Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретико-методологические основы исследования неуспеваемости учащихся

Работа №78790

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы27
Год сдачи2020
Стоимость3000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования неуспеваемости учащихся начальных классов……………………………...6
1.1. Сущность и содержание понятие «успешное обучение»…………...6
1.2. Причины низкой успеваемости детей в начальной школе…………...9
1.3. Психолого-педагогические проблемы школьной неуспеваемости обучающихся младшего школьного возраста…………………………………12
Выводы по главе 1………………………………………………………...18
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование неуспеваемости младших школьников…………………………………………………………19
2.1. Организация исследования…………………………………………..19
2.2. Результаты исследования…………………………………………….21
Выводы по главе 2………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..24



Актуальность исследования. На сегодняшний день психолого-педагогические проблемы школьной неуспеваемости у подрастающего поколения приобрели особую значимость в связи с модернизацией многих социальных институтов и, в первую очередь, системы образования. Важную цель российского образования на современном этапе его развития составляет организация качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Об этом свидетельствует Последние послание президента РФ В.В. Путина. Президент РФ обратился к Федеральному собранию с основными направлениями развития государства на современном этапе, на котором также были представлены основные приоритетные задачи развития российского образования, в том числе и те, которые направлены на решение проблемы обучения подрастающего поколения самостоятельности и творчеству, выявление талантов, создание детских технопарков, центров поддержки детей. Президент рекомендовал главам субъектов Российской Федерации создать все необходимые условия для открытия центров поддержки детей во всех регионах страны, на базе лучших вузов и школ, подчеркивая при этом, что в основе системы образования должен лежать фундаментальный принцип – «…каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспевать и в науке, и в творчестве, и в спорте, и в профессии, и в жизни».
На решение поставленных задач ориентируется и Федеральный государственный образовательный стандарты начального и основного общего образования (далее - ФГОС НО), который направлен на создание благоприятных условий развития обучающихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося, как субъекта отношений с самим собой, сверстниками и взрослыми.
Изучению причин школьной неуспеваемости и путей ее преодоления посвящены многие исследования педагогов и психологов: Б.Г. Ананьева, Г.А. Антоновой, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, М.А. Даниловой, Л.В. Занкова, В.И. Зыковой, З.И. Калмыковой, М.П. Кашкина, Н.А. Менчинской, Э.И. Моносзон, Н.И. Мурачковского, Т.Я. Мусеридзе, A.M. Орловой, С.П. Петриченко, В.И. Помогайба, С.М. Ривеса, М.Н. Скаткина, JI.C. Славиной, Т.Ю. Стульпинаса, В.А. Сухомлинского, B.C. Цетлин, П.О. Эфрусй и других.
По данному же вопросу посвящены труды дефектологов и физиологов: М.М. Безруких, Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер и других.
Исследователи доказывают потребность в соответствии между педагогическими требованиями и определёнными возможностями обучающегося. На данный момент на самих детей возлагается потребность в восприятии и обработке большого количества информации. Требования, представляемые педагогом, учебной деятельностью в целом, к самой личности ребенка не всегда отвечают уровню развития обучающегося. В результате возникают сложности в овладении школьной программой, а следствием этого процесса – появление неуспеваемости. Таким образом, проблема в создании оптимальных организационно-педагогических условий, способствующих предупреждению определенной неуспеваемости, становится в наше время актуальной и значимой.
Объект исследования - неуспеваемость младших школьников.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия предупреждения неуспеваемости младших школьников.
Цель исследования - выявить организационно-педагогические условия, способствующие предупреждению неуспеваемости у младших школьников.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть сущность и содержание понятия «успешное обучение»;
2) охарактеризовать причины низкой успеваемости детей в начальной школе;
3) проанализировать психолого-педагогические проблемы школьной неуспеваемости обучающихся младшего школьного возраста;
4) провести опытно-экспериментальное исследование неуспеваемости младших школьников.
Исследование было проведено с использованием данных методов: теоретических – анализ методической и учебной литературы, сравнение, обобщение; эмпирический – педагогическая диагностика, обработка данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы сделали следующие выводы и предложения.
В теоретическом исследовании мы изучили ключевые понятия, в первую очередь, рассмотрели, как представлено понятие «успешность обучения» в психолого-педагогической литературе, выделили специфику обучения детей младшего школьного возраста; установили средства для достижения младшими школьниками успешности в обучении.
С первых же дней школьной жизни ребенку приходится решать целый ряд сложных, серьезных задач: успешно овладеть учебным материалом, освоить нормы поведения в школе и руководствоваться ими, адаптироваться к новым условиям умственного труда и режима и новым социальным условиям – субъектам педагогического процесса. Первостепенная роль в помощи ребенку принадлежит учителю, который может научить школьника адекватно оценивать свою деятельность, чтобы успешно справляться со своими неудачами.
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование неуспеваемости младших школьников, результаты которого свидетельствуют о необходимости разработки специальных педагогических подходов, средств, методов и условий их применения для значительного сокращения числа неуспевающих учащихся начальных классов по всем рассматриваемым нами сферам, а также примерной оценки школьной успеваемости.



1. Бильданова В.Р., Бисерова, Г.К., Шагивалеева Г.Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие // Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.
2. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 1991. № 6. – С. 14 – 16.
3. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: курс лекции / Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан, Н.В. Лаврова. – М.: Просвещение, 1995. – 296 с.
4. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2002. - 303 с.
5. Зайдуллина Г.Г. Комплекс педагогических условий социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в семье // Дискуссия. 2011. № 7. С. 81–84.
6. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология (Полный жизненный цикл развития человека) – М.: Академический проект; 2011. – 464 с.
7. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. – М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. – 512 с.
8. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.- 416 с.
9. Скворцова О.В. Исследование сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса на уроках «Окружающий мир» // Научные труды магистрантов и аспирантов. Вып. 16 / отв. ред. Д.А. Погонышев. Нижневартовск, 2019. С. 142–146.
10. Тюстина Г.Г. Защита прав несовершеннолетних девиантного поведения. - Нижневартовск, 2016. – 214 с.
11. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ