Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младшего школьника ценностного отношения к здоровью в физкультурно-оздоровительной деятельности

Работа №7862

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы204стр.
Год сдачи2006
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
797
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Формирование у младшего школьника ценностного отношен]
к здоровью как научная проблема 14
§ 1. Ценностное отношение как предмет современного научного
исследования 14
§ 2. Ценностное содержание категории «здоровье» 40
§ 3. Особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровью в физкультурно-оздоровительной деятельности... 68 Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию у
младшею школьника ценностною отношения к здоровью 95
§ 1. Модель процесса формирования у младшего школьника
ценностною отношения к здоровью 95
§ 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младшего школьника ценностного отношения к здоровью
физкультурно-оздоровительной деятельности 121
§ 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у младшего школьника ценностною отношения к
здоровью в физкультурно-оздоровительной деятельности 141
Заключение 155
Список литературы 157
Приложения 172



Актуальность исследования обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств. Состояние здоровья во многом определяет качество и образ жизни человека. Оно является основой жизнедеятельности, обусловливает успешность личности в образовательной, трудовой, семейной, досуговой, гражданской и mhoihx других социальных сферах. Однако исследования последних десятилетий демонстрируют снижение уровня общественного и индивидуального здоровья населения России, уменьшаются показатели средней продолжительности жизни, возрастает удельная доля заболеваемости населения (в первую очередь, сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями). Мониторинг состояния здоровья детей, поступающих в средние общеобразовательные школы, выявляет значительный рост числа первоклассников с изначально низким уровнем психофизическою здоровья, кроме того, наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья учащихся в процессе обучения в школе. Для преодоления или нивелирования разрушающею действия ряда факторов, снижающих здоровье современною ребенка необходима целенаправленная комплексная деятельность специалистов различного профиля, работающих в сфере образования, воспитания и защиты детства. Особую роль в решении данной задачи должна играть средняя общеобразовательная школа.
Принимая в учет заведомо большую эффективность превентивных мер, можно утверждать, что социально-педагогическую работу по сохранению здоровья школьников нужно начинать на самых ранних этапах обучения - в начальной школе, когда большинство саморазрушающих стереотипов поведения личности еще не сформированы. В связи с этим задача воспитания и развития у детей способности внимательно, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающего остро стоит перед учителями начальных классов. Именно в младшем возрасте, закладываются стереотипные модели поведения, формируется образ жизни. Важно, чтобы дети данною возраста

4
получили элементарные сведения о способах сохранения и укрепления здоровья, осознали ею как одну из главных ценностей жизни и приобрели здоровые привычки, которые в дальнейшем оформятся в осознанные поведенческие модели, которые принято называть здоровым образом жизни.
Выделение аксиологических аспектов, как основополагающих в данной работе, связано с приоритетом ценностно-смысловой сферы личности как регулятора его повседневною поведения и деятельности. Исследования представлений о причинности разрушения здоровья среди взрослою населения позволяют утверждать, что среди основных причин называются внешние но отношению к человеку: экологическое состояние среды, условия производства, наследственность и другие, в то время как фактор образа жизни находится на 5-6 позиции в иерархии причин. В то же время но объективным данным, именно образ жизни личности находится на первом месте в ряду факторов здоровья. Распространенность таких негативных стереотипов, которые ведут к фаталистическому отношению к собственному здоровью, передача их подрастающему поколению делают сферу убеждений, идеалов и ценностей приоритетной в педагогической деятельности по сохранению здоровья ребенка в школе.
К сожалению, в массовой практике школы потенциалы реализации аксиологическою подхода к задачам формирования здоровою образа жизни школьников используются недостаточно. Недостатком MHOIHX образовательных программ, по мнению ученых, является теоретическая, информационная перенасыщенность. Авторы многих программ стремятся представить школьнику как можно больше сведений, связанных с сохранением здоровья, а не направляют свою деятельность на изменение мотивационной структуры личности, привычного поведения и закрепление навыков здоровья и здоровою образа жизни. Па наш взгляд, физкулытурно-оздоровительная деятельность, являясь, с одной стороны, привлекательной для младших школьников, а с другой стороны, соответствующей задачам
сохранения здоровья, выступает наиболее приемлемым пространством для формирования ценностною отношения к здоровью у младших школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Формирование у младшею школьника ценностною отношения к здоровью в физкультурно-оздоровительной деятельности - это педагогически организованный процесс, предполагающий создание условий для интериоризации младшим школьником значимости здоровья и здорового образа жизни, осуществляемой путем комплексного воздействия на эмоциональную, когнитивную и практико-действенную сферы личности в процессе окультуренной двигательной активности ребенка.
2. В аксиологической иерархии здоровье занимает двоякое положение: с одной стороны, оно относится к разряду высших, универсальных ценностей; с другой стороны, здоровье является ценное. По своей структуре здоровье как ценность включает два основных компонента. Объективный компонент - это совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья. Субъективный компонент здоровья как ценности - это отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации в поведении по отношению к здоровью.
3. Процесс формирования ценностного отношения к здоровью в физкультурно-оздоровительной деятельности обладает рядом особенностей применительно к младшему школьному возрасту, среди которых мы выделяем следующие:
-особенности информирования младшею школьника о ценности здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности;
- особенности стимулирования эмоциональных переживаний у младших школьников относительно ценности здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности;
-особенности поведенческою «закрепления» ценности в практической двигательной активности.

156
4. Педагогическими условиями формирования ценностною отношения к здоровью у младшею школьника в физкультурно-оздоровительной деятельности выступают разнообразие содержания и организационных форм физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников; информационная и эмоциональная насыщенность физкультурно¬оздоровительной деятельности школьников; редукция присвоенных младшим школьником норм и стереотипов поведения, основанного на ценности здоровья, на условия внешкольной жизни.
5. Процесс формирования у младшею школьника ценностного отношения к здоровью включает в себя ряд этапов: этап эмоционального заражения, задачей которою является стимулирование у младшею школьника положительных переживаний, связанных с ценностью здоровья и здоровым образом жизни; этан практического освоения норм здоровье-сберегающею поведения, который основан на включении младшею школьника в практическую, каждодневную физкультурно-оздоровительную деятельность, организуемую в школе; этап коммуникативной обработки полученного опыта здоровье-сберетающего поведения, в рамках которою решается задача организации осознания младшим школьником ценности здоровья.



1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности, как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. - М., 1989. - С. 110 - 133.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.- М, 1980.-337 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981.-С. 19-45.
4. Авиценна (Абу Али инб Сина). Трактат по гигиене // Книга знания: Избр. философ, произведения. - М., 1999. - С. 660-716.
5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем.-М., 1995.-с. 19-39.
6. Акмеологические аспекты формирования здоровою образа жизни / Под ред. Т.В. Карасевой. - Шуя, 2000,- 26 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания // Сов. Педагогика. - 1965. -№ 1.-С.З-9.
8. Андреев 10.А. Три кита здоровья. - СПб., 1997. - 384 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений - М., 1999 - 376 с.
10. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М., 1985. - 239 с.
11. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1998.-253 с.
12. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика.
- 1995.-Л" 2.-С. 26-31.
13. Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования // Валеолог ия. - 1997. - № 4. - С. 44-46.

158
14. Апанасенко JI.Г. Охрана здоровья здоровых: некоторые особенности теории и практики / Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: Сб. науч. трудов. - СПб., 1993. - 180 с.
15. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуальною развития. - М., 1982. - 203 с.
16. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М., 1979. - 295 с.
17. Байбородова JI.B., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие / Изд. 2-е, испр., доиолн. - Ярославль,
1998. -356 с.
18. Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема // Вопросы философии. - 1981. - №8 - С. 78.
19. Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория. - М., 1961.-256 с.
20. Беленов Н.В. Формирование ценностного отношения старших школьников к здоровью в процессе физического воспитания: Дисс. ... канд. пед. наук. - Самара, 2000 - 206 с.
21. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М., 2000. - 192 с.
22. Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1990.
23. Береславская М.И., Голактионова О.Г., ХотылеваТ.Ю. Уроки здоровья в начальной школе // Юкола здоровья. - 2003. № 4 - С. 57 - 60.
24. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития - и здоровья // Проблемы развития и воспитания человека. М., 1997. С. 97 - 131.
25. Блинова А.В. Становление ценностного отношения студентов социально-педагогического колледжа: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Петрозаводск, 2000. - 21 с.
26. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцннковской. - М., 1997 - 125 с.

159
27. Божович JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психо.Ю1 ические исследования. - М., 1968. - 464 с.
28. Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М., 1995. - 148 с.
29. Большая медицинская энциклопедия / Под ред. Б.В. Петровскою. - М., 1978.-Т. 8-С. 355-356.
30. Большой толковый словарь русскою языка / Сост. С.Л. Кузнецов. - СПб., 1998.- 1536 с.
31. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М., 1999.-558 с.
32. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., 1990. - 120 с.
33. Бундзен П.В., Баландин В.П., Евдокимова О.М., Заграницев В.В. Современные технолотии и валеометрии и укрепление здоровья населения // Теория и практика физической культуры, 1998, № 9. - С. 7 - 11.
34. Бурлачук Л.Ф., Коржова ЕЛО. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М., 1998. - 263 с.
35. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психоло1ия здоровья человека: эталоны представления, установки. - М., 2001.-352 с.
36. Василюк Ф.Е. Психоло1ия переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М., 1984. - 200 с.
37. Вебер М. Социология релшии (типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994. - С. 78 - 308.
38. Виленский М.Я., Кардовский Г.К. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути ею направленною формирования // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 10. - С. 39-42.
39. Виленский М.Я., Литвинов В.И. Физическое воспитание школьников // Физическая культура в школе. - 1990. - № 12. - С. 2-7.
40. Виленский М.Я. Повышение воспитательно-образовательною потенциала физической культуры в формировании личности современною

160
специалиста // Теория и практика физической культуры. - 1987, № 10. - С. 11 -13.
41. Виндельбанд В. О свободе воли. - М., 2000.- 65 с.
42. Воднева Е.В. Педагог ические условия формирования ценностною отношения к здоровью у детей старшего дошкольною и младшею школьного возраста. Дисс.... канд. иед. наук. - Смоленск, 2003. - 186 с.
43. Всемирная этическая дискуссионная конференция «Человек будущего и критериальное сознание. Выход из глобальною кризиса» Сборник докладов участников дискуссии, в 2-х т. Т. 1. - 2004. - 165 с.
44. Выготский JI.C. Психологическое исследование. Мышление и речь. 11роблемы психолог ического развития ребенка. - М., 1956. - 51 с.
45. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-иедаюг ический журнал. - 1995. -N 6.
46. Гартман Н. Эстетика. - М., 1958. - 640 с.
47. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук / Под ред. E.II. Ситковский. - М., 1974 - 77. - Т. 3: Философия духа. - 1977. - 471 с.
48. Гендин А.М. Состояние и факторы развития физкультуры и здоровою образа жизни школьников: Методология и методика социальною исследования. - Новосибирск, Красноярск, 1989. - 215 с.
49. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) - М., 1998. - 608 с.
50. Гиппократ. О природе человека // Клятва. Закон. О враче. Наставления. - Минск, 1998. - С. 441 - 465.
51. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.С., В.А. Штоф. Моделирование как метод научного исследования. - М., 1966 - 260 с.
52. Горбенко Г. В. Формирование у студентов отношения к труду как к ценности: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук.- Кострома, 2004. - 23 с.
53. Горев Д.10. Воспитание целеустремленности у младших подростков в физкультурно-оздоровительной деятельности: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Кострома, 2004. - 22 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ