Введение…………………………………………………………………………...4
1 Конкурентоспособность организации как условие успешной
деятельности в рыночной экономике………………………………………….7
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия……………..7
1.2 Понятие конкурентных преимуществ……………………………………14
1.3 Уровни конкурентоспособности предприятий…………………………..19
1.4 Методика оценки конкурентоспособности торговой фирмы…………..24
2 Анализ конкурентоспособности торговой организации
ООО «Триал Супер Снэк»…………………………………………………….35
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………..35
2.2 Анализ финансовых показателей деятельности…………………………42
2.3 Анализ непосредственного окружения ООО «Триал Супер Снэк»...….51
2.4 Анализ конкурентов……………………………………………………….59
3 Направления стратегии и тактики повышения конкурентоспособности
предприятия……………………………………………………………..……..67
3.1 Тактика совершенствования организационной структуры ……......….67
3.2 Разработка коммуникативной стратегии………………………………...71
Заключение ………………………………………………………………………82
Библиографический список……………………………………………………..85
Приложение А Система финансовых коэффициентов оценки
деятельности предприятия……………………………………..92
Приложение Б Баланс ООО «Триал Супер Снэк» за 2005 г. Ф 1…………….96
Приложение В Баланс ООО «Триал Супер Снэк» за 2005 г. Ф 2…………….98
Приложение Г Положение об отделе маркетинга …………………………....99
Приложение Д Должностная инструкция менеджера по маркетингу………105
Ход рыночных преобразований требует должного учета и целенаправленного использования реальных возможностей конкуренции. Однако связанные с ней проблемы остаются нерешенными и, видимо, всегда будут сложными и далеко не всегда теоретически прозрачными. Как и в прошлом, «одним из наиболее трудных и плохо понимаемых аспектов концепции всеобъемлющих систем является отношение к конкуренции, как к части внешнего окружения организации...» [1].
Под конкуренцией понимается постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, фирм в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. В процессе конкуренции ведется борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, сферы приложения капитала, за превосходство в решающих областях НТП.
В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товара. Конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Конкуренция превращает потребителя в мерило предпринимательской деятельности.
Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется - инновация под давлением конкуренции;
- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) - адаптация под давлением конкуренции.
Находясь в конкурентном окружении, фирмы прибегают к множеству различных форм и методов конкурентной борьбы, зачастую далеко выходящих за пределы традиционной конкуренции продуктом. Однако значение и роль конкуренции продуктом в общей конкурентной борьбе фирмы не уменьшается. Более того, именно конкуренция продуктом в конечном счете является решающей для долгосрочного выживания фирмы.
События последних нескольких лет показали, что одной из самых актуальных проблем национальной экономики нашей страны является проблема конкурентоспособности производимой продукции. Наряду с этой проблемой на первый план выходит проблема адекватной оценки конкурентоспособности продукции, с помощью которой можно постоянно отслеживать положение товара на рынке. Для того, чтобы точно определить реальный уровень конкурентоспособности того или иного товара, необходимо использовать адекватные и научно обоснованные методы его оценки.
Выполнить поставленную задачу невозможно без предварительного рассмотрения того, что представляет собой товар как объект рынка, и в чем состоит сущность такого явления как конкурентоспособность.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ конкурентоспособности предприятия и определение путей повышения конкурентоспособности.
Объектом выпускной квалификационной работы является торговое предприятие ООО «Триал Супер Снэк».
Предметом исследования является процесс оценки конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- провести теоретический анализ методологических подходов к определению понятие конкурентоспособности и факторов, влияющих на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать конкурентоспособность исследуемого предприятия;
- разработать и предложить мероприятия, направленные на совершенствование работы по повышению конкурентоспособности предприятия.
Теоретической основой исследования послужили учебные пособия Демидова В.Е., Долинской М.Г., Завьялова П.С., Литвиненко А.Н., Лифшица И. М., Соловьевой И.Н., Фатхутдинова Р.А., а также аналитические статьи отраслевых журналов.
Цель и задачи дипломной работы определили ее структуру. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность, цели и задачи дипломной работы.
Первая глава посвящена теоретическому анализу методологических подходов к определению понятия конкурентоспособности предприятия и методов ее оценки.
Во второй главе проводится анализ конкурентоспособности предприятия, взятого за объект исследования.
В третьей главе предлагаются пути совершенствования работы по повышению конкурентоспособности предприятия.
Для наглядности излагаемого материала дипломная работа сопровождается рисунками, схемами, таблицами.
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающее такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.д. По мере развития производительных сил общества, совершенствования технологических производственных процессов, вовлечения в производственные процессы новаций происходило насыщение рынка товарами и услугами, вследствие чего усиливалось соперничество между производителями за рынки сбыта и ресурсов. Успех сопутствовал производителям, способным предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам потребителей. В обиход делового общения вошло понятие «конкурентоспособность товара». Соперничество за рынки сбыта и ресурсов потребовало дальнейшего совершенствования не только технологических, но и организационных процессов производства. Рациональное управление производством становится важнейшим фактором получения прибыли, особенно если речь идет о функционировании крупной компании. Создание современного менеджмента позволило крупным компаниям адекватно реагировать на изменяющееся внешнее окружение бизнеса, максимально удовлетворять клиентов в их потребительских запросах, оперативно реагировать на новационные явления в техническом прогрессе, максимизировать использование трудовых ресурсов с сохранением социального баланса в обществе, умение работать в различных культурных средах. Все это привело к тому, что конкуренция на товарных рынках динамично усиливалась.
В настоящее время трудно представить себе какую-либо сферу человеческой деятельности, где не существовало бы непрерывной конкурентной экономической борьбы. Значит, ни один тип конкурентного преимущества (или их комплекс) не будет достаточным или долговременным, если производитель не сумеет: во-первых, защитить себя от проникновения на свой рынок соперников, во-вторых, своевременно предусмотреть изменения рыночной конъюнктуры; в-третьих, оценить свои возможности адекватно отреагировать на изменившееся состояние рынка; и, наконец, провести мероприятия подстройки внутрикорпоративных отношений под изменившиеся рыночные условия.
Выпускная квалификационная работа была посвящена анализу конкурентоспособности торгового предприятия. Для достижения поставленных задач в первой части работы был проведен теоретический анализ понятия конкурентоспособности и выявлены факторы, влияющие на её состояние. Результаты проведенного анализа дают основание утверждать, что конкуренция обладает следующими определяющими признаками:
1) проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления (эксплуатации);
2) является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.);
3) служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции, экономического закона, выражающего объективность категорий конкуренции (состязательности) между субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними, обусловливает проблемы федерального и регионального уровней.
В практической части выпускной квалификационной работы был выполнен анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Триал Супер Снэк». Проведенная экспертная оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Триал Супер Снэк» выявила следующее:
- предприятие сохраняет лидирующие позиции в конкурентной борьбе по таким направлениям, как товарная и сбытовая политика;
- утрачены лидирующие позиции по такому важному параметру конкурентоспособности, как ценообразование;
- предприятие испытывает проблемы с развитием коммуникации, как во внешней, так и во внутренней среде, и не рассматривается в качестве серьезного конкурента в конкурентной борьбе.
На основании проведенного анализа в третьей части выпускной квалификационной работы был разработан перечень предложений, направленных на совершенствование конкурентоспособности предприятия. В частности, было предложено реорганизовать организационную структуру предприятия, поскольку в настоящее время структура системы управления не соответствует предъявляемым к ней требованиям.
Также были предложены мероприятия по формированию коммуникативной стратегии. В предложенном перечне особо было выделено предложение по организации рекламной кампании и оценке эффективности рекламных мероприятий.
Таким образом, все поставленные в начале работы задачи выполнены.
1. Азрилиян А. Н., Азрилиян О. М., Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 24. 8 тыс. терминов. - М: Институт новой экономики, 2002
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М: Центр экономики и маркетинга, 2006
3. Альбеков А. У., Митько О. А. Коммерческая логистика: Учебное пособие - Ростов: Феникс, 2002
4. Алихашкина Е. Исследование партнёров: выбор и оценка источников поставки. // Практический маркетинг. - 2004. - № 3
5. Алексеев А.А. Определение удовлетворенности потребителей свойствами товара при выведении новых товаров на рынок и модернизации старых // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2003. - № 3
6. Андриенко Е.В. Социальная психология. — М.: Академия, 2000
7. Ассель Генри. Маркетинг: принципы и стратегия. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА – М, 2002
8. Андреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 2004
9. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для ВУЗов / Г. Л. Багиев, В.М. Тарасевич., Х. Анн; Под общ. ред. Г. Л. Багиева. – М.: Экономика, 2001
10. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2005
11. Баранчеев В. Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятий // Маркетинг. - 2004. - № 5
12. Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. - № 2
13. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. - № 5
14. Бердникова Т.Б.: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности – М.: Инфра – М, 2003
15. Бидихова И.С. Методика оценки конкурентоспособности товара. Сб. // Ломоносовские чтения. - 2003
16. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Тандем, ЭКМОС, 2005
17. Бочарова Т.И.: Как повысить конкурентоспособность организации? // Управление персоналом. – 2003. - № 5
18. Брун М. Национальный индекс удовлетворенности клиентов: построение и использование // Проблемы теории и практики управления. — 1999. — № 4
19. Буяльская А.К., Салий В.В. Конкурентоспособность товара, ее оценка. – Новосибирск, 2003
20. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. – Минск.: Новое время, 2004
21. Вершигора Е.Е.: Менеджмент – М.: Инфра – М, 2003
22. Виханский О.С. - Стратегическое управление - М.: Гардарики, 2003
23. Воронов А.А.: Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - № 4
24. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. – М.: Азимут-центр, 2002
25. Гельвановский М. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, и макроуровневом измерениях // Русский экономический журнал. — 2005. - № 3
26. Глухов А.Н. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. - 1999. - № 2
27. Глушков А. Выживание в конкурентной среде. // РИСК. – 2004. - №2
28. Годин А.М. Маркетинг: Учебное пособие.- М.: Прогресс, 2003
29. Голубков Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002 - № 2
30. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. — М.: Финпресс, 2000
31. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Дело, 2005
32. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — 2-е издание. — М.: Финпресс, 2003
33. Голубков Е.П. Исследование и анализ рыночной ситуации. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - № 3
34. Горькова Т.И., Шаповалов Г.А.: Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - № 7
35. Гибас. Деловые отношения с покупателями: успешная торговля и маркетинг в бизнесе. – М., ЮНИТИ, 2005
36. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. СПб., 1999
37. Гребнев E.T., Новиков Д.Т., Захаров А.Н. Анализ конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - № 3
38. Дихтль Е., Хёршген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова; Под ред. И.С.Минко. - М.: Высшая школа, 2005
39. Еленева Ю.Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «Предпринимательское дело»: Дис. канд. техн. наук. — М., 1999
40. Ефимов В.С.: Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - № 2
41. Зайцев Л.Г., Соколова М.И.: Стратегический менеджмент – М.: Юристъ, 2002
42. Зверинцев А.Б. Коммуникативный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. - СПб: Союз.1997
43. Зуб А.Т.: Стратегический менеджмент: теория и практика – М.: Аспект-Пресс, 2002
44. Канг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика. — М.: Прогресс, 1982
45. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. Кн. 2. — М.: АОЭТ, 2006
46. Ковалев В.В.: Анализ хозяйственной деятельности предприятия// В.В. Ковалева, О.Н. Волкова – М.: Проспект, 2004
47. Ковалев В.В.: Финансовый анализ: методы и процедуры – М.: Финансы и статистика, 2002
48. Козлов Е.Н. Товар и товарная политика.// Экономика строительства. – 2003. - № 1
49. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. - 2-е европ. изд. - СПб.: Издат. дом «Вильямс», 1998
50. Коммерческое товароведение и экспертиза: Уч. пособие для ВУЗов / Г. А. Васильев, Л. И. Ибрагимов, Н. Г. Нагапетьянц и др.; Под ред. Г. А. Васильева и Н. А. Нагапетьянца. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004
51. Кротков А.М., Еленева Ю.Я.: Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - № 6
52. Круглова Н.Ю.: Стратегический менеджмент// Н.Ю. Круглова, М.И. Круглов – М.: РДЛ, 2003
53. Куликов Г. Факторы народнохозяйственной конкурентоспособности японской экономики // Российский экономический журнал. - 2002. - № 1
54. Люк М. Чего не хватает российскому менеджменту? // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 4
55. Магура М.И., Курбатова М.Б.: организация работы по обучению персонала // Управление персоналом. – 2004. - № 1
56. Макконел Кемпбелл Р., Брю Л. Стенли. Экономикс. - Т. 1. - Таллинн, 2002
57. Максимова И.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. - 2004. - № 3
58. Маракулин М.В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - № 1
59. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур// Риск. – 1999. - № 4
60. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 1999
61. Наволоцкая Г.И.: Механизм действия закона конкуренции на рынок человеческого капитала в модели его конкурентоспособности // СПО. – 2002. - № 12
62. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельно¬сти предприятий торговли. - Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», №4 – 2000
63. Нищев С.К. Анализ конкурентного положения // Теория и практика маркетинга. – 2003. - № 4
64. Огородов С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей. // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 1