ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования нарушений развития подростков……………………………………………………………...4
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста (Мухина В.С., Бойко В.В., Райс Ф.)………………………………………..........4
1.2 Нарушения развития подростков: общая характеристика………………...7
1.3 Методы профилактики и коррекции нарушений развития у подростков…………………………………………………………………………8
Глава 2 Психолого-педагогические особенности обучения подростков с нарушениями развития………………………………………………………….14
2.1 Особенности развития, обучения и воспитания подростков (Малетина Н.А.)………………………………………………………………………………14
2.2 Индивидуальное развитие подростка как основа становления личности (Руссак З.В., Крылова Н.Б.)……………………………………………………..15
2.3 Особенности самооценки у детей и подростков с различными формами отклонения в развитии (Гоношилина С.В.)……………………………………16
2.4 Адаптация подростков с множественными нарушениями развития (Шапошникова В.С.)…………………………………………………………….17
2.5 Тенденции физического развития современных подростков (Белова О.А., Щетинина Н.П.)………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………21
Актуальность исследования. Подростковый возраст — период перехода от детства к взрослости, традиционно рассматриваемый как ключевой в жизненном, личностном и профессиональном самоопределении и развитии человека, его социализации и индивидуации. Самоопределение в условиях фундаментальных социально-экономических изменений, глобализации и роста социальной неопределенности оказывается крайне сложной задачей, порождает риски развития, делает подростковый и юношеский возраст особенно уязвимым в отношении неблагоприятных факторов современной социальной ситуации развития. Общепризнанный кризисный характер развития в подростковом возрасте отражает его противоречивость и разрешается в трансформации социальной ситуации развития и переходе к саморазвитию на основе построения жизненных планов.
Цель исследования заключается в анализе нарушений развития подросткового возраста.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста на основе теоретико-методологических разработок авторов: В.С. Мухина, В.В. Бойко, Ф. Райс;
2) дать общую характеристику нарушений развития подростков: общая характеристика;
3) рассмотреть методы профилактики и коррекции нарушений развития у подростков;
4) рассмотреть психолого-педагогические особенности обучения подростков с нарушениями развития на основе анализа некоторых статей.
Возрастные психологические особенности можно описать как постепенное развитие личности. Совокупность внешних влияний и внутренних перестроек определяет эмоциональное состояние человека в определенные периоды жизни. Одним из наиболее важных факторов влияния является эндокринная регуляция организма. Гормоны оказывают воздействие на головной мозг путем изменения концентрации нейромедиаторов. Эти изменения могут иметь физиологическую функцию (пубертатный период) или быть признаками патологии.
Подростковый период является трудным возрастом, когда ребенок начинает подражать поведению взрослых людей и критически относиться к своим родителям. Физические изменения и гормональные перестройки становятся причиной эмоциональной нестабильности, раздражительности и снижения самооценки. Именно в этот период могут появиться первые симптомы психических расстройств, способных негативно повлиять на всю последующую жизнь человека.
Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин // Учёб. пособие. - 2 – е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов – М.: Гуманитарный издательский центр, 2004. - 117 с.
Белан, Е.Е. Психология диалогического взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, имеющими отклонения в интеллектуальном и двигательном развитии. Дис. … канд. психол. н. СПб., 2010. - 219 с.
Белан, Е.Е., Посохова, С.Т. Инклюзивное образование детей с разными возможностями здоровья как социально-психологический феномен // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием: 20–21 декабря 2018 г. / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2018. - 177 с.
Белова, О.А., Щетинина Н.П. Тенденции физического развития современных подростков // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Отв. за выпуск Н.М. Кувшинова, И.В. Попков. 2020. С. 14 – 17.
Бикбулатова, А.А. Формирование прорывных компетенций // В сборнике: Социально-профессиональная мобильность в XXI веке. Сборник материалов и докладов Международной конференции. Под редакцией Г.М. Романцева, В.А. Копнова. 2014. С.149-152.
Бикбулатова, А.А., Каюмова Р.Ф., Мартынова А.И. Проектирование детской бытовой одежды, формирующей нормальную осанку. Научное издание. Уфа, 2008.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Божович Л.И. // учебник. - М.: Педагогика, 1968 - 446с
Бойко, В.В. Трудные характеры подростков. Развитие, выявление, помощь. СПб.: Изд-во ЛГУ, 2002. – 218 с.
Власова, О.А. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: история, мыслители, проблемы. М.: Территория будущего, 2010. 121 с.
Малетина, Н.А. Особенности развития. Обучения и воспитания подростков. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2017. С. 113-115.
Московкина, А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей // Дефектология. 2000. № 2. С. 38–41.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменологическое развитие, детство, отрочество. М.: Академия, 1998. – 456 с.
Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Союз, 2000. – 310 с.
Фуко, М. Пылающий разум // Матрица безумия / Карл Густав Юнг, Мишель Фуко. М.: Алгоритм–Эксмо, 2007. - 219 с.
Шапошникова, В.С. Адаптация подростков с множественными нарушениями развития // Научный аспект. 2020. № 2. С. 1452 – 1454.
Шипицына, Л.М. Современные проблем социализации молодых людей с глубоким нарушением интеллекта // Основные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с глубокими умственными и множественными нарушениями: материалы Международной научно-практической конференции 12–14 мая 1999 года / Отв. ред. Д.С. Шилов. Псков: ПОИПКРО, 2000. 212 с.