Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммерческих связей предприятия 6
1.1. Сущность и роль коммерческих связей в деятельности предприятия 6
1.2. Принципы и варианты формирования коммерческих связей 17
Глава 2. Анализ формирования коммерческих связей предприятия ИП Синюкова 23
2.1. Общая характеристика предприятия ИП Синюкова 23
2.2. Анализ формирования коммерческих связей c поставщиками 33
2.3. Исследование коммерческих связей c потребителями 37
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию формирования коммерческих связей предприятия ИП Синюкова 45
3.1. Рекомендации по совершенствованию формирования коммерческих связей
предприятия c поставщиками 45
3.2. Предложения по формированию коммерческих связей предприятия c
потребителями 53
3.3. Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых
решений 57
Заключение 64
Список использованных источников 69
Приложения
Степень исполнения коммерческих операций, как формы взаимодействия отдельных производств, предпринимателей, компаний и фирм в значительной степени обуславливает преодолевание кризиса и действенное функционирование рыночной экономики. В основе функционирования рыночной экономике лежат вопросы экономически грамотной коммерции. B имеющихся условиях у предприятий, промышленных компаний, торгово-посреднических организаций появляются трудности в процессе осуществления коммерческой деятельности, начиная c установления коммерческих связей c контрагентами, организации закупок материальных ресурсов и заканчивая экономически выгодной реализации продукции.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что формирование коммерческих связей c поставщиками занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия, потому что эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия c потребителями продукции, которая выражается в важнейшей деятельности по формированию ассортимента товаров. Только лишь эффективная коммерческая деятельность на уровне предприятия может поспособствовать успешной и стабильной деятельности организации, и не только огородить ее от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, которые связаны, к примеру, c нередкой переменой арендной платы за помещения, низкой договорной дисциплиной, но и дать предприятию преимущества перед своими конкурентами. Собственно, этим объясняется актуальность выбранной темы бакалаврской работы.
На сегодняшний день благополучие и коммерческий успех торгового предприятия целиком зависимы от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть направлена исключительно на прибыльное, рентабельное хозяйствование, ведь предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.
Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими c целью достижения высокой экономической эффективности работы торгового предприятия связаны, главным образом, c рациональной организацией коммерческих связей c поставщиками товаров, способствующие планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Также не нужно забывать o потребителях, которые играют немаловажную роль в формировании коммерческих связей предприятия, так как они являются главным звеном в торговле, ради которого предприятие существует и процветает. Поэтому на каждом торговом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию коммерческих связей c поставщиками и потребителями.
Существенный вклад в изучение проблемы формирования коммерческих связей предприятий внесли специалисты в области коммерческой деятельности: Бунеева P.H., Виноградова C.H., Гурская C.H, Дашков Т.П., Денисова Л.Л., Осипова Л.В., Памбухчиянц В.К., Панкратов Ф.Г., Половцева Ф.П., Серегина Т.К., Синяева И.М. и др. Их работы в значительной мере способствовали изучению основ коммерческой деятельности, исследованию коммерческих связей как c поставщиками, так и c потребителями.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование процессов формирования коммерческих связей торгового предприятия и разработка предложений по их совершенствованию.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, таких как:
- детально изучить литературу по исследуемой теме;
- определить основы формирования коммерческих связей торгового предприятия;
- рассмотреть коммерческие связи на примере конкретного торгового
предприятия;
- определить тенденции развития организации коммерческой деятельности с поставщиками и покупателями;
- разработать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности на предприятии.
Объектом исследования является ИП Синюкова.
Предметом исследования является процесс формирования коммерческих связей ИП Синюкова c поставщиками и покупателями.
Методологической основой написания выпускной квалификационной работы послужили методы: изучение материалов научных и периодических изданий по проблеме, изучение электронных ресурсов, анализ, сравнение, опрос, экономико-математические методы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа иллюстрирована 25 таблицами, 11 рисунками, 7 формулами, 3 приложениями. Список использованных источников включает 49 источников литературы, 5 статей и 6 электронных ресурсов. Общий объем работы составил 73 страницы без приложений.
Изучение источников по данной теме позволило сделать вывод, что в ходе товарного обмена материальными ресурсами среди продавцов и покупателями появляются определённые взаимоотношения, которые называются коммерческие связи. Данные коммерческие связи представляют собой совокупность организационных, экономических и юридических отношений, которые возникают между продавцами и покупателями материальных ресурсов.
Предметом коммерческих связей выступает поставка или купля-продажа товаров и услуг.
Коммерческие связи группируются по следующим признакам:
- насыщенности (высоконасыщенные, низконасыщенные);
- отраслевой структуре (внутриотраслевые, межотраслевые);
- рыночной структуре (внутрироссийские, межгосударственные);
- степени участия в них оптово-коммерческих организаций (прямые, через посредников);
- формам организации поставок (транзитные, складские);
- продолжительности действия (долгосрочные и краткосрочные связи).
На сегодняшний день имеются основные принципы, на основе которых рекомендовано строить систему отбора поставщиков: качество товаров, надежность поставщика, цена, качество обслуживания, условия платежа и вероятность внеплановых поставок, единство целей и задач обеих сторон, взаимная выгода, ответственность за исполнение взаимных обязательств, экономичность, ритмичность, оперативность, централизация.
Удовлетворение потребностей и запросов потребителя - социальная обязанность как изготовителя, так и предприятия торговли.
Изучение и прогнозирование покупательского спроса считается важным условием для проведения эффективной коммерческой работы по сотрудничеству c поставщиками товаров и закупкам. Имеется большой арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые нужно применить при организации закупочной деятельности торгового предприятия для последующей розничной продажи.
Оттого закупки для последующей розничной продаже надлежит начинать c изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, которые формируют спрос.
Таким образом, благополучие и коммерческий успех торгового предприятия целиком зависимы от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть направлена исключительно на прибыльное, рентабельное хозяйствование, ведь предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы явился магазин ИП Синюковой В.А. Общая площадь магазина 30 кв. метров, площадь склада - 10 кв. метров.
По масштабу деятельности торговое предприятие относится к малым торговым предприятиям, так как численность работающих составляет 3 человека.
Магазин ИП Синюковой B.A. занимается розничной продажей бытовой химии, средств личной гигиены, косметики, хозяйственно-бытовых товаров.
Анализ конкурентов показал, что у «Альпари» и «Магнит косметик» есть абсолютное преимущество перед магазином ИП Синюковой B.A. по всем параметрам, так как у них представлен более широкий ассортимент непродовольственных товаров, а также они имеют сеть магазинов в городе. Данные магазины ведут активную рекламную и сбытовую политику, они выпускают рекламу на местном телевидении, a также распространяют буклеты, листовки, флаеры, выпускают каталоги, постоянно оповещают об акциях, скидках. Ассортимент магазин «Реал» схож c магазином ИП Синюковой, но уступает в удобстве совершения покупки и количестве рабочих часов в день.
Анализ экономических показателей торгово-хозяйственной деятельности магазина ИП Синюковой В.А. показал, что прибыльность магазина с каждым годом увеличивалась. Можно выделить 2016 год, так как за этот год чистая прибыль магазина составила 106,1 тыс. руб., что в 3,3 c лишним раза больше, чем в 2014 году (32,6 тыс. руб.) и в 2,5 раза больше, чем в 2915 году (41,7 тыс. руб.). B целом за три года торгово-хозяйственная деятельность магазина была c положительным результатом.
Проведя анализ действующих поставщиков магазина, можно сделать вывод, что основными поставщиками магазина являются ИП Титов c удельным весом 44,4% и ООО «Верта» c объемом поставок 38%. Поставки товара от второго поставщика ООО «Феникс» осуществлялись реже, так как цены у него немного выше, чем у других. Но иногда заказывать товары у этого поставщика выгодно, так как он проводит акции и закупать товар получается дешевле.
В процентном соотношении ассортимент магазина составляет:
- бытовая химия - 33,3% от всего ассортимента;
- товары личной гигиены - 25%;
- косметика - 25%;
- прочие товары - 16,4%.
B магазине ИП Синюковой B.A. был произведен опрос c целью выявления потребительских предпочтений в бытовой химии. Были опрошены 100 респондентов-посетителей магазина.
Задавались нижеприведенные вопросы:
- как часто Вы покупаете бытовую химию в нашем магазине?
- какую бытовую химию Вы покупали за последние 3 месяца?
- какие средства личной гигиены Вы покупали за последние 3 месяца?
- какую косметику Вы покупали за последние 3 месяца?
- укажите свой возраст.
- укажите свой пол.
Таким образом в результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
- покупателями средств бытовой химии преимущественно являются женщины (86%), мужчины составляют лишь 14%;
- наибольшее количество покупок совершают люди возрастом от 46 до 55;
- характерная частота покупки: 2-3 раза в месяц;
- наибольшее количество покупок бытовой химии составляют стиральные порошки (98%), дополнительные средства для стирки (77%), чистящие порошки, крема (73%), средства для мытья унитазов (71%) и средства для мытья стекол, окон (63%);
- наибольшее количество покупок среди средств личной гигиены составляют средства по уходу за руками, лицом и телом (90%), средства по уходу за волосами (86%), Средства для ухода за полостью рта (75%) и бумажная продукция (68%);
- наибольшее количество покупок среди косметики составляют краска для волос (75%), парфюм (71%), увлажняющие крема (56%) и лаки для ногтей (54%).
B связи c полученными данными магазин ИП Синюковой B.A. сможет более эффективно осуществлять ассортиментную политику в магазине, лучше удовлетворять потребности покупателей и, соответственно, получить больше прибыли, чем это было ранее.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие предложения по совершенствованию коммерческих связей предприятия:
- увеличить количество поставщиков бытовой химии, косметики, парфюмерии для того, чтобы разнообразить ассортимент магазина;
- найти поставщиков посуды, канцелярских товаров, детских игрушек, чулочно-носочных изделий для того, чтобы увеличить ассортимент магазина и повысить конкурентоспособность на местном рынке;
- внедрить программу «1С: Розница 8» для автоматизации торговых процессов и отслеживания товарных запасов;
- перейти на самообслуживание;
- выпустить рекламу магазина на местном телевидении;
- разместить рекламу в местной газете;
- более ярко оформить вывеску магазина, чтобы бросалась в глаза, так как старая уже выцвела;
- раздавать яркие листовки, флаеры с продукцией магазина и акциями;
- проводить акции (например, два товара по цене одного, купи два товара и получи третий в подарок);
- выпустить фирменные дисконтные карты с 5% скидкой;
- выпустить подарочные сертификаты на 300, 500, 1000 рублей.
Затраты на выполнение всех рекомендаций составят 687,3 тыс. руб. По подсчетам магазин ИП Синюкова B.A. получит дополнительную прибыль в 2800,5 тыс. руб. При этом экономическая эффективность затрат составляет 4,1, это означает, что внедрение предложенных мероприятий положительно отразятся на экономической эффективности работы магазина. A запланированные затраты окупятся довольно за небольшой период времени - 3 месяца.
Таким образом, предложенные мероприятия обладают социальной и экономической эффективностью. Они повысят культуру обслуживания, позволят экономить время на приобретение товаров, ликвидировать очереди в ожидании обслуживания, расширить в торговом зале ассортимент предлагаемых товаров и тем самым увеличить комплексность покупок, a также добавить новые категории товаров, такие как: посуда, чулочно-носочные изделия, детские игрушки, канцтовары, также увеличить пропускную способность магазина, увеличить экономические показатели: товарооборот, валовой доход, прибыль, повышение производительности труда, снижение уровня издержек обращения.
1. Абчук B.A. Коммерция: Учебник. - M.: Пресс, 2015. - 475 с.
2. Аванесов 1O.A. Основы коммерции на рынке товаров и услуг. - M.: Люкс-Арт, 2014. - 258 с.
3. Альбеков А.У., Согомонян C.A. Экономика коммерческого предприятия. - P- н-Д: Феникс, 2016. - 199 с.
4. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - M.:
Экономика, 2014. -352 с.
5. Беляевский И.К. Организация коммерческой деятельности: Учебно¬
практическое пособие. - M.: Инфра-М, 2015. - 272 с.
6. Бланк И.Л. Управление торговым предприятием: Учебное пособие. - М.: Торговля и склад, 2013. - 336 с.
7. Боровинский Д.В., Куимов B.B. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014 . - 172 с.
8. Бочаров В.В. Финансовый анализ деятельности фирмы. - М.: Ист-Сервис, 2016. - 232 с.
9. Брагин Л.Л. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. - M.: Инфра- М, 2017. - 560 с.
10. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: Учебник - СПб: Феникс, 2015. — 365 с.
11. Быкова E.B., Стоянова E.C. Финансовое искусство коммерции. - М.: Перспектива, 2015. - 154 с.
12. Васильева H.E. Финансово-экономические расчеты. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 302 с.
13. Вебер M. К., Кретов И.И. Коммерческие расчеты от Л до Я: формулы, примеры расчетов и практические советы. - М.: Дело и Сервис, 2014. - 372 с.
14. Виноградова C.H. Коммерческая деятельность. - M.: Инфра-М, 2014. - 364 с.
15. Гурская С.П. Организация хозяйственных связей по поставкам товаров. - М.: Дело, 2013 - 416 с.
16. Дашков Т.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Экономика, 2015. - 700 с.
17. Денисова Л.Л., Дюженкова H.B. Организация коммерческой деятельности: управление запасами: Учебное пособие. - T.: Изд-во ТГТУ, 2017. - 80 с.
18. Дородников B.H., Русалева Л.Ю. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие. - H.: Изд-во НГАЭиУ, 2016. - 158 с.
19. Есютин Л.Л., Карпова E.B. Розничная торговля: стратегии, экономика, управление. - М.: КноРус, 2014. - 424 с.
20. Жукова A.H. Коммерческая деятельность: Учебник. - M.: Юнити-Дана, 2013.
- 341 с.
21. Ибрагимов Л.А. Инфраструктура товарного рынка: Учебное пособие. - M.: Юнити-Дана, 2015. - 359 с.
22. Киселева E.H., Буданова О.Г. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: Учебное пособие - M.: Дело, 2016. - 192 с.
23. Короткова Т.Л. Коммерческая деятельность: Учебник. - M.: Финансы и статистика, 2017. - 416 с.
24. Кузьмина E.E. Организация предпринимательской деятельности в розничной торговле. - M.: Феникс, 2014. - 431 с.
25. Левкин Г.Г. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие. - M.: Директ-Медиа, 2013. - 27 с.
26. Маркин P.B. Управление розничной торговлей. - M.: Экономика, 2016. - 272 с.
27. Молоткова H.B., Соседов Г.А. Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий: Учеб. пособие. - Т.: Изд-во ТГТУ, 2014. - 128 с.
28. Молоткова H.B. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие. - T.: Изд-во ТГТУ, 2016. - 152 с.
29. Николаева Т.И. Торговля потребительскими товарами: проблемы развития и совершенствования. - Ек.: Изд-во УрГЭУ, 2014. - 231 с.
30. Никулина H.H., Эриашвили Н.Д., Суходоева Л.Ф. Организация коммерческой деятельности предприятий по отраслям и сферам применения: Учебное пособие. - M.: Юнити-Дана, 2016. - 319 с.
31. Ньюмэн Э.П. Розничная торговля: организация и управление: Учебник. - M.: Феникс, 2015. - 317 с.
32. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник.
- M.: Юнити-Дана, 2013. - 623 с.
33. Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность: Учебник. - M.: Дашков и К, 2014. - 500 с.
34. Переверзев М.П., Лунева A.M. Основы предпринимательства: Учебник. - M.: Инфра-М, 2017. - 176 с.
35. Платонов B.H. Организация торговли: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 2016.
- 287 с.
36. Подолякина E.B., Советова И.П. Оценка конкурентоспособности организации: Учебное пособие. - B.: ВоГУ, 2015. - 236 с.
37. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: Инфра-М, 2014.
- 248 с.
38. Райсберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства: Учебник. -М.: Просвещение, 2015. - 217 с.
39. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2013. - 183 с.
40. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - М.: Юрист, 2016. - 659 с.
41. Синяева И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 368 с.
42. Соломатин А.И. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. - М.: Инфра-М, 2016. - 273 с.
43. Третьяк С.И. Коммерческая деятельность. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 294 с.
44. Тютюшкина Г.С. Основы коммерческой деятельности. - М.: Дело, 2016. - 247 с.
45. Хаирова С.М., Метелев И.С., Хаиров Б.Г. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2014. - 254 с.
46. Хисрик Р.Д., Джексон P.B. Торговля и менеджмент продаж. - М.: Филинъ, 2016. - 368 с.
47. Хоскинг A.H. Курс предпринимательства. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 286 с.
48. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. - М.: Дело,
2015. - 320 с.
49. Щур Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля. - М.: ДИС, 2015. - 318 с.
50. Король A.H. Основные тенденции в развитии закупочной деятельности.// Экономика и организация предприятия. Управление предприятием. - 2015. - № 2. - C. 13-15.
51. Мишенко А.П. Формирование коммерческих связей предпринимательских структур.// Экономика и управление. - 2016. - № 24. - C. 11-14.
52. Неволина Н.И. Особенности и направления рационализации поставок товаров на торговых предприятиях.// Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2017. - № 5. - C. 31-34.
53. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли.// Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 4 - C. 23-30.
54. Подолякина E.B. Выбор поставщика в коммерческой деятельности предприятий.// Будущее науки. - 2015. - №13. - C. 29 - 32.
55. Закупки и поставки товаров в торговое предприятие. Товарообеспечение и
коммерческие связи [Электронный ресурс]. - Доступ
http://bugabooks.com/book/387-kommercheskaya-deyatelnost/32-glava-8-zakupki-i- postavki-tovarov-v-torgovoe-predpriyatie-81-tovaroobespechenie-i-kommercheskie- svyazi.html
56. Коммерческие связи и их уровни [Электронный ресурс]. - Доступ http://theeconomy.ru/kommercheskie-svyazi-ix-urovni-i-uchastniki.html
57. Понятие хозяйственных связей в коммерческой деятельности [Электронный ресурс]. - Доступ http://finbook.news/kommertsiya-book/ponyatie-hozyaystvennyih- svyazey-kommercheskoy6220.html&gws rd=cr&ei=HlQbWa7iKqSk6ATX-L6wBw
58. Развитие коммерческих связей [Электронный ресурс]. - Доступ http://studme.org/15640509/marketing/razvitie kommercheskih svyazey
59. Системный подход к формированию коммерческих связей предприятий [Электронный ресурс]. - Доступ http://studopedia.org/8-237741 .html
60. Сущность коммерческих связей и принципы их формирования [Электронный ресурс]. - Доступ http://studopedia.ru/4_155738 _sushchnost-kommercheskih- svyazey-i-printsipi-ih-formirovaniya.html