Одним из основных направлений деятельности современных коммерческих банков является обслуживание юридических лиц. Юридические лица выступают теми клиентами, которые приносят банкам значительные суммы доходов, а операции в их отношении характеризуются умеренными рисками; обслуживание юридических лиц дает возможность банкам увеличивать ресурсную базу за счет остатков средств на их счетах, а также за счет срочных депозитов; юридические лица выступают крупными и более надежными заемщиками, чем физические лица.
ПАО «Сбербанк России» осуществляет обслуживание юридических лиц на протяжении многих лет, считая данное направление важным, в первую очередь, в целях формирования кредитного и депозитного портфеля. В состав клиентов банка входят юридические лица, работающие в разных отраслях экономики, различающиеся по масштабам бизнеса, организационно-правовым формам и типам собственности.
Целью контрольной работы является осуществление анализа обслуживания юридических лиц в ПАО «Сбербанк России».
Задачами контрольной работы выступают:
1. Рассмотреть направления обслуживания юридических лиц в ПАО «Сбербанк России»;
2. Проанализировать показатели обслуживания юридических лиц в ПАО «Сбербанк России» на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности и годовых отчетов банка.
Объектом исследования выступает ПАО «Сбербанк России». Предметом исследования выступают показатели обслуживания юридических лиц в ПАО «Сбербанк России». Период исследования охватывает 2018-2020 гг.
Информационной основой работы выступили информационные материалы, бухгалтерская (финансовая) отчетность и годовые отчеты ПАО «Сбербанк России».
ПАО «Сбербанк России» осуществляет обслуживание юридических лиц в отношении трех категорий клиентов: субъекты малого бизнеса, корпоративные клиенты и финансовые организации. Направлениями обслуживания клиентов являются: расчетно-кассовое обслуживание, кредитное обслуживание, депозитное обслуживание, обслуживание внешнеэкономической деятельности и сервисы дополнительного обслуживания.
При установлении состава продуктов и услуг для каждой категории клиентов банк руководствуется масштабами и типами бизнеса клиента, особенностями той сферы, в которой работает клиент. При обслуживании малых предприятий банк устанавливает стандартизированные условия, а при обслуживании корпоративных клиентов и финансовых организаций банк ориентирован на индивидуальные условия обслуживания.
Количество юридических лиц, находящихся на обслуживании в ПАО «Сбербанк России», выросло в 2018-2020 гг. на 18,94% или на 0,43 млн. – с 2,27 до 2,70 млн. клиентов. Более 80% от общего количества клиентов являются пользователями онлайн-каналов обслуживания.
Объем кредитного портфеля юридических лиц в ПАО «Сбербанк России» в 2018-2020 гг. имел нестабильную динамику: в 2019 г. снизился на 8,19%, а в 2020 г. вырос на 15,05%. Факторами, определившими снижение в 2019 г., выступили: падение спроса клиентов на инвестиционное кредитование в банке и ужесточение требований банка к кредитоспособности заемщиков. Одним из факторов, обеспечивших прирост в 2020 г., стало участие банка в кредитных программах поддержки бизнеса, пострадавшего от пандемии. Наибольший удельный вес занимают кредиты, выданные на финансирование текущей деятельности организаций.
Депозитный портфель юридических лиц в 2018-2020 гг. имел также нестабильную динамику: в 2019 г. он снизился на 4,85%, а в 2020 г. вырос на 25,28%. Факторами, определившими снижение в 2019 г., стали отзыв клиентами части срочных депозитов из банка, некоторое падение спроса на открытие новых депозитов, снижением средней суммы размещаемых средств. Прирост депозитов в 2020 г. определен увеличением размещения средств в виде срочных депозитов, а также остатков средств на счетах. С точки зрения структуры депозитного портфеля наибольшее значение имеют срочные депозиты юридических лиц, занимающие более 50% в общем показателе. Но в результате высокого прироста средства до востребования увеличили долю в депозитном портфеле с 35,32% в 2018 г. до 43,48% в 2020 г.
Финансовые результаты обслуживания юридических лиц в 2018-2020 гг. характеризовались снижением процентных доходов на 7,35%, что можно связать с уменьшением объемов кредитования юридических лиц в 2019 г. и снижением процентных ставок по кредитным продуктам. Комиссионные доходы банка, напротив, выросли на 12,24%. В частности, это связано с увеличением количества клиентов, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании.
Процентные расходы от обслуживания юридических лиц в банке выросли на 84,08%. Источником данных расходов выступали средства клиентов – срочные и до востребования. Их увеличение, а также периодическое повышение банком процентных ставок, привело к росту расходов. Комиссионные расходы банка также выросли – в 2,5 раза, в первую очередь, в части обслуживания расчетных счетов и платежных карт.