Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: дети старшего дошкольного возраста ДБДОУ №197, г. Барнаула. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 6 до 7 лет с диагнозом задержка психического развития .
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ И ЕЕ РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМАЛЬНЫМ И ЗАДЕРЖАННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ 6
1.1. Характеристика задержки психического развития как типа дизонтогенеза 6
1.2 Развитие вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста в норме 9
1.3 Характеристика состояния вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 14
1.4 Обзор методик исследования особенностей вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 20
2.1 Организация, цель, задачи и методы исследования 20
2.2 Содержание исследования 21
2.3 Анализ состояния вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Одним из наиболее актуальных направлений научных исследований ЗПР является продолжение изучения памяти, играющей ключевую роль в познавательной деятельности человека и, соответственно, в его обучении.
М.С. Певзнер, утверждает, что недостатки произвольного запоминания у детей с ЗПР, приводят к трудностям в дошкольном обучении. А также, утверждает, что процесс воспроизведения зависит от качества запоминания и сохранения. При моментальном и отсроченном воспроизведении, у детей с ЗПР обнаруживаются изменения, привнесения нового материала, причем при отсроченном воспроизведении ошибок встречается больше.
Отмечается так же, что у детей с ЗПР зрительная память преобладает над словесной, это и определило актуальность нашего исследования.
Таким образом, выбранная тема «Изучение особенностей вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» на сегодня является актуальной.
Объектом исследования в работе выступает память у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Предмет исследования – особенности вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
- подобрать и проанализировать литературу по проблеме особенностей вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- подобрать методики исследования вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- скомплектовать экспериментальную группу детей с ЗПР;
- провести экспериментальное исследование особенностей вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы;
- оформить материалы исследования в виде курсовой работы.
Методы исследования: теоретические, включающие поиск, анализ, классификацию и систематизацию психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а так же практические, включающие наблюдение, тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: дети старшего дошкольного возраста ДБДОУ №197, г. Барнаула. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 6 до 7 лет с диагнозом задержка психического развития (далее – ЗПР).
Курсовая работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Исходя из понятия памяти как ряда последующих психических процедур запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, можно отметить, что память является важным психическим процессом, состоящего из ряда взаимосвязанных внутренних операций. При этом учитывается состав мнемических действий и процедур, зависимость продуктивности памяти от того, какой уровень занимают задачи и способы запоминания или воспроизведения, сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности.
Память является одним из важнейших психических процессов. С ее помощью человек хранит воспринятую информацию, обогащает свой чувственный и эмоциональный опыт, расширяет имеющиеся знания, совершенствует навыки и умения, воспроизводит различные события. Словесная память – это память, которая отвечает за способность человека запоминать различную информацию, предоставляемую в словесной форме.
У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются недостатки как произвольного, так и непроизвольного вербального запоминания. Сниженная познавательная активность старших дошкольников с ЗПР является одной из основных причин недостаточной продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания. Проведенные исследования показали, что старшие дошкольники с ЗПР хуже воспроизводят словесный материал, им нужно намного больше времени на его припоминание, чем нормально развивающимся сверстникам. Наибольшее число ошибок, связанных с особенностями работы вербальной памяти старших дошкольников с ЗПР, приходится на репродукции, полученные после молчаливого прослушивания материала. Этот способ недоступен для старших дошкольников с ЗПР.
Экспериментальное исследование позволило заключить, что вербальная память старших дошкольников с ЗПР характеризуется тем, что дети данной категории в процессе запоминания не подключают такие процессы познавательной деятельности, как мышление и восприятие. В процессе применения диагностической методики старшие дошкольники с ЗПР не воспроизводят предложенные слова, не объясняют их значения, не опираются на имеющийся опыт и знания. Вербальная память старших дошкольников с ЗПР носит кратковременный характер. Было отмечено, что в старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР вербальная память превращается в особую деятельность, цель которой – запомнить конкретный материал. С помощью взрослых старший дошкольник с ЗПР активно начинает использовать простейшие приёмы запоминания. Запомнить картинки старшему дошкольнику с ЗПР легче, чем в словесную информацию.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. «Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей» (принята Всемирной конференцией по образованию для всех 9.03.1990). Режим доступа: http://www.un.org/ru/events/literacy/dakar.htm.
2. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805;fld=13 4;dst=1000000001,0;rnd=0.9661930259578762
3. «Декларация социального прогресса и развития» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 11.12.1969). Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901739164.
4. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб.пособие / Л. Н. Блинова. – Москва : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
6. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – Москва : Государственное социально-экономическое издательство Ленинград – 215 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Изд-во Юрайт, 2016. – 199 с.
8. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика [Текст] : учеб. пособие / К. М. Гуревич ; под ред. Е. М. Борисовой. – Москва : Изд-во УРАО, 2007. – 286 с.
9. Дьякова, М. И. Онтогенез памяти [Текст] / М. И. Дьякова. – Москва : АСТ, 2014. – 145 с.
10. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание [Текст] / П. И. Зинченко. – М., 1961. – 478 с.
11. Истомина, З. М Развитие памяти : Учебно-методическое пособие [Текст] / З. М. Истомина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 455 с.
12. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии [Текст] :учеб.пособие для студ. сред. уч. зав. / Л. В. Кузнецовой. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с
13. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвитие речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. – 160 с.
14. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст] / В.В. Лебединский. – Москва : Издательство Московского университета, 2004. – 186 с
15. Левина, Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей [Текст] / Р. Е. Левина // Дефектология. – 1975. – № 2. – С. 12-16.
16. Левченко, И. Ю. Особенности памяти старших дошкольников с ЗПР [Текст]/ И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина // Коррекционная педагогика. – 2017. – №2. – С. 5-12.
17. Лурия, А. Р. Механизмы памяти [Текст] / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 412 с.
18. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] : Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. / А.А. Люблинская. – Москва : Просвещение, 1971. – 416 с.
19. Немов, Р. С. Психология [Текст] : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. / Р. С. Немов. – Москва : Владос, 2018. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
20. Основы специальной психологии [Текст] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л. В. Кузнецовой. – Москва : Академия, 2002. – 480 с
21. Певзнер, М. С. О детях с отклонением в развитии [Текст] / М. С. Певзнер, Т.А. Власова. – Москва : Наука, 1985. – 245 с.
22. Селезнева, Е. Н. Комплексное сопровождение развития старших дошкольников с ЗПР [Текст] / Е. Н. Селезнева // Открытый урок : методики, сценарии и примеры. – 2017. – № 9. – С. 68-71.
23. Славина, Л. С. Практикум по специальной психологии [Текст] / Л. С. Славина. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 241 с.
24. Тараканова, А. А. Специфические особенности мыслительных операций у старших дошкольников с ЗПР [Текст] / А. А. Тараканова // Сибирский педагогический журнал, 2018. – № 5. – С. 139-145.
25. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
26. Шадриков, В. Д. Мнемические способности : Развитие и диагностика [Текст] / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. – Москва : Педагогика, 2012. – 176 с.
27. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л. С. Цветкова. – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 304 с.