РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения двухсторонних экономических связей стран мира 7
1.1. Необходимость и предпосылки участия стран мира в международном
торгово-экономическом сотрудничестве 7
1.2. Сущность, формы и содержание двухсторонних экономических связей . 14
1.3. Особенности участия стран мира в торгово - экономическом
сотрудничестве на этапе глобализации мирохозяйственных связей 26
Глава 2. Анализ состояния и перспективы развития экономических отношений Китая и России 30
2.1. Исторические этапы развития двухсторонних российско-китайских
торгово-экономических отношений 30
2.2. Россия - Китай: экономические отношения на современном этапе 41
2.3. Экономическое взаимодействие России и Китая в рамках международных организаций 51
Глава 3. Перспективы развития российско-китайских отношений 64
3.1. Возможности расширения потенциала российско-китайского
экономического сотрудничества 64
3.2. Российско-китайское сотрудничество в области развития транспортной инфраструктуры 69
3.3. Россия-Китай в составе интеграционных объединений 78
Заключение 84
Список использованной литературы 88
Глава 1. Теоретические основы изучения двухсторонних экономических связей стран мира 7
1.1. Необходимость и предпосылки участия стран мира в международном
торгово-экономическом сотрудничестве 7
1.2. Сущность, формы и содержание двухсторонних экономических связей . 14
1.3. Особенности участия стран мира в торгово - экономическом
сотрудничестве на этапе глобализации мирохозяйственных связей 26
Глава 2. Анализ состояния и перспективы развития экономических отношений Китая и России 30
2.1. Исторические этапы развития двухсторонних российско-китайских
торгово-экономических отношений 30
2.2. Россия - Китай: экономические отношения на современном этапе 41
2.3. Экономическое взаимодействие России и Китая в рамках международных организаций 51
Глава 3. Перспективы развития российско-китайских отношений 64
3.1. Возможности расширения потенциала российско-китайского
экономического сотрудничества 64
3.2. Российско-китайское сотрудничество в области развития транспортной инфраструктуры 69
3.3. Россия-Китай в составе интеграционных объединений 78
Заключение 84
Список использованной литературы 88
Российско-китайские отношения в настоящее время характеризуются высокой динамикой развития, прочной нормативно-правовой базой, разветвленной организационной структурой и активными связями на всех уровнях.
Основные принципы и направления двустороннего взаимодействия отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г. Современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие.
В 2017 г. сохраняется высокая интенсивность контактов на высшем уровне. В 2016 году велась активная работа по укреплению двухсторонних связей Китая и России. 23 июня 2016 г. В.В.Путин и Си Цзиньпин встретились «на полях» саммита ШОС в Ташкенте, а также «на полях» саммитов «Группы двадцати» в Ханчжоу (4 сентября 2016 г.) и БРИКС в Гоа (15 октября 2016 г.).
25 июня 2016 г. Президент России совершил официальный визит в Китай. Состоялись его переговоры с Председателем КНР Си Цзиньпином, в ходе которых основное внимание лидеры двух стран уделили обсуждению международной проблематики и углублению двустороннего взаимодействия на международной арене.
Впервые в истории встреч на высшем уровне главы государств подписали три документа: Совместное заявление, в котором отражены итоги саммита, общие подходы двух стран к основным вопросам международной повестки дня и два заявления по остро-актуальным вопросам - об укреплении глобальной стратегической стабильности и о взаимодействии в области развития информационного пространства.
Весьма своевременным в нынешних условиях стало подписание Министрами иностранных дел двух государств Декларации о повышении роли международного права.
В ходе Пекинского саммита было также подписано три десятка двусторонних документов, относящихся к таким сферам, как авиация, сотрудничество в области космических технологий, атомная энергетика, железнодорожный и автомобильный транспорт, лесное хозяйство, страхование, регулирование рынка ценных бумаг, сооружение в России объектов инфраструктуры.
Системообразующим фактором поступательного углубления практического сотрудничества является действующий с 1996 г. механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая.
На уровне вице-премьеров действуют четыре межправительственные комиссии: по подготовке регулярных встреч глав правительств, гуманитарному, инвестиционному и энергетическому сотрудничеству, в структуру которых входит 20 отраслевых подкомиссий.
Действует межпарламентская комиссия по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации с Всекитайским собранием народных представителей. На регулярной основе осуществляется обмен делегациями по линии профильных парламентских комитетов и комиссий, а также депутатских групп российско-китайской дружбы.
Активно развиваются межрегиональные связи. С учетом контактов, установленных между российскими и китайскими регионами на уровне муниципальных образований, сложились 234 партнерские пары, в том числе 91 - на уровне субъектов Федерации, 143 - на уровне муниципалитетов.
Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым международным проблемам, включая ситуацию на Украине, на Корейском полуострове, Ближнем Востоке и в Северной Африке, иранскую ядерную программу, совпадают или близки. На этой основе поддерживается тесное взаимодействие в международных делах. Ежегодно проходят визиты глав внешнеполитических ведомств двух стран, они также на регулярной основе встречаются «на полях» международных мероприятий, в частности по линии ООН, «Группы двадцати», АТЭС, БРИКС, ШОС, РИК.
Актуальность обусловлена необходимостью интеграции российско- китайских экономических отношений в свете усиления нестабильности мирового рынка и международных отношений.
Степень научной разработанности проблемы представлена трудами отечественных и зарубежных авторов, таких как: Е. Ф. Авдокушин, М.В. Александрова, Я. М. Бергер, В. Б. Буглай, И. Воробьева, Ю.Н. Глущенко, А.В. Даниченко, Ф. Тринич, и др.
Предмет исследования - механизмы и инструменты реализации российско-китайских экономических отношений. Объект исследования - российско-китайские экономические отношения.
Цель работы - разработка практических рекомендаций по совершенствованию российско-китайских отношений на основе их анализа.
Задачи исследования:
- изучить необходимость и предпосылки участия стран мира в международном торгово-экономическом сотрудничестве;
- рассмотреть сущность, формы и содержание двухсторонних экономических связей;
- исследовать особенности участия стран мира в торгово-экономическом сотрудничестве на этапе глобализации мирохозяйственных связей;
-описать исторические этапы развития двухсторонних российско- китайских торгово-экономических отношений;
- провести анализ экономических отношений России и Китая на современном этапе;
- изучить экономическое взаимодействие России и Китая в рамках международных организаций;
- проанализировать возможности расширения потенциала
российско-китайского экономического сотрудничества;
- исследовать российско-китайское сотрудничество в области развития транспортной инфраструктуры;
- рассмотреть Россия-Китай в составе интеграционных объединений.
Методологическую базу исследования составили аналитические сведения результатов деятельности двух стран.
Теоретическую базу исследования составили учебные пособия, монографии, статьи, электронные ресурсы, таких авторов как: Н.Ю. Кавешников, В. Ларин, М.С. Липецкая, В.К. Ломакин, В.Д. Николаев, И. Рубанов и других.
Теоретическая значимость заключается в исследовании дальнейшего развития между Россией и Китаем.
Практическая значимость работы заключается в выявлении перспектив между двумя странами в развитии экономических отношений.
Структура ВКР состоит из введения, трех глав, 9 параграфов, выводов и предложений, заключения, списка использованной литературы.
Основные принципы и направления двустороннего взаимодействия отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г. Современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие.
В 2017 г. сохраняется высокая интенсивность контактов на высшем уровне. В 2016 году велась активная работа по укреплению двухсторонних связей Китая и России. 23 июня 2016 г. В.В.Путин и Си Цзиньпин встретились «на полях» саммита ШОС в Ташкенте, а также «на полях» саммитов «Группы двадцати» в Ханчжоу (4 сентября 2016 г.) и БРИКС в Гоа (15 октября 2016 г.).
25 июня 2016 г. Президент России совершил официальный визит в Китай. Состоялись его переговоры с Председателем КНР Си Цзиньпином, в ходе которых основное внимание лидеры двух стран уделили обсуждению международной проблематики и углублению двустороннего взаимодействия на международной арене.
Впервые в истории встреч на высшем уровне главы государств подписали три документа: Совместное заявление, в котором отражены итоги саммита, общие подходы двух стран к основным вопросам международной повестки дня и два заявления по остро-актуальным вопросам - об укреплении глобальной стратегической стабильности и о взаимодействии в области развития информационного пространства.
Весьма своевременным в нынешних условиях стало подписание Министрами иностранных дел двух государств Декларации о повышении роли международного права.
В ходе Пекинского саммита было также подписано три десятка двусторонних документов, относящихся к таким сферам, как авиация, сотрудничество в области космических технологий, атомная энергетика, железнодорожный и автомобильный транспорт, лесное хозяйство, страхование, регулирование рынка ценных бумаг, сооружение в России объектов инфраструктуры.
Системообразующим фактором поступательного углубления практического сотрудничества является действующий с 1996 г. механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая.
На уровне вице-премьеров действуют четыре межправительственные комиссии: по подготовке регулярных встреч глав правительств, гуманитарному, инвестиционному и энергетическому сотрудничеству, в структуру которых входит 20 отраслевых подкомиссий.
Действует межпарламентская комиссия по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации с Всекитайским собранием народных представителей. На регулярной основе осуществляется обмен делегациями по линии профильных парламентских комитетов и комиссий, а также депутатских групп российско-китайской дружбы.
Активно развиваются межрегиональные связи. С учетом контактов, установленных между российскими и китайскими регионами на уровне муниципальных образований, сложились 234 партнерские пары, в том числе 91 - на уровне субъектов Федерации, 143 - на уровне муниципалитетов.
Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым международным проблемам, включая ситуацию на Украине, на Корейском полуострове, Ближнем Востоке и в Северной Африке, иранскую ядерную программу, совпадают или близки. На этой основе поддерживается тесное взаимодействие в международных делах. Ежегодно проходят визиты глав внешнеполитических ведомств двух стран, они также на регулярной основе встречаются «на полях» международных мероприятий, в частности по линии ООН, «Группы двадцати», АТЭС, БРИКС, ШОС, РИК.
Актуальность обусловлена необходимостью интеграции российско- китайских экономических отношений в свете усиления нестабильности мирового рынка и международных отношений.
Степень научной разработанности проблемы представлена трудами отечественных и зарубежных авторов, таких как: Е. Ф. Авдокушин, М.В. Александрова, Я. М. Бергер, В. Б. Буглай, И. Воробьева, Ю.Н. Глущенко, А.В. Даниченко, Ф. Тринич, и др.
Предмет исследования - механизмы и инструменты реализации российско-китайских экономических отношений. Объект исследования - российско-китайские экономические отношения.
Цель работы - разработка практических рекомендаций по совершенствованию российско-китайских отношений на основе их анализа.
Задачи исследования:
- изучить необходимость и предпосылки участия стран мира в международном торгово-экономическом сотрудничестве;
- рассмотреть сущность, формы и содержание двухсторонних экономических связей;
- исследовать особенности участия стран мира в торгово-экономическом сотрудничестве на этапе глобализации мирохозяйственных связей;
-описать исторические этапы развития двухсторонних российско- китайских торгово-экономических отношений;
- провести анализ экономических отношений России и Китая на современном этапе;
- изучить экономическое взаимодействие России и Китая в рамках международных организаций;
- проанализировать возможности расширения потенциала
российско-китайского экономического сотрудничества;
- исследовать российско-китайское сотрудничество в области развития транспортной инфраструктуры;
- рассмотреть Россия-Китай в составе интеграционных объединений.
Методологическую базу исследования составили аналитические сведения результатов деятельности двух стран.
Теоретическую базу исследования составили учебные пособия, монографии, статьи, электронные ресурсы, таких авторов как: Н.Ю. Кавешников, В. Ларин, М.С. Липецкая, В.К. Ломакин, В.Д. Николаев, И. Рубанов и других.
Теоретическая значимость заключается в исследовании дальнейшего развития между Россией и Китаем.
Практическая значимость работы заключается в выявлении перспектив между двумя странами в развитии экономических отношений.
Структура ВКР состоит из введения, трех глав, 9 параграфов, выводов и предложений, заключения, списка использованной литературы.
В заключении данной работы можно сделать следующие выводы.
Во первых, уровень экономического сотрудничества России и Китая заметно отстает от высокого уровня политического взаимодействия РФ и КНР. Несмотря на трудности российской экономики из-за снижения цен на энергоресурсы и санкций со стороны западных стран, в стране сохраняется социальная и политическая стабильность, к тому же наблюдается увеличение производства зерна и его экспорта, а также рост экспорта продукции военного назначения.
Показатели торговли между РФ и КНР в долларовом выражении по итогам 2016 г. сократились на 27,8% по сравнению с предыдущим годом, составив около 69 млрд дол., однако потенциал торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества РФ и КНР по-прежнему высок.
На протяжении последних лет стабильно растут показатели торговли продукцией сельского хозяйства между Россией и Китаем, в 2016 г. товарооборот достиг 3 млрд дол. Россия нарастила экспорт кукурузы и сои в КНР в 8 раз, подсолнечного масла - в 4 раза, муки - в 3 раза.
Инвестиционно-финансовое сотрудничество является в настоящее время самой сложной сферой экономического взаимодействия РФ и КНР. До недавнего времени расширение такого сотрудничества наравне с упрощением доступа российских заемщиков на внутренний китайский рынок представлялось им маловероятным, это говорило о неготовности китайской стороны расширять инвестиционные связи в отрыве от получения дополнительных выгод в торговой сфере. Но в настоящее время Китай пересматривает свою инвестиционную стратегию. Однако эти перемены объясняются скорее изменениями и потребностями экономики Китая в новых точках роста, нежели улучшением инвестиционного климата РФ.
Большой потенциал инвестиционного сотрудничества у приграничных регионов двух стран - Дальнего Востока РФ и Северо-Востока Китая. Так, инвестиции граничащей с РФ провинции Хэйлунцзян в Россию увеличились с 510 млн дол. в 2015 году до 4,17 млрд дол. в 2016 г.
Важным достижением в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран в 2016 г. является начало практической состыковки стратегий развития РФ и КНР, а именно подписание документа о сопряжении китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
Проект ЭПШП представляется перспективным и выгодным для России в том случае, если его реализация будет отвечать прежде всего национальным интересам РФ и стран Центральной Азии. Китай путем реализации столь масштабной инициативы преследует цель ускорения экономического развития своих западных районов, в первую очередь Синьцзян-Уйгурского автономного района, а также продвижения своих товаров в Европу сухопутным путем. В связи с этим в настоящее время рассматривают идею образования нескольких зон свободной торговли (ЗСТ) на маршруте Шелкового пути, что будет способствовать процветанию всех государств, расположенных вдоль его маршрута.
ШОС может стать успешной площадкой для сопряжения двух проектов, включая обсуждение создания ЗСТ в рамках организации, но уже после присоединения к ШОС Индии и Пакистана в качестве полноправных членов, а также повышения статуса Ирана, что усилит ШОС и позволит уравновесить экономическую мощь КНР. С этой точки зрения идеи формирования ЗСТ между ЕАЭС и ШОС, а также ЕАЭС и АСЕАН, выдвинутые российским руководством, представляются весьма
выигрышными.
Но сопряжение проектов ЭПШП и ЕАЭС неизбежно приведет к возрастанию конкуренции РФ и КНР на пространстве Центральной Азии.
Это надо воспринимать как шанс для совершенствования форм экономического взаимодействия в ЕАЭС и укрепления сотрудничества России с партнерами по организации. Главное - не допустить перерастания конкуренции РФ с КНР в противостояние и противоборство; для успешного развития российско-китайского экономического сотрудничества важно в первую очередь учитывать то, что объединяет государства, а это обеспечение стабильного развития и безопасности в Центрально-Азиатском регионе, поиск новых точек роста экономик стран-участниц процесса сопряжения. Перспективным представляется активизация сотрудничества с Китаем в сфере логистических и инфраструктурных проектов (включая строительство высокоскоростных магистралей), в области экологии, продовольственной безопасности, развития малого и среднего бизнеса, совместного развития производственных мощностей, в том числе на территории РФ.
Россия сосредоточена на политических и экономических возможностях, заложенных в тектонических сдвигах в этой части мира. Изначально внимание Москвы привлекала динамика развития Азии и КНР. Но с возникновением кризиса на Украине и с ослаблением западного вектора в 2014 году, заинтересованность переросла в необходимость: Москва лишилась альтернативы. Как бы то ни было, поворот России в сторону Азии/Китая стал неотъемлемой частью сдвига парадигмы с гораздо более глубокими последствиями.
Параллельно с поворотом России на Восток, Китай начал свой марш - на Запад. В том числе, через возрождение Шелкового пути («один пояс - один путь»). Проект был торжественно представлен в 2013 году. На первый взгляд, этот шаг также продиктован примером США, то есть стартом Нового Шелкового Пути, который дала госсекретарь Хиллари Клинтон в 2011 году. Его первоначальной целью была интеграция Афганистана в сеть торговых и транзитных маршрутов Большой Центральной Азии. Поворот Китая на Запад явно продиктован политикой США в регионе, в частности, поворотом США в сторону Азии, который, тем не менее, отнюдь не лишен антикитайского подтекста. Подход Пекина к сложившейся ситуации впервые был представлен одним из известнейших экспертов в области международных отношений Ваном Цзиси в статье, опубликованной в Global Times в октябре 2012 года. Автор призывал к проведению стратегии «Марш на Запад» - в качестве компенсации за разворот США к странам Восточной Азии и во избежание бесплодного противостояния с Вашингтоном. Активизация усилий в Восточной Азии, по его мнению, неизбежно приведет к возникновению такой конфронтации, в то время как пространство к западу от Китая, то есть, Центральная Азия и Ближний Восток, считается не только территорией, свободной от доминирования США, но и регионом, из которого американцы фактически уходят. Таким образом, поворот на Запад не только поспособствует развитию Китая, но и откроет новые перспективы для сотрудничества, так как интересы Пекина и Вашингтона в регионе пересекаются очень удачно. Особенно в том, что касается экономических инвестиций, нераспространения ядерного оружия и региональной стабильности.
Как и Россия, Китай тоже выигрывает от взаимодополняющей политики геостратегического продвижения. Тем не менее, замыслы Москвы и Пекина и потенциальные результаты их реализации отличаются друг от друга.
Несмотря на то, что обе страны едины в своем стремлении изменить баланс сил и положение США в мире, разворачиваясь то на Восток, то на Запад, это их стремление вовсе не обязательно означает полного совпадения геостратегических целей и задач. Эти повороты требуют тщательного управления заложенным в них потенциальным конфликтом.
Во первых, уровень экономического сотрудничества России и Китая заметно отстает от высокого уровня политического взаимодействия РФ и КНР. Несмотря на трудности российской экономики из-за снижения цен на энергоресурсы и санкций со стороны западных стран, в стране сохраняется социальная и политическая стабильность, к тому же наблюдается увеличение производства зерна и его экспорта, а также рост экспорта продукции военного назначения.
Показатели торговли между РФ и КНР в долларовом выражении по итогам 2016 г. сократились на 27,8% по сравнению с предыдущим годом, составив около 69 млрд дол., однако потенциал торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества РФ и КНР по-прежнему высок.
На протяжении последних лет стабильно растут показатели торговли продукцией сельского хозяйства между Россией и Китаем, в 2016 г. товарооборот достиг 3 млрд дол. Россия нарастила экспорт кукурузы и сои в КНР в 8 раз, подсолнечного масла - в 4 раза, муки - в 3 раза.
Инвестиционно-финансовое сотрудничество является в настоящее время самой сложной сферой экономического взаимодействия РФ и КНР. До недавнего времени расширение такого сотрудничества наравне с упрощением доступа российских заемщиков на внутренний китайский рынок представлялось им маловероятным, это говорило о неготовности китайской стороны расширять инвестиционные связи в отрыве от получения дополнительных выгод в торговой сфере. Но в настоящее время Китай пересматривает свою инвестиционную стратегию. Однако эти перемены объясняются скорее изменениями и потребностями экономики Китая в новых точках роста, нежели улучшением инвестиционного климата РФ.
Большой потенциал инвестиционного сотрудничества у приграничных регионов двух стран - Дальнего Востока РФ и Северо-Востока Китая. Так, инвестиции граничащей с РФ провинции Хэйлунцзян в Россию увеличились с 510 млн дол. в 2015 году до 4,17 млрд дол. в 2016 г.
Важным достижением в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран в 2016 г. является начало практической состыковки стратегий развития РФ и КНР, а именно подписание документа о сопряжении китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
Проект ЭПШП представляется перспективным и выгодным для России в том случае, если его реализация будет отвечать прежде всего национальным интересам РФ и стран Центральной Азии. Китай путем реализации столь масштабной инициативы преследует цель ускорения экономического развития своих западных районов, в первую очередь Синьцзян-Уйгурского автономного района, а также продвижения своих товаров в Европу сухопутным путем. В связи с этим в настоящее время рассматривают идею образования нескольких зон свободной торговли (ЗСТ) на маршруте Шелкового пути, что будет способствовать процветанию всех государств, расположенных вдоль его маршрута.
ШОС может стать успешной площадкой для сопряжения двух проектов, включая обсуждение создания ЗСТ в рамках организации, но уже после присоединения к ШОС Индии и Пакистана в качестве полноправных членов, а также повышения статуса Ирана, что усилит ШОС и позволит уравновесить экономическую мощь КНР. С этой точки зрения идеи формирования ЗСТ между ЕАЭС и ШОС, а также ЕАЭС и АСЕАН, выдвинутые российским руководством, представляются весьма
выигрышными.
Но сопряжение проектов ЭПШП и ЕАЭС неизбежно приведет к возрастанию конкуренции РФ и КНР на пространстве Центральной Азии.
Это надо воспринимать как шанс для совершенствования форм экономического взаимодействия в ЕАЭС и укрепления сотрудничества России с партнерами по организации. Главное - не допустить перерастания конкуренции РФ с КНР в противостояние и противоборство; для успешного развития российско-китайского экономического сотрудничества важно в первую очередь учитывать то, что объединяет государства, а это обеспечение стабильного развития и безопасности в Центрально-Азиатском регионе, поиск новых точек роста экономик стран-участниц процесса сопряжения. Перспективным представляется активизация сотрудничества с Китаем в сфере логистических и инфраструктурных проектов (включая строительство высокоскоростных магистралей), в области экологии, продовольственной безопасности, развития малого и среднего бизнеса, совместного развития производственных мощностей, в том числе на территории РФ.
Россия сосредоточена на политических и экономических возможностях, заложенных в тектонических сдвигах в этой части мира. Изначально внимание Москвы привлекала динамика развития Азии и КНР. Но с возникновением кризиса на Украине и с ослаблением западного вектора в 2014 году, заинтересованность переросла в необходимость: Москва лишилась альтернативы. Как бы то ни было, поворот России в сторону Азии/Китая стал неотъемлемой частью сдвига парадигмы с гораздо более глубокими последствиями.
Параллельно с поворотом России на Восток, Китай начал свой марш - на Запад. В том числе, через возрождение Шелкового пути («один пояс - один путь»). Проект был торжественно представлен в 2013 году. На первый взгляд, этот шаг также продиктован примером США, то есть стартом Нового Шелкового Пути, который дала госсекретарь Хиллари Клинтон в 2011 году. Его первоначальной целью была интеграция Афганистана в сеть торговых и транзитных маршрутов Большой Центральной Азии. Поворот Китая на Запад явно продиктован политикой США в регионе, в частности, поворотом США в сторону Азии, который, тем не менее, отнюдь не лишен антикитайского подтекста. Подход Пекина к сложившейся ситуации впервые был представлен одним из известнейших экспертов в области международных отношений Ваном Цзиси в статье, опубликованной в Global Times в октябре 2012 года. Автор призывал к проведению стратегии «Марш на Запад» - в качестве компенсации за разворот США к странам Восточной Азии и во избежание бесплодного противостояния с Вашингтоном. Активизация усилий в Восточной Азии, по его мнению, неизбежно приведет к возникновению такой конфронтации, в то время как пространство к западу от Китая, то есть, Центральная Азия и Ближний Восток, считается не только территорией, свободной от доминирования США, но и регионом, из которого американцы фактически уходят. Таким образом, поворот на Запад не только поспособствует развитию Китая, но и откроет новые перспективы для сотрудничества, так как интересы Пекина и Вашингтона в регионе пересекаются очень удачно. Особенно в том, что касается экономических инвестиций, нераспространения ядерного оружия и региональной стабильности.
Как и Россия, Китай тоже выигрывает от взаимодополняющей политики геостратегического продвижения. Тем не менее, замыслы Москвы и Пекина и потенциальные результаты их реализации отличаются друг от друга.
Несмотря на то, что обе страны едины в своем стремлении изменить баланс сил и положение США в мире, разворачиваясь то на Восток, то на Запад, это их стремление вовсе не обязательно означает полного совпадения геостратегических целей и задач. Эти повороты требуют тщательного управления заложенным в них потенциальным конфликтом.
Подобные работы
- РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ:
РЕЗУЛЬТАТЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - Приоритеты российско-китайского экономического сотрудничества на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2023 - ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ:
СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Основные российско-китайские экономические проекты (2000-2018 гг.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4530 р. Год сдачи: 2019 - Экономическое сотрудничество России и Китая: состояние и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Развитие российско-китайской торговли черными металлами
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2021 - ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КНР
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИО-КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



