятия по совершенствованию организации промышленного маркетинга 48
3.2. Разработка стратегии промышленного маркетинга Технополиса «Химград» 54
Заключение 60
Список литературы 64
Приложения 68
На фоне спада производства и кризиса большинства российских организаций все чаще появляются предприятия, которые смогли найти выход из сложившейся ситуации. На этих предприятиях эффективно применяется маркетинговый подход к решению проблем управления производством и реализации товаров и услуг в интересах потребителя.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что на современной картине мирового рынка общая глобализация и переход многих стран к открытой и рыночной модели экономики, доступность техники и технологии, скорость передачи и популяризации информации благодаря общедоступной системе Интернет приводит к значительному развитию и увеличению конкуренции на рынке профессионального сектора, заставляя его меняться, приобретая новые ценности, иными словами, находится в поиске новых конкурентных преимуществ, в том числе основанных на маркетинговых концепциях и подходах к управлению предприятием.
Успешное функционирование промышленного предприятия в рыночных условиях предполагает наличие маркетинговой системы. Эффективное управление маркетинговой деятельностью промышленного предприятия выражается в увеличении объема продаж, удовлетворении запросов потребителей промышленного рынка и получении необходимого (прогнозируемого) размера прибыли. Увеличение объемов реализации и удовлетворение потребителей тесно связаны с обеспечением эффективности процесса продвижения продукции на промышленном рынке.
Пожалуй, нет такого рынка, который был бы так значительно ограничен в средствах маркетинга, как промышленный. На промышленном предприятии обычны такие ситуации, когда у предприятия есть только ограниченное число потребителей. На современном этапе развития экономики промышленному маркетингу уделяется не достаточное внимание, хотя принципы маркетинга товаров производственного назначения обычно аналогичны принципам маркетинга потребительских товаров, существуют значительные различия, определяющие специфику производственного маркетинга.
Наиболее важное отличие промышленного рынка от потребительского состоит в том, что на промышленном рынке действуют организации, которые одновременно выступают в разном качестве - могут быть и продавцами, и покупателями, и технологическими партнерами в одном лице. Такое триединство заставляет их занимать активную маркетинговую позицию по отношению к выбору партнера. Они проводят анализ и оценку потенциальных поставщиков, тратят значительные ресурсы на поиск подобной информации для принятия обоснованного управленческого решения.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать особенности промышленного маркетинга на предприятии и определить пути его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность рынка товаров промышленного назначения;
- рассмотреть понятие и особенности промышленного маркетинга;
- изучить этапы процесса маркетинга на промышленных предприятиях;
- оценить маркетинговую среду предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику Технополиса «Химград»;
- провести анализ организации маркетинга в Технополисе;
предложить мероприятия по совершенствованию организации промышленного маркетинга;
- разработать стратегию промышленного маркетинга Технополиса «Химград».
Предмет исследования - промышленный маркетинг на предприятии. Объектом выступает АО Технополис «Химград».
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили работы таких авторов как И.Л. Акулич, А.Д. Баранова, А.Ф. Барышев, В.Р.
Веснин, М.Н. Ковалев, Н.А. Нагапетьянц, А.Н. Романов, Ю.В. Морозови других, а также материалы периодической печати.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе изучаются теоретические основы организации промышленного маркетинга на современных предприятиях.
Во второй главе проводится анализ организации промышленного маркетинга на примере Технополиса «Химград».
В третьей главе выпускной квалификационной работы определяются пути совершенствования организации промышленного маркетинга.
Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года ставит задачу переориентировать промышленность на производство высокотехнологичных продуктов, в перспективе нацеленных на экспорт. Большинство отечественной продукции с высокой добавочной стоимостью, экспортируемой на европейский рынок товаров промышленного назначения, это металлы, алмазы, химикаты и прочие изделия, подвергшиеся лишь неглубокой обработке. Они поставляются в сравнительно небольших объемах и зачастую на непостоянной основе.
Еще три - пять лет назад сложно было найти специалистов в области промышленного маркетинга. Консалтинговые фирмы крайне редко проводили исследования в данной области. А руководители крупных предприятий также неохотно и недоверчиво воспринимали все попытки внедрить систему маркетинга на предприятии и воспринимали это как нечто чужеродное и практически бесполезное. Сегодня ситуация коренным образом меняется.
Успешные промышленные предприятия, учитывая специфику российского рынка, имеют некоторые общие черты:
- руководителям компаний стало очевидно, что стратегия нужна;
- для выбора «правильной» стратегии, необходимо трезво оценить свою стратегическую позицию: определить границы рынка, обозначить конкурентов, выделить основные сегменты, оценить инвестиционные возможности и потребности и после этого определиться: идти в «нишу» или пытаться охватить весь рынок;
- еще одно необходимое условие - нужно менять менталитет персонала: стимулировать работу в команде, поощрять амбициозность, ставить ясные и четкие цели.
Все эти факторы подразумевают глубокую маркетинговую проработку процессов, происходящих на самих предприятиях.
Внешние и внутренние параметры промышленного маркетинга могут быть контролируемыми, если маркетинговая служба может ими управлять, и неконтролируемыми. Чем глубже служба коммерческого маркетинга проникла в технологические процессы, тем больше факторов она способна контролировать. Чтобы предприятие вело успешную деятельность, необходимо принимать правильные решения. А снизить уровень неопределенности при их принятии может помочь инструмент промышленного маркетинга — маркетинговая информация, собранная, проанализированная и применяемая по назначению.
Технополис «Химград» - это современный индустриальный комплекс для размещения малых и средних производств для размещения малотоннажной химии и переработки полимерной продукции. В «Химграде» производство, склад и офис размещаются в одном месте — это оптимизирует бизнес- процессы, упрощает осуществление оперативного управления и контроля качества.
Исследование феномена технополиса показало, что технополисы являются местом концентрации инновационных и наукоемких компаний. Необходимыми условиями для функционирования и ключевыми факторами их успеха являются специализация в наиболее активно развивающихся отраслях, наличие крупного научного центра, комплексный подход к развитию территории, государственная поддержка процесса создания и развития.
Посредством технополисов в сегодняшней России имеется уникальная возможность создать эффективную модель управления инновационной инфраструктурой на основе лучших примеров международной практики.
Изучение организационно-экономической характеристики «Химграда» показало, что резидентами площадки являются компании малого и среднего бизнеса, занятые в области малотоннажной химии, переработки полимеров, нанотехнологий, ресурсосбережения и энергоэффективности, медицинских технологий. Технополис оказывает резидентам полный комплекс услуг на всей цепочке создания добавленной стоимости от стадии НИОКР до определения логистических потоков готовой продукции. Структурная организация включает индустриальный парк (как основную составляющую), парк высоких технологий, корпоративный университет, логистический центр, сырьевую биржу, социально-бытовые объекты.
Проект Технополис «Химград» реализуется при поддержке Правительства Российской Федерации, Республики Татарстан, администрации г. Казани. Одной из ключевых задач Технополиса «Химград» является создание комфортной бизнес-среды для малых и средних производственных компаний, занятых в области химии и переработки полимеров с целью добиться более высокой степени передела полимерной продукции на территории республики.
По результатам оценки маркетинговой среды предприятия выявлено, что Технополис «Химград» является активным участником рынка инновационных индустриальных площадок для ведения бизнеса предприятий отрасли химической промышленности. Основными конкурентами «Химграда» на территории России являются технополисы «Никохим», «Восточный» и «Кулон- Истра». Наиболее близким по параметрам и основным конкурентом «Химграда» является технополис «Никохим», расположенный в Волгоградской области. Следует отметить, что «Химград» уступает «Никохиму» по показателям занимаемых площадей, числу резидентов и имиджу на рынке.
Определение влияния факторов внешней среды путем построения модели «пяти сил» Портера показало, что наибольшее влияние на деятельность Технополиса «Химград» оказывают резиденты как потребители услуг индустриальной площадки, конкуренты - действующие участники рынка, а также поставщики услуг и оборудования.
Анализ промышленного маркетинга в Технополисе позволил сделать вывод, что он организован недостаточно эффективно. В структуре «Химграда» отсутствует подразделение, отвечающее за промышленный маркетинг, исследования рынка проводятся обрывочные и не охватывают все аспекты макросреды. Также следует отметить недостаточно полное использование производственных мощностей за счет недостатка количества привлеченных резидентов на территорию «Химграда», а также высокие издержки поддержания функционирования индустриального парка.
Для Технополиса «Химград» предлагается стратегия промышленного маркетинга - стратегия умеренного роста, которая включает в себя следующие направления:
- использование технологий, удешевляющих стоимость производимой резидентами продукции;
- выделение отдела маркетинга в самостоятельное структурное подразделение;
- разработка новых технологий для производства;
- привлечение на территорию Технопарка новых резидентов.
Общие затраты на реализацию стратегии умеренного роста для «Химграда» составят 496,4 тыс. руб. При этом ожидаемая годовая экономия составит 1 276,4 тыс. руб. а годовой экономический эффект 780 тыс. руб., что свидетельствует об эффективности и целесообразности предложенных мероприятий.
1. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 / Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Дата обращения: 31.10.2016г.
2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 / Федеральный закон РФ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Дата обращения: 31.10.2016г.
3. Федеральный закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Дата обращения: 31.10.2016г.
4. Аакер Д. Маркетинговые исследования /Д. Аакер, В. Кумар, Дж. Дэй; пер. с англ, под ред. С. Божук. - СПб.: Питер, 2014. - 848 с.
5. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент / Р.И. Акмаева - М.: Экзамен, 2012. - 267 с.
6. Акулич И.Л. Маркетинг: учебное пособие для ВУЗов. - М.: / Интерпрессервис: Мисанта, 2011. - 397 с.
7. Аникиев С.Н. Методика разработки плана маркетинга - М.: Эксмо, 2014. -301 с.
8. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2011. - 236 с.
9. Ансофф И. Стратегическое управление - М.: Экономика, 2011. - 504 с.
10. Багриновский К. А., Никонова А. А., Соколов Н.А. Особенности применения современного маркетинга в промышленном развитии // Экономика и математические методы. 2014. Т. 49. № 4. С. 47-56.
11. Баранова А.Д.. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов- М.: Инфра-М, 2012.-321 с.
12. Барчукова Т.А. Основные тенденции изменений управления маркетингом организации в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 647-649.
13. Барышев А.Ф. Маркетинг: учебник.- 2-е изд. - М.: Академия, 2014. - 208 с.
14. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В. И. Беляев. - М.: КноРус, 2011. - 672 с.
15. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков - М.: Русская Деловая Литература, 2014. - 416 с.
16. Боев А.Г., Воронин С.И. Формирование системы маркетинга в промышленном кластере // Организатор производства. 2016. №3 (66). С. 109- 116.
17. Веснин В.Р. Стратегическое управление. Учебник. - М.: Проспект, 2016. -328 с.
18. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В.А. Винокуров. - М.: Юнити, 2012. - 464 с.
19. Голубков Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков; - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Изд-во Финпресс, 2012.- 284 с.
20. Гончарова Е.В., Баханова Г.И. Способы продвижения продукции промышленных предприятий в условиях реализации стратегии импортозамещения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016.-Т. И.-С. 3326-3330.
21. Жарченков М.Ю. Эволюция теории промышленного маркетинга // Маркетинг. 2014. № 3 (130). С. 36-50.
22. Зельцер И.М., Врагов А.В., Зельцер Р.И. Методические и практические аспекты систем промышленного маркетинга // Инновации в жизнь.
2015. №3 (10). С. 52-60.
23. Керцнер Г. Стратегическое управление в компании. - М.: КноРус, 2014. - 328 с.
24. Киселева Л.П., Федорова Н.В. Промышленный маркетинг // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. Т. 2. № 8. С. 134-135.
25. Ковалев М.Н. Стратегический маркетинг. - М.: ТетраСистемс, 2012. - 426с.
26. Котл ер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 211 с.
27. Кочеткова А.А. Основные проблемы в развитии промышленного маркетинга в России // Международный научно-исследовательский журнал.
2016. №4-1 (46). С. 56-58.
28. Кублин И.М. Потенциал маркетинга в деятельности предприятий // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2015. Т. 18. №4 (131). С. 76-81.
29. Маркетинг: теория и практика / под общ.ред. С.В. Карповой. Учеб.пособие. - М.: Юрайт, 2014. - 416 с.
30. Мартыненко О.В., Сенюк А.А., Веклова Е.В. Концепция промышленного маркетинга, ориентированная на конкурентоспособность // Практический маркетинг. 2015. № 12 (214). С. 10-21.
31. Михалёва А.И., Клочкова Т.В. Особенности маркетинговой деятельности промышленного предприятия И Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. 2016. № 10 (39). С. 76-79.
32. Морозов Ю.В., Гришина В.Т. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник. - М.: Эксмо, 2014. - 280 с.
33. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. М.: Вузовский учебник, 2012. - 384 с.
34. Налбатов И.П. Комплекс форм маркетингового обеспечения промышленных предприятий // Вестник Академии. 2014. № 3. С. 20-24.
35. Никитина Л.Н. Промышленное предприятие в новых экономических реалиях: проблемы маркетинга и решения // Наука и образование: инновации, интеграция и развитие. 2016. № 1 (3). С. 136-139.
36. Полторыхина А.К., Пантелеева К.А. Роль маркетинга в деятельности предприятия // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2016. №2. С. 32-35.
37. Полякова Е.Ю. Обеспечение конкурентоспособности промышленного предприятия инструментами маркетинга // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-1 (64-1). С. 642-645.
38. Райко Д.А., Лебедева Л.Л. Модель управления маркетингом в системе менеджмента промышленного предприятия И Маркетинг и менеджмент инноваций. 2016. № 1. С. 107-123.
39. Романов А.Н. Маркетинг. - М.: Банки и биржи, 2014. - 365с.
40. Соколовская В.В., Мартощук Н.Н. Усовершенствование управления маркетинговой деятельностью на предприятии // Региональная экономика и управление. 2015. № 3-2 (03). С. 85-88.
41. Старкова Н.О., Кизим А.А. Управление маркетингом промышленных предприятий // Экономика устойчивого развития. 2012. № 9. С. 183-189.
42. Суслова Н.В., Землянская Н.Б. Исследование проблем оценки эффективности маркетинга на промышленном предприятии // Социально- экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № И.С. 21-26.
43. Сьюэлл К., Браун П. Клиенты на всю жизнь / пер. с англ. М. Иванов, М. Фербер. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 232 с.
44. Тарасов Д.Н. Маркетинг как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия И Вестник ИЭАУ. 2016. № 8. С. 10.
45. Трубицина В.А. Роль маркетинга в деятельности предприятия // Научно- методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 34. С. 245-249.
46. Чувакова С.Г. Стратегический маркетинг. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 272с.
47. Шатохина О.В., Самостроенко Г.М. Анализ проблем управления формированием и развитием индустриальных парков // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 679-681.
48. http://www.himgrad.ru/- АО Технополис «Химград».