Глава I. Представительный орган в системе органов местного самоуправления………………………………………………………………….6
§ 1. Характеристика представительного органа как элемента современной отечественной системы местного самоуправления…………………………….6
§ 2. Структура представительного органа……………………………………...10
Глава II. Организация деятельности представительного органа местного самоуправления………………………………………………………………...14
§ 1. Деятельность комиссий, комитетов представительного органа муниципального образования…………………………………………………..14
§ 2. Порядок проведения заседаний представительного органа местного самоуправления………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………………...30
Актуальность исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что современный мир и систему устройства публичной власти (государственной и местной) в нём невозможно представить без местного самоуправления. Прежде всего, это связано с тем, что местное самоуправление позволяет децентрализовать уровень принятия решения самого различного блока вопросов, что, безусловно, является залогом эффективной организации публичной власти в целом.
Местное самоуправление является общепризнанной ценностью конституционализма, важной характеристикой демократического режима. В современных условиях углубляющегося кризиса традиционных институтов государственной демократии с формированием номенклатурно-бюрократических партийных систем, технологиями электорального манипулирования, гражданским абсентеизмом и снижением легитимности представительных учреждений именно в развитии местного самоуправления зачастую видят перспективы реального народовластия. Ему придается значение катализатора прямой демократии и одновременно фактора преобразования представительной демократии путем ее приближения к населению.
Конституция РФ исходит из понимания местного самоуправления, как части единого механизма народовластия, где органы местного самоуправления, наряду с органами государственной власти, служат организационными формами опосредованного (через представительство) осуществления народом своей власти (ч.2 ст.3). Одновременно местное самоуправление обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения и исполнение отдельных государственных полномочий (ст.12, 130, 131, 132 Конституции РФ). Тем самым, способствуя выражению воли и интересов всего народа, местное самоуправление имеет приоритетом формирование и отстаивание (в том числе в отношениях с государством) интересов населения по месту жительства. Оно входит в представительную систему, будучи обособлено от государственной власти, а институты публичного представительства служат основой самоуправленческих отношений.
Представительный орган в своих решениях выражает волю граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Поэтому на первый план выходит представительная функция этого органа, то есть выражение представительным органом мнения избирателей, их социальных интересов, согласование усилий различных политических сил в муниципальных образованиях, формирование активной гражданской позиции у населения.
Организация деятельности представительного органа местного самоуправления недостаточно регламентирована как на федеральном, так и на местном уровне.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области организации деятельности представительных органов местного самоуправления, с учётом современных тенденций реформирования данного института публичной власти.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований принятые по вопросам организации деятельности представительных органов местного самоуправления.
Целью настоящей работы является изучение основ и обобщение законодательного регулирования организации деятельности представительных органов местного самоуправления и разработка предложений, направленных на повышение эффективности деятельности представительных органов местного самоуправления.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) охарактеризовать представительный орган как элемент современной отечественной системы местного самоуправления;
2) рассмотреть структуру представительного органа;
3) проанализировать деятельность комиссий, комитетов представительного органа муниципального образования;
4) рассмотреть порядок проведения заседаний представительного органа местного самоуправления.
Теоретической основой данной работы являются труды российских ученых, исследовавших организацию деятельности представительных органов местного самоуправления: С.А. Авакьяна, Ю.М. Алпатова, Е.В. Белоусовой, В.И. Васильева, Т.Е. Зюзиной, Т.Н. Михеевой, Е.С. Шугриной и других ученых.
Методологической основой исследования явились сравнительно-правовой, исторический, системно-логический, статистический, формально- юридический, метод сравнительного правоведения, технико-юридический и другие методы научного познания.
Местное самоуправление является общепризнанной ценностью конституционализма, важной характеристикой демократического режима. В современных условиях углубляющегося кризиса традиционных институтов государственной демократии с формированием номенклатурно-бюрократических партийных систем, технологиями электорального манипулирования, гражданским абсентеизмом и снижением легитимности представительных учреждений именно в развитии местного самоуправления зачастую видят перспективы реального народовластия. Ему придается значение катализатора прямой демократии и одновременно фактора преобразования представительной демократии путем ее приближения к населению.
Представительный орган местного самоуправления – выборный коллегиальный орган публичной власти, состоящий из депутатов, формируемый на определенный срок с участием населения посредством использования прямых либо косвенных выборов, представляющий интересы населения муниципального образования и несущий перед ним ответственность. Ключевой смысл представительного органа местного самоуправления, проявляется в его функциях, важнейшей из которых является то, что этот орган должен объединять народ и представлять его интересы.
В системе организации деятельности муниципального представительства особую и важную роль играет регламент представительного органа муниципального образования, под которым следует понимать находящийся в особой юридико-системной связи с уставом муниципального образования, конкретизирующий и развивающий его положения, нормативный правовой акт, принимаемый представительным органом муниципального образования в порядке саморегулирования в целях комплексного правового обеспечения внутриорганизационных, процедурно-процессуальных и иных тесно связанных с ними отношений по осуществлению возложенных на него полномочий, определяющий порядок реализации связанных с деятельностью представительного органа муниципального образования прав и обязанностей субъектов местного самоуправления.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822
Специальная литература
3. Астафичев П.А. Роспуск представительного органа местного самоуправления как институт муниципального права // Конституционное и муниципальное право, 2018, № 3. С. 19 – 23.
4. Быкова А.Г. Организационная модель формирования органов и должностных лиц муниципальных образований // Государственная власть и местное самоуправление, 2018, № 10. С. 7 – 11.
5. Бышков П.А. Контрольные полномочия представительного органа местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление, 2018, № 9. С. 11 – 13.
6. Бышков П.А. Контрольные полномочия представительного органа местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление, 2018, № 9. С. 11 – 14.
7. Васильев В.И. Местное самоуправление и Конституция Российской Федерации // Журнал российского права, 2019, № 6. С. 11 – 19.
8. Евдокимов В.Б., Конышева Е.Г. О местном самоуправлении: российский и зарубежный опыт (к ориентирам правового регулирования) // Государственная власть и местное самоуправление, 2019, № 2. С. 39 – 41.
9. Ежукова О.А. Предварительные итоги развития конституционной модели местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право, 2018, № 11. С. 17 – 18.
10. Ерохина Т.В. Реформирование статуса городских округов: правовой анализ и оценка эффективности // Государственная власть и местное самоуправление, 2018, № 7. С. 17 – 21.
11. Ефимов Г.А. Разграничение предметов ведения и полномочий «по горизонтали» как способ реализации конституционного принципа разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление, 2019, № 8. С. 7 – 11.
12. Зарубаева Е.Ю., Чердакова Л.А. Некоторые особенности правового регулирования отношений в сфере местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление, 2018, № 10. С. 21 – 23.
13. Козодубов А.А. Реализация форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление, 2019, № 6. С. 14 – 17.
14. Колесников Е.В. Конституция Российской Федерации как основа совершенствования и развития российского законодательства // Государственная власть и местное самоуправление, 2019, № 1. С. 21 – 25.
15. Корабельникова Ю.Л. К вопросу о реализации права населения на определение структуры органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление, 2019, № 7. С. 22 – 23.
16. Малявкина Н.В., Новиков В.Ф. Правовой статус представительного органа местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы, 2019, № 3. С. 37 – 39.
17. Панов Д.С. Муниципальная власть как элемент народовластия // Государственная власть и местное самоуправление, 2018, № 11. С. 41 – 44.
18. Соловьев С.Г. Местное самоуправление в России: самоуправление населения или самоуправление муниципальных чиновников? // Конституционное и муниципальное право, 2018, № 8. С. 21 – 22.
19. Тимофеев Н.С. Тенденции и направления концептуального развития местного самоуправления в России (статья первая) // Конституционное и муниципальное право, 2018, № 10. С. 44 – 47.
20. Хорунжий С.Н. Неправомочность органа или неправомочность состава представительного органа // Государственная власть и местное самоуправление, 2019, № 6. С. 25 – 27.
21. Шастина А.Р. Конституционные нормы о местном самоуправлении в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ // Государственная власть и местное самоуправление, 2019, № 6. С. 12 – 13.
22. Щепачев В.А. Особенности правового статуса выборных должностных лиц органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право, 2018, № 11. С. 9 – 11.