Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Свободные экономические зоны как инструмент региональной политики

Работа №78799

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВОБОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Сущность, объективная необходимость создания свободных
экономических зон, их роль в развитии экономики 6
1.2. Основные черты СЭЗ и требования по их размещению 14
1.3. Развитие СЭЗ как инструмент региональной экономической политики 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В
РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 36
2.1. Общая характеристика СЭЗ в регионе и их влияние на региональную экономику 36
2.2. Оценка эффективности региональной политики в области развития
СЭЗ в регионе 46
2.3. Проблемы развития СЭЗ в Республике Татарстан 55
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 62
3.1. Возможности использования зарубежного опыта в процессе развития свободных экономических зон в регионе 62
3.2. Повышение эффективности управления СЭЗ в Республике Татарстан 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Актуальность данной темы обосновывается необходимостью развития международных связей России, новых рыночных форм территориальной организации свободного предпринимательства, также участие различных регионов в территориальном разделении труда, чему призваны способствовать существующие и перспективные свободные экономические зоны, следует всячески способствовать расширению использования инструмента свободной экономической зоны, изучить способы повышения эффективности функционирования свободных экономических зон.
Значимым фактором для многих стран развитие рыночных отношений считается привлечение иностранных инвестиций. Согласно общему правилу, которое складывается в международных экономических отношениях, инвесторы зарубежных стран приносят на территорию другой страны знания и опыт, а не только капитал, что в действительности способствует экономическому росту государства. Все более выражается конкурентная борьба среди стран за право обладать капиталами иностранных инвесторов. Это приводит к росту механизмов привлечения инвесторов и значимости всевозможных средств. Особо проверенным и действенным инструментом повышения экономической конкурентоспособности страны считается создание свободных экономических зон (СЭЗ).
За последние десятилетия развитие свободных экономических зон становится одним из примечательных явлений мировой экономики. Экономические зоны приобрели широкое распространение в многочисленных странах. Свободные экономические зоны - это географические территории, которым их политические центры предоставляют наиболее льготный, по сравнению с общепринятым для данной страны, режим хозяйственной деятельности. Другими словами, на данных территориях осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы. Свободные экономические зоны являются составной частью национального экономического пространства, на которой используется некая система льгот, которая не используется в иных зонах этой страны. Создание свободных экономических зон предусматривает наиболее глубокое включение во внешнеэкономические отношения в сфере культуры, туризма, и санаторно-культурной сферы, что тоже ведет к увеличению роста иностранного капитала.
Свободные экономические зоны образованы и благополучно функционируют во многих странах мира. Они действуют и в промышленно развитых странах, таких, как США, Япония, Германия, Англия, Канада и в развивающихся странах. Многолетняя положительная мировая практика стран зарубежья по созданию и функционированию свободных экономических зон говорит об эффективности применения такого способа оздоровления экономики и проведения в жизнь новых экономических идей на изолированных участках территории принимающих их стран. Принимая во внимание, что перед Россией на сегодняшний день образуются схожие трудности в экономической сфере, которые решаются иностранными государствами в том числе с помощью создания свободных экономических зон, такие как модификация национальной техники и технологии, повышение экспортного потенциала, пополнение валютных резервов, компенсация дефицита собственных финансовых ресурсов, Россия также пошла по пути учреждения на своей территории свободных экономических зон.
Объект исследования - свободные экономические зоны.
Предмет исследования - различные формы и способы, которые обеспечивают реализацию функциональных возможностей свободных экономических зон для развития и адаптации национального хозяйства в системе экономики региона.
Цель работы - определить перспективы развития и место развития свободных экономических зон в социально-экономической, политической жизни страны, изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленческого механизма; изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ; рассмотрение и анализ необходимости создания, перспектив развития свободных экономических зон в Российской Федерации и формирование рекомендаций по повышению эффективности их функционирования.
Для выполнения поставленной цели мною были решены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность, объективную необходимость создания свободных экономических зон, и их роль в развитии экономики
2) рассмотреть основные черты СЭЗ и требования по их
размещению
3) рассмотреть развитие СЭЗ как инструмент региональной экономической политики
4) рассмотреть общую характеристику СЭЗ в регионе и их влияние на региональную экономику
5) оценить эффективность региональной политики в области развития СЭЗ в регионе
6) рассмотреть проблемы развития СЭЗ в Республике Татарстан
7) рассмотреть возможности использования зарубежного опыта в процессе развития СЭЗ в регионе
8) повышение эффективности управления СЭЗ в Республике Татарстан
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подведем итоги впускной квалификационной работы:
В своей работе мы рассмотрели характерные черты свободных экономических зон, этапы создания и цели, типы СЭЗ, существующие в нашей стране, основные черты СЭЗ, анализ развития СЭЗ в Республике Татарстан, основные проблемы функционирования и пути их решения.
Анализ деятельности свободных экономических зон свидетельствует, о том, что развитие ОЭЗ «Алабуга» повысило занятость населения, привлекло иностранные инвестиции, восстанавливается промышленное производство и, как следствие, оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие региона. Отсюда следует, что благодаря развитию ОЭЗ успешно решаются многие экономические, социальные и научно-технические проблемы региона. ОЭЗ «Иннополис», к сожалению, пока не выполняет основной своей роли - служить очагом динамичного экономического роста, дающего импульс для развития других территорий. Но это вовсе не говорит о том, что функционирование свободной экономической зоны в нашем регионе не имеет перспективы.
Неудачный опыт функционирования СЭЗ, который мы наблюдаем, является лишь отражением процессов, происходящих в экономике России и результатом нестабильности.
С учетом корректировок и изменений, свободные экономические зоны могут служить целям ускорения перевода страны на современные рыночные отношения и более быстрого включения России в мировую экономику и международное разделение труда.
Рассмотрена классификация свободных экономических зон, подробно освещена законодательная база их функционирования. На основе анализа и систематизации материала составлена сводная таблица СЭЗ Республики Татарстан.
Отдельно и более подробно рассмотрены СЭЗ зарубежных стран - Кореи, Японии, Китая, а также российских - Республики Крым, Свердловской области, Самарской области, Псковской области и Калужской области.
На основе исследования функционирования свободных экономических зон России разработаны рекомендации по дальнейшему осуществлению деятельности этих хозяйственных образований, которые носят практический характер.
Также предложен механизм эффективного управления СЭЗ.
Создание СЭЗ в различных странах преследует одни и те же цели: обеспечение занятости рабочей силы; привлечение инвестиций, особенно зарубежных; организация в зонах новых производств, продукция которых пойдет на экспорт, не ущемляя существующих местных предприятий, работающих на внутренний рынок. Кроме того, это стремление дать толчок развитию отсталых в экономическом отношении районов, модернизировать устаревшую технику, получив новые "ноу-хау" и т.д. Создание СЭЗ должно вносить свежую струю в промышленное развитие той или иной территории и страны в целом. Использование таких зон позволяет смягчить кризисные ситуации в общегосударственном масштабе, эффективно задействовать инвестиции. Каждый вид СЭЗ имеет свою специфику, каждая зона служит своему назначению и имеет право на существование наравне с другими. Для России совместное образование и использование приграничных свободных экономических зон со странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Польшей, Украиной, может способствовать развитию приграничной торговли, осуществлению совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон.
Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в Республике Татарстан - может быть положительным. Однако, несомненно, и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:
- формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
- разработки и принятия соответствующей законодательно- нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
- организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
- взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
- возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
- создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;
- предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.
Один из пробелов в экономической политике России - отсутствие долговременной стратегии развития Свободных экономических зон. Кратчайший путь к избавлению от этого пробела - разработка федеральной программы создания и развития свободных экономических зон. По поручению правительства эту работу обязаны выполнить соответствующие министерства и ведомства на основе предложений региональных администраций и органов местного самоуправления, на территории которых предлагается создать Свободные экономические зоны. При утверждении этого документа в правительстве указываются источники финансирования затрат на создание объектов инфраструктуры, зданий и сооружений административного назначения. Представляется, что федеральная программа должна включать такие разделы:
- основные направления политики создания и развития СЭЗ;
- анализ функционирования СЭЗ на территории страны и меры повышения эффективности их деятельности;
- перечень существующих СЭЗ, а также планируемых зон с обоснованием необходимости их создания и развития;
- материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы, необходимые для реализации федеральной программы, в том числе за счет средств федерального бюджета, с распределением ресурсов по свободным зонам.
Будет справедливо, если при внесении в Государственную думу законопроекта о федеральном бюджете на очередной год правительство будет указывать и предложения по финансированию свободных экономических зон.
Нет сомнений, что правительство РФ может делегировать одному из федеральных органов исполнительной власти некоторые полномочия на осуществление государственного регулирования создания, функционирования и ликвидации Свободных экономических зон. В обязанность этого министерства или ведомства по согласованию с другими органами государственной власти в центре и регионах должны входить разработка проекта федеральной программы, координация работы действующих зон и контроль над ними, внесение предложений о заключении международных договоров РФ в этой сфере.
Также, чтобы повысить эффективность СЭЗ в регионе, предложено:
1) «Алабуга» может провести ряд мероприятий по охране окружающей среды и внести сведения на их официальный сайт; пригласить специалистов из других регионов; заполнить площадки производством снизить тарифы для компенсации амортизационных затрат;
2) для повышения эффективности ОЭЗ «Иннополис» предлагается создать проекты, вокруг которых могли бы объединяться специалисты; формировать государственный заказ; привлекать резидентов в зону; расширять социальную инфраструктуру города.
Также, используя зарубежный опыт можно применить ряд решений для повышения эффективности в регионе:
3) создать единый орган управления льготными режимами в РФ и регионах;
4) разрешить (возможно, в виде исключения) совмещать различные льготные режимы;
5) сократить список ограничений по видам деятельности;
6) распространить таможенную процедуру свободной таможенной зоны процедуру на случаи строительства и/или реконструкции объектов транспортной инфраструктуры в портах;
7) изменить законодательство о СПВ и ТОСЭР, в частности, убрать из Налогового кодекса РФ ограничения, препятствующие действующим предприятиям применять льготы по налогу на прибыль в полном объеме
8) Смягчить правила въезда в страну для иностранцев вместе с семьей, чтобы увеличить число зарубежных специалистов, и увеличить квоту для въезда в РФ.
9) 6. Смягчить правила въезда в страну для иностранцев вместе с семьей, чтобы увеличить число зарубежных специалистов, и увеличить квоту для въезда в РФ.
Ко всему прочему, нами предлагается вновь начать инвестирование уже созданной особой экономической зоны «Смарт-Сити», которая прекратила свою деятельность в 2015 году. Нами было изучено сравнительная оценка рациональности создания Смарт-Сити и Иннополиса. Идея Смарт-Сити выглядит более реалистичной, по причине того, что размеры меньше - раз (650 га против минимум вдвое большей площади Иннополиса). Связь с городом Казань лучше, чем у Иннополиса - это два. Наличие аэропорта - три.



1. Андреев, А. Региональная экономика. / А. Андреев. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с.
2. Андреев, А.В. Региональная экономика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с.
3. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление: Учебное пособие / О.С. Белокрылова, Н.Н. Киселева, В.В. Хубулова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 с.
4. Бабинцев В.С., Валиуллин Х.Х. Особые экономические зоны // Российский экономический журнал. 1992, №9
5. Бетуган И.М. Локализация свободных экономических зон: мировой опыт и региональная специфика: Автореф. дис. ... канд. экон. наук / Фин. ак. при Пр-ве РФ. - М., 1999. - 19 с.
6. Бунегина И. Свободная зона портрет в интерьере страны // Деловой мир. 1992, №123.
7. Быков А. Свободные экономические зоны в России: миф или реальность // Внешняя торговля. 1993, №9.
8. Венюков И. Аэропорт для СЭЗ // Вести свободной экономической зоны "Находка", 1997, №7.
9. Верлин Е. Янтарная дыра // Эксперт. 2002, №5.
10. Вишняков В. Правовые вопросы развития экономических зон в России // Диалог. 2002, №11.
11. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М.: Инфра-М, 2001
12. Гнатюк, О.Л. Федеральные округа России. Региональная экономикаУчебное пособие для ВУЗов / О.Л. Гнатюк. - М.: КноРус, 2011. - 344 с.
13. Гуцериев М.С. Правовые и социально-экономические проблемы формирования свободных экономических зон: мировой опыт и российское законодательство. М.: Инкоцентр, 1997.
14. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1998.
15. Дмитриев.Е., Галкин Б. Инвестиционное иглоукалывание // Профиль. 2003, №27.
16. Дробышева И. Самый восточный миф // Российская газета. 2001, 3 июля.
17. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: Учебное пособие. Мн.: ФУАинформ, 2000.
18. Дымшиц И.М. Управление созданием и функционированием свободных экономических зон: Автореф. дис. ... канд. экон. наук / Ульянов. гос. ун-т. - Ульяновск, 1999. - 21 с.
19. Дьюар С. Свободные экономические зоны - возможность и ограничения // Деловой партнер. 1999, №7.
20. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области // Международный бизнес России. 1996, №5.
21. Жирнов О.А. Панамериканская зона свободной торговли: реальность или иллюзия? М.: ИНИОН, 2000.
22. Закон об индустриальных (промышленных) комплексах на территории свободной экономической зоны "Находка" Приморского края // Владивосток, 1996.
23. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: американский опыт // Российский экономический журнал. 1998, №3.
24. Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. Методические и организационные основы. Правовой и налоговый режим. Нормативная база. М.: Ось-89, 1997.
25. Ильина, И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.Н. Ильина, К.С. Леонард, Д.Л. Лопатников и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 с.
26. Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства. Сборник статей под редакцией В.А. Мау, О.В. Кузнецовой.М., 2002.
27. Иностранные инвестиции в России. Современное состояние и перспективы. Под ред. И.П. Фоминского. М.: Международные отношения, 1995
28. Королев А.Ю. Свободные экономические зоны: мировой опыт и Россия // Социально-политический журнал, 1997, №4.
29. Кравцова С.А. Свободные экономические зоны в мировой экономике. Иркутск: БГУЭП, 2002.
30. Крецу Н.С. Особенности регулирования инвестиционных процессов с СЭЗ: на примере СЭЗ "Находка": Автореф. дис. ... канд. экон. наук / Дальневост. ун-т. - Владивосток., 2000. - 17 с.
31. Критический анализ СЭЗ России: Научный отчет. Владивосток: Международный институт конъюнктуры и прогнозирования, 1998.
32. Кузнецова Г.В. Свободные экономические зоны - опыт Мексики // Внешнеэкономический бюллетень. 2000, №6.
33. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) // Право и экономика. 1995, №8.
34. Миронова Н. СЭЗ "Находка" в 1996 году // Ведомости свободной экономической зоны "Находка", 1997, №8.
35. Мозиас П. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта // Финансовый бизнес. 1994, №3.
36. Мозиас П. Стереотипы поведения иностранных инвесторов в СЭЗ. Опыт СЭЗ "Находка" // Дело и право. 1994, №2.
37. Найденов И.В., Найденова Г.И. "Особая экономическая зона" и региональные сравнения. // Вопросы статистики. 2002, №12.
38. Носова, С.С. Региональная экономика (для бакалавров) / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2013. - 272 с.
39. Носова, С.С. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2013. - 272 с.
40. Орловская, В.П. Экономика отрасли туризм: Учебник / Е.И. Богданов, Е.С. Богомолова, В.П. Орловская; Под ред. проф. Е.И. Богданов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 318 с.
41. Попов, Ю.П. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы (для бакалавров) / Ю.П. Попов. - М.: КноРус, 2013. - 320 с.
42. Растова, Ю.И. Федеральные округа России. Региональная экономика (для бакалавров): Учебное пособие / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. - М.: КноРус, 2013. - 360 с.
43. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 463 с.
44. Рогозов Ю. Уроки СЭЗ "Находка": за и против // Золотой Рог. 1998, 17 ноября.
45. Рубченко М., Шохина Е., Шошкин С. Свободные экономические зоны. Точки роста, или черные дыры // Эксперт. 2002, №28.
46. Рустамова О. Как нам обустроить оффшоры? // Экономика России: XXI век, 2001, №4.
47. Савин В.А. Условия развития свободных экономических зон в России // Международный бизнес России. 1996, №6.
48. Савин В.А. О свободных экономических зонах // Менеджмент в России и за рубежом. 1999, №6.
49. Свободная экономическая зона "Находка" в 1996 г: Научный
отчет. Владивосток: Международный институт конъюнктуры и
прогнозирования, 1997.
50. Семенов Г.В. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Российский экономический журнал. 1995, №11.
51. Семенов К.А. Международные экономические отношения.М., 1998.
52. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 1994, №12.
53. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон // Экономика и жизнь. 1997, №12.
54. Смородинская Н. Организация свободных экономических зон в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив // М.: НИИ ЦБ РФ. 1996, выпуск 3.
55. Смородинская Н., Белова Г., Богачева О. и др. Свободные экономические зоны. Уроки мировой практики. Москва - Находка, 1993.
56. Стратегия развития свободной экономической зоны "Находка". Находка. АК СЭЗ, 1993.
57. СЭЗ "Находка" как центр интенсивного вовлечения предприятий Приморья в международное разделение труда в бассейне государств Японского моря: Научный отчет. Владивосток: Международный институт конъюнктуры и прогнозирования, 1999.
58. Сюй Цзыыце, Дай Жэныдонь. Специальные экономические зоны Китая: пер. с кит. Новосибирск: "Наука", 1993.
59. Цуканова Г.М. Особая экономическая зона как форма внешнеэкономического развития региона // Внешнеэкономический бизнес, 1999, №1.
60. Чернышов, Е.С. ВПС: Региональная экономика. Конспект лекций / Е.С. Чернышов. - М.: Приор, 2007. - 141 с.
61. Шеридан Т. Стратегия - технополисы. М.: Прогресс, 1989.
62. Шеховцов А., Шестакова М, Громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России // Вопросы экономики. 2000, №10.
Электронные ресурсы
63. www.alabuga.ru
64. www.audit.gov.ru
65. www.economy.gov.ru
66. www.gks.ru
67. www.finiz.ru
68. www. lenta.ru
69. www.russez.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ