Введение
1. Теоретические основы исследования конкурентоспособности предприятия
сферы услуг 5
1.1. Сущность понятия конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 9
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 13
2. Анализ конкурентоспособности предприятия сферы услуг 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО
«Лайт» 20
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Лайт» 27
3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО
«Лайт» 45
3.1. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности
предприятия ООО «Лайт» 45
3.2. Экономическое обоснование рекомендаций по повышению
конкурентоспособности предприятия ООО «Лайт» 48
Заключение 52
Список использованных источников 57
Приложения 60
На сегодняшний день проблема повышения конкурентоспособности предприятия становится все более актуальной. Рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкурентной борьбы.
Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной потребности потребителей, так и эффективности производственной, маркетинговой и финансовой деятельности.
В период развития рыночной экономики определяется необходимость формирования производственного потенциала и повышения конкурентоспособности компании. Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.
Актуальность темы заключается в том, что в современных компаниях конкурентоспособность - ключевой способ повышения прибыли, потому что успех продукта определенной компании напрямую зависит от востребованности его в современных рыночных условиях.
Целью данной бакалаврской работы является оценка конкурентоспособности предприятия и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной бакалаврской работе:
- рассмотреть понятие конкурентоспособности предприятия;
- изучить факторы конкурентоспособности предприятий сферы услуг;
- исследовать методы оценки конкурентоспособности предприятий;
- проанализировать характеристику финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Лайт»;
- провести оценку конкурентоспособности предприятия ООО «Лайт»;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Лайт», и оценить экономическую эффективность данных рекомендаций.
Объектом исследования в данной бакалаврской работе является предприятие ООО «Лайт» - сеть оздоровительных комплексов «Сауновъ».
Предмет исследования бакалаврской работы - процесс оценки конкурентоспособности предприятия сферы услуг.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические основы конкурентоспособности предприятия сферы услуг, раскрывается сущность конкуренции. Во второй главе анализируются финансово-экономические показатели деятельности предприятия, оценивается уровень конкурентоспособности. В третей главе приводятся рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Лайт», а также их экономическое обоснование.
В современных условиях насыщенного рынка высокий уровень конкурентоспособности является одной из главных гарантий процветания бизнеса.
Конкурентоспособность предприятия сферы услуг определяется результатами ее конкурентных преимуществ по всем показателям, к которым относятся прибыльность, эффективность управления, деловая активность, ликвидность и рыночная устойчивость. При этом оказание конкурентоспособных услуг и эффективное использование всех ресурсов в условиях конкуренции остаются основными атрибутами конкурентоспособного предприятия.
В бакалаврской работе были выделены следующие факторы, характерные высокой высокому уровню конкурентоспособности предприятий. А именно, факторы, определяющие соперничество в отрасли, определяющие рыночную власть поставщиков, определяющие угрозу со стороны товаров-заменителей и определяющие рыночную власть покупателя.
Конкурентоспособность предприятия сферы услуг можно охарактеризовать как ее потенциальное качество, которое включает:
- способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей;
- способность организовывать качественное оказание услуг;
- способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику;
- способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат;
- способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию;
- создание и развитие высокого кадрового потенциала как на исполнительском, так и на управленческом уровнях.
Для достижения конкурентоспособности предприятия сферы услуг необходимо:
- обеспечить конкурентоспособность реализуемых услуг в целевых сегментах рынка;
- поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а следовательно, и его подразделений, до уровня мировых конкурентов в данной отрасли.
Объектом исследования данной бакалаврской работы является предприятие ООО «Лайт» - сеть оздоровительных комплексов «Сауновъ». Деятельность организации заключается в оказании бытовых услуг населению.
В рамках второй главы бакалаврской работы автором были проведены:
- анализ микро- и макросреды предприятия;
- анализ финансового состояния предприятия (оценка показателя ежемесячной выручки и рентабельности в динамике);
- анализ потребительских предпочтений и удовлетворенности клиентов предприятия ООО «Лайт»;
- анализ основных конкурентов предприятия ООО «Лайт» на рынке города Казани;
- SPACE - анализ (построение матрицы стратегического положения и оценки действий);
- конкурентный анализ отрасли по Майклу Портеру.
На основе приведенных анализа макро- и микросреды можно сделать вывод об устойчивости предприятия ООО «Лайт». Предприятию необходимо следить за тенденциями факторов макросреды и своевременно реагировать на изменения в сферах политики, экономики, экологии и информационных технологий. В перспективе развития ООО «Лайт» нужно стремиться удовлетворять потребности всех заинтересованных сторон на уровне микросреды.
Проанализировав финансовое состояние предприятия, на основе показателя ежемесячной выручки, автор пришел к следующим выводам:
Минимальные выручки как за 2015, так и за 2016 год приходятся на июль месяц. Вероятнее всего в связи с разгаром «дачного сезона» в России;
- по сравнению с 2015 годом в 2016 наблюдается спад выручки предприятия;
- рентабельность активов составляет 0,172; следовательно, предприятие приносит 1,7 копейки на каждый рубль, вложенный в активы организации на 2015 год, но следует отметить, что данный показатель уменьшился в 2016 г. (до 0,152), что соответствуют отрицательной динамике;
- для ООО «Лайт» наблюдается повышение рентабельности продаж (с 0,979 до 0,982), что положительно сказывается на общем состоянии дел компании.
Очень важно, особенно в моменты спада такого финансового показателя, как выручка, чтобы организация была конкурентоспособной.
Анализ потребительских предпочтений и удовлетворенности клиентов предприятия ООО «Лайт» показал, что сауной пользуются в основном постоянные клиенты (96% опрошенных). С одной стороны, это говорит о том, что большая армия постоянных клиентов - гарант стабильности спроса услуг «Сауновъ». Но с другой стороны, возможно, следует более глубоко проникать на рынок, менять средства рекламы на телевидение, радио для выхода на новый круг клиентов. Также. исходя из полученных в результате опроса данных, был определен портрет потребителя сети оздоровительных комплексов «Сауновъ», так как опрос проводился среди фактических, а не потенциальны клиентов компании. Клиент - это мужчина, занимающий должность руководителя, от 31 до 45 лет, с ежемесячным уровнем дохода от 30 до 45 тыс. рублей. Сформированный портрет потребителя - это и есть целевая аудитория, на которую будут направлены коммуникационные стратегии компании (рекламные кампании, стимулирование сбыта, поддержание лояльности клиентов).
На основе проведенного анализа трех основных конкурентов на рынке города Казани, можно сделать следующие выводы по отношению к предприятию ООО «Лайт». Несмотря на меньшую широту представленности сети саун, по сравнению с сетью «Жара» («Сауновъ» - 5 саун, «Жара» - 8 саун, «Рыжий берег» - 3 сауны), суммарные бальные оценки конкурентоспособности выше, чем у конкурентов («Сауновъ» - 9,2, «Жара» - 8,6, «Рыжий берег» - 7,4). Это свидетельствует о том, что предприятие ООО «Лайт» ставит перед собой цель прежде всего улучшения качества оказываемой услуги, нежели широкого охвата рынка. Однако, так как респонденты определили такую характеристику как «близость к дому» наиболее значимой при выборе сауны, предприятию ООО «Лайт» в будущем необходимо расширять сеть саун путем открытия новых объектов, особенно в районах города, где отсутствуют конкуренты.
Результатом проведенного конкурентного анализа отрасли по Майклу Портеру было выявлено, что предприятию ООО «Лайт» наиболее подходит стратегия сфокусированной дифференциации.
На основе проведенных анализов различных аспектов деятельности предприятия и сделанным выводам, можно сделать следующие рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия:
- организовать систему оценки качества услуг, где основным критерием является степень удовлетворенности клиента. Еженедельно проводить аттестацию номеров с помощью таблицы, разработанной автором;
- проводить маркетинговое исследование потенциальных клиентов сети оздоровительных комплексов «Сауновъ» с периодичностью раз в пол года;
- формировать крупную базу своих постоянных клиентов, и работать в основном на их сохранение путем выпуска клубных карт клиентов;
- осуществлять маркетинговые коммуникации, целью которых будет являться продвижение банных услуг в городе Казани среди целевой аудитории (мужчин, занимающих должность руководителя, от 31 до 45 лет, с ежемесячным уровнем дохода от 30 до 45 тыс. рублей). Для этой аудитории наиболее эффективным каналом продвижения будет являться реклама на радио
- проводить мероприятия по обучению персонала. Обучение технике активных продаж при работе со сложными клиентами, отработать приемы работы с предубеждениями, сопротивлением, возражениями и критикой клиентов.
Итого, суммарные затраты на реализацию данных рекомендаций в течении года составят 402 тыс. рублей.
Исходя из анализа экономической эффективности предложенных мероприятий, можно сделать следующие выводы. В результате осуществления рекомендаций к 2018 году увеличится выручка на 10,5%, суммарный годовой экономический эффект составит 300 тыс. руб. А срок окупаемости мероприятий составит 1 год и 4 месяца. Все это свидетельствует о целесообразности данного проекта.
Предложенные в результате исследования рекомендации должны помочь компании ООО «Лайт» достичь высокого уровня конкурентоспособности, что является одним из ключевых преимуществ на рынке банных услуг в городе Казани.
Обобщив все результаты проделанной работы можно сделать общий вывод. ООО «Лайт» - сеть оздоровительных комплексов «Сауновъ» - сильный конкурент на рынке оказания бытовых услуг населению в городе Казани.
1. Управление заинтересованными сторонами: Книга 4: Учебное пособие/ Пер. с англ. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2006 - 12 с.
2. Работа с бюджетами: Книга 4: Учебное пособие/ Пер. с англ. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2006 - 37с.
3. Рыночная ориентация организации: Учеб.- метод. пособи. Блок 1: Кн.2/ Пер. с англ. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2007 - 20с.
4. Маркетинговые исследования: учебное пособие по специальности "Маркетинг" / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков; ВЗФЭИ. - М.: Вузовский учебник: ВЗФЭИ, 2012. - 439 с.
5. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2008.¬400с
6. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Алексунина .- 3-е изд., -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.- 716 с.
7. Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг. - М.: Академия, 2013. - 304 с.
8. Ноздрева Р.Б. Маркетинг. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 446 с.
9. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд./ Пер. С англ. Под науч. ред. С.Г.Жильцова.- СПб.: Питер, 2009.- 480 с
10. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник для студентов экономич. спец-ей вузов. - Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2008.-334с.-/ Сер. “Высшее образование”
11. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов 3-е изд./ Под общ. Ред. Г.Л.Багиева .- СПб.: Питер, 2008.- 736 с.
12. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 320 с.
13. Г. Л. Азоев, Е. В. Бачурин // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2007. - № 1. — С. 27-38.
14. Браверман А. А. Маркетинговые стратегии роста прибыльности и стоимости бизнеса / А. А. Браверман. — М: Экономика, 2006. — 319 с
15. Соловьев Б.А. Маркетинг.: Учебник - М.: М.: ИНФРА-М, 2008.- 383 с
16. Кулаичев А. П. Методы и средства комплексного анализа данных : учеб. пособие для вузов по дисциплинам «Прикладная статистика» и «Информатика» / А. П. Кулаичев. — М.: Форум: Инфра-М, 2006. — 511 с
17. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность : учебник / Ф. Г. Панкратов. — М.: Дашков и Ко, 2007. — 503 с.
Статьи и материалы периодической печати
18. Оковкина О.Н., Чупайда А.М. Пути повышения конкурентоспособности предприятия// Экономический журнал - 2010 - №19 - с.12
19. Подопригора В.Г., Герасимова Е.А. Конкурентоспособность бизнеса на основе клиентоориентированного подхода// Проблемы современной экономики - 2012 - №3 - с. 43
20. Джон Шоул, Первоклассный сервис как первоклассное приемущество/ Пер. с англ. Евстигнеева - 2011 - с.15
21. Ограженшек И., Тайргод П., Количественные или качественные методы? //Деловое совершенство, 2004 - с.28
22. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления - 2015 — с. 85-87
23. Клейнер Б.Г., Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики, 2005 - с. 18
24. Портер М, Конкуренция, - 2000 - с.95
25. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г Основы управления
конкурентоспособностью. Саратов, 2005. С. 23-24
26. Владымцев Н. В. Формирование инфраструктуры бенчмаркинга: инструменты эталонного сопоставления в маркетинговых исследованиях / Н. В. Владымцев, И. А. Елшина // Экономический анализ: теория и практика. 2008. - № 10. - С. 37-42
27. Сун В. Экономическая сущность стратегического планирования маркетинга как элемента системы управления предприятием // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 7. - С. 51 - 53.
28. Толстяков Р.Р., Гучетль Р.Г. Детерминанты маркетинговой деятельности в рамках бизнес-ориентации предприятия // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 7. - С. 69 - 75.
29. Фролова Н.А. Выбор стратегии маркетинга предприятия на рынке // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2013. - № 10. - С. 80 - 82.
Электронные ресурсы
30. [en] Customer Evaluation -#- 004 - Customer Buying Experience [Электронный ресурс]. - Доступ