Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тольятти в количестве 5 учащихся 1 «Б» класса.
Есть приложения (методические материалы).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 4
1 Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 7
1.1 Основные характеристики младшего школьного возраста 7
1.2 Понятие воображения и его типы 11
1.3 Развитие воображения в онтогенезе 15
2 Исследование развития воображения младших школьников 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования особенностей развития воображения 24
2.3 Рекомендации педагогам по развитию воображения младших школьников 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А 34
Приложение Б 35
В настоящее время нет сформированной педагогической системы исследования процесса развития воображения у младших школьников, что можно рассматривать как проблему, для которой требуется поиск решения.
Структура характеристик воображения как самостоятельной понятие в педагогической литературе не описывается. Отсутствуют разработанные методики развития воображения, не описаны требуемые педагогические условия, в которых были бы учтены психофизиологические возможности младших школьников.
Приведенные выше доводы свидетельствуют о недостаточной изученности темы исследования, что и обусловило ее выбор.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности развития воображения у младших школьников.
Объектом исследования: является процесс воображения.
Предметом исследования является особенности развития воображения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить основные характеристики младшего школьного возраста.
2. Раскрыть понятие воображения и его виды.
3. Охарактеризовать особенности развития воображения в онтогенезе.
4. Выявить уровень развития воображения у младших школьников.
4. Разработать рекомендации по развитию воображения у младших школьников.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующий эксперимент, статистическая обработка полученных результатов.
База исследования – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тольятти школа № _____ в количестве 5 учащихся 1 «Б» класса.
Практическое значение исследования связано с возможностью активного применения результатов исследования в сфере развития воображения у младших школьников.
Структура работы определяется обозначенными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложения.
Воображением называется процесс преобразования представлений, которые отражают реальную действительность и создания на этой основе нового представления. Процесс воображения всегда неразрывно связан с памятью и мышлением.
Деятельность воображения очень тесно связана с эмоциональными переживаниями личности. Представляя желаемое, у человека возникают позитивные чувства, а мечта о счастливом будущем в определенной ситуации может вывести его из крайне негативного состояния, отвлекает от ситуации, происходящей в настоящий момент, позволяет проанализировать происходящее и дает возможность переосмысления значимости ситуации для будущего. Следовательно, воображению принадлежит весьма существенная роль в регуляции человеческого поведения.
Считается, что физиологическая основа воображения ‒ это актуализация распад, перегруппировка и объединение нервных связей в новые системы. Так возникают образы, которые не совпадают с прежним опытом, а также не оторваны от него. Сложный, непредсказуемый характер воображения и его связь с эмоциями дают основание предположить, что физиологически оно связано не только с корой, но и с более глубокими структурами мозга. Образ, возникающий в процессе воображения, не может возникнуть из ничего.
Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения младших школьников позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Анализ понятий «воображения» позволили привести сравнительный анализ различных подходов к трактовке данных понятий. С учетом современных подходов рассматривалось развитие воображения младших школьников.
Анализ исследований психологов и педагогов (Я.А Каменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, А. Лилов, В.Н. Шацкая, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Сакулина, В.А. Сухомлинский, Т.С. Комарова, Т.Г. Козакова и др.) позволяет выделить показатели и критерии (оригинальность воображения; гибкость воображения; скорость воображения; глубину и проработанность; вариативность воображения) развития воображения младших школьников, на основании которых проводился педагогический эксперимент.
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что невысокие показатели уровня воображения младших школьников обусловлены следующими особенностями педагогической практики: отсутствуют педагогические условия развития воображения младших школьников; недостаточная методическая подготовленность по проведению уроков изобразительной деятельности. Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует, что младшие школьники имеют трудности и им необходима педагогическая помощь.
На основе результатов констатирующего эксперимента, а также исследований в области становления и развития воображения младших школьников, нами были разработаны уроки изобразительной деятельности по росписи дымковской игрушки
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
2. Бондарева О. С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 697-700.
3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю.Венгер // Дошкольное воспитание. 2010. ‒ №11. ‒ стр. 3238.
4. Ветлугина Н. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. – 1965. – № 5. – С.6-10.
5. Выготский Л. С. Детская психология // Собрание сочинений в 6-ти т., Т 4. ‒ М, 1984.‒ 432 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С.Выготский. –М.: Просвещение, 2005. – 93с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 671 с.
8. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2004. – 512 с.
9. Гостар, А. А. Формирование замещающей функции у дошкольников с задержкой психического развития с использованием конструирования / А. А. Гостар, Т. Ю. Очковская, С. А. Величко// Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 76-81.
10. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. – 264 c.
11. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. – М.: ЛКИ, 2016. – 202 c.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер Ком, 2013. – 368 с.
13. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин.. – СПб.: Питер, 2012. – 448 c.
14. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985-193с.
15. Мандель, Б.Р Педагогика: Учебное пособие / Б.Р Мандель. – М.: Флинта, 2014. – 288 c.
16. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/ Под редакцией Т.С.Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006-143с
17. Рыбаченко А. Б., Барба М. Ф., Харсекина Е. В. Теоретические основы воображения, его виды и функции // Образование и воспитание. – 2016. – №5. – С. 79-83.
18. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений / А.В. Усова. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994. – 23 с.
19. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 576 c.