ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………....5
1.1. Природа ребенка младшего школьного возраста……………………………...5
1.2. Внеурочная деятельность: проблемы организации и реализации……………7
1.3. Формирование навыков общения у детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности……………………………………………….12
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………..16
2.1. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности………………………………………..16
2.2. Методические рекомендации для учителей начальной школы в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации. Оно имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность, совершенно различных связей между людьми. Все это обуславливает актуальность изучения процессов общения.
Степень разработанности темы в научной литературе. Данная проблема рассматривалась в работах таких ученых как Д. Кати, Л.Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, В.Ф. Ломов, А.А. Климов и др. Так, в трудах Ш.А. Амонашвили, В.М. Бехтерева, А.А. Бодалева, А.В. Батаршева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева, Д.Б. Ломова, А.С.Макаренко, В.Н. Мясищева, Т. Ньюкома, Д.Б. Парыгина, С.Л. Рубинштейна, Ж.-Ж. Руссо, Л. Тайера, Т. Шибутани доказывается, что общение, осуществляемое с помощью вербальных и невербальных средств, не только организует, но и обогащает совместную деятельность, в результате чего формируются новые связи и взаимоотношения между людьми.
Цель исследования заключается в рассмотрении методов, приемов и форм организации общения младших школьников во внеурочной деятельности.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть природу ребенка младшего школьного возраста;
2) проанализировать проблемы организации и реализации внеурочной деятельности;
3) проанализировать формирование навыков общения у детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности;
4) охарактеризовать развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности;
5) разработать методические рекомендации для учителей начальной школы в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: изучения теоретической литературы по организации внеурочной деятельности с младшими школьниками, метод анализа и обобщения, метод отбора методической литературы для методических рекомендаций.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной курсовой работы могут быть рекомендованы в организации внеурочной деятельности с младшими школьниками.
В современной российской системе образования идет активное реформирование, целью которого, является разработка новых педагогических моделей, отвечающих требованиям социального заказа общества. С 1 сентября 2011 года вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, ориентированный на главный результат образования – становление личностных характеристик выпускника. Подчеркиваются и требования, предъявляемые к выпускнику начальной школы: выпускник начальной школы должен доброжелательно относиться к окружающим, должен уметь слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, высказывать свое мнение. В нем отражена и потребность формирования, и развития универсальных учебных действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий, и отвечают за способность обучающихся осуществлять коммуникативную деятельность, применять правила общения в учебных и внеучебных ситуациях.
На основании анализа литературы и по результатам исследования видно, что проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте очень актуальна. Однако применение различных мероприятий, направленных на формирование и развитие коммуникативных умений лучше всего применять во время внеурочной деятельности, так как урочная деятельность ограниченна жесткими временными рамками и образовательными программами. Внеурочная деятельность может организовать время после уроков в единый процесс, который позволит продолжить формирование личностных, предметных, а также метапредметных результатов.
1. Болтуть Е.В., Маркушевская Е.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в игровой деятельности / сост. Т.Б. Руденко, М.В. Николаева // Твори добро другим во благо: матер. IX Междунар. студенческого форума, г. Волгоград, 20-22 мая 2015 г. – М.: Планета, 2015. – 224 с.
2. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. – 478 с.
3. Братчикова Ю.В., Волошина Н.С. Развитие у младших школьников навыков взаимодействия со сверстниками / В сборнике: Всероссийская весенняя психологическая сессия Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 41-46.
4. Бронникова Л.М., Курило А.В. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО: целевые установки и организационные условия // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. Барнаул, 2017. – Вып. 2 (31). – С. 21–24.
5. Василенко Г.И. Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам / Г. И. Василенко. - Волгоград: Учитель, 2017. -156 с.
6. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших школьников // Начальная школа. - 2015. - № 2. - С.22-29.
7. Внеурочная деятельность по ФГОС в образовательных организациях [Электронный ресурс] // Академия профессионального развития. //http:https://academy-prof.ru/blog/vneurochnaya-deyatelnost-po-fgosorganizaciya (Дата обращения 09.01.2021).
8. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1–11 классы / Сост. А.В. Енин. – Москва : ВАКО, 2015. – 288 с.
9. Гаврилова В.В. Внеурочная деятельность как условие формирования у младшего школьника коммуникативных УУД / Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 5-2(82). С. 25-27.
10. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. Ижевск, 2016. - 23 с.
11. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
12. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
13. Журавлёва А.А. Формирование коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 7-2. С. 63-66.
14. Кальницкая Т.С., Демина Э.М. Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы: Методические рекомендации / Мин-во образования и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития Сыктывкар, КРИРО, 2016. – 152 с.
15. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
16. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
17. Лукашевич В. В, Пронина Е.Н. Психология и педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 296 с.
18. Маркушевская Е.А., Шишкина А.С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. / Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 26. С. 17-21.
19. Муштавинская, И.В., Князева, И.В. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей «Технологии внеурочной деятельности школы в условиях реализации ФГОС общего образования» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург. – 2017. – 71 с. // СПб АППО. – URL: // https://docviewer.yandex.ru/view/0/ (Дата обращения 09.01.2021).
20. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 307 с.
21. Павелко Н. Н. , Павлов С. О. Психология и педагогика (для бакалавров). М.: КноРус, 2018. 496 с.
22. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2018. 384 с.
23. Рындак В.Г., Щуркова Н.Е., Аллагуев А.М.Педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 428 с.
24. Савина Г.А. Моделирование внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО. [Электронный ресурс] // URL: //https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*= (Дата обращения 09.01.2021).
25. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. Учебник для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 510 с.