ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ……………………….5
1.1 Ведущие стратегии поведения в межличностном конфликте…………….5
1.2 Копинг-поведение в конфликте……………………………………………...8
2 ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ…..15
2.1 Особенности межличностных конфликтов в общении подростков……..15
2.2 Возрастные особенности копинг-стратегий подростков, используемых при разрешении межличностных конфликтов………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...24
Актуальность исследования. Современная жизненная ситуация нестабильна и полна стрессовых ситуаций, которые оказывают значительное влияние на психологическое здоровье индивида и общества в целом. На сегодняшний день конфликты являются частым явлением нашего повседневного социального взаимодействия и неотъемлемой частью межличностного общения. Любое конфликтное взаимодействие в конечном счете сводятся к межличностному, в основе которого всегда лежат индивидуально-психологические характеристики, а именно мотивационная, когнитивная и ценностная структуры сознания личности, они оказывают большое влияние на провоцирование, процесс и исход конфликта. Поэтому эффектное применение стратегий поведения в конфликтных ситуациях зависит от способности субъекта изменять свои психические образы, приспосабливая их к сложившимся обстоятельствам. Для преодоления возросшего числа конфликтов внешнего и внутреннего плана люди вынуждены более интенсивно использовать механизмы психологической защиты и соответствующие стратегии поведения.
Вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы курсовой работы: «Использование копинг-стратегий в разрешении межличностных конфликтов у подростков».
Объектом данной курсовой работы являются межличностные конфликты подростков.
Предметом – копинг-стратегии, используемые при разрешении подростковых межличностных конфликтов.
Цель исследования – изучить теоретические аспекты проблемы использования копинг-стратегий в разрешении межличностных конфликтов подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть ведущие стратегии поведения в межличностном конфликте;
2) проанализировать копинг-поведение в конфликте;
3) охарактеризовать особенности межличностных конфликтов в общении подростков;
4) изучить возрастные особенности копинг-стратегий подростков, используемых при разрешении межличностных конфликтов.
Методы исследования: изучение и анализ социально-педагогических, психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме.
В результате изучения проблемы использования копингстаратегий в разрешении межличностных конфликтов у подростков можно сделать следующие выводы:
1. Изучены ведущие стратегии поведения в межличностном конфликте.
Во-первых, субъекты предпочитают избегать конфликтов, тем самым сохраняя нейтральные отношения с окружающими. Во-вторых, в случае возникновения конфликта они предпочитают использовать стратегию компромисса, готовы идти на уступки и договариваться с оппонентом. В-третьих, в конфликте участники пытаются приспособиться к сложившимся обстоятельствам, не доводя тем самым дела до открытого противостояния.
2. Рассмотрены особенности копинг-поведения в конфликте.
Проблема формирования копинг-поведения берет свое начало с периода Октябрьской революции и периода военного времени, когда стресс был постоянным спутником не только военнослужащих, но и простых людей. В послевоенный период проблема формирования стрессоустойчивости и копинг-поведения также приобретала особую значимость, как в отечественной науке, так и на Западе: появлялись теории и концепции преодоления стрессов, разрабатывались программы профилактической работы и посттравматические техники борьбы со стрессовыми состояниями. На современном этапе развития науки данная проблема продолжает активно развиваться, появляются новые теории и концепции, подходы к пониманию сущности изучаемого явления, различные классификации, а также экспериментальные работы, посвященные копинг-поведению в различных видах деятельности и у разнообразного контингента. Вышеперечисленные факторы свидетельствует о постоянном и динамичном интересе исследователей к этой проблеме, что способствует обогащению теории и практики психолого-педагогической науки в части совладания со стрессом, разработке эффективных способов, техник и методик преодоления стресса в современных условиях.
3. Проанализированы особенности межличностных конфликтов в общении подростков.
Проанализировав психологические особенности подросткового возраста, можно говорить о том, что этот возраст является наиболее стрессовым в плане возникновения межличностных конфликтов. Усиление конфликтности среди подростков во многом определяется особенностями и значимостью подросткового возраста в развитии личности.
Нарушение общения со сверстниками может вызвать нарушения в процессе формирования личности, формирования психических функций, присвоения социальных норм и ценностей и в целом в процессе социализации, т. к. общение является ведущей деятельностью этого периоду. Это может приводить к межличностным конфликтам.
4. Рассмотрены возрастные особенности копинг-стратегий подростков, используемых при разрешении межличностных конфликтов.
Для подростков характерны уход от ответственности и редкое признание своей роли в решении проблем. У них слабо развито дистанцирование от ситуации за счет когнитивных усилий; характерно использование деструктивных копинг-стратегий, к которым относятся бегство-избегание и дистанцирование. Конструктивные копинг-стратегии подростки начинают использовать по мере взросления.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2014. – 363 с.
2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: ВЛАДОС, 2003. 217 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учеб. 6-е изд-е. СанктПетербург: Питер, 2015. 528 с.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психол. журнал. 1994. Т. 15. №1. С.3–17.
5. Бандура А. Принципы социального научения. / А. Бандура, Р. Уолтере // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ. – 1984. – С. 55–60.
6. Баскакова С.А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами / С.А. Баскакова // Социальная и клиническая психиатрия. – Т. 20. Вып. 2. – М., – 2010. –С.88–97.
7. Беженцева А.Р. Межличностные конфликты в подростковой среде // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 20.11.2020. № 6(35.1). С. 16 – 19.
8. Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал. – 2004. – №6. – С. 21–28.
9. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учеб. Москва: Инфра-М, 2004. 240 с.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 575 с.
11. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. - Курган, 2003. - 124 с.
12. Зеленков М.Ю. Конфликтология: учеб. Москва: ИТК «Дашков и Ко», 2013. 324 с.
13. Лазарус Р. Психологический стресс и процесс совладания с ним. М.: Наука, – 1998. –343-457 с.
14. Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами. Москва: Академический проект; Гаудеамус, 2007. 799 с.
15. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: Механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
16. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: Механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
17. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 23 – 24.
18. Пахомова Я.И. Предпочитаемые стратегии поведения субъекта в конфликте // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения»: в 3-х томах. Министерство образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. 2020. С. 1065 – 1070.
19. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, – 1979. – 124 с.
20. Симонова Л.Б. Учет особенностей личности современного подростка в процессе формирования правовой культуры // Технологии формирования правовой культуры в современном образовательном пространстве: материалы IV Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием. (г. Волгоград, 26 апр. 2019 г.). Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2019. С. 439–445.
21. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии – 1994. - №1. - С.63-74.
22. Тукачева Т.П. Теоретико-методологические основы изучения стресса жизни офицеров войск национальной гвардии // Приоритетные направления развития системы военного образования: сб. науч. тр. под общей редакцией В.Ф. Купавского. Пермь. – 2018. – С. 348–354.
23. Уварина Н.В. Социальный аспект проблемы классификаций психологопедагогических концепций развития личности // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управление образовательными системами (25 января 2017 г.) / Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова, в 2 ч.. Ч 2 – М.: МПГУ, 2017. – с. 313-320.
24. Хазова С.А. Возрастная специфика совладающего поведения подростков / С.А. Хазова, Н.В. Останина // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 1. - С. 180-185.
25. Черкашина С.А. Психологические особенности «опасного» подросткового возраста // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2015. № 6. С. 56–61.
26. Чечулина С., Сироштаненко Т.Г. Межличностные конфликты в подростковом возрасте: гендерный аспект // Векторы образования: от традиций к инновациям: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (г. Анапа, 25–26 окт. 2016 г.). Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2016. С. 119–121.