Список Сокращений 4
Введение 5
Глава 1. Навигационно - гидрографическая и гидрометеорологическая
характеристика акватории СМП 9
Глава 2. Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов
2.1 Основные характеристики плавучей атомной теплоэлектростанции типа
«Академик Ломоносов» 14
2.2 Участники проекта 17
2.3 Хроника строительства 18
Глава 3. Опыт транспортировки ПАТЭС «Академик Ломоносов»
3.1 Транспортировка плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик
Ломоносов» к месту постоянного базирования в г. Певек Чукотского автономного округа 22
3.2 Особенности транспортировки плавучих атомных теплоэлектростанций
типа «Академик Ломоносов» в акватории Северного морского пути 26
Глава 4. Обоснование выбора оптимального маршрута транспортировки крупногабаритных плавучих объектов в порты Восточного сектора Арктики.
4.1 Комплексная сравнительная оценка формирования маршрутов следования по проливам акватории Северного морского пути по критерию навигационной безопасности 28
4.1.1 Сравнительная оценка пролива Вилькицкого и пролива Шокальского
методом комплексной оценки 29
4.1.2 Сравнительная оценка пролива Санникова и пролива Дмитрия Лаптева
методом комплексной оценки 33
Глава 5. Перспективы транспортировки и установки крупногабаритного плавучего объекта в порту Тикси
5.1. Основные характеристики порта Тикси 41
5.2 Проект строительства гидротехнических сооружений и береговой инфраструктуры акватории порта Тикси для безопасной установки и эксплуатации плавучей атомной теплоэлектростанции типа «Академик
Ломоносов» 46
Заключение 53
Список литературы 54
Приложения 57
«Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года» [1] предполагает, что развитие Северного морского пути (СМП) в первую очередь будет направлено на развитие трасс Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) и увеличение числа коммерческих перевозок. Особо отмечается значение СМП, как единой межнациональной транспортной магистрали, связывающей северо - западные и дальневосточные регионы России. Перспективы широкого использования такой магистрали раскрывают потенциальные возможности для транснациональных транзитных перевозок между европейскими и Тихоокеанскими портами в режиме круглогодичного функционирования.
В соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 132-ФЗ [2, ст. 5.1] к акватории Северного морского пути (СМП) относится «...водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар».
Трасса СМП проходит через четыре моря: Карское, море Лаптевых, Восточно - Сибирское и Чукотское. Между Карским морем и морем Лаптевых СМП проходит через проливы архипелага Северная Земля, а между морем Лаптевых и Восточно - Сибирским морем - через проливы архипелага Новосибирские Острова. Основными проливами архипелага Северная Земля являются проливы Вилькицкого и Шокальского, а
основными проливами Новосибирских островов являются проливы Дмитрия Лаптева и Санникова.
При переходе по СМП суда могут прокладывать свои маршруты либо по прибрежным трассам, либо по высокоширотным трассам. Выбор маршрута, в первую очередь зависит от условий безопасного плавания судов, связанных с ограничениями по глубинам и способностью судна преодолевать льды при самостоятельном плавании или плавании под проводкой ледокола.
СМП является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса арктического региона. Он объединяет не только морские пути, но также включает в себя внутренние водные пути и прилегающие порты АЗРФ. Так, основными портами, расположенными вдоль СМП являются: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения, Саббета и др. Карта с расположением портов представлена на рис.6. Так, например, в Карском море круглогодичная навигация осуществляется около 20 лет. Благодаря атомному флоту порты Дудинка и Сабетта не прекращают обработку грузов в зимних условиях.
Однако, у восточного сектора СМП есть серьезный недостаток: продолжительность навигации в этой акватории составляет от 2 до 4 месяцев. Эта проблема связана с климатическими условиями и может быть устранена только благодаря работе ледокольного флота, что существенно повышает расходы на транспортировку грузов.
На сегодняшний день в акватории СМП осуществляют деятельность 8 линейных ледоколов: 4 атомных и 4 дизель-электрических. Суда,
выполняющие транзитные рейсы, в свою очередь, сопровождаются в основном атомными ледоколами.
На период с 2022 по 2024 запланировано введение в работу 16 спасательных судов и 13 гидрографических. В документе [3] отдельно приводятся сроки строительства четырех атомных ледоколов проекта 2220 «Арктика». Предполагается, что строительство будет длиться с конца 2022 по конец 2026 года.
К концу 2027 года предполагается завершение строительства головного ледокола проекта «Лидер», мощность которого будет составлять 120 мегаватт. Ледокол такой мощности будет способен прокладывать путь во льдах толщиной до 4 метров [4]. На период с 2030 по 2032 год в России запланировано проектирование еще двух таких атомоходов.
СМП имеет важное значение для современного и перспективного развития РФ. Трасса СМП должна превратиться в конкурентоспособную транспортную систему на новой технической и технологической базе, соответствующую требованиям современности. Одним из главных подходов к решению данной проблемы является создание и дальнейшая реализация масштабных и долгосрочных проектов. Так интенсивность судоходства с каждым годом возрастает, увеличивается доля крупнотоннажных судов, имеющих высокие категории ледовых усилений, продлеваются сроки навигации и строятся ледоколы нового поколения.
Совершенствование транспортной системы акватории СМП является одной из самых важных задач для межнациональной политики России, что отражено в следующих документах: [5-8].
К 2024 году в акватории СМП планируется повысить объем перевозимых грузов до 80 миллионов тонн. К 2030 году этот объем грузоперевозок должен увеличить до 120 миллионов тонн, а к 2035 достигнет 160 миллионов тонн в год.
В акватории СМП модернизируются и строятся новые порты и другие объекты транспортной инфраструктуры. Также появляются новые объекты, в том числе подводные трубопроводы, кабели, стационарные и плавучие нефтегазопромысловые установки, плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС).
Одним из таких проектов по усовершенствованию стал проект ПАТЭС «Академик Ломоносов» Федерального государственного унитарного предприятия «Атомфлот».
9 сентября 2019 г в акватории СМП к месту постоянного расположения в г. Певек Чукотского автономного округа была осуществлена транспортировка первой в России ПАТЭС «Академик Ломоносов» [9], предназначенная для надежного и постоянного тепло- и электроснабжения. Кроме того, планируется, что она должна стать одним из главных элементов инфраструктуры для дальнейшего развития акватории СМП и позволит осуществить в дальнейшем другие крупные проекты, которые будут логистически связанны с портом Певек.
Настоящая работа посвящена рассмотрению вопроса о навигационно-гидрографическом обеспечении транспортировки ПАТЭС типа «Академик Ломоносов» в акватории СМП. Актуальность темы определяется тем, что в условиях развитой сети судоходных маршрутов, сложных навигационных и гидрометеорологических условиях, транспортировка и эксплуатация ПАТЭС должны отвечать, в первую очередь, требованиям безопасности.
Целью работы является - теоретическое обоснование проектов транспортировки крупногабаритных плавучих сооружений в порты Восточного сектора акватории Арктики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выполнить оценку навигационно-гидрографических условий проведения транспортных операций по маршруту пролив Карские Ворота - проливы моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря.
2. Изучить навигационные характеристики объектов транспортировки.
3. Изучить и обобщить опыт транспортировки ПАТЭС «Академик Ломоносов».
4. Разработать методику выбора оптимального маршрута транспортировки ПАТЭС в порты моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря.
1. Акватория Северного морского пути имеет уникальные и сложные навигационно-гидрографические и гидрометеорологические условия.
2. Оценка безопасности маршрута следования в акватории СМП является многокритериальной задачей выбора оптимального решения.
3. Для решения задачи выбора наиболее безопасного маршрута
следования был представлен метод комплексной оценки
4. Метод комплексной оценки позволяет производить общую
количественную оценку сравнения участков акваторий СМП.
5. Детальная комплексная оценка альтернативных участков проливов акватории СМП, выполненная по этому методу, показала, что для траспортировки ПАТЭС «Академик Ломоносов» был выбран наиболее безопасный маршрут.
6. На основании данного метода, как рекомендованная, была составлена теоретическая модель транспортировки крупногабаритного плавучего объекта типа ПАТЭС «Академик Ломоносов» в акваторию порта Тикси.
7. Разработан проект установки крупногабаритного плавучего объекта в потенциальном месте базирования в акватории порта Тикси.
8. В дальнейшем приведенный метод комплексной оценки возможно использовать для сравнения других акваторий и построения маршрутов в другие порты восточного или западного секторов Арктики.
1. «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» (с изменениями на 12 мая 2018 года, утверждена Постановлением правительства Российской Федерации № 1734-р от 22.11.2008 г.) [ТС];
2. Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 132-ФЗ. О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути.
3. План развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2019 год №3120-р.
4. Деловой Журнал Neftegaz.Ru, №1-2, 2016 г., с. 12-15
5. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Постановлением правительства Российской Федерации № 207-р от 13.02.2019 г.) [СТРАТ].
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [УКАЗ];
7. Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства РФ от 31.08.2017 № 1064) [ГОС Пр];
8. Федеральный проект "Северный морской путь" в составе комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (утвержден Распоряжением правительства Российской Федерации № 2101-р от 30.09.2018 г.) [ФЕД ПР].
9. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
Официальный сайт: https://rosatom.ru
10. Министерство транспорта РФ. Федеральное агентство морского и речного флота. Официальный сайт: http: //www. morflot.ru/
11. Правила плавания в акватории СМП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nsra.ru/ru/ofitsialnaya informatsiya/pravila plavaniya.html
12. Афонин А. Б. Разработка методов оценки проходных глубин на трассах Северного морского пути в зависимости от подробности съёмки рельефа дна / А.Б. Афонин, Е.О. Ольховик, А.Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. -
2016. - №4(38). - C. 62-68.
13. Афонин А.Б. Концепция развития судоходных трасс акватории Северного морского пути/ А.Б. Афонин, А.Л. Тезиков// Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. - 2017. - Т.9. - №1. - С.81-87.
14. Афонин А. Б. Влияние поднятий дна на посадки судна на грунт на мелководье / А.Б. Афонин, И. Ю. Королев, А.Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2017. - Т. 9. - №4.- С.735-743.
15. Андреева Е.В. Учет влияния гидрографической изученности на безопасность плавания крупнотоннажны х судов в акватории Северного морского пути / Е.В. Андреева, К.Я. Исаулова, А.Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2019. — Т. 11. — № 5. — С. 856-866
16. Клюев В. В. Формализация оценки безопасности акватории Северного морского пути / В.В. Клюев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - №4(38). - C. 69-74.
17. Клюев В. В. Количественная оценка показателя стесненности акватории Северного морского пути / В.В. Клюев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - №5(39). - C. 109-117.
18. Королев И.Ю. Оценка допустимого отклонения пути судна от обследованной полосы /И.Ю. Королев// Вестник ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.- 2016.- №6(40).- С. 105-112.
19. Королев И.Ю. Проверка методики оценки допустимого отклонения пути судна от высокоширотной трассы Северного морского пути /И.Ю. Королев// Вестник ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.- 2017.- №1(41).- С. 88-94.
20. Ольховик Е. О. Информационная модель морских транспортных потоков Северного морского пути / Е. О. Ольховик, А. Б. Афонин, А. Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2018. — Т. 10. — № 1. — С. 97-105.
21. Техноблог [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://teknoblog.ru/2019/12/19/103140
22. Министерство транспорта РФ. Морская спасательная служба. Официальный сайт: http: //morspas .com
23. Администрация Северного морского пути [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nsra.ru
24. Институт Арктики и Антарктики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aari.ru/
25. Администрация морских портов Приморского края и восточной Арктики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. pma.ru
26. [Электронный ресурс]. - https://www.google.ru/maps?hl=ru&tab=wl
27. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2017 года №1596 Об утверждении государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» (с изменениями на 31 марта 2020 года).