ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Сущность понятия «региональное развитие» 6
1.2 Методы стратегического планирования регионального развития 16
1.3 Государственное регулирование развития регионов Российской
Федерации 29
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 35
2.1 Особенности основных мероприятий в рамках стратегии развития
республики 35
2.2 Тенденции социально-экономического развития 40
2.3 Проблемы, препятствующие реализации концепции социально-экономического развития 52
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 60
3.1 Предложения по совершенствованию реализации стратегии 60
3.2 Внедрение наземного метро для развития Казанской агломерации 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ
В Российской Федерации региональное стратегическое планирование рассматривается в качестве нового метода повышения эффективности государственного управления региональным развитием.
Значимым фактором, определяющим необходимость повышения и усовершенствования эффективности государственного управления в данной сфере, полагается исчерпанность прошлой государственной политики регионального развития РФ, базирующейся на идеях сокращения различий и выравнивания уровней социального и экономического развития регионов.
В федеративном государстве, каким является Россия, задачи государственного управления региональным развитием решаются как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Актуальность работы обусловлена тем, что рыночная система обусловлена повышением роли и значимости территориального регулирования в социально-экономическом развитии всей страны. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но без активного вовлечения в данный процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования, дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны.
Формирование эффективной системы стратегического планирования и регулирования развития региона необходимо для становления экономической основы стратегического планирования развития региона и проведения активной политики по его социально-экономическому развитию.
Важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территорий, а также механизмы их достижения и реализации определяются стратегическим планом.
Объектом изучения данной работы является экономика Республики Татарстан, а предметом - стратегическое планирование развития Республики Татарстан.
Во время изучения применялись следующие методы:
- анализ;
- сравнение;
- измерение.
Цель дипломной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования регионального развития.
Для достижения цели дипломной работы необходимо выполнение следующих задач:
1) рассмотреть сущность понятия «региональное развитие»;
2) изучить методику стратегического планирования регионального развития;
3) рассмотреть государственное регулирование регионального развития Российской Федерации;
4) охарактеризовать особенности основных мероприятий, проводимых в рамках стратегии республики;
5) провести анализ динамики показателей социально-экономического развития РТ;
6) проанализировать эффективность стратегического планирования регионального развития;
7) выявить основные проблемы социально-экономического развития.
Теоретической основой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам социально-экономического развития, стратегического планирования, регионального развития. Среди них можно отметить Ильина И.Н., Курнышева В.В., Попова Р.А., Меркулова Ю.В. и Бухвальда Е.М. и другие.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка
литературы.
Во введении обоснована актуальность и практическая значимость работы, определены ее цель и задачи.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты стратегического планирования регионального развития.
Во второй главе проведен анализ основных мероприятий в рамках стратегии Татарстан 2030, тенденции социально-экономического развития РТ, проблемы, связанные с реализацией стратегии социально-экономического развития республики.
В третьей главе предложены пути по совершенствованию реализации стратегии и проект наземного метро для развития Казанской агломерации.
В заключении сделаны выводы по работе и представлены основные рекомендации по усовершенствованию стратегии.
В Российской Федерации региональное стратегическое планирование рассматривается в качестве нового инновационного метода повышения эффективности государственного управления региональным развитием.
Региональная политика согласно Указу Президента РФ «Об основных положениях региональной политики» - это механизм реализации основных целей и задач по управлению социальным, экономическим и политическим развитием регионов страны осуществляемая органами государственной власти.
Стратегическое планирование регионального развития - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды, определения стратегических идей, имеющих конкурентные преимущества, с дальнейшим выбором на её основе сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития.
В свою очередь, представление любого региона РФ в качестве взаимосвязанных макроподсистем позволяет в перспективе спроектировать новую систему управления, а также осуществлять системный анализ региона в зависимости от масштаба управления, производственного и кадрового потенциала, состава населения и рыночной инфраструктуры. Тогда основой регионального планирования должна служить обоснованное формирование целей и критериев.
Стратегия развития региона должна базироваться на теории программно-целевого управления предусматривающую правильную постановку стратегических (глобальных) и тактических (локальных) целей, а также критериев их достижения - количественных показателей, определяющих меру или состав оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами) развития региона.
Основной целью стратегии социально-экономического развития «Татарстан-2030» является конкурентоспособный устойчивый регион.
Данная цель развернута в нескольких направлениях, а именно: человеческий капитал; пространство; рынки; институты; инновации и информация; природные ресурсы и финансовый капитал.
Для обеспечения реализации всех мероприятий за период 2016 - 2030 годов общий объем финансовых ресурсов, направляемых на инвестиции в основной капитал, составит 16 трлн.рублей.
На сегодняшний день в Республике Татарстан, несмотря на сохранение геополитической напряженности и режима санкций, по основным макроэкономическим показателям наблюдается стабильная положительная динамика роста экономики, превышающая среднероссийские тенденции.
Республика Татарстан по основным макроэкономическим показателям традиционно входит в число регионов-лидеров Российской Федерации. По объему ВРП республика занимает 6 место среди субъектов Российской Феде-рации, сельскому хозяйству и объему инвестиций в основной капитал - 3 место, промышленному производству и строительству - 5 место.
На протяжении последних лет Татарстан стабильно входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов, что обусловлено сочетанием высокого инвестиционного потенциала и низкого инвестиционного риска.
Передовое законодательство, современная инновационная инфраструктура и активная государственная поддержка обеспечили формирование в республике инновационной системы и благоприятных условий для постоянного наращивания инновационной активности. Как результат в 2016 году Татарстан занял первое место в рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации.
В ходе исследовательской работы были выявлены проблем, связанные с реализацией стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, были сопоставлены плановые и фактические показатели по годам их реализации и были выявлены некоторые отклонения, которые в будущем будут устраняться. Также на сегодняшний день обостряются проблемы пространств, в которые направляются отходы жизнедеятельности.
В Татарстане имеется большой пространственный потенциал развития, сохранены экологически чистые зоны и имеется относительно развитая транспортная инфраструктура.
Наличие трех узлов развития региона, каждый из которых обладает своей спецификой, позволяет построить схему внутреннего и внешнего сотрудничества и здоровой конкуренции, привлекательную для инвестиций всех уровней.
Регион имеет хороший институциональный фундамент в виде отлажен-ной системы управления территориями. Однако необходимы существенное повышение квалификации кадров, обновление технологий управления, настройка на решение перспективных задач развития в опережающем режиме. Потеря системы пространственного планирования, произошедшая в постсоветский период, подмена ее территориальным планированием и землеустройством - один из серьезных недостатков управления, сдерживающий развитие всех систем жизнедеятельности.
Также были выявлены проблемы в сфере инноваций и высшего образования и предложены пути их решений.
Для совершенствования социально-экономической стратегии и развития Казанской агломерации в части транспортного развития нами был предложен проект создания наземного метро связывающего железнодорожную станцию «Казань-2» и жилищный комплекс «Салават Купере» с перспективой его дальнейшего строительства до города Зеленодольск.
Главной целью нашего проекта является обеспечение быстрым и доступным общественным транспортом ЖК «Салават Купере» и близлежащих районов города Казани.
Нами была рассчитана примерная общая сметная стоимость проекта по ценам 2016 года. Основными разделами проекта являются строительно-монтажные работы(СМР), проектно-исследовательские работы(ПИР) и сдача-приемка объекта.
Сметная стоимость работ составит около 7 230,9 млн.рублей. Для справки: стоимость одной станции подземного метро обходится в 4-5 млрд.рублей.
Было предложено два варианта строительства наземного метро:
1-ый вариант «Северный» - пролегающий через ТЭЦевскую улицу - п. Осиново - окраина п. Залесный с расстоянием 14,3 км;
2-ой вариант «Южный» - пролегающий вдоль железнодорожного полотна - озерная система Лебяжье - окраина п. Залесный с расстоянием 14,2 км.
Также нами был сделан SWOT-анализ проекта, в котором приведены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы проекта.
Нами также были выявлены риски, причины их появления, триггеры и последствия их появления при строительстве наземного метро.
Была рассчитана мера риска и на ее основе построена матрица «Вероятность/воздействие». На основе матрицы сделано ранжирование рисков и представлены способы реагирования на каждый риск.
Окупаемость проекта. Учитывая то, что проект имеет больше социальную направленность, а не экономическую, нами был проведен расчет социально-экономической эффективности.
Касательно социальной эффективности следует отметить, что реализация данного проекта обеспечит транспортную доступность между ЖК «Салават Купере» и «Казань-2» до 2023 года, разгрузив Горьковское шоссе.
Жители ЖК «Салават Купере» и часть населения Казани, близко живущие к будущему наземному метро, получат возможность пользоваться быстрым и доступным транспортом, что в результате увеличит транспортную мобильность населения.
Таким образом, реализация и совершенствование стратегии социально-экономического развития региона является одной из приоритетных задач в сфере региональной политики руководства Республики Татарстан.
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Утвержд. Постановление Правительства Российской Федерации № 172-ФЗ от 28.06.2014г.
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Утвержд. Постановление Правительства Российской Федерации № 442-ФЗ от 28.12.2013г.
3. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. Утвержд. Постановление Правительства Республики Татарстан №40-ЗРТ от 17.06.2015г.
4. МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. (в ред. Приказа Минрегиона России от 01.06.2012 № 220, Приказа Минстроя России от 16.06.2014 № 294/пр)
Учебники и учебные пособия:
5. Александрова А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
6. Андреев А.В. Региональная экономика. / А.В. Андреев. - СПб.: Питер, 2013. - 464 c.
7. Андреев А.В. Региональная экономика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. - СПб.: Питер, 2014. - 375 c.
8. Белокрылова О.С. Региональная экономика и управление: Учебное пособие / О.С. Белокрылова, Н.Н. Киселева, В.В. Хубулова. - М.: Альфа¬М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 с.
9. Ермошина Г.П. Региональная экономика: Учебное пособие / Г.П. Ермошина; Под ред. В.Я. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 576 c.
10. Ильина И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.Н. Ильина, К.С. Леонард, Д.Л. Лопатников и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.
11. Карелина И.А. В кн.: Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т.: учебник для бакалавриата и магистратуры - 2-е изд. Перераб. и доп. Т. 2 М.: Юрайт,2017. С. 165-191.
12. Кузнецов Н.Г. Региональная экономика. Демографическая и миграционная политика (для бакалавров): Учебное пособие / Н.Г. Кузнецов. - М.: КноРус, 2013. - 176 c.
13. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: Учебное пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. - М.: КноРус, 2013. - 272 c.
14. Маршалова А.С. Управление экономикой региона / А.С. Маршалова, А.С. Новоселов. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2014. - 404 с.
15. Носова С.С. Региональная экономика (для бакалавров) / С.С. Но-сова. - М.: КноРус, 2013. - 272 с.
16. Невская Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Невская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 542 с.
17. Петрухина Е.В. Особенности и закономерности стратегического планирования инновационного развития регионов// Фундаментальные исследования. - 2013. - №4 (Ч. 3). - С. 710-714.
18. Попов Ю.П. Региональная экономика. Природно-ресурсные и эко-логические основы (для бакалавров) / Ю.П. Попов. - М.: КноРус, 2013. - 320 с.
19. Растова Ю.И. Федеральные округа России. Региональная экономика (для бакалавров): Учебное пособие / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. - М.: КноРус, 2013. - 360 c.
20. Селищева Т. А. Региональная экономика (для бакалавриата): Учебник / Селищева Т.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 470 с.
21. Смирнова О.О. Государственное стратегическое планирование. Термины и определения //Сборник. Материалы Всероссийской конференции молодых ученых по вопросам государственного стратегического планирования "Форум молодых стратегов", Москвы, 20 мая 2015 г. // М., Издательство МНЭПУ, 2015 г.
22. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
23. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 666 с.
24. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 463 с.
25. Региональное планирование: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 342 с.
26. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 527 с.
27. Региональная экономика и пространственное развитие. В 2 т. Т. 1. Региональная экономика. Теория, модели и методы : учебник для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. Л. Э. Лимонова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 397 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
28. Региональное управление и территориальное планирование: Учебник / Р.А. Попов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288с.
29. Стратегия и проблемы регионального развития России в XXI веке / под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева. - М.: «Экономика». 2014. - 415 с.
30. Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. - 503 с.
Статьи в периодических изданиях:
31. Бухвальд Е.М. «Вытянет» ли стратегическое планирование российскую экономику? // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 8-9. С. 9¬26.
32. Бухвальд Е.М. Система стратегического планирования как ключевой инструмент модернизации российской экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2014. № 3. С. 10-16.
33. Бухвальд Е.М. Система стратегического планирования как ключевой инструмент модернизации российской экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2014. № 3. С. 10-16.
34. Глигич-Золотарева М.В. Старые проблемы и новые подходы к стратегическому планированию в России // Федерализм. 2014. № 3. С. 83-94.
35. Печкина Е. В. Методы и инструменты стратегического планирования регионального развития // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 78-80.
36. Прохоров В.Н., Смирнова О.О. Реализация задач государственного стратегического планирования на основе математического инструментария - как важнейший фактор повышения эффективности государственного управления и обеспечения национальной безопасности России // журнал "Наука, техника и образование" № 9 (15), 2015 г., с. 40 - 43.
37. Прохоров В.Н., Смирнова О.О. Математический инструментарий для системы государственного стратегического планирований России. // Mathematical tools for the system of the state strategic planning of Russia. // «European science» 8 (9), 2015 С. 73-76.
38. Симонова Ю. В., Смирнова О.О. Значение государственных компаний в стратегическом планировании развития экономики России // "Проблемы экономики и менеджмента". 2015. № 7 (47). С. 53-63.
39. Смирнова О.О. Актуальные вопросы государственного планирования или первые действия «на старте» за полгода после вступления в силу закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 1(21)- с. 55-58.
40. Смирнова О.О. Новый взгляд на функции полномочных предста-вителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в свете требований к стратегиям макрорегионов. // «Отечественная юриспруденция» № 2 (4), 2016, - стр. 4-10.
41. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Россий¬ской Федерации // М., ИД "Наука", 2013, - 302 с.
42. Смирнова О.О. Стратегии макрорегионов - вертикаль исполнения поручений Президента //Бюджет. № 3 (159), март 2016. - с.92-95.
43. Смирнов В.В. Исследование проблем и направлений социально-экономического развития регионов Российской Федерации / В.В. Смирнов // Региональная экономика, 2014. №4. - C. 400-404. - №5. - C. 303-309.
44. Меркулова Ю.В. Ситуационно - стратегическое планирование в экономике. В 2 т. Т. 2. Моделирование оптимальных стратегий и программ., доп / Ю.В. Меркулова. - М.: Экономика, 2015. - 464 с.
45. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2014. - № 1. - С. 4-10 с.
Электронные ресурсы:
46. Богданова Ю.Н., Прохоров В.Н., Симонова Ю.В. К вопросу обоснования базовых показателей социально - экономического развития в целях реализации закона № 172-фз «О стратегическом планировании в РФ» // NovaInfo.Ru(Электронный журнал.) - 2016 г. - № 43; URL: http://novainfo.ru/article/5214(дата обращения: 21.04.17)
47. Горелова И.В., Особенности формирования стратегий регионального развития//Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (40). Номер статьи: 4003. Дата публикации: 2014-11-19 . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4003/(дата обращения: 01.05.17)
48. Липина С.А., Смирнова О.О. Базовые параметры разработки стратегии пространственного развития российской федерации: отечественная практика и зарубежный опыт // NovaInfo.Ru(Электронный журнал.) - 2016 г. - № 43; URL: http://novainfo.ru/article/5058(дата обращения: 22.04.17)
49. Сборник социально-экономических показателей регионов РФ [Электронный ресурс] / Официальный сайт Комитета государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/_(дата обращения: 08.04.17)
50. Сборник социально-экономических показателей РТ [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономики Татарстана. URL: http://mert.tatarstan.ru(дата обращения: 15.04.17)
51. Государственный сметный норматив «Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. URL: http://www.minstroyrf.ru/(дата обращения: 20.04.17)
52. Форум по стратегическому планированию в регионах и городах РФ. Материалы 2016 г.: http://www.forumstrategov.ru/rus/doc.html(дата обращения: 27.03.17)