Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Киево-Печерский патерик: житийная и историческая составляющие……………………………………………………………………..5
Глава 2. Жанровые особенности Киево-Печерского патерика……………….14
Глава 3. Печатные издания Киево-Печерского патерика……………………..18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...25
Актуальность исследования. Современная наука не располагает монографическим исследованием истории одного из самых типичных для литературы средневековья жанров, каким является патерик. Создание подобного труда - дело будущего, которое по силам только "ученой дружине", но начинать его надо сейчас и с малого - изучения отдельных памятников, чтобы затем обратиться к проблемам поэтики и эволюции жанра.
Историю русской патерикографии открывает патерик Киево-Печерского монастыря, литературный памятник редкой судьбы. Первая попытка древнерусских писателей создать произведение в жанре "отечника" оказалась успешной, вызвав в дальнейшем ряд переработок и подражаний. По степени распространения ни один русский патерик не мог соперничать с Киево-Печерским: число выявленных редакций памятника приближается к десяти, а количество списков измеряется сотнями. Киево-Печерский патерик привлекал к себе внимание не одного поколения ученых самого разного профиля: историков, литературоведов, лингвистов, этнографов, искусствоведов, философов, - ...
Патерик - жанр объединяющий, включающий в свой состав произведения малой формы. Жанровая разнородность составляющих сборник текстов - устойчивая примета патерика, в его переводном и русском вариантах. Определить "жанровое лицо" сборника, в состав которого могло входить от нескольких десятков (Киево-Печерский) и сотен (Синайский) до более тысячи глав (Азбучно-Иерусалимский), безусловно, трудно. Издатели Синайского патерика (В.С.Голышенко и В.Ф.Дубровина) сводят форму сочинения то "к ряду отдельных сказаний", то к "сборнику разнообразных новелл". Если для И.П.Еремина "Лавсаик" (одна из частей Египетского патерика) - свод "повестей" о жизни египетских отшельников, то С.САверинцев видит в книге византийского церковного писателя Палладия (ок. 364 - ок. 430), более десяти лет подвизавшегося в Египте, а потом ставшего епископом города Еленополя в ...
1. Александров А.В. Образный мир агиографической словесности. Одесса, 1997.
2. Антонова М.В., Семенюк Ю.В. Общие принципы композиционного строения славяно-русских переводных житий Киевского периода [Текст]// Ученые записки Орловского государственного университета. – 2008. – №1. – С.147-155.
3. История русской литературы. / Под ред. Пруцкова Н.И. – В 4-х томах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/160882
4. Конявская Е. Л. Древнейшие редакции Киево-Печерского патерика //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 1 (23). С. 32–45.
5. Кусков В.В. Древнерусские предания (XI-XVI вв.). — М.: Советская Россия, 1982. — 368 с.
...