Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самооценка младших школьников из полных и неполных семей

Работа №78972

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы30
Год сдачи2020
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Теоретико-методологические основы исследования самооценки младших школьников из полных и неполных семей……………………………………..7
1.1 Понятие и виды самооценки…………………………………………………7
1.2 Психологические особенности младших школьников…………………..11
1.3 Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка……………….13
2 Анализ эмпирических исследований по проблеме самооценки младших школьников из полных и неполных семей……...……………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...29


Проблема исследования. В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Современное направление образования в нашей стране ориентировано на признание права обучающегося на реализацию своей индивидуальности и всестороннее развитие здоровой, самостоятельной и творческой личности. По Федеральному государственному образовательному стандарту одним из условий развития личности, способной к самоактуализации и готовой к высокой социальной мобильности, выступает адекватная самооценка. В педагогическом словаре самооценка представлена как важный регулятор поведения любого человека.
Актуальность развития адекватной самооценки подчеркивается во многих нормативных документах. Так, в Федеральном законе «Об образовании в РФ» указано, основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, в том числе развитие нравственных убеждений, культуры межличностного и межэтнического общения, способности к социальному самоопределению и самопознанию, навыков рефлексии, инструментом которых является самооценка. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из первых и важных задач в сфере личностного развития и воспитания обучающихся является формирование способности к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению.
Самооценка является системообразующим ядром «Я-концепции», которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка обуславливает динамику и направленность развития субъекта, характер взаимоотношений, психологический климат в коллективе.
Однако, на протяжении всего периода становления личности, самооценка постоянно видоизменяется и под воздействием различных источников варьируются от заниженной до завышенной. Наиболее сензитивным периодом изменений самооценки является младший школьный возраст, когда усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, младший школьник начинает под воздействием оценочных суждений учителей, сверстников и родителей, а также вследствие личностного кризиса оценивает реальные результаты своей деятельности и себя ниже, чем в действительности. Поэтому именно в младшем школьном возрасте требуется своевременная разработка и принятие мер по оптимизации самооценки.
Соответственно, одним из центральных направлений современного образовательного процесса становится формирование у младшего школьника представления о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т.е. оптимизация самооценки
Однако современная образовательная система не имеет практических пособий и апробированных программ по оптимизации самооценки в период ее изменений в младшем школьном возрасте, отвечающих современным условиям развития общества и государства. Следовательно, возникает противоречие между необходимостью коррекции завышенной и заниженной самооценки в младшем школьном возрасте и недостаточным количеством научно-обоснованных рекомендаций по организации данного процесса. Данный резонанс обуславливает актуальность выбранной нами проблемы – оптимизации самооценки в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что самооценка младших школьников из полных семей будет более адекватной, чем самооценка младших школьников из неполных семей.
Объектом нашего исследования выступает самооценка младших школьников.
Предмет исследования - самооценка младших школьников из полных и неполных семей.
Цель исследования - изучить особенности самооценки младших школьников из полных и неполных семей.
Для достижения цели требуется выполнить ряд задач:
1. рассмотреть понятие самооценки, ее виды;
2. проанализировать психологические особенности младших школьников;
3. рассмотреть особенности влияния полных и неполных семей на ребенка.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных психологов. Так, в зарубежной психологии проблеме самооценке посвящены работы Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, Э. Эриксона, К. Роджерса. В трудах отечественных психологов разработка данной проблематики представлена в исследованиях Л.В. Бороздиной, Т.В. Галкиной, Т.В. Дембо, А.А. Деркач, Е.В. Зинько, Т.В. Корниловой, О.Н. Молчановой, С.Р. Пантелеева, А.М. Прихожан, С.Я. Рубинштейн, К.Р. Сидорова, В.В. Столина, А.Т. Фатуллаевой. Несмотря на различные подходы к определению самооценки учеными были рассмотрены вопросы онтогенеза самооценки, ее структура, виды, функции и закономерности развития.
В работе были использованы методы теоретического исследования – систематизация, теоретический анализ литературы, синтез, составление библиографии, реферирование, цитирование.
Этапы исследования:
I этап: подготовительный. Осуществлялся подбор литературы, постановка целей, задач, определение объекта, предмета исследование, формулировка гипотезы.
II этап: основной. Проводилась систематизация полученной при теоретическом анализе проблемы информации.
III этап: заключительный. Анализировались полученные в ходе написания работы данные, проводилось литературное оформление курсовой работы.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в систематизации и сравнительном анализе теоретических концепций самооценки младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Эмпирической базой исследования послужили научные статьи по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы и предложения.
Младший школьный возраст — это период обучения ребенка в начальных классах. Возрастной диапазон младшего школьника от 7-11 лет. В этот период ребенок обладает огромными резервами развития. Как пишет В. В Давыдов, младший школьный возраст, это особый период в жизни ребенка, когда он начинает заниматься социально значимой, общественно-оцениваемой учебной деятельностью [7]. Для формирования полноценной личности ребенка, в семье обязательно должны быть мать и отец. От матери дети получают ласку, доброту, чуткость к людям, нежность. А от отца стремление к достижению целей, силу воли, мужество. Воспитание в неполных семьях, в неблагополучных семьях, наносят огромный вред в воспитании детей. У ребенка увеличивается общее количество неврозов, истерик, растет пугливость, панические атаки, падает успеваемость.
Наличие обоих родителей, несомненно, выступает важным условием воспитания и развития ребенка. Взаимоотношения в семье являются примером для подражания. Исследования, проведенные Д.В. Берко, доказывают, что стили воспитания детей в семье оказывают огромное влияние на формирование ребенка [2].
Семья не только дарит ребенку жизнь, но и дает первый социальный опыт. На становление личности ребенка влияют родители, важно чтобы маленький человек воспитывался в приятной и доброжелательной атмосфере, без конфликтов и разногласий родителей в методах и стилях воспитания. Таким образом. Следует сделать выводы, о том, что семья и атмосфера внутрисемейных отношений, является решающим фактором становления личности ребенка. От того, как родители относятся к ребенку, от удовлетворения его психологических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его самовосприятие и отношение к окружающим людям. В начальной школе, когда в жизни ребенка происходят существенные перемены, необходимо тесное сотрудничество в системе «педагог-родители-дети», что способствует положительному влиянию на становление личности ребенка.
В доказательство приведенных доводов нами были проанализированы научные статьи разных авторов, проводивших эмпирические исследования по теме работы.



1. Батюта М.Б., Сидорина Е.В. Особенности влияние стиля семейного воспитания на уровень самооценки младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80948 (дата обращения: 13.04.2020).
2. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: канд. психол. наук: 19.00.13 / Д. В. Берко. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 20 с.
3. Бороздина Л.В. Самооценка и психометрический интеллект в прогнозе эффективности учебной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 3. С. 22 – 24.
4. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №1. С. 47 – 49.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
6. Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2011. 312 с.
7. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка // Вестник практической психологии образования. 2012. № 4. С. 78–79.
8. Деркач А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития // Мир психологии. 2008. 214 с.
9. Зинько Е.В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 2007. № 6. С. 11 – 14.
10. Зинько Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук. М., 2007. 185 с.
11. Комкова Е.И. Сравнительная характеристика социально-психологических качеств младших школьников из полной и неполной семей / Е.И. Комкова, А.А. Кушнер // Инновационные образовательные технологии. — 2012. — № 3 (31). — С. 44—48.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. 176 с.
13. Молчанова О.Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности // Мир психологии. 2011. №1. С. 22 – 24.
14. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии//Мир психологии. 2006. № 2. С. 14 – 17.
15. Станкин М.И. Психология самооценки//Специалист. 2005. №7. С. 19 – 21.
16. Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Ивенских И.В. Влияние родительского общения и структуры семьи на самооценку младшего школьника // Педагогика и психология образования. 2017. № 3. С. 179 – 188.
17. Фатуллаева А.Т. Самооценка как основа личностного становления младшего школьника // Среднее профессиональное образование (СПО). Школа Педагога. 2009. № 6. С. 14 – 17.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ