Проведен анализ за 2018-2020 годы.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПОНЯТИЕ И ЕЕ РОЛЬ 5
1.1 Понятие государственного сектора 5
1.2 Роль и значение государственного сектора, государственной формы собственности 7
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ В РФ: ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 11
2.1 Практика и тенденции управления государственной собственностью в РФ 11
2.2 Проблемы регулирования развития государственной формы собственности 15
Заключение 24
Список использованных источников 26
Приложения 28
Государственный сектор представляет собой своеобразный механизм воздействия на экономику. Частные предприятия не могут в полной мере обеспечить эффективное функционирование рыночной экономики, поддерживать должный уровень конкуренции на рынке, обеспечивать развитие национальной экономики в целом.
Актуальность исследования обоснована необходимостью трансформации государственного управления в соответствии с современными требованиями цифровизации и информатизации общества. Несмотря на важность государственного сектора в экономике, его развитие сталкивается с рядом проблем. Во-первых, имеется целый ряд неточностей в системе правового регулирования и понятийного аппарата. Система распределения полномочий также нуждается в уточнении и совершенствовании. Во-вторых, существенной проблемой является недостаток квалифицированных кадров. Третья проблема – необходимость адаптации системы государственного управления к современным условиям цифровизации общества. Все это обеспечит эффективную реализацию целей и задач государственного сектора в развитии экономики, будет способствовать развитию национальной экономики в целом.
Целью курсовой работы является исследование влияния государственной формы собственности на рыночную экономику.
Для реализации поставленной цели требуется решить следующий ряд задач:
1. Определить понятие государственного сектора и изучить его структуру.
2. Оценить роль и значение государственной формы собственности в развитии рыночной экономики.
3. Проанализировать государственную форму собственности в России.
4. Исследовать проблемы и перспективы развития государственной формы собственности в России.
Объект исследования – государственная форма собственности в РФ.
Предмет исследования – проблемы развития государственного сектора в РФ.
При выполнении работы были использованы метод анализа, синтеза, сравнительного анализа, метод наблюдения и описания. Для представления отдельных данных был использован графический и табличный методы, что повышает наглядность анализируемых показателей, способствует восприятию и пониманию терминов и закономерностей развития государственной формы собственности.
Информационной базой для написания работы стали учебники и учебные пособия по макроэкономике, а также статьи, опубликованные в периодических изданиях таких авторов как Ю.Л. Аулов, В.В, Курченков и других.
Практическая значимость исследования заключается в определении проблем и перспектив применения государственной формы собственности в России.
Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников. Основная часть состоит из двух глав.
Государственная форма собственности функционирует наряду с частной, под государственной формой собственности понимают имущество, которое принадлежит государству. Государственная форма собственности необходима, несмотря на стремительное развитие частного сектора. Она обеспечивает экономический рост и развитие, стимулирует конкуренцию, создает благоприятные условия для развития национальной экономики в целом. Государственный сектор обеспечивает те возможности развития национальной экономики, которые частный сектор никогда не сможет создать. Государственная форма собственности необходима в тех отраслях, где присутствует централизованное управления, в отраслях науки.
Разные исследователи в области макроэкономики изучали степень влияния государственного сектора и государственной формы собственности на развитие и становление национальной экономики. Приватизация в значительной степени сократила число предприятий государственной формы собственности, однако нисколько не уменьшила их роль и влияние на развитие национальной экономики. Государственный сектор включает в себя органы государственного управления и корпорации. Каждый элемент оказывает значительное влияние на развитие национальной экономики, конкурентоспособность страны, инвестиционную привлекательность, рынок и условия труда.
Аналитические сведения, сформированные на основании данных, представленных в Росстат, позволяют сделать вывод о том, что число предприятий государственной формы собственности на протяжении последних лет снижается. Фактически Министерство финансов РФ разработало план по сокращению числа компаний с государственным участием до 2025 года. Это является одной из основных причин сокращения организаций государственной формы собственности. Проводится полномасштабная приватизация, которая предусматривает передачу большинства государственных предприятий в частные руки. Ожидается, что поступления в федеральный бюджет от продажи госсобственности в 2021 году составят 3,6 млрд рублей ежегодно. В 2020 году в России насчитывается 1465 госкомпаний. Согласно документу в 2021 году их число сократится до 1319, в 2022 году – до 1187, в 2023 году – до 1068. В результате к 2025 году в стране должно остаться 961 предприятие с государственным участием.
Ежегодно должно быть передано более 100 государственных предприятий в частные руки. Однако, несмотря на данную тенденцию, также требуется оптимизация системы регулирования государственного сектора. Необходимо совершенствовать систему правового регулирования, внести точность в некоторые термины и понятия.
Крайне важным аспектом совершенствования работы должно стать повышение качества работы предприятий государственной формы собственности. Государственные служащие нуждаются в повышении собственного уровня квалификации, развития навыков и компетенций. Необходимо формировать положительный имидж государственного служащего в глазах населения. Немаловажным аспектом развития является применение цифровых технологий, что повышает как качество работы государственного сектора, так и создает возможности для его инновационного развития.
1 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ ( с изм. и доп. от 03.10.2021 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 15 января 1996 г. – №3. –Ст. 145
2 Аулов, Ю.Л. Роль государства в экономике общественного сектора / Ю.Л. Аулов // Инновационное развитие науки и образования: сб. науч. статей. – Пенза,2021. – С. 44–47
3 Багаева, М.В. Право собственности государственных корпораций / М.В. Багаева // Корпоративный юрист. – 2020. – №5. – с. 12–19
4 Герсонская, И.В. Российский государственный сектор экономики: проблемы и перспективы развития: сб. науч. статей. – Гомель,2020. – С. 44–47
5 Дьячкова, А. В. Экономика общественного сектора : [учеб. пособие] / А. В. Дьячкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 166 с.
6 Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика -1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2018. - 920 c.
7 Золотарчук, В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: Инфра-М, 2019. - 352 c.
8 Ивасенко, А.Г. Макроэкономика (для бакалавров) / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КноРус, 2018. - 159 c.
9 Ильяшенко, В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2019. – 416 c.
10 Капканщиков, С.Г. Макроэкономика: Учебник / С.Г. Капканщиков. - М.: КноРус, 2018. – 370 c.
11 Киселева, Е.А. Макроэкономика. экспресс-курс / Е.А. Киселева. - М.: КноРус, 2018. - 544 c.
12 Козлов, С.В. Государственно-корпоративный сегмент российской экономики: проблемы управления / С.В. Козлова // Вестник института экономики Российской Академии наук. – 2020. – №6. – с. 95–11
13 Курченков, В.В. Значение и роль государственного сектора в развитии современной российской экономики / В.В. Курченков // Региональная экономика. Юг России. – 2020. – №2. – С. 16–24
14 Тарасова, Д.А. О существующих проблемах и путях их решения в сфере управления государственной собственностью в Российской Федерации / Д.А. Тарасова // Актуальные вопросы устойчивого развития России в контексте ключевых целей национальных проектов: сб. науч. статей. – Челябинск,2020. – С. 166–169
15 Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: Уч. / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: Инфра-М, 2019. - 384 c.
16 Юсупов, К.Н. Региональная экономика (для бакалавров) / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов,Таймасо . — М.: КноРус, 2019. — 272 c.
17 Энгель, О.О. Перспективы использования цифровых платформ в государственном секторе российской экономики / О.О. Энгель // Синергия науки. – 2021. – № 13. – С. 334–336
18 Официальный сайт ПАО «Открытие». План приватизации на 2020-2022 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal.open-broker.ru/investments/plan-privatizacii-na-2020-2022-gody/
19 Компании с государственным участием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/kompanii-s-gosudarstvennym-uchastiem-skol-ko-ikh
20 Росстат: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru