Введение 3
1 Сведения о клиенте 4
2 Описание методик исследования 4
3 Анализ результатов исследования 6
4 Сравнительный анализ методик 12
Заключение 14
Список использованных источников 17
Тема данной работы «Сравнительный анализ результатов использования диагностических методик, направленных на характеристику качеств личности».
Данная проблема актуальна в связи с тем, что в процессе проведения диагностики практикующие психологи сталкиваются с проблемой выбора соответствующих методик, которые позволяли бы наиболее полно формулировать выводы по итоговым результатам исследования. В настоящее время психологической наукой накоплен большой комплекс диагностических инструментов, в том числе и для изучения личностных качеств человека. Каждый из психологов выбирает соответствующие методики, исходя из условий проведения диагностики, поставленной проблемы, количества испытуемых и других определяющих факторов. Сравнительный анализ в работе психолога позволяет ориентироваться на существующие методы, что, в свою очередь, облегчает процесс выбора при определенных условиях, диагностических методик.
Проблема исследования заключается в проведении сравнительного анализа результатов использования диагностических методик, направленных на характеристику качеств личности.
Цель – сравнительный анализ результатов применения диагностических методик, направленных на характеристику качеств личности.
Задачи:
1. Отбор диагностических методик и их применения.
2. Анализ результатов применения диагностических методик.
3. Сравнить результатов использования диагностических методик, направленных на характеристику качеств личности.
4. Сформулировать выводы по результатам анализа.
Результаты по методике Р. Кеттелла 16 PF расширяют список личностных качеств клиента, за счет описание не только отношение его к себе и своей личности, но и отношения к окружающим людям. Клиент имеет адекватную самооценку своего возраста, общителен, активен в установлении контактов, внимателен в отношении к людям, готов к сотрудничеству, а также эмоционально устойчив к изменениям, восприимчив к переменам, к новым идеям, старается вникнуть в сущность идей, склонен к эксперименту в жизни, не склонен к морализированию, свободно мыслит. Базовыми качествами в структуре личностных черт являются «робость – смелость», «эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность», «подчиненность – доминантность». Высокое значение по фактору С – эмоциональная стабильность указывает на способность противостоять неблагоприятным факторам. Респондент эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособен, может быть ригидным в определенных ситуациях, ориентирован на реальность, не задевают досадные мелочи. Высокие значение по фактору F указывает на преобладание в структуре характера такого качества личности, как сдержанность, устойчивость к стрессовым ситуациям. Респонденту свойственны такие личностные особенности как общительность и открытость в установлении контактов, приспособляемость, устойчивость и невозмутимость, соблюдение общественных моральных норм.
Результаты по методике MMPI тест – СМИЛ 566 Л.Н. Собчик доказывают, что клиент наделен приведенными выше личностными качествами. При этом, список расширяется за счет характеристики уровня «эмоциональной лабильности» клиента, которая мешает ему в общении с окружающими, прежде всего, коллегами. Поэтому, в качестве результата по методике делается вывод о том, что клиенту не рекомендуется занимать руководящие должности, а также выбирать сферу профессиональной деятельности типа «человек – человек».
1. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/41.html
2. MMPI тест – СМИЛ 566, Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. / Методика Миннесотский многоаспектный личностный опросник. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psycabi.net/testy/472-smil-566-mmpi-test-metodika-minnesotskij-mnogoaspektnyj-lichnostnyj-oprosnik-standartizirovannyj-mnogofaktornyj-metod-issledovaniya-lichnosti-sobchik-l-n
3. Тест Кеттелла 16 PF (Форма А). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/2/09.html