ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 6
1.1. Обзор подходов к определению устойчивого развития муниципальных образований 6
1.2. Основные факторы устойчивого развития муниципальных образований 13
1.3. Международный опыт оценки факторов устойчивого развития
муниципальных образований 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН .... 33
2.1. Анализ социально-экономического развития муниципальных
образований в регионе 33
2.2. Оценка факторов устойчивого развития муниципальных образований .. 40
2.3. Основные проблемы устойчивости муниципальных образований в
регионе 51
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 57
3.1 Инвестиционные стратегии муниципальных образований как фактор устойчивого развития 57
3.2. Формирование прогнозной модели развития муниципальных
образований в Республике Татарстан 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Так как состояние муниципальных образований во многом определяется совокупностью экологических и социально-экономических факторов развития. Поэтому социально-экономическое и экологическое положение муниципальных образований требует непрерывного и пристального отслеживания, анализа и изучения. Несомненно, что такое состояние определяется большим количеством факторов как объективных (макроэкономические условия, географическое положение, наличие природных ресурсов, отраслевая структура, участие муниципалитета в общественном разделении труда), так и субъективных (деятельность органов муниципальной власти, методы управления).
Процесс анализа факторов устойчивого развития муниципальных образований в настоящее время является актуальным и требует теоретической и практической проработки данной темы с учетом нынешней ситуации в стране и в мире.
Чтобы оценить состояние и направления движения развития общества существует необходимость в определении общих критериев и методик. Сегодня нет единого установленного подхода, что побуждает к противоречивости и разноплановости исследования проблем устойчивого развития. Отсюда следует, что мы не можем достоверно анализировать положение не только внутри страны, но и на мировом уровне. Во многих методиках не учитываются важнейшие критерии устойчивости развития муниципальных образований различных уровней, следовательно данную проблему необходимо изучать, затрагивая множество методов определения уровня развития.
Теоретической и методологической основой исследования послужили:
• научные труды отечественных и зарубежных ученых, которые
посвящены концептуальным вопросам устойчивого развития экономических систем разных уровней;
• исследования по развитию экономики региона, механизмов регулирования социально-экономического развития на национальном, региональном и местном уровнях;
• работы по исследованию методов и критериев оценивания положения муниципальных образований.
Исследованием данного вопроса занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые. Среди них: Л.Л.Богатырев, В.И.Данилов-Данильян, Б.А.Коробицын, А.А.Куклин, К.С.Лосев, Д.С.Львов, А.Л.Мызин, Э.Пестель, Н.Ф. Реймерс, А.И.Татаркин, В.И.Яковлев, и многие другие.
Целью данной выпускной квалификационной работы является оценка основных факторов устойчивого развития муниципальных образований и разработка рекомендаций по повышению устойчивости развития муниципальных образований в Республике Татарстан.
В соответствии с поставленной целью определены задачи данной выпускной квалификационной работы:
• Проанализировать существующие теоретико-методические
основы устойчивого развития муниципальных образований;
• Охарактеризовать социально-экономическое положение
муниципальных образований в Республике Татарстан;
• Выявить основные проблемы развития;
• Определить тенденции развития муниципальных образований;
• Предложить пути совершенствования устойчивого развития муниципальных образований в Республике Татарстан.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе являются четыре самых крупных муниципальных образования Республики Татарстан: города Казань и Набережные Челны, Альметьевский и Нижнекамский муниципальные районы.
Предмет исследования - система организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обеспечения устойчивого развития муниципальных образований в Республике Татарстан.
Нормативно-правовую основу работы составили Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, региональных органов власти. Использовались публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров.
Целью данной выпускной квалификационной работы является оценка основных факторов устойчивого развития муниципальных образований и разработка рекомендаций по повышению устойчивости развития четырех самых крупных муниципальных образований в Республике Татарстан.
Анализ факторов устойчивого развития муниципальных образований в настоящее время является актуальным и требует теоретической и практической проработки данной темы с учетом нынешней ситуации в стране и в мире.
Были рассмотрены основные подходы к определению устойчивого развития муниципальных образований. На сегодняшний день нет общепринятого определения. Проанализировав зарубежные и отечественные подходы, можно сказать, что устойчивое развитие муниципального образования - это процесс управления социально-экономической системой муниципального образования, который обеспечивает целостную устойчивость структуры, элементов и их связей, направленных на рост уровня качества жизни населения в балансе с окружающей средой.
Рассмотрены методы и критерии оценки устойчивого развития муниципальных образований. В практике применяется система критериев, в которую включены экологические, социальные и экономические показатели. Данные вопросы рассматриваются на международном, национальном, региональном и муниципальном уровнях. Выбор одной из предложенных систем зависит от уровня, на котором подвергаются анализу проблемы устойчивого развития муниципального образования.
Проанализирован международный опыт оценки факторов устойчивого развития. Разработка методических основ оценки, которые определяют устойчивость развития муниципальных образований в составе регионов, является актуальной, но до сих пор не решенной, проблемой теории и практики региональной экономики. Представленные в научной литературе методики оценки устойчивости развития в различной степени соответствуют требованиям комплексности, простоты и полезности, но в большинстве своем не предназначены для целей прогнозирования. Это в существенной степени ограничивает область их применения в практике государственного управления. На примере разработанной Организацией Объединенных Наций системе показателей по оценке устойчивого развития, которая применима как на государственном, так и на муниципальном уровне. Разработав программу ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат), осуществляется поддержка регионов для устойчивого развития, начиная с муниципального уровня. Вступившая в силу с 1 января 2016 года Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, стала призывом к странам начать работу над достижением 17 целей устойчивого развития
Проведя анализ социально-экономического положения муниципальных образований, в Республике Татарстан наблюдается разрозненный характер развития. Следует отметить, что социальные и экономические факторы имеют прямое влияние друг на друга, на результаты деятельности экономики и на устойчивость развития муниципальных образований в целом. Уровень развития каждого муниципалитета от инвестиционной привлекательности, уровня доходов, население, безработицы. Также зависит и от того, какая отрасль преобладает. Например, в Альметьевском - нефтяная, в Нижнекамском - промышленная и так далее. Таким образом, уровень развития в каждом муниципальном образовании различается по показателям.
На основе выбранных наиболее существенных показателей была проведена оценка факторов устойчивого развития муниципальных образований в Республике Татарстан за 2011 и 2015 годы. Улучшилось положение в Набережных Челнах и в Альметьевском муниципальном районе, ухудшилось - в Казани и Нижнекамском муниципальном районе. В результате, в 2015 году Нижнекамский и Альметьевский муниципальные районы обладают устойчивым развитием, а Казань и Набережные Челны находятся в состоянии развития с признаками неустойчивости.
Были рассмотрены основные проблемы устойчивого развития четырех самых крупных муниципальных образований по Республике Татарстан. Хотя регион и занимает лидирующие положения не только по Приволжскому Федеральному округу, но и по Российской Федерации, внутренние проблемы остаются актуальными и требуют вмешательства для их решения. В Татарстане наблюдается значительно разрозненный характер развития муниципальных образований. Развивая одни, в тени остаются другие муниципалитеты, тем самым понижая общие показатели по республике. Наиболее остро стоят проблемы в социальной сфере и по экологической обстановке в крупных городах.
Таким образом, инвестиционные стратегии муниципальных образований выступают как фактор устойчивого развития. Они необходимы и являются эффективными для достижения устойчивости муниципалитетов. Инвестиционная стратегия позволяет решить проблему экономической и социальной стабильности, устойчивого планомерного развития муниципальных образований в условиях нарастающего дисбаланса между превышением обязательств по развитию инфраструктуры и социальной сферы над финансовой базой в виде налогов. Были выявлены сильные и слабые стороны муниципалитетов. Также разработаны рекомендации для усиления позиций по трем основным блокам устойчивого развития в четырех самых крупных муниципальных образованиях Татарстана - экологический, экономический и социальный.
На основе проведенного анализа были разработаны следующие рекомендации:
• необходимо улучшить экологическую обстановку в
муниципалитетах путем увеличения зеленых насаждений, активизировать очищение водоемов;
• усилить экономическое положение муниципальных образований через создание туристических зон, развитие инновационных процессов, повышение значимости высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики;
• следует развивать социальную сферу с помощью уменьшения степени износа жилого фонда в муниципальных образованиях, повысить качество.
Была сформирована прогнозная модель развития четырех самых крупных образований в Республике Татарстан до 2019 года. Для Казани, Альметьевского и Нижнекамского муниципальных районов наблюдается тенденция роста объема инвестиций в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории муниципального образования (без субъектов малого предпринимательства). Увеличение ожидается для Нижнекамского муниципального района в 2 раза, Альметьевского - в 2,5, Казани - более чем в 4 раза. В Набережных Челнах к 2019 году рассматриваемый показатель по прогнозу снизится в 3 раза.
Таким образом, практическая значимость предложенных методических положений и рекомендаций заключается в том, что их использование позволит повысить уровень устойчивости развития муниципальных образований в Республике Татарстан.
1. Конституция Российской Федерации. М.: Эксмо, 2016. 32 с.
2. Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена Указом Президента Российской Федерации № 440 от 01.04.1996 г.) http://www.consultant.ru
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ [Электронный ресурс]: фед. закон принят 6.10.2003 №131-ФЗ. http://www.consultant.ru
4. О преобразовании посёлка Иннополис Верхнеуслонского района,
изменении границ территорий отдельных муниципальных образований и преобразовании Введенско-Слободского сельского поселения
Верхнеуслонского муниципального района [Электронный ресурс]: закон РТ от 13.12.2014 № 115-ЗРТ. http://www.consultant.ru
5. О преобразовании отдельных муниципальных образований
[Электронный ресурс]: закон РТ принят 20.05.2013 № 36-ЗРТ.
http: //www.consultant .ru
6. О преобразовании Иж-Борискинского и Среднеюрткульского сельских поселений Спасского муниципального района [Электронный ресурс]: закон РТ принят 14.06.2013 № 46-ЗРТ. http://www.consultant.ru
7. О преобразовании отдельных муниципальных образований
[Электронный ресурс]: закон РТ принят 22.07.2013 № 69-ЗРТ.
http: //www.consultant .ru
8. О преобразовании Большеелгинского и Сорочье-Горского
сельских поселений Рыбно-Слободского муниципального района [Электронный ресурс]: закон РТ принят 18.10.2013 № 81-ЗРТ.
http: //www.consultant .ru
9. Стратегия социально-экономического развития Республики
Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://mert.tatarstan.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm
Монографии
10. Дуканова И.В. Эффективность управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований: Монография / Дуканова И.В., Морозова Т.Н., Суковатова О.П.; Под ред. Терехин В.И. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 316 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) ISBN 978-5-16-006444-4
11. Ряховская А.Н., Кован С.Е. Совершенствование методов антикризисной реструктуризации градообразующих организаций в муниципальных образованиях: Монография / А.Н. Ряховская, С.Е. Кован. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 187 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (о) ISBN 978-5-16-011138-4
12. Ускова, Т.В. Управление устойчивым развитием региона [Текст]: монография / Т.В. Ускова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - 355 с. [с.100]
13. Ускова Т. В. «Управление устойчивым развитием региона» 2009,
с.440 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //modernlib .ru/books/t_v_uskova/upravlenie_ustoychivim_razvitiem_regiona/read_1/
14. Ежегодный доклад Всемирного Банка «Индикаторы мирового
развития» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -
data.worldbank. org/products/wdi
Статьи в периодических изданиях
15. Научно-популярный экологический журнал «Экология Татарстана» от 3 сентября 2013 № 2(6)2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ecologrt.ru/images/ecologia-tatarstana/2013-6.pdf
16. Мартынов, К.П. Методика оценки устойчивости развития//
Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 316-318. ISSN 2073-7623 file:///C:/Users/User/Downloads/metodika-otsenki-ustoychivosti-
razvitiya-regionalnoy-agrarnoy-sfery.pdf
Учебники и учебные пособия
17. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. Учебное пособие / Бутов В.И., Игнатов В.Г.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Ростов-на-Дону: ИКЦ "МарТ", 2005. - 352 с.
18. Данилов-Данильян, В.И. Устойчивое развитие - будущее Российской Федерации//Россия на пути к устойчивому развитию. - М., 1996. С.5
19. Данилов-Данильян, В.И., Лосев, К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. Учебное пособие. - М.: Прогресс-Традиция, 2000, 416с, с.154...155, с.195, с.196
20. Зотов, В.Б. Система муниципального управления. Учебник для вузов. — Под ред. В. Б. Зотова.- СПб.: Питер, 2010. — 560 с.
21. Лапыгин Д.Ю. Инструменты формирования стратегии развития муниципальных образований / Лапыгин Д.Ю. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 170 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-105127-6
22. Лось, В.А. Устойчивое развитие [Текст]: учеб. пособие
/В. А. Лось, А. Д. Урсул. — М.: Агар, 2000. — 253с.
23. Нуреев, Р. М. Экономика развития: модели становления
рыночной экономики [Текст]: учеб. пособие / Р. М. Нуреев. — М.: ИНФРА- М, 2001. — 240 с.
24. Парахина, В.Н. Муниципальное управление : учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В.Галеев, Л.Н. Ганшина. — 3-е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2013.— 494 с.
25. Реймерс, Н.Ф. Системные основы природопользования // Философские проблемы глобальной экологии/ Н.Ф. Реймерс. - М., 1983. С. 121-161
26. Сорокина Н.Ю.Моделирование влияния экономических и социальных факторов на развитие потенциала старопромышленного региона// Известия ТулГУ.Экономические и юридические науки. Вып.3. Ч.1.
- Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. - С. 37-44.
27. Татаркин, А. И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории [Текст] / А. И. Татаркин, Д. С. Львов, А. А. Куклин, А. Л. Мызин, Л. Л. Богатырев, Б. А. Коробицын, В. И. Яковлев. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. — 276 с. 9
28. Тарасова Н.П. Кручина Е.Б. Индексы и индикаторы устойчивого развития. -URL: http: //www. cawater- info.net/ecoindicators/pdf/tarasova_kruchina.pdf.
Электронные ресурсы
29. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс].-
Режим доступа:
http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/
30. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / Под редакцией А. А. Аузана и С. Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать: ООО «Дизайн- проект «Самолет», 2011. - 146 с.: табл., рис., вставки.
31. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). Перевод с английского под редакцией С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. [Электронный ресурс]. URL: http://устойчивоеразвитие.рф/files/monographs/OurCommonFuture- introduction.pdf
32. ООН. Повестка дня на XXI век [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21
33. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.un.org/ru/ga/habitat/
34. Островский, Н.В. Критерии устойчивого развития: национальные аспекты.//Сборник материалов научной конференции студентов и аспирантов "Социально-экономическая ситуация в России: состояние и перспективы".
Киров: Вятский социально-экономический институт, 2005 г., с. 5-8.
35. Официальный сайт Организации объединенных наций (ООН)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.un.org/esa/sustdev/natlinfo/indicators/guidelines.pdf
36. Официальный сайт ПАО «Татнефть» [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.tatneft.ru/o-kompanii/obshchaya-
informatsiya/?lang=ru
37. Официальный сайт ПАО «Нижнекамскнефтехим» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nknh.ru/about/info/
38. Программа социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны на годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //pandia.ru/text/78/644/50141. php
39. Пестель, Э. Доклад «За пределами роста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://alt-future.narod.ru/Future/rome3.ht
40. Республиканское общественное движение «Татарстан - новый век». Официальный сайтhttp://www.tnvrod.ru/index.php/nash-dom-zemlya/95-khartiya-zemli
41. Реальное время [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/54356
42. Совет муниципальных образований Республики Татарстан
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://sovmo.tatarstan.ru/rus/rating.htm?pub_id=470113
43. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/7 c3 c3d804c72253a9069937dff7d05ed/MO- 16.pdf
44. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/region/reg-pok16.pdf
45. Филонова, О.О., Боженко, А.И. Проблемы устойчивого
социально-экономического развития муниципальных образований// Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6.
URL: http://sibac.info/archive/economy/6.pdf(дата обращения: 16.04.2017)
https://science-education.ru/ru/article/view?id=10170
46. Global Reporting Initiative [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.globalreporting.org/Pages/default.aspx