ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЦИУМЕ………………………......…………………………...9
1.1. Сущность понятий безопасное поведение, социум………………………..9
1.2. Задачи, содержание, формы организации ознакомления дошкольников с основами безопасного поведения на дороге в комплексных и парциальных программах……………………………………………………………………….14
1.3. Педагогические условия формирования основ безопасного поведения дошкольников на дороге………………………………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………………32
Глава 2. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИ КОВ В СОЦИУМЕ, НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ……….…………………………………………………………….35
2.1. Анализ начального уровня сформированности знаний о безопасном поведении на дороге, о дорожных знаках детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...35
2.2. Описание опыта работы по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………41
2.3. Анализ результативности проделанной работы.…………………………..54
Выводы по второй главе…………………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………………...63
Актуальность исследования. Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и дети. В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет. Согласно официальной статистике ГИБДД, с начала 2018 года на российских дорогах было зафиксировано 13 030 аварий с участием детей.
Этот результат на 0,1% больше по сравнению с показателем января-августа прошлого года. В этих ДТП травмы получили 14 293 ребёнка, что говорит о приросте на 1,6%; погибло – 432 человека.
Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста. Участие в этом должны принимать и родители, и дошкольное учреждение, которое является самой первой ступенью в системе непрерывного образования.
Дошкольный возраст – это наилучший период способствующих формированию основ безопасного поведения детей в социуме. Подтверждение этим словам мы находим в исследованиях учёных Р.И. Жуковского, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой и др.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования усилен акцент на решение задач образова¬тельной области «Социально-коммуникативное развитие» в образовательном процессе. Одной из главных задач становиться становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также формирование основ безопасной жизнедеятельности.
Основной целью педагогической работы по формированию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку первичные представления о опасных для их жизни ситуаций и научиться правильно вести себя в разнообразных ситуациях.
Однако анализ практической работы педагога с детьми старшего возраста по формированию основ безопасного поведения на дороге выявил, что воспитатель использует для этого не весь арсенал педагогических условий.
Актуальность проблемы определила тему, цель, объект, предмет и задачи нашего исследования.
Тема исследования: «Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в социуме (на примере ознакомления с правилами дорожного движения)».
Цель исследования: охарактеризовать комплекс педагогических условий, способствующих формированию основ безопасного поведения старших дошкольников в социуме (на примере ознакомления с правилами дорожного движения).
Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведения старших дошкольников в социуме.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ безопасного поведения старших дошкольников в социуме (на примере ознакомления с правилами дорожного движения).
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность понятий безопасное поведение, социум;
2) проанализировать задачи, содержание, формы организации ознакомления дошкольников с основами безопасного поведения на дороге в комплексных и парциальных программах;
3) охарактеризовать педагогические условия формирования основ безопасного поведения дошкольников на дороге;
4) провести опытно-экспериментальное исследование по формированию основ безопасного поведения старших дошкольников в социуме, на примере ознакомления с правилами дорожного движения.
Теоретической основой исследования являются научные труды по вопросам формирования навыков безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования:
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, беседа, обобщение опыта.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста показал, что данным вопросом занимались многие ученые, такие как: Н. Н. Авдеева, Л.П. Анастасова, К.Ю. Белая, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимонина, О.Л. Князева, Л.А. Кондрыкинская, И.Ю. Матасова, Р. Б. Стеркина, Л.Г. Татарникова, Л.Л. Тимофеева, Л.Ф. Тихомирова, Т.Г. Хромцова и др.
Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании – это единственная, постоянная система целеустремленной педагогической деятельности, которая обеспечивает соответствующий уровень подготовленности детей в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранение и укрепление своего здоровья. Проанализировав психолого – педагогическую литературу по данной проблеме, мы обозначили, что в нынешнем обществе познания организации работы по развитию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста считается одной из важнейших задач для активного и защищенного человека в будущем, который будет оценивать окружающую среду для полноценного существования в её условиях. Поэтому уже с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении педагоги организуют работу по формированию навыков безопасности.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Поэтому дошкольный возраст благоприятен и очень важен для освоения ими опыта безопасного поведения.
Мы выявили и подробно рассмотрели наиболее значимые психолого – педагогические условия:
- создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОО по формированию безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста;
- вовлечение родителей (законных представителей) в процесс формирования безопасности у дошкольников.
- ещё не хватает условий…….
Данную проблему с детьми дошкольного возраста можно рассматривать через совместную деятельность взрослых и детей, в играх, в иллюстрациях, в беседах, в тренингах, экскурсиях, наблюдениях и т.д.
Эффективно на детей влияет положительный пример взрослого. На примере ребенок учится соблюдать правила дорожного движения, а также формируются привычки безопасного поведения. Поэтому необходимо систематически проводить работу с родителями, используя разнообразные формы работы: анкетирование, консультации, папки-передвижки, родительские собрания, встречи, беседы с инспектором ГИБДД, конкурсы, викторины, развлечения по ПДД совместно с участием детей и родителей.
Исходя, из этого необходимо сделать вывод, что проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста как никогда актуальна в наше время, так как именно в старшем дошкольном возрасте идет полноценное осознание того, что можно делать и чего не стоит делать. Именно основы по безопасности жизнедеятельности помогут сформировать у ребенка правила, которые необходимо соблюдать в непредвиденных ситуациях.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа работы показал следующее: дети стали лучше ориентироваться в ПДД и освоили первоначальные навыки безопасного поведения на улицах города. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что благодаря систематической работе по обучению детей ПДД и формированию навыков безопасного поведения на улицах города, с учетом их возрастных особенностей и через разные виды деятельности дети дошкольного возраста получили знания и навыки, которые помогают и им верно оценить возникшую ситуацию и вести себя соответственно ей. Разработанный цикл мероприятий представляет практическую ценность. Данный материал может быть использован педагогами, родителями для обучения детей дошкольного возраста ПДД и формирования у них навыков безопасного поведения на улицах города.
1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (Дата обращения 04.11.2019)
2. Афонин И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.
3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т. В. Ахутина, // Школа здоровья. – 2015. - Т. 7 №2. – С.21 – 23.
4. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: учебное пособие. / К.Ю. Белая. – СПБ.: Мозаика-Синтез, 2014 - 64 с.
5. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.
6. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
7. Борытко Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2016. - 352 c.
8. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
9. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Л.В. Гаврючина – М.: Академия, 2016. – 130 с.
10. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 377 с.
11. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 410 с.
12. Грязева Ю.В. Формирование представлений о безопасном поведении на дорогах у детей 5 – 7 лет в процессе использования мультфильмов: материалы XIII Международной научно-практической конференции., Москва,10-12мая 2018г. С. 107-111.
13. Дети и дорога: основы безопасности: учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций по обучению детей безопасному участию в дорожном движении / Л.М. Кларина [и др.].– М.: АНО «ЦНПРО», 2014. – 112 с.
14. Детская безопасность [Электронный ресурс] / Официальный сайт Госавтоинспекции «ГУОБДД МВД России», 2007-2016. – Режим доступа: https://xn--90adear.xn--p1ai/about/social/children-safety (Дата обращения 14.11.2019)
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. - СПб.: Питер, 2017. - 480 c.
16. Загвязинский В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
17. Кобзева Т.Г. «Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников» 2018 г. – 219 с.
18. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 719 с.
19. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие. / С. А. Козлова М.: Академия, 2016. – 148 с.
20. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие. / С. А. Козлова М.: Академия, 2016. – 148 с.
21. Козлова С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности / С. А. Козлова Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 2014. – 40 с.
22. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.
23. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности / В. Н. Мошкин. // Основы безопасности жизни. – 2015. – № 7. – С. 12 – 14.
24. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 г. Москва / ООО«НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70467076/ (Дата обращения 20.11.2019)
25. Окружная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] / Портал государственных органов. Администрация Ненецкого автономного округа. 2019. – Режим доступа:http://admnao.ru/gov/soveshatelnye-organy/komissiya-po-obespecheniyu_bdd/ (Дата обращения 18.11.2019)