Повышение конкурентоспособности торговой организации на примере ООО «Триал Супер Снэк»
|
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Конкурентоспособность организации как условие успешной
деятельности в рыночной экономике………………………………………….7
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия……………..7
1.2 Понятие конкурентных преимуществ……………………………………14
1.3 Уровни конкурентоспособности предприятий…………………………..19
1.4 Методика оценки конкурентоспособности торговой фирмы…………..24
2 Анализ конкурентоспособности торговой организации
ООО «Триал Супер Снэк»…………………………………………………….35
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………..35
2.2 Анализ финансовых показателей деятельности…………………………42
2.3 Анализ непосредственного окружения ООО «Триал Супер Снэк»...….51
2.4 Анализ конкурентов……………………………………………………….59
3 Направления стратегии и тактики повышения конкурентоспособности
предприятия……………………………………………………………..……..67
3.1 Тактика совершенствования организационной структуры ……......….67
3.2 Разработка коммуникативной стратегии………………………………...71
Заключение ………………………………………………………………………82
Библиографический список……………………………………………………..85
Приложение А Система финансовых коэффициентов оценки
деятельности предприятия……………………………………..92
Приложение Б Баланс ООО «Триал Супер Снэк» за 2005 г. Ф 1…………….96
Приложение В Баланс ООО «Триал Супер Снэк» за 2005 г. Ф 2…………….98
Приложение Г Положение об отделе маркетинга …………………………....99
Приложение Д Должностная инструкция менеджера по маркетингу………105
1 Конкурентоспособность организации как условие успешной
деятельности в рыночной экономике………………………………………….7
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия……………..7
1.2 Понятие конкурентных преимуществ……………………………………14
1.3 Уровни конкурентоспособности предприятий…………………………..19
1.4 Методика оценки конкурентоспособности торговой фирмы…………..24
2 Анализ конкурентоспособности торговой организации
ООО «Триал Супер Снэк»…………………………………………………….35
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………..35
2.2 Анализ финансовых показателей деятельности…………………………42
2.3 Анализ непосредственного окружения ООО «Триал Супер Снэк»...….51
2.4 Анализ конкурентов……………………………………………………….59
3 Направления стратегии и тактики повышения конкурентоспособности
предприятия……………………………………………………………..……..67
3.1 Тактика совершенствования организационной структуры ……......….67
3.2 Разработка коммуникативной стратегии………………………………...71
Заключение ………………………………………………………………………82
Библиографический список……………………………………………………..85
Приложение А Система финансовых коэффициентов оценки
деятельности предприятия……………………………………..92
Приложение Б Баланс ООО «Триал Супер Снэк» за 2005 г. Ф 1…………….96
Приложение В Баланс ООО «Триал Супер Снэк» за 2005 г. Ф 2…………….98
Приложение Г Положение об отделе маркетинга …………………………....99
Приложение Д Должностная инструкция менеджера по маркетингу………105
Ход рыночных преобразований требует должного учета и целенаправленного использования реальных возможностей конкуренции. Однако связанные с ней проблемы остаются нерешенными и, видимо, всегда будут сложными и далеко не всегда теоретически прозрачными. Как и в прошлом, «одним из наиболее трудных и плохо понимаемых аспектов концепции всеобъемлющих систем является отношение к конкуренции, как к части внешнего окружения организации...» [1].
Под конкуренцией понимается постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, фирм в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. В процессе конкуренции ведется борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, сферы приложения капитала, за превосходство в решающих областях НТП.
В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товара. Конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Конкуренция превращает потребителя в мерило предпринимательской деятельности.
Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется - инновация под давлением конкуренции;
- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) - адаптация под давлением конкуренции.
Находясь в конкурентном окружении, фирмы прибегают к множеству различных форм и методов конкурентной борьбы, зачастую далеко выходящих за пределы традиционной конкуренции продуктом. Однако значение и роль конкуренции продуктом в общей конкурентной борьбе фирмы не уменьшается. Более того, именно конкуренция продуктом в конечном счете является решающей для долгосрочного выживания фирмы.
События последних нескольких лет показали, что одной из самых актуальных проблем национальной экономики нашей страны является проблема конкурентоспособности производимой продукции. Наряду с этой проблемой на первый план выходит проблема адекватной оценки конкурентоспособности продукции, с помощью которой можно постоянно отслеживать положение товара на рынке. Для того, чтобы точно определить реальный уровень конкурентоспособности того или иного товара, необходимо использовать адекватные и научно обоснованные методы его оценки.
Выполнить поставленную задачу невозможно без предварительного рассмотрения того, что представляет собой товар как объект рынка, и в чем состоит сущность такого явления как конкурентоспособность.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ конкурентоспособности предприятия и определение путей повышения конкурентоспособности.
Объектом выпускной квалификационной работы является торговое предприятие ООО «Триал Супер Снэк».
Предметом исследования является процесс оценки конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- провести теоретический анализ методологических подходов к определению понятие конкурентоспособности и факторов, влияющих на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать конкурентоспособность исследуемого предприятия;
- разработать и предложить мероприятия, направленные на совершенствование работы по повышению конкурентоспособности предприятия.
Теоретической основой исследования послужили учебные пособия Демидова В.Е., Долинской М.Г., Завьялова П.С., Литвиненко А.Н., Лифшица И. М., Соловьевой И.Н., Фатхутдинова Р.А., а также аналитические статьи отраслевых журналов.
Цель и задачи дипломной работы определили ее структуру. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность, цели и задачи дипломной работы.
Первая глава посвящена теоретическому анализу методологических подходов к определению понятия конкурентоспособности предприятия и методов ее оценки.
Во второй главе проводится анализ конкурентоспособности предприятия, взятого за объект исследования.
В третьей главе предлагаются пути совершенствования работы по повышению конкурентоспособности предприятия.
Для наглядности излагаемого материала дипломная работа сопровождается рисунками, схемами, таблицами.
Под конкуренцией понимается постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, фирм в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. В процессе конкуренции ведется борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, сферы приложения капитала, за превосходство в решающих областях НТП.
В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товара. Конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Конкуренция превращает потребителя в мерило предпринимательской деятельности.
Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется - инновация под давлением конкуренции;
- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) - адаптация под давлением конкуренции.
Находясь в конкурентном окружении, фирмы прибегают к множеству различных форм и методов конкурентной борьбы, зачастую далеко выходящих за пределы традиционной конкуренции продуктом. Однако значение и роль конкуренции продуктом в общей конкурентной борьбе фирмы не уменьшается. Более того, именно конкуренция продуктом в конечном счете является решающей для долгосрочного выживания фирмы.
События последних нескольких лет показали, что одной из самых актуальных проблем национальной экономики нашей страны является проблема конкурентоспособности производимой продукции. Наряду с этой проблемой на первый план выходит проблема адекватной оценки конкурентоспособности продукции, с помощью которой можно постоянно отслеживать положение товара на рынке. Для того, чтобы точно определить реальный уровень конкурентоспособности того или иного товара, необходимо использовать адекватные и научно обоснованные методы его оценки.
Выполнить поставленную задачу невозможно без предварительного рассмотрения того, что представляет собой товар как объект рынка, и в чем состоит сущность такого явления как конкурентоспособность.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ конкурентоспособности предприятия и определение путей повышения конкурентоспособности.
Объектом выпускной квалификационной работы является торговое предприятие ООО «Триал Супер Снэк».
Предметом исследования является процесс оценки конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- провести теоретический анализ методологических подходов к определению понятие конкурентоспособности и факторов, влияющих на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать конкурентоспособность исследуемого предприятия;
- разработать и предложить мероприятия, направленные на совершенствование работы по повышению конкурентоспособности предприятия.
Теоретической основой исследования послужили учебные пособия Демидова В.Е., Долинской М.Г., Завьялова П.С., Литвиненко А.Н., Лифшица И. М., Соловьевой И.Н., Фатхутдинова Р.А., а также аналитические статьи отраслевых журналов.
Цель и задачи дипломной работы определили ее структуру. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность, цели и задачи дипломной работы.
Первая глава посвящена теоретическому анализу методологических подходов к определению понятия конкурентоспособности предприятия и методов ее оценки.
Во второй главе проводится анализ конкурентоспособности предприятия, взятого за объект исследования.
В третьей главе предлагаются пути совершенствования работы по повышению конкурентоспособности предприятия.
Для наглядности излагаемого материала дипломная работа сопровождается рисунками, схемами, таблицами.
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающее такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.д. По мере развития производительных сил общества, совершенствования технологических производственных процессов, вовлечения в производственные процессы новаций происходило насыщение рынка товарами и услугами, вследствие чего усиливалось соперничество между производителями за рынки сбыта и ресурсов. Успех сопутствовал производителям, способным предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам потребителей. В обиход делового общения вошло понятие «конкурентоспособность товара». Соперничество за рынки сбыта и ресурсов потребовало дальнейшего совершенствования не только технологических, но и организационных процессов производства. Рациональное управление производством становится важнейшим фактором получения прибыли, особенно если речь идет о функционировании крупной компании. Создание современного менеджмента позволило крупным компаниям адекватно реагировать на изменяющееся внешнее окружение бизнеса, максимально удовлетворять клиентов в их потребительских запросах, оперативно реагировать на новационные явления в техническом прогрессе, максимизировать использование трудовых ресурсов с сохранением социального баланса в обществе, умение работать в различных культурных средах. Все это привело к тому, что конкуренция на товарных рынках динамично усиливалась.
В настоящее время трудно представить себе какую-либо сферу человеческой деятельности, где не существовало бы непрерывной конкурентной экономической борьбы. Значит, ни один тип конкурентного преимущества (или их комплекс) не будет достаточным или долговременным, если производитель не сумеет: во-первых, защитить себя от проникновения на свой рынок соперников, во-вторых, своевременно предусмотреть изменения рыночной конъюнктуры; в-третьих, оценить свои возможности адекватно отреагировать на изменившееся состояние рынка; и, наконец, провести мероприятия подстройки внутрикорпоративных отношений под изменившиеся рыночные условия.
Выпускная квалификационная работа была посвящена анализу конкурентоспособности торгового предприятия. Для достижения поставленных задач в первой части работы был проведен теоретический анализ понятия конкурентоспособности и выявлены факторы, влияющие на её состояние. Результаты проведенного анализа дают основание утверждать, что конкуренция обладает следующими определяющими признаками:
1) проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления (эксплуатации);
2) является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.);
3) служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции, экономического закона, выражающего объективность категорий конкуренции (состязательности) между субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними, обусловливает проблемы федерального и регионального уровней.
В практической части выпускной квалификационной работы был выполнен анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Триал Супер Снэк». Проведенная экспертная оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Триал Супер Снэк» выявила следующее:
- предприятие сохраняет лидирующие позиции в конкурентной борьбе по таким направлениям, как товарная и сбытовая политика;
- утрачены лидирующие позиции по такому важному параметру конкурентоспособности, как ценообразование;
- предприятие испытывает проблемы с развитием коммуникации, как во внешней, так и во внутренней среде, и не рассматривается в качестве серьезного конкурента в конкурентной борьбе.
На основании проведенного анализа в третьей части выпускной квалификационной работы был разработан перечень предложений, направленных на совершенствование конкурентоспособности предприятия. В частности, было предложено реорганизовать организационную структуру предприятия, поскольку в настоящее время структура системы управления не соответствует предъявляемым к ней требованиям.
Также были предложены мероприятия по формированию коммуникативной стратегии. В предложенном перечне особо было выделено предложение по организации рекламной кампании и оценке эффективности рекламных мероприятий.
Таким образом, все поставленные в начале работы задачи выполнены.
В настоящее время трудно представить себе какую-либо сферу человеческой деятельности, где не существовало бы непрерывной конкурентной экономической борьбы. Значит, ни один тип конкурентного преимущества (или их комплекс) не будет достаточным или долговременным, если производитель не сумеет: во-первых, защитить себя от проникновения на свой рынок соперников, во-вторых, своевременно предусмотреть изменения рыночной конъюнктуры; в-третьих, оценить свои возможности адекватно отреагировать на изменившееся состояние рынка; и, наконец, провести мероприятия подстройки внутрикорпоративных отношений под изменившиеся рыночные условия.
Выпускная квалификационная работа была посвящена анализу конкурентоспособности торгового предприятия. Для достижения поставленных задач в первой части работы был проведен теоретический анализ понятия конкурентоспособности и выявлены факторы, влияющие на её состояние. Результаты проведенного анализа дают основание утверждать, что конкуренция обладает следующими определяющими признаками:
1) проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления (эксплуатации);
2) является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.);
3) служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции, экономического закона, выражающего объективность категорий конкуренции (состязательности) между субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними, обусловливает проблемы федерального и регионального уровней.
В практической части выпускной квалификационной работы был выполнен анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Триал Супер Снэк». Проведенная экспертная оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Триал Супер Снэк» выявила следующее:
- предприятие сохраняет лидирующие позиции в конкурентной борьбе по таким направлениям, как товарная и сбытовая политика;
- утрачены лидирующие позиции по такому важному параметру конкурентоспособности, как ценообразование;
- предприятие испытывает проблемы с развитием коммуникации, как во внешней, так и во внутренней среде, и не рассматривается в качестве серьезного конкурента в конкурентной борьбе.
На основании проведенного анализа в третьей части выпускной квалификационной работы был разработан перечень предложений, направленных на совершенствование конкурентоспособности предприятия. В частности, было предложено реорганизовать организационную структуру предприятия, поскольку в настоящее время структура системы управления не соответствует предъявляемым к ней требованиям.
Также были предложены мероприятия по формированию коммуникативной стратегии. В предложенном перечне особо было выделено предложение по организации рекламной кампании и оценке эффективности рекламных мероприятий.
Таким образом, все поставленные в начале работы задачи выполнены.



