ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 4
1.1. Экономическое содержание межбюджетных отношений и
принципы их организации 4
1.2. Инструменты регулирования межбюджетных отношений 13
1.3. Нормативно-законодательная база, регулирующая межбюджетные
отношения в РФ 24
Глава 2. АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 32
2.1. Экономический анализ консолидированного бюджета Республики
Татарстан 32
2.2. Характеристика взаимоотношений федерального и регионального
бюджета Республики Татарстан 46
2.3. Межбюджетные отношения между бюджетом Республики
Татарстан и местными бюджетами 54
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН... 64
3.1. Проблемы межбюджетных отношений на региональном
уровне 64
3.2. Пути повышения эффективности межбюджетных отношений с
местными бюджетами Республики Татарстан 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
Межбюджетные отношения складываются между федеральным уровнем власти, региональным уровнем власти и муниципальными образованиями по поводу формирования и исполнения соответствующих бюджетов. Межбюджетное регулирование представляет собой один из основных инструментов преодоления последствий социально-экономического неравенства, возникающего в регионе. Эффективное управление региональными финансами способствует высокому уровню развития территории региона.
Отношения между бюджетами оказывают существенное влияние на экономическую ситуацию в регионах, на темпы роста социально-экономических, демографических и прочих показателей, как в субъектах федерации, так и в целом по стране. Помимо социально-экономической составляющей жизни общества, межбюджетные отношения реализовывают важные политические функции, так как они могут способствовать развитию отношений между федеральным центром и регионом, сохранению единства страны.
Ключевые вопросы социально-экономического развития региона невозможно решить без обеспечения развития приоритетных направлений экономики самого региона и муниципальных образований. Особенно остро проблемы его обеспечения стоят на муниципальном уровне, где при использовании действующей системы распределения финансовых поступлений между уровнями бюджетной системы наблюдается явный недостаток налоговых и неналоговых доходов бюджетов для финансирования соответствующих расходов.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена поиском путей сбалансированного и устойчивого развития бюджетной системы региона на основании показателей исполнения регионального бюджета и оценки качества управления региональными финансами. Следует отметить, что в настоящее время межбюджетные проблемы стали основной причиной конфликтов между центром и регионом, между региональными и муниципальными органами власти. В связи с этим, возникает потребность в разработке подходов к организации системы межбюджетных отношений и системы разграничения полномочий в условиях федерализма. Качество управления региональными финансами должно повышаться не только за счет федеральных средств, а за счет стимулирования собственных источников бюджетных доходов при помощи внедрения действенных механизмов и методов организации управления финансовыми потоками.
Теоретические положения по теме исследования основаны на трудах таких авторов как: Чернышева Е.М., Ходорович М.И., Любимцев Ю.Н., Казанцев С.В., Гревцова Т.В., Поляк Г.Б., Подпорина И.В., Р. Масгрейв, У.Оутс, Кибилдс А.А., Левина В.В. и др. Проанализировав степень изученности темы отечественными и зарубежными авторами, можно сказать о том, что в трудах освещены, прежде всего, принципы бюджетного федерализма и проблемы межбюджетных отношений на федеральном уровне. Недостаточно исследований межбюджетных отношений и почти полное отсутствие методов повышения эффективности межбюджетного регулирования на региональном уровне. Но, на современном этапе бюджетная система региона активно развивается, а это требует предложение новых подходов в решении задач управления межбюджетными процессами. В связи с этим, были сформированы цель и задачи дипломной работы.
Целью исследования дипломной работы является разработка и обоснование путей повышения эффективности межбюджетных отношений в социально-экономической системе региона, на примере Республики Татарстан. Для достижения данной цели были установлены следующие задачи:
- раскрыть экономический смысл понятия «межбюджетные отношения»;
- характеристика инструментов и нормативно-правовых актов, регулирующих межбюджетные отношения в Российской Федерации;
- проанализировать исполнение консолидированного регионального бюджета;
- провести анализ межбюджетных отношений между центром и регионом, между регионом и муниципальными образованиями;
- выявить проблемы межбюджетных отношений на региональном уровне;
- разработать предложения по формированию механизма регулирования межбюджетных отношений на уровне субъекта РФ, ориентированный на обеспечение социально-экономического развития региона и муниципальных образований.
Объектом исследования являются региональный бюджет, бюджеты муниципальных образований, межбюджетные трансферты на всех уровнях власти, процесс взаимодействия между органами государственной власти по поводу межбюджетного регулирования.
Предметом исследования являются межбюджетные отношения в социально-экономической системе региона Республики Татарстан, обеспечивающие социально-экономическое развитие территорий.
Методология исследования в дипломной работе - описание состояния межбюджетных отношений на региональном уровне, анализ статей и монографий, экономический анализ консолидированного регионального бюджета, практический метод исследования сравнительная характеристика, аналитический метод исследования (математические расчеты индексов, коэффициентов), теоретический метод дедукции и индукции,
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные пути решения проблем и способы повышения эффективности, могут использоваться в качестве практического пособия к действию для работников финансово-бюджетной сферы.
Во введении обоснована актуальность темы дипломной работы; определены цель, задачи, объект и предмет исследования, методология исследования; дана характеристика практической значимости полученных результатов.
Первая глава дипломной работы посвящена теоретическому исследованию межбюджетных отношений. Охарактеризованы принципы формирования межбюджетных отношений, инструменты и нормативно- законодательная база, их регулирующие.
Вторая глава содержит в себе анализ межбюджетных отношений в социально-экономической системе Республики Татарстан, где подробно представлены статистические материалы исполнения бюджета региона, особое внимание уделено межбюджетным трансфертам, их движению как из центра в регион, так и из региона в муниципальные образования.
В третьей главе дипломной работы представлена практическая часть. Выявлены и доказаны с помощью расчетов проблемы межбюджетных отношений на региональном уровне, определено место региона в федеральном округе. Разработаны и приведены, как и из зарубежного опыта, пути повышения эффективности межбюджетных отношений бюджета региона с муниципальными бюджетами.
Выпускная квалификационная работа состоит из 98 страниц, в том числе: введение, три главы, заключение, список использованных источников из 51 наименования, 17 таблиц, 4 рисунка, 9 приложений.
В результате изучения теоретических основ межбюджетных отношений, как фактора, влияющего на уровень развития всего региона, были сделаны следующие выводы. На региональном уровне в основе исследования межбюджетных отношений лежит структура регионального бюджета, его взаимоотношения с федеральным бюджетом и бюджетом муниципальных образований. Принципы реализации межбюджетных отношений закреплены Бюджетным Кодексом РФ - основным нормативным документом, регулирующим взаимоотношения между бюджетами.
Актуальность работы была подтверждена при анализе регионального бюджета, выявления его проблем, доказанных также с помощью расчетов, были разработаны пути решения проблем и рассмотрены уже существующие механизмы устранения социально-экономического неравенства.
В ходе исследования инструментов межбюджетного регулирования, был рассмотрен механизм межбюджетного выравнивания. В Российской Федерации осуществляется вертикальная и горизонтальная сбалансированность бюджетной системы, благодаря которой происходит процесс сглаживания территориальной дифференциации. Механизм горизонтального выравнивания это и есть межбюджетные отношения, имеющие свое проявление в межбюджетных трансфертах.
Межбюджетные трансферты имеют следующие формы, согласно законодательству РФ: дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты. Данные формы имеют свои особенности и отличия. Дотация является нецелевым видом межбюджетных трансфертов, субвенции и субсидии имеют же целевой вид финансирования. Эти денежные средства, перечисляемые из одного уровня бюджета бюджетной системы другому уровню бюджета бюджетной системы, имеют цель - обеспечение необходимого уровня и качества социальных услуг населению. Размер межбюджетных трансфертов ежегодно утверждается при формировании плана бюджета на очередной финансовый год.
Проведение анализа консолидированного бюджета Республики Татарстан, изучение отчетов, статистической бюджетной информации, позволило составить экономическую характеристику регионального бюджета. В структуре доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан преобладают налоговые и неналоговые доходы, то есть собственные доходы консолидированного бюджета региона составляют на 2015 год 208 598 млн. руб. (84,1%). По собственным доходам в структуре консолидированного бюджета Республики Татарстан, было выявлено место субъекта в рейтинге регионов ПФО. Республика Татарстан на 2015 год занимает первое место по собственным доходам со значением 208,6 млрд. руб.
В региональном бюджете в структуре доходной части наибольший вес у налоговых доходов 79,5% (формируется в основном из налога на прибыль организаций, НДФЛ), неналоговых доходов 3,7%, безвозмездных поступления 16,7% (8,3% составляют субсидии). Здесь следует отметить, что межбюджетные трансферты Республика Татарстан получает в очень маленьком количестве, так как является регионом донором. Это говорит о высокой степени финансовой независимости региона, РТ входит в число регионов, обеспечивающих максимальные поступления в федеральный бюджет.
Расходная часть консолидированного бюджета РТ и бюджета региона имеют социальную направленность, больше всего расходов было произведено в образование, здравоохранение, социальную политику и национальную экономику. Межбюджетные трансферты из бюджета РТ бюджетам муниципальным образованиям составили 4,4% от всей структуры расходов 9 339 млн. руб.
В ходе исследования взаимоотношений регионального бюджета и бюджетов муниципальных образований, были сделаны следующие выводы. По отчетам исполнения бюджетов муниципальных образования за 2015 год, были выявлены регионы-лидеры по доле собственных доходных источников
в структуре бюджетов муниципальных образований: г. Казань,
Нижнекамский район, Альметьевский район, г. Набережные Челны, Тукаевский район. Наоборот, ситуация сложилась в следующих районах: Мензеленский, Черемшанский, Аксубаевский, Алексеевский и Сабинский, - где доля собственных доходов от 12 до 14%. То есть, в данных районах бюджет формируется за счет межбюджетных трансфертов из регионального бюджета Республики Татарстан.
В структуре межбюджетных трансфертов из консолидированного бюджета РТ бюджетам муниципальных образований имеют субвенции, направленные на финансирование расходов - 21,6 млрд. руб. и субсидии в размере 13,2 млрд. руб. В целом, поступление данных межбюджетных трансфертов в бюджеты муниципальных образований характеризуется ежегодной стабильностью.
Дотации бюджетам муниципальных образований на выравнивание бюджетной обеспеченности определяются для каждого муниципального образования исходя из численности жителей в расчете на одного человека. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов и муниципальных районов, в свою очередь, образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений. Дотационными муниципальными образованиями в РТ являются почти все образования, но, есть такие образования, которые получают дотации в период с 2012 - 2016 год
беспрерывно: Аксубаевский, Алькеевский, Балтасинский, Дрожжановский, Кукморский, Мамадышский, Мензеленский, Рыбно-Слободский, Спасский, Тетюшский, Черемшанский районы и городской округ Набережные Челны.
В ходе исследования взаимоотношений между местными бюджетами и бюджетом региона, нами был составлен рейтинг субъектов по результатам оценки качества управления региональными финансами за 2015 год по ПФО, где Республика Татарстан заняла девятое место по ПФО, по РФ - пятьдесят второе место. Данные значения говорят о среднем качестве управления региональными финансами.
На основании всех статистических материалов, нами были выделены проблемы межбюджетных отношений на региональном уровне. Одной из главных проблем является большое количество обязанностей, возложенных на муниципальные бюджеты, по обеспечению социальными услугами население. У муниципальных образований недостаточно финансовых ресурсов для выполнения некоторых задач. Муниципальные образования становятся зависимыми от финансовой помощи вышестоящего бюджета, теряя свою самостоятельность. Данный факт был доказан методом коэффициентов финансовой и налоговой независимости, рассчитанных по показателям муниципальных образований. Результатом явился составленный нами рейтинг и группировка муниципальных образований по степени финансовой и налоговой независимости. Решением данной проблемы может стать расширение доходной базы муниципальных образований и увеличение фиксированной доли поступления в бюджеты муниципальных образований от НДФЛ, как минимум, до 50% и изменения порядка зачисления. Сопровождением решения данной проблемы должен быть ужесточён контроль за сбором налогов.
Следующая проблема, имеющая важное значение: неоднородность территорий муниципальных образований на территории региона Республики Татарстан. Подтверждением этому явились рассчитанное нами среднее квадратическое отклонение по муниципальным образованиям. Динамика данного показателя выявила современное состояние на территориях региона. Выводом явилось то, что дифференциация наблюдается лишь в налоговых доходах бюджета РТ, одновременно с увеличением их доли в доходах бюджетов муниципальных образований, что характеризуется положительной характеристикой. То есть, степень дифференциации становится ниже при росте доходов в бюджетах муниципальных образований. Здесь проблема должна быть решена прежде всего созданием стимулов муниципальным образованиям по совершенствованию межбюджетных отношений с региональным бюджетом.
Помимо выделенных проблем, также была выделена современная, и имеющая большое значение социального характера, проблема скоординированности процесса бюджетного программирования. Для решения проблем на региональном уровне были предложены следующие рекомендации:
1) Произвести обеспечение финансовой автономии муниципальных образований;
2) местными органами власти должны использоваться механизмы выравнивания финансовых условий деятельности муниципальных образований;
3) обеспечить передачу на муниципальный уровень ресурсов, которых станет достаточно для решения вопросов социально-экономического развития территории;
4) расширить меры ответственности органов местного самоуправления за нарушение условий соглашения о мерах по восстановления платежеспособности муниципального образования;
5) должно происходить периодическое обновление и актуализация перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования;
6) внедрить зарубежный опыт про программному бюджетированию, создание отечественной системы подобной системе США - PART, которая ориентирована на результаты;
7) введение мер адресной социальной защиты, предусматривающих учет доходов населения при получении ими предусмотренных преференций;
8) учесть зарубежный опыт выделения межбюджетных трансфертов на примере Испании, где трансферты выделяются на основании классификации городов: туристический/нетуристический центр;
9) следует формировать ежегодный рейтинг главных распорядителей бюджетных средств и публиковать в сети Интернет, на основании которого будут разрабатываться рекомендации для повышения качества управления финансами и др.
Предложенные пути повышения эффективности, на наш взгляд, являются наиболее важными и имеют практическую значимость. Передача государственных полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований на местный уровень и осуществление прозрачности, должного контроля за реализацией межбюджетных отношений, полный переход к бюджетному программированию - есть залог повышения социально-экономического уровня развития региона.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Приор, 2016. - 56 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: фед. закон принят 16.07.1998; по состоянию на 01.01.2017. - Москва: Проспект, КноРус, 2017. - 1037 с.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: фед. закон принят 31.07.1998; по состоянию на 28.12.2016. - Москва: Проспект, КноРус, 2016. - 255 с.
4. Бюджетный кодекс Республики Татарстан: фед. закон принят 28.04.2004; по состоянию на 01.01.2016. - Казань.:Логос, 2016. - 204 с.
5. Приказ Минфина России от 03.12.2010 N 552 (ред. от 14.04.2016) "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами". - Казань, собр. Законодательства РТ, 2016. - С.16
6. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012
№ 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки
эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан".// Собр. Законодательства РТ,2016. - С.35
7. Программа Республики Татарстан по повышению эффективности
бюджетных расходов на период до 2013 года, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2011 № 617.//Собр. Законодательства РТ, 2016. - С.43
Монографии
8. Джонс Л.Р. Бюджетирование в США. Библиографическй очерк. - США: Калифорния, 2014. - 68 с.
9. Колл. Авт. Проблемы межбюджетных отношений в России / колл. авт. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2012. - 188 с.
10. Левина В.В., Регулирование межбюджетных отношений на
субфедеральном уровне на основе согласования региональных и муниципальных интересов. - Тула: Тульский полиграфист, 2015. - 223 с.
11. Мороз А.И., Социально-экономическое развитие региона: проблемы и пути их решения. - Гродно: ГрГу, 2013. - 258 с.
12. Скобара В.В., Телепнева А.В., Государственный финансовый контроль в системе управления государством. - Москва, 2013. - 102 с.
13. Смирнова И.А., Межбюджетные отношения, их содержание, развитие и принципы организации. - Ростов: Научный форум , 2014. - 51 с.
Статьи в периодических изданиях
14. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Финансовая несостоятельность регионов и совершенствование межбюджетных отношений // Общество и экономика. - 2013. - №7-8. - С. 101-116.
15. Бойко И.А., Инструменты формирования устойчивости региона // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2016. - №6(40). - С. 135-138.
16. Владыка М.В., Влияние современных межбюджетных отношений в России на социально-экономические проблемы территорий // Вестник Белгородского государственного национального исследовательского университета. - 2015. - № 1. - С. 1- 5.
17. Гревцова Т.В. Современные принципы построения
межбюджетных отношения в РФ // Научный альманах. - 2016. - №5¬
1(19). - С. 69-73.
18. Джабраилова А.О., Магомедов М.Ш. Межбюджетные отношения в современной России: проблемы и перспективы развития // Московский экономический журнал. - 2016. - №3. - С. 2-8.
19. Кибилдс А.А., Современные направления развития межбюджетных отношений // Экономические науки. - 2011. - №5(78). - С. 300-301.
20. Никитская Е.Ф., Горбачева И.А., Межбюджетные отношения в системе
формирования инвестиционных источников финансирования
инновационной деятельности // Московский журнал «Науковдение». - 2015. - № 25. - С. 1- 21.
21. Овчинникова О.П., Никулина Е.В. Развитие региональных социально-экономических систем и финансовое обеспечение регионов в современных условиях // Вестник ВГУ: Экономика и управление. - 2015. - №2. - С. 32-37.
22. Сугарова И.В. Вопросы совершенствования межбюджетных отношений и бюджетного регулирования на современном этапе // Вопросы экономики и права. - 2014. - №9. - С. 83-87.
23. Хамитова А.И. Проблемы бюджетной политики в части формирования доходов местного бюджета и пути их решения (на примере г. Казани) // Вестник ТИСБИ. - 2011. - №3. - С. 1-8.
24. Чернышева Е.М. Межбюджетные отношения в регионе: понятие,
принципы, перспективы // Ученые записи. - 2010. - №10. - С. 1-4.
25. Широбокова В.А. Новый подход к совершенствованию системы
межбюджетных отношений // Вестник пермского университета. - 2014. - № 1(20). - С. 116-123.
Статьи в сборниках
26. Аглиев А.Т., Коннов О.Ю. Усиление территориальной и социально-экономической дифференциации страны как главный вызов современного развития российского общества // Регион: экономика и финансы. - 2014. С. 23-29.
27. Чулок И.А. Социально - экономические аспекты антикризисного управления региональным развитием // Регион: экономика и финансы. - 2014. С. 185-192.
Учебники и учебные пособия
28. Андреев В.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В. Региональная экономика: Учебное пособие для вузов. - Москва, 2016. - 250 с.
29. Бабун Р.В., Организация местного самоуправления. 3-е издание. Учебное пособие. - Москва, 2013. - 196 с.
30. Вахрин П.И., Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 120 с.
31. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 4-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2014. — 495с.
32. Казанцев С.В. Консолидированный бюджет и проблемы межбюджетных отношений. Москва, 2013. - 98 с.
33. Каллиникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: Учебное пособие для вузов. - Спб, 2014. - 211 с.
34. Любимцев Ю.Н. О сущности и принципах межбюджетных отношений. - Москва, 2013. - 112 с.
35. Печенская М.А., Межбюджетные отношения: состояние, регулирование, оценка результативности: Учебное пособие для вузов. - Вологда, 2015. - 195 с.
36. Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ. Учебник для бакалавров; М.: АИО Огонек - Москва, 2013. - 207 с.
37. Тамбовцева В.Л. Институциональные изменения в экономике российских регионов: Учебное пособие для вузов. - Москва, 2014. - 280 с.
38. Ускова Т.В. Общественные финансы регионов: приоритеты
модернизации. - Вологда, 2014. -186 с.
39. Ходорович М.И. Бюджетная политика и бюджетный процесс.- Москва, 2012. - 134 с.
40. Чернышева Е.М. Межбюджетные отношения в формировании экономики. - Москва, 2012. - 220 с.
Электронные ресурсы
41. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации
«Электронный бюджет». URLhttp://budget.gov.ru (Дата обращения
05.04.2017).
42. Единый портал органов государственной власти и местного самоуправления «Официальный Татарстан». URL:http://tatarstan.ru(Дата обращения 15.04.2017).
43. Государственной информационная система «Региональный электронный бюджет Московской области». URL:http://budget.mosreg.ru(Дата обращения 17.04.2017).
44. Открытый информационный ресурс «OPEN BUDGET» по анализу
финансового и социально-экономического развития субъектов РФ на основании информации официальных источников: Минфин России, Казначейство России, Росстат.URL:http://age71 .ru/ (Дата обращения 17.04.2017).
45. Официальный сайт Федерального Казначейства России. URL: http://www.roskazna.ru(Дата обращения 28.03.2017).
46. Официальный сайт Министерства Финансов РТ. URL: http://minfin.tatarstan.ru/rus/mb.html(Дата обращения 17.04.2017).
47. Официальный сайт «Научно-исследовательского института» . URL: https: //www. nifi. ru(Дата обращения 30.04.2017).
48. Официальный сайт Счетной палаты Республики Татарстан. URL: http://www.sprt.ru/(Дата обращения 07.04.2017).
49. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2016 год. - Минфин РФ. - Официальный сайт Министерства Финансов РФ. - URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=76041 (Дата обращения 03.03.2017)
50. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до 2016 года - МинФин РФ. - Официальный сайт
http://minfin.ru/common/upload/library/2014/04/main/RBO 2014-2016.pdf
(дата обращения 03.03.2017).