Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эволюция правовых основ Европейского Союза в сфере противодействия легализации финансовых средств……………………………5
1.1. Первые шаги Европейского экономического сообщества в сфере ПОД/ФТ……………………………………………………………………………5
1.2. Развитие европейского режима противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в начале XXI века…………………………..12
Глава 2. Опыт отдельных стран Европейского Союза по использованию нетрадиционных финансовых инструментов для легализации финансовых средств……………………………………………………………………………18
2.1. Опыт Великобритании……………………………………………………...18
2.2. Опыт Италии………………………………………………………………...20
2.3. Опыт Швейцарии……………………………………………………………22
2.4. Опыт Германии……………………………………………………………...24
2.5. Опыт Польши………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...32
Актуальность исследования. На сегодняшний день в Европейском Союзе сформировался режим противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ). Данный режим включает в себя два ключевых аспекта : запрет легализации преступных доходов и финансирования терроризма, а также предотвращение легализации таких доходов путем возложения ряда обязанностей на так называемых обязанных субъектов. В настоящей работе в контексте указанных выше аспектов рассмотрены первые противолегализационные меры, принятые европейским законодателем.
В ходе анализа эволюции европейского режима ПОД/ФТ необходимо учитывать, что Европейские сообщества с момента их создания активно участвовали в развитии международных и региональных мер ПОД/ФТ - как в рамках Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.), так и в рамках Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (1990 г.). Тем не менее, по мнению ряда западных ученых , центральное значение для развития правового регулирования ЕС в сфере ПОД/ФТ имеют международные стандарты, в первую очередь рекомендации Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
Цель исследования заключается в анализе возможностей использования нетрадиционных финансовых инструментов для легализации финансовых средств в странах ЕС.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть первые шаги Европейского экономического сообщества в сфере ПОД/ФТ;
2) проанализировать развитие европейского режима противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в начале XXI века;
3) проследить опыт отдельных стран Европейского Союза по использованию нетрадиционных финансовых инструментов для легализации финансовых стран.
Методологическую базу исследования образуют такие методы как анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование, конкретизация, а также формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования.
В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы.
В первые 14 лет своего становления европейский режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, получил существенное развитие. Ключевыми направлениями развития можно назвать расширение круга предикатных преступлений и обязанных субъектов, уточнение содержания мер, направленных на предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и подлежащих применению обязанными субъектами.
Однако следует понимать, что сложившееся к концу первой декады XX в. правовое регулирование ЕС в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, было далеко от идеала. Именно поэтому уже в 2012 г. институты ЕС приступили к обсуждению проекта нового базового документа Союза в сфере ПОД/ФТ, призванного существенно расширить действующий режим. Разработанный институтами ЕС проект лег в основу Директивы 2015/849, которая является краеугольным камнем современного общеевропейского режима ПОД/ФТ.
Анализ открытых источников, а также информация, полученная от членов и Секретариатов РГТФ, показывают, что пандемия COVID-19 влияет на способности государственного и частного сектора выполнять обязательства по ПОД/ФТ. В первую очередь это связано с мерами изоляции и социального дистанцирования, введенными для сдерживания COVID-19, поскольку многие сотрудники государственных и частных организаций, отвечающие за ПОД/ФТ, сейчас работают удаленно, либо были брошены на реализацию мер по борьбе с COVID-19 или не работают вовсе. В некоторой степени, особенно в странах с более ограниченными ресурсами и менее развитым планированием обеспечения непрерывности деятельности, меры правительств по перераспределению приоритетов означают переброс ресурсов, выделенных на ПОД/ФТ, в другие сферы, включая меры по сохранению финансовой стабильности, гуманитарной помощи и восстановлению экономики. Есть основания считать, что некоторые страны с менее устойчивым режимом ПОД/ФТ или меньшим объемом соответствующих ресурсов, не смогут поддерживать деятельность по ПОД/ФТ, пока приоритетом остаются меры реагирования на COVID-19.
Вместе с соответствующими партнерами, как внутренними, так и зарубежными, власти стараются понять и отслеживать меняющееся состояние рисков. Для этого необходимо взаимодействие с широким кругом заинтересованных сторон. Страны, где между государственным и частным сектором установились партнерские отношения, используют эти площадки для получения актуальной информации.
Некоторые страны создали специальные рабочие группы или приняли другие меры по оперативной координации для борьбы с преступностью, связанной с COVID-19 и прежде всего с мошенничеством.
В некоторых странах власти направили соответствующим ведомствам рекомендации о сохранении высокого приоритета расследований и привлечения к уголовной ответственности.
Некоторые ПФР попросили подотчетные субъекты указывать в сообщениях определенное ключевое слово для сортировки и ранжирования входящих СПО. ПФР проводят стратегический анализ по результатам обработки доступных массивов данных и корректируют ранжирование и анализ СПО.
Органы рассматривают возможность объединения доступных ресурсов, включая перепрофилирование активов, конфискованных или изъятых у преступников, для содействия мерам в связи с COVID-19 (например, использование конфискованных объектов недвижимости в качестве временных больниц или пунктов неотложной помощи).
Итак, нами рассмотрены ключевые составляющие системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в ЕС; освещены хронологическое развитие правового регулирования; отражена понятийно-терминологическая база правовой системы ЕС в данной отрасли.
Комплексное изучение опыта ЕС в построении многоуровневой системы борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма дает возможность усовершенствовать правовое регулирование в данной сфере как на международном уровне, в особенности при развитии иных интеграционных объединений, в частности таких как ЕАЭС, так и на уровне отдельных государств.
1. Бирюков П.Н. Международное право в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата / П. Н. Бирюков. — 10-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 365 с.
2. Вылегжанин Ю.М. Международное право в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Вылегжанин, Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев, К. Г. Геворгян ; отв. ред. А. Н. Вылегжанин. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.
3. Гетьман-Павлова И. В. Международное право: учебник для академического бакалавриата / И. В. Гетьман-Павлова, Е. В. Постникова. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 560 с.
4. Каламкарян Р. А. Международное право : учебник для бакалавров / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 632 с.
5. Капустин А. Я. Право европейского союза : учебник для вузов / А. Я. Капустин. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 387 с.
6. Кули-Заде Т.А. Легализация (отмывание) преступных доходов и коррупционная преступность: международно-правовые аспекты регулирования // Российская юстиция, 2018, № 5. С. 44 – 46.
7. Кули-Заде Т.А. Уголовно-правовые меры противодействия легализации преступных доходов: европейские национальные практики // Российская юстиция, 2019, № 10. С. 12 – 14.
8. Кумуков М.Ш. Технология блокчейн: новые вызовы и возможности в системе мер по ПОД/ФТ (противодействие отмыванию денег и/или финансированию терроризма) // Ленинградский юридический журнал, 2018, № 2. С. 33 – 37.
9. Лавроненко Р.А. Проблемы международного сотрудничества в сфере борьбы с легализацией преступных доходов в кредитно-финансовой системе // Международное уголовное право и международная юстиция, 2018, № 2. С. 21 – 22.
10. Лыков А.А. Имплементация рекомендаций группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) о виртуальных активах: сравнительно-правовая перспектива // Международное уголовное право и международная юстиция, 2019, № 2. С. 29 – 31.
11. Матвеева Т. Д. Международное право : учебник для академического бакалавриата / Т. Д. Матвеева. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 371 с.
12. Международное право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для академического бакалавриата / А. Я. Капустин [и др.] ; под ред. А. Я. Капустина. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 282 с.
13. Меньшенина, Н. Н. Международное право : учебное пособие для вузов / Н. Н. Меньшенина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 101 с.
14. Садомовская М.Е. Эволюция правовых основ Европейского Союза в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем: исторический обзор // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — Т. 15. — № 4. — С. 164—175.
15. Шелестинский Д.Г., Буртасова А.В. — Практика Итальянской Республики в области противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем // Финансовое право и управление. – 2018. – № 2. – С. 17 - 24.
16. Шестакова М. Опубликованы рекомендации по оценке рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма // ЭЖ-Юрист, 2019, № 10. С. 19 – 24.
17. Шохин С.О. Проблемы правового обеспечения борьбы с легализацией незаконно полученных доходов в Евразийском экономическом союзе // Юрист, 2018, № 1. С. 14 – 17.
18. Alexander R. EU The EC Money Laundering Directive // Journal of Money Laundering Control. 1998, March 1. 1 (1): 6. P. 68.
19. Borlini L. and Montanaro F. The Evolution of the EU law against criminal finance: the «hardening» of FATF Standards within EU // Georgetown Journal of International Law, 2017; Bocconi Legal Studies Research Paper №. 3010099. P. 1030.
20. Council Directive 91/308/EEC of 10 June 1991 on prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering // Official Journal L 166. 28.6.1991. Pp. 77—82.
21. Criminal Justice Act 1988, section 93A, inserted by Criminal Justice Act 1993 // URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1993/36/pdfs/ukpga_19930036_en.pdf (Дата обращения: 05.06.2020).
22. Explanatory memorandum to Proposal for a European Parliament and Council Directive amending Council Directive 91/308/EEC of 10 June 1991 on prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:51999PC0352 (Дата обращения: 05.06.2020).
23. Mitsilegas V. Money laundering counter-measures in the European Union. A new paradigm of security governance versus fundamental legal principles. The Hague/London/New York: Kluwer Law International. 2003. P. 92.
24. Mitsilegas V. Money laundering counter-measures in the European Union. Pp. 232-233.
25. Mitsilegas V. The evolving EU anti-money laundering regime. Challenges for fundamental rights and rule of law // Maastricht Journal of European and Comparative Law. 1 (2): 33. April 1, 2016. P. 262.
26. Proposal for a Council Directive on prevention of use of the financial system for the purpose of money laundering COM (90) 106 final // Official Journal C 106. 28.04.1990. Pp. 6-8.
27. Second Council Directive 89/646/EEC of 15 December 1989 on the coordination of laws, regulations and administrative provisions relating to the taking up and pursuit of the business of credit institutions and amending Directive 77/780/EEC // Official Journal. L 386. 30.12.1989. Pp. 1-13.
28. Sideek M. Legal instruments to combat money laundering in the EU financial market // Journal of Money Laundering Control. Jan 1, 2003. 1 (1): 14. P. 70.