ВЛИЯНИЕ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РОССИИ КАК ОСНОВА
ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Этапы развития нефтехимического комплекса страны 5
1.2. Роль нефтехимического комплекса России в национальной экономике 12
1.3. Особенности государственного регулирования нефтехимического
комплекса в России 22
ГЛАВА.2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 35
2.1. Современное состояние и тенденции развития нефтехимического
комплекса в регионе 35
2.2. Место нефтехимического комплекса во внешнеэкономической
деятельности в регионе 45
2.3. Проблемы развития нефтехимического комплекса в Республике
Татарстан 54
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕК¬СА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 62
3.1. Влияние основных проблем нефтехимического комплекса на экономико - социальное развитие региона 62
3.2 Разработка комплекса рекомендаций по развитию нефтехимического сектора экономики Республики Татарстан 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1.НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РОССИИ КАК ОСНОВА
ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Этапы развития нефтехимического комплекса страны 5
1.2. Роль нефтехимического комплекса России в национальной экономике 12
1.3. Особенности государственного регулирования нефтехимического
комплекса в России 22
ГЛАВА.2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 35
2.1. Современное состояние и тенденции развития нефтехимического
комплекса в регионе 35
2.2. Место нефтехимического комплекса во внешнеэкономической
деятельности в регионе 45
2.3. Проблемы развития нефтехимического комплекса в Республике
Татарстан 54
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕК¬СА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 62
3.1. Влияние основных проблем нефтехимического комплекса на экономико - социальное развитие региона 62
3.2 Разработка комплекса рекомендаций по развитию нефтехимического сектора экономики Республики Татарстан 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Российская Федерация является одной из богатейших по наличию природных ресурсов стран мира. Известно, что полезные ископаемые составляют 20% мирового запаса, а Россия занимает первую позицию среди стран с самыми богатыми ресурсами. Например, страна лидирует по запасам природного газа, нефти, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, апатитов и т.д. Благодаря мощному природно-ресурсному потенциалу, Россия способна обеспечить необходимые объемы сырья как для собственного потребление, так и для экспорта.
Природные ресурсы являются базой промышленного потенциала и обеспечивают экономическое развитие и стабильность страны. На сегодняшний день экономика России, как и большинства его регионов, имеет сырьевую направленность. Особенно явно проявляется в регионах, где сконцентрированы месторождения нефти и газа. В стране насчитывается пять крупных нефтегазовых провинций, расположенных в Европейской части страны и в Западной Сибири на территории 10 краев и областей и 11 республик: Западно-Сибирская, Волго-Уральская, Тимано-Печорская, Северо-Кавказская и Прикаспийская.
Развивая нефтяную промышленность, не стоит забывать о важной роли химии, которая способствует разработке и производству новых нефтепродуктов. Эти две отрасли оказывают огромное влияние друг на друга, неразрывны в процессе производства, а также составляют важнейшую отрасль страны - нефтехимию.
В данной дипломной работе рассматривается влияние нефтехимического комплекса на развитие региона на примере Республики Татарстан. Рассматриваемый вопрос очень актуален на сегодняшний день, так как именно нефтехимический комплекс оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие Татарстана. В настоящее время в нефтехимическом комплексе задействованы 5% трудовых ресурсов республики, а также предприятия комплекса формируют 28% объема реализации, 65% прибыли в экономике и 94% всего объема экспорта региона. В нефтехимической отрасли республики на 2016 год задействовано 130808 предприятий. Именно поэтому Республика Татарстан является наиболее явным и удачным примером для выявления влияния нефтехимической отрасли регион страны.
Предметом исследования является влияние нефтехимического комплекса на развитие Республики Татарстан.
Объект исследования - нефтехимический комплекс Республики Татарстан.
Цель ВКР - исследование нефтехимического комплекса Республики Татарстан и разработка предложений по совершенствованию его функционирования. Данная цель реализуется с помощью следующих задач:
1) рассмотреть этапы развития нефтехимического комплекса в России в целом;
2) определить роль нефтехимического комплекса России в национальной экономике;
3) выявить особенности государственного регулирования нефтехимиического комплекса в России
4) проанализировать современное состояние нефтехимического комплекса в Республике Татарстан;
5) выявить тенденции развития комплекса в Республике Татарстан;
6) определить и проанализировать место нефтехимического комплекса во внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан;
7) выявить и проанализировать проблемы развития нефтехимического комплекса в Республике Татарстан;
8) определить влияние основных проблем нефтехимического
комплекса на экономико-социальное развитие региона;
9) разработать комплекс рекомендаций по развитию нефтехимического комплекса в регионе, а также определить их экономическую и социальную эффективность.
Таким образом, определив место и влияние нефтехимического комплекса на развитие Республики Татарстан, есть возможность разработки стратегии, программ по усовершенствованию, как и самой отрасли, так и социально-экономической сферы региона.
Для исследования проблемы использовались следующие методы: экономико-статистический анализ и анализ экономической информации, классификация, сравнение, реферирование источников выбранной темы.
Теоретической основой написания дипломной работы явились законодательные и нормативные акты, учебники, учебные пособия, монографии и статьи в периодических изданиях по изучаемому вопросу, данные статистических сайтов и сборников, информации из ежегодников предприятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В введение раскрывается актуальность данной проблемы, а также определяются задачи, выявляются объект и предмет исследования.
В первой главе рассматриваются становление, роль и особенности государственного регулирования нефтехимического комплекса в России.
Вторая глава посвящена современному состоянию, тенденциям развития, а также основным проблемам нефтехимического комплекса в Республике Татарстан.
В третьей главе определяется влияние проблем нефтехимического комплекса на экономико-социальное положение региона, и разрабатываются комплексы рекомендаций по его развитию.
В заключении подводятся итоги и формируются выводы по рассматриваемой теме.
Природные ресурсы являются базой промышленного потенциала и обеспечивают экономическое развитие и стабильность страны. На сегодняшний день экономика России, как и большинства его регионов, имеет сырьевую направленность. Особенно явно проявляется в регионах, где сконцентрированы месторождения нефти и газа. В стране насчитывается пять крупных нефтегазовых провинций, расположенных в Европейской части страны и в Западной Сибири на территории 10 краев и областей и 11 республик: Западно-Сибирская, Волго-Уральская, Тимано-Печорская, Северо-Кавказская и Прикаспийская.
Развивая нефтяную промышленность, не стоит забывать о важной роли химии, которая способствует разработке и производству новых нефтепродуктов. Эти две отрасли оказывают огромное влияние друг на друга, неразрывны в процессе производства, а также составляют важнейшую отрасль страны - нефтехимию.
В данной дипломной работе рассматривается влияние нефтехимического комплекса на развитие региона на примере Республики Татарстан. Рассматриваемый вопрос очень актуален на сегодняшний день, так как именно нефтехимический комплекс оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие Татарстана. В настоящее время в нефтехимическом комплексе задействованы 5% трудовых ресурсов республики, а также предприятия комплекса формируют 28% объема реализации, 65% прибыли в экономике и 94% всего объема экспорта региона. В нефтехимической отрасли республики на 2016 год задействовано 130808 предприятий. Именно поэтому Республика Татарстан является наиболее явным и удачным примером для выявления влияния нефтехимической отрасли регион страны.
Предметом исследования является влияние нефтехимического комплекса на развитие Республики Татарстан.
Объект исследования - нефтехимический комплекс Республики Татарстан.
Цель ВКР - исследование нефтехимического комплекса Республики Татарстан и разработка предложений по совершенствованию его функционирования. Данная цель реализуется с помощью следующих задач:
1) рассмотреть этапы развития нефтехимического комплекса в России в целом;
2) определить роль нефтехимического комплекса России в национальной экономике;
3) выявить особенности государственного регулирования нефтехимиического комплекса в России
4) проанализировать современное состояние нефтехимического комплекса в Республике Татарстан;
5) выявить тенденции развития комплекса в Республике Татарстан;
6) определить и проанализировать место нефтехимического комплекса во внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан;
7) выявить и проанализировать проблемы развития нефтехимического комплекса в Республике Татарстан;
8) определить влияние основных проблем нефтехимического
комплекса на экономико-социальное развитие региона;
9) разработать комплекс рекомендаций по развитию нефтехимического комплекса в регионе, а также определить их экономическую и социальную эффективность.
Таким образом, определив место и влияние нефтехимического комплекса на развитие Республики Татарстан, есть возможность разработки стратегии, программ по усовершенствованию, как и самой отрасли, так и социально-экономической сферы региона.
Для исследования проблемы использовались следующие методы: экономико-статистический анализ и анализ экономической информации, классификация, сравнение, реферирование источников выбранной темы.
Теоретической основой написания дипломной работы явились законодательные и нормативные акты, учебники, учебные пособия, монографии и статьи в периодических изданиях по изучаемому вопросу, данные статистических сайтов и сборников, информации из ежегодников предприятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В введение раскрывается актуальность данной проблемы, а также определяются задачи, выявляются объект и предмет исследования.
В первой главе рассматриваются становление, роль и особенности государственного регулирования нефтехимического комплекса в России.
Вторая глава посвящена современному состоянию, тенденциям развития, а также основным проблемам нефтехимического комплекса в Республике Татарстан.
В третьей главе определяется влияние проблем нефтехимического комплекса на экономико-социальное положение региона, и разрабатываются комплексы рекомендаций по его развитию.
В заключении подводятся итоги и формируются выводы по рассматриваемой теме.
По итогам изучения роли нефтехимического комплекса в стране выявлено его существенное влияние на экономику, выражающееся в производстве важнейших продуктов для функционирования отраслей других отраслей (металлургия, легкая промышленность, химическое производство и другие). Однако, удельный вес нефтехимической промышленности в ВВП страны в настоящее время не превышает 2%, в импорте продукция данной отрасли не превышает 5%, удельный вес налогов от нефтехимической отрасли в сумме налоговых доходов так же около 4%.
Государственное регулирование нефтехимического комплекса Российской Федерации является важнейшим фактором регионального и федерального развития. Меры поддержки предприятий нефтехимического комплекса условно можно разделить на две составляющие: финансовая (субсидирование, компенсация части процентных ставок, прямые инвестиции) и нефинансовая поддержка (таможенно-тарифное регулирование, предоставление преференций при госзакупках, информационная поддержка). Направления реформирования и развития комплекса в настоящее время осуществляются в соответствии со Стратегией развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года.
По итогам анализа изучения современного состояния и тенденций развития нефтехимического комплекса в Республике Татарстан сделаны следующие выводы: становление нефтехимического комплекса в Республике Татарстан берет свое начало с 1950-х гг., когда в республике был принят курс на ускоренную реализацию программы развития нефтехимической и химической промышленности. В настоящее время в Татарстане сложились три центра нефтехимической промышленности - Казань (ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «НефтеХимСэвилен», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», ОАО «Тасма» и др.), Нижнекамск (ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина» и ОАО «Нижнекамсктех - углерод»), Менделеевск (ООО "Менделеевсказот, «Аммоний»). В регионе на конец 2016г. насчитывается 2633 предприятия нефтехимического комплекса, где используется порядка 5% трудовых ресурсов республики, предприятия комплекса формируют 28% объема реализации, 65% прибыли в экономике региона
Индекс производства нефтехимического сектора Республики Татарстан в 2012-2016гг. показал снижение абсолютно по всем видам производства. Тем не менее, в 2016г. темп прироста объема прибыли сектора составил 51,4%, а основной источник доходов для предприятий сектора - это предприятия химического производства (94,1% прибыль нефтехимии РТ в 2016г.). По объему отгруженных товаров производство нефтепродуктов и химическое производство вносят наибольший вклад в нефтехимический сектор Республики Татарстан, обеспечивая в совокупности 83-85,3% производства всего сектора.
По итогам анализа места нефтехимического комплекса во внешнеэкономической деятельности в Республике Татарстан, выявлено: в 2011г. доля экспорта нефти сырой составила 62,8%, а доля экспорта продукции нефтехимического комплекса - 25,2%. В 2016г. данные показатели составили 42,2 и 38,4% соответственно. Сказанное позволяет нам сделать вывод если не о снижении сырьевой зависимости экономики РТ, то об эффективной промышленной политике, направленной на создание добавленной стоимости и уход от экономики добывающего типа к экономике производственного типа.
Несмотря на то, что увеличивается удельный вес экспорта продукции нефтехимического сектора в общем объеме экспорта региона, можно наблюдать снижение абсолютной величины его значения. В 2012 г. относительно 2011г. темп прироста экспорта продукции нефтехимического сектора составил 54,7% (при том, что экспорт в целом возрос на 0,5%), а уже в 2013г. он составил всего 3,1%. Начиная с 2014г. темп прироста принял отрицательные значения: экспорт продукции нефтехимического сектора сократился на 6,4% в 2014г., на 40,8% в 2015г. и 27,1% в 2016г. динамика экспорта нефти сырой. Удельный вес продукции нефтехимического сектора в общем объеме импорта в Республике Татарстан в среднем за период 2011 - 2016гг. составил 17,3%.
Сопоставление экспорта и импорта продукции нефтехимического сектора показало, что коэффициент покрытия импорта экспортом в нефтехимическом секторе сократился с 8,4 в 2011г. до 6,8 в 2016г. , то есть утверждать о том, что республика стала более самообеспеченной в продукции нефтехимического сектора, нельзя.
Дальнейшее развития нефтехимического комплекса Республики Татарстан должно быть основано на решении перечисленных проблем, свойственных ему на современном этапе: необходимость сохранения и роста конкурентоспособности, реализация и расширение конкурентных преимуществ предприятий республики в секторах комплекса (нефтедобыче, нефтепереработке, химии и нефтехимии) и другие.
Эконометрическое моделирование, позволяющее выявить, как изменится результативный показатель при изменении факторов, позволила сделать следующие выводы:
- рост объема отгруженных товаров предприятий нефтехимического сектора региона на 1 ед. приводит к росту ВРП региона на 2,3 ед.;
- рост чистой прибыли предприятий нефтехимического сектора региона на 1 ед. приводит к росту ВРП региона на 0,8 ед.;
- рост стоимости активов предприятий нефтехимического сектора региона на 1 ед. приводит к росту ВРП региона на 0,14 ед.
Соответственно, снижение всех перечисленных показателей негативно отразится на показателях экономики региона, что обусловливает высокую степень значимости данного сектора экономики в регионе, и доказывает, что падение финансово-экономических показателей сектора отрицательно скажется на ВВП страны.
Обозначены основные направления и компоненты развития нефтехимического комплекса Республики Татарстан, а также приоритеты, задачи и направления инновационной отраслевой политики.
- стимулирование со стороны государства и самих нефтехимических компаний инновационной деятельности предприятий сектору в кооперации с другими субъектами экономики ;
- предоставление налоговых льгот в форме инвестиционного налого¬вого кредита,
- расширение инвестиций в основной капитал за счет собственных и привлеченных средств.
В случае реализации предложенных направлений развития нефтехимического комплекса РТ следует ожидать роста показателей его деятельности, а следовательно и роста показателей экономики РТ.
Государственное регулирование нефтехимического комплекса Российской Федерации является важнейшим фактором регионального и федерального развития. Меры поддержки предприятий нефтехимического комплекса условно можно разделить на две составляющие: финансовая (субсидирование, компенсация части процентных ставок, прямые инвестиции) и нефинансовая поддержка (таможенно-тарифное регулирование, предоставление преференций при госзакупках, информационная поддержка). Направления реформирования и развития комплекса в настоящее время осуществляются в соответствии со Стратегией развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года.
По итогам анализа изучения современного состояния и тенденций развития нефтехимического комплекса в Республике Татарстан сделаны следующие выводы: становление нефтехимического комплекса в Республике Татарстан берет свое начало с 1950-х гг., когда в республике был принят курс на ускоренную реализацию программы развития нефтехимической и химической промышленности. В настоящее время в Татарстане сложились три центра нефтехимической промышленности - Казань (ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «НефтеХимСэвилен», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», ОАО «Тасма» и др.), Нижнекамск (ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина» и ОАО «Нижнекамсктех - углерод»), Менделеевск (ООО "Менделеевсказот, «Аммоний»). В регионе на конец 2016г. насчитывается 2633 предприятия нефтехимического комплекса, где используется порядка 5% трудовых ресурсов республики, предприятия комплекса формируют 28% объема реализации, 65% прибыли в экономике региона
Индекс производства нефтехимического сектора Республики Татарстан в 2012-2016гг. показал снижение абсолютно по всем видам производства. Тем не менее, в 2016г. темп прироста объема прибыли сектора составил 51,4%, а основной источник доходов для предприятий сектора - это предприятия химического производства (94,1% прибыль нефтехимии РТ в 2016г.). По объему отгруженных товаров производство нефтепродуктов и химическое производство вносят наибольший вклад в нефтехимический сектор Республики Татарстан, обеспечивая в совокупности 83-85,3% производства всего сектора.
По итогам анализа места нефтехимического комплекса во внешнеэкономической деятельности в Республике Татарстан, выявлено: в 2011г. доля экспорта нефти сырой составила 62,8%, а доля экспорта продукции нефтехимического комплекса - 25,2%. В 2016г. данные показатели составили 42,2 и 38,4% соответственно. Сказанное позволяет нам сделать вывод если не о снижении сырьевой зависимости экономики РТ, то об эффективной промышленной политике, направленной на создание добавленной стоимости и уход от экономики добывающего типа к экономике производственного типа.
Несмотря на то, что увеличивается удельный вес экспорта продукции нефтехимического сектора в общем объеме экспорта региона, можно наблюдать снижение абсолютной величины его значения. В 2012 г. относительно 2011г. темп прироста экспорта продукции нефтехимического сектора составил 54,7% (при том, что экспорт в целом возрос на 0,5%), а уже в 2013г. он составил всего 3,1%. Начиная с 2014г. темп прироста принял отрицательные значения: экспорт продукции нефтехимического сектора сократился на 6,4% в 2014г., на 40,8% в 2015г. и 27,1% в 2016г. динамика экспорта нефти сырой. Удельный вес продукции нефтехимического сектора в общем объеме импорта в Республике Татарстан в среднем за период 2011 - 2016гг. составил 17,3%.
Сопоставление экспорта и импорта продукции нефтехимического сектора показало, что коэффициент покрытия импорта экспортом в нефтехимическом секторе сократился с 8,4 в 2011г. до 6,8 в 2016г. , то есть утверждать о том, что республика стала более самообеспеченной в продукции нефтехимического сектора, нельзя.
Дальнейшее развития нефтехимического комплекса Республики Татарстан должно быть основано на решении перечисленных проблем, свойственных ему на современном этапе: необходимость сохранения и роста конкурентоспособности, реализация и расширение конкурентных преимуществ предприятий республики в секторах комплекса (нефтедобыче, нефтепереработке, химии и нефтехимии) и другие.
Эконометрическое моделирование, позволяющее выявить, как изменится результативный показатель при изменении факторов, позволила сделать следующие выводы:
- рост объема отгруженных товаров предприятий нефтехимического сектора региона на 1 ед. приводит к росту ВРП региона на 2,3 ед.;
- рост чистой прибыли предприятий нефтехимического сектора региона на 1 ед. приводит к росту ВРП региона на 0,8 ед.;
- рост стоимости активов предприятий нефтехимического сектора региона на 1 ед. приводит к росту ВРП региона на 0,14 ед.
Соответственно, снижение всех перечисленных показателей негативно отразится на показателях экономики региона, что обусловливает высокую степень значимости данного сектора экономики в регионе, и доказывает, что падение финансово-экономических показателей сектора отрицательно скажется на ВВП страны.
Обозначены основные направления и компоненты развития нефтехимического комплекса Республики Татарстан, а также приоритеты, задачи и направления инновационной отраслевой политики.
- стимулирование со стороны государства и самих нефтехимических компаний инновационной деятельности предприятий сектору в кооперации с другими субъектами экономики ;
- предоставление налоговых льгот в форме инвестиционного налого¬вого кредита,
- расширение инвестиций в основной капитал за счет собственных и привлеченных средств.
В случае реализации предложенных направлений развития нефтехимического комплекса РТ следует ожидать роста показателей его деятельности, а следовательно и роста показателей экономики РТ.
Подобные работы
- Инвестиции и их роль в формировании инновационной экономики региона (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ПИИ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ ТОВАРНЫХ
РЫНКАХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ПИИ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ДОЧЕРНЕГО ОБЩЕСТВА ОАО «НК РОСНЕФТЬ» АО «АНПЗ ВНК»
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН:
РАЗЛИЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Анализ промышленной политики Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕГИОНА: ОЦЕНКА И ПУТИ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Кластерная модель развития промышленного комплекса Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, бизнес планирование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



