ВВЕДЕНИЕ 3-12
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты изучения педагогических условий развития речевых коммуникаций у учащихся 4-5-х классов
1.1. Изучение педагогических условий в исследованиях по общей и специальной педагогике 13-19
1.2. Анализ коммуникации в современных психолого-педагогических исследованиях 20-32
1.3. Особенности психического развития детей с различным уровнем
I
интеллекта, воспитывающихся в условиях депривации 32-52
1.4. Проблемы вербальной коммуникации школьников 52-63
выводы 63-65
ГЛАВА 2. Исследование коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 66-80
2.2. Особенности устной речи учащихся 4-5 классов 80-95
2.3. Анализ выполнения заданий второго этапа констатирующего эксперимента 95-112
выводы 113-114
ГЛАВА з. Моделирование педагогических условий развития коммуникативных умений
3.1. Теоретические предпосылки, направления и организация формирующего эксперимента.... 115- 120
3.2. Методика формирующего эксперимента 120-142
3.3. Результаты экспериментального обучения коммуникативным умениям
детей-сирот с интеллектуальными нарушениями 142-151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151-154
ЛИТЕРАТУРА 155-170
ПРИЛОЖЕНИЯ 171-197
В основу современного образовательного процесса положена необходимость гуманизации. Гуманистический принцип способствует приобщению личности к общечеловеческим ценностям, развивает индивидуальную культуру человека, осознание им собственной уникальности, самоценности и возможности творческой самореализации (И.Ю. Алексашина, С.В. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.Н Барышников,
Н.В. Бордовская, Т.Г. Браже, Р.А. Валеева, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, В.А. Караковский., Г.Д. Кириллова, И.А. Колесникова, H.JI. Селиванова, Н.И. Элиасберг и др.).
Особое значение для теории и практики обучения приобретает изменение подходов к речевому развитию учащихся, воспитывающихся в условиях депривации. Значимым для социализации данной категории детей является не только и не столько овладение системой языка, сколько формирование навыков общения; именно такой подход является наиболее продуктивным. С одной стороны, он создает возможность управления процессом общения, в частности формированием коммуникативной деятельности, с другой - его реализация позволяет более эффективно решать вопросы, связанные с социализацией и адаптацией детей-сирот, развитием их коммуникативных и когнитивных возможностей.
Социально-экономическая и культурная ситуация, сложившаяся в нашей стране, обострение межнациональных конфликтов, духовный и нравственный кризис общества сопровождаются снижением показателей здоровья и социальной защищенности детей. При обучении в школе у учащихся обнаруживаются признаки социально-педагогической запущенности, ослабленного здоровья, что приводит к школьной дезадаптации, одним из факторов которой является нарушение взаимодействия учащихся с взрослыми и сверстниками. Трудности общения часто обусловлены несформированностью средств вербальной коммуникации, о чем свидетельствуют исследования устной и письменной речи детей. По данным статистических отчетов учителей-логопедов школьных логопедических пунктов, в 1998/99 учебном году в Санкт- Петербурге из обследованных 112806 младших школьников 8,7 % страдали нарушением устной и письменной речи; в 2002/03 учебном году из 71700 детей 12,3 % были с нарушением или недоразвитием устной и письменной речи.
Недоразвитие средств коммуникации не всегда компенсируется в младшей школе. С переходом в пятый класс меняются педагогические условия, и ребенок лишается поддержки, оказываемой ему ранее, поскольку логопедическая помощь распространяется лишь на учащихся 1-4-х классов. Кроме того, процесс адаптации школьника к условиям обучения в пятом классе характеризуется возникновением трудностей в общении с взрослым и со сверстниками, что вызывает в некоторых случаях речевой негативизм, следовательно, неблагоприятно сказывается на формировании коммуникативных умений.
Проблема создания педагогических условий развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в условиях депривации, требует глубокого и всестороннего изучения.
Актуальность изучения коммуникативных умений у учащихся 4-5-х классов обусловлена тем, что переход на новую ступень обучения характеризуется рядом внешних и внутренних изменений, где важное место занимает смена системы межличностных отношений, в которой ведущая роль принадлежит вербальному общению.
В современных условиях тенденции гуманизации образования позволяют реализовать концепцию единого образовательного пространства, в котором предполагается учет- образовательных возможностей и потребностей как детей с сохранным психофизическим здоровьем, так и детей с проблемами в развитии, воспитывающихся в особых педагогических условиях.
Возникшие противоречия между потребностями практики обучения детей-сирот вербальным средствам общения, с одной стороны, а с другой -
необходимость теоретической разработки проблемы создания педагогических условий, стимулирующих это общение, предопределили актуальность проводимого исследования. Это обусловило выбор темы нашего исследования - «Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов».
Цель исследования', изучение особенностей коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в условиях депривации, и определение педагогических условий, способствующих эффективному развитию вербальной коммуникации.
Объект исследования: процесс коммуникативной деятельности учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в условиях депривации.
Предмет исследования; педагогические условия развития коммуникативных умений детей-сирот 4-5-х классов.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что успешное развитие коммуникативных умений детей, воспитывающихся в условиях депривации, реализация преемственности при переходе учащихся из начального звена обучения в среднее могут быть обеспечены за счет создания комплекса педагогических условий, включающих:
- обеспечение комплексного характера сопровождения учащихся, основанного на привлечении к нему специалистов (психолог, логопед, медицинские работники, социальный педагог);
- создание предметно-развивающей среды, соответствующей особенностям состава учащихся;
- организация образовательного процесса на основе выделения модулей, каждый из которых несет определенную, значимую для развития коммуникативной деятельности цель.
Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили постановку следующих исследовательских задач:
- проанализировать научно-теоретические подходы к проблеме развития коммуникативных умений учащихся с различным уровнем
5
интеллектуального развития, воспитывающихся и обучающихся в различных типах образовательных учреждений;
- исследовать особенности вербальных средств коммуникации учащихся 4-5-х классов .и провести сравнительный анализ сформированности данных умений у детей, обучающихся в сиротском образовательном учреждении «детский дом-школа», массовой общеобразовательной школе и специальной (коррекционной) школе VIII вида;
- выделить педагогические условия, направленные на развитие коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в сиротском образовательном учреждении «детский дом-школа»;
- разработать модель реализации педагогических условий развития коммуникативных умений учащихся; оценить ее эффективность. Методологической основой исследования являются:
- идеи гуманизации педагогического процесса (И.Ю. Алексашина, С.В. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Н.В. Бордовская, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Г.Д. Кириллова, И.А. Колесникова, Л.Г. Татарникова, Н.И. Элиасберг и др.);
- теория о роли коммуникации как средстве связи любых объектов материального и духовного мира (А.А. Бодалев, С.В. Бориснев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Сорокин, Д.Б. Эльконин и др.);
- учение о многоуровневой иерархически организованной структуре речевой деятельности, о процессах порождения и восприятия речевого высказывания, в котором внешняя реализация речи характеризуется особым специфическим механизмом
- (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Дж. Грин, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, С.Д. Канцельсон, А.А. Леонтьев, Л.А. Чистович, Л.С. Цветкова и др.);
- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
6
- концепция Л.С. Выготского о культурно-исторической обусловленности развития;
- положение о качественном своеобразии формирования личности ребенка с ограниченными возможностями как одной из закономерностей аномального развития (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф); выделение ведущего и вторичных дефектов в развитии аномальных детей (Л.С. Выготский);
- учение о ведущей роли деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, Г.И. Вергелес, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- положение о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова и др.);
- теория о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский);
- учение о компенсаторных возможностях развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (П.К.Анохин, Л.С. Выготский, В.В.Лебединский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский);
- концепция о роли социальных условий развития ребенка и роли общения в становлении личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.И. Мясищев, С.Л. Рубинштейн). Теоретическая основа исследования: педагогические, методические и
психологические труды, посвященные вопросу изучения и развития коммуникативной деятельности (А.К. Аксенова, Г.М. Андреева, Т.А. Аристова, Т.В. Ахутина, И.А. Баринова, М.Ф. Гнездилов, И.Н. Горелов, В.А. Григорьева - Голубева, В.В. Давыдов, Л.П. Доблаев, И.В. Дубровина, Л.Н. Ефименкова, Н.И. Жинкин, Г.А Золотова, Е.С Кубрякова, Т.А. Ладыженская, Р.И. Лалаева, А.А. Леонтьев, И.А. Мухина, О.С. Павлова,
В.Г. Петрова, А.Г. Рузская, И.Н. Садовникова, Н.Г. Салмина, Л.В.Сахарный, К.Ф. Седов, С.Ю. Серебренникова, М.С. Соловейчик, Т.А. Фотекова, А.А. Хилько, С.Н. Шаховская, Л.М. Шипицына и др.)
7
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический констатиру¬ющий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент;
- биографические - изучение психолого-педагогической документации;
- организационные - сравнительный, комплексный;
- интерпретационные - качественный анализ результатов исследования, анализ продуктов детской деятельности.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- разработана методика изучения коммуникативных умений, которая позволила определить уровень их сформированности у учащихся 4-5-х классов;
на основе результатов диагностики:
■ выделен комплекс педагогических условий, включающих создание предметно-развивающей среды, комплексный характер сопровождения, организацию образовательной среды на основе выделения значимых для коммуникативной деятельности модулей;-
■ разработана и апробирована модель реализации этих условий, направленных на развитие коммуникативных навыков;
- данные, полученные при ранжировании результатов исследования коммуникативных умений, свидетельствуют о наличии общих трудностей (недоразвитие фонематического восприятия, лексико¬грамматического строя речи и связной речи) у детей с различным уровнем интеллекта, которые в неодинаковой степени, но затрудняют процесс коммуникации;
- расширены представления о речевом развитии учащихся четвертых - пятых классов массовых общеобразовательных, специальных (коррекционных) школ и сиротского образовательного учреждения (детский дом-школа).
Анализ психолого-педагогической литературы, а также результатов проведенного экспериментального исследования позволяет сделать следующее обобщающее заключение.
Признавая роль коммуникативной функции речи в социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся и обучающихся в условиях депривации, необходимо осознавать особую роль педагогических условий, направленных на овладение этой универсальной и столь важной способностью.
В ходе исследования мы уточнили понимание коммуникативной деятельности как процесса передачи и восприятия сообщения, а речи - как способа формулирования мысли посредством языка в процессе говорения, слушания. При решении проблемы изучения и развитии коммуникативных умений, составляющих коммуникативной деятельности, учащихся 4-5-х классов, воспитывающихся в различных организационно-педагогических условиях, значимым становится междисциплинарный подход, основанный на совокупности педагогических, психологических, лингвистических и логопедических данных, Использование междисциплинарного подхода позволило:
- составить методику исследования коммуникативных умений, раскрывающую особенности вербальной коммуникации учащихся 4-5 классов, воспитывающихся в различных организационно¬педагогических условиях;
- выделить имеющиеся отклонения, недостатки и проанализировать их причины;
- определить направления работы, направленные на развитие, значимой для процесса социализации функции.
Результаты констатирующего эксперимента подтвердили предположение о том, что на развитие коммуникативных умений влияет ряд факторов: социально-педагогические условия, возрастные особенности,
152
сформированность компонентов устной речи, организация интеллектуальной деятельности детей. Кроме того, экспериментальное исследование устной речи позволило выявить трудности, характерные для всех экспериментальных групп: развитие фонематического восприятия; лексико-грамматического строя и связной речи, что значительно снижает формирование коммуникативных умений. Установлены и проанализированы различия в характере этих трудностей у разных групп учащихся.
На основании статистических данных результатов констатирующего эксперимента нами была составлена модель развития коммуникативных умений учащихся, включающая реализацию педагогических условий:
- обеспечение комплексного характера сопровождения учащихся на основании привлечения к нему специалистов (медиков, психологов, логопедов, педагогов);
- создание предметно-развивающей среды, соответствующей особенностям состава учащихся;
- организация образовательного процесса на основе выделения модулей, каждый из которых несет определенную значимую для реализации педагогических условий цель, и разработать модель развития коммуникативных умений.
Работа педагогов осуществлялась с учетом выделенных педагогических условий и предполагала разработку алгоритма коммуникативного поведения, коммуникативных действий, создание ситуаций, в которых данные алгоритмы применяются в конкретной ситуации, затем путем дифференциального отбора в нескольких специально организованных ситуациях. В дальнейшем эти умения совершенствуются, комбинируются, перерастают в умение самостоятельно продумывать коммуникативные действия и использовать их в различных ситуациях.
С целью эффективности разработанной модели развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов проведен сравнительный анализ выполнения заданий детьми экспериментальной и контрольной групп.
153
Результаты экспериментальных исследований позволяют говорить о том, что предложенная модель развития коммуникативных умений учащихся, во- первых, способствует развитию связной речи детей и использованию этого навыка в различных коммуникативных ситуациях, во-вторых, обеспечивает их социализацию.
В заключении отметим, что организация педагогических условий и их реализация в учебно-воспитательном процессе помимо коммуникативных умений обеспечивает когнитивное развитие учащихся.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о значении и влиянии специально разработанных педагогических условий на развитие коммуникативных умений учащихся и обеспечение преемственности при переходе учащихся из начального звена в среднюю школу.
Данное исследование не исчерпывает всех возможных вопросов изучаемой проблемы и имеет перспективы дальнейшего изучения.
1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. № 4 С.5 - 13.
2. Агавелян Д.И. Общение детей с нарушением умственного развития. Автореферат дис. докт. псих. наук. М., 1989
3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Владос, 3003. - 368 с.
4. Акодес М.И. О тексте как единице речи // Исследования целого текста. - М., 1986, с. 6
5. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. - М., 1994
6. Актуальные проблемы современного образования. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. В.Г. Воронцовой, С.В. Алексеева. - СПб.: СПбГУПМ, 2002
7. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Психология Отечества. -1999
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1980
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, с. 315.
10. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.
11. Анцыферова Л.И. К проблеме изучения исторического развития психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. Сб. статей /Отв. редактор Е.В. Шорохова. - М., 1969
12. Апухтин В.Б. Психолингвистический анализ смысловой структуры текста. Автореферат дис. канд. филол. наук. — М., 1977. - 29 с.
13. Аристова Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму. // Начальная школа № 1, 1999, С. 61
14. Артемов В.А. Речевой поступок // преподавание иностранных языков. Теория и практика. Сб. статей / отв. ред. А.Т. Базиев. - М., 1971
155
15. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М., 1989
16. Баева И.А. Психологическая безопасность образования 2002. 271 с.
17. Баринова И.А. Особенности цельности и связности при построении текстов в разговорной речи. Автореферат дис. Канд.фил. наук. - Л., 1988.- 15 с.
18. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа./Литературно- критические статьи. М., 1986. С. 473-500
19. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Ж. «Дефектология» № 1, 1994. С. 11-14
20. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.
21. Бельтюков В.И. Системный процесс саморазвития живой природы. - М. СПб, 2003. С. 60-80
22. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.
23. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.
- М.: Наука, 1973. - 269 с.
24. Бобылева И.А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников ОУ для детей-сирот, лишенных родительского попечения. Автореферат дис. к.п.н., Владимир, 2000
25. Богуславская В.И. Индивидуальные различия коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Сб. Материалы Всесоюзной научной конференции по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. Т. 2, М., 1970
26. Бодалев А.А. Психология общения. Москва - Воронеж, 2002. - 320 с.
27. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. - 1992. - № 5-6.
156
28. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: МПА, 1995,103 с.
29. Бойков Д.Н. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школ- интернатов. Дис. канд. пед. наук, СПб, 1994
30. Бордовская Е.Н. Логопедическая работа по устранению общего недоразвития речи у дошкольников с психической депривацией. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. СПб, 2002. -18 с.
31. Бориснев С.В. Социология коммуникации. М., 2003. - 270 с.
32. Введение в психологию духовного развития личности ребенка: Психологические основы духовной педагогики / И. В. Ежов - Тула: Изд. Тул. обл. институт развития образования, 1997 - 128 с.
33. Волкова Г.А. Нарушения устной речи у детей, страдающих психической депривацией // тез. докл. науч.-практ. конф. оториноларингологов итоговой научной сессии Ленинградского НИИ уха, горла, носа и речи. - Л., 1990
34. Воронцова В.Г. Гуманитарные аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. - Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. - 421 с.
35. Воронцова В.Г. Постдипломное образование как гуманитарная среда // Становление и развитие региональных систем педагогического образования: тезисы науч.-практич. конф. Новгор.гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Новгород: 1996. С. 30-32
36. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой, м., 1994
37. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 354 с.
38. Выготский Л.С. Собр. Соч. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2,3,6
39. Гаврилова Т.П., Фетисова Е.В. Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979
157
4
40. Гак В.Г. Ситуация, высказывание и перевод // Тез. докл. 9-й научно- практической конференции «Речевая ситуативность в преподавании иностранных языков в специальном языковом вузе». - М., 1973
41. Галигузова JI.H. Влияние потребности в общении на избирательность восприятия зрительных воздействий у детей раннего возраста // исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии под. ред. В.В. Давыдова и М.И. Лисиной. - М., 1978
42. Галигузова Л.Н.Проблемы социальной изоляции детей// Вопросы психологии, 1996, №3, С. 111-116
43. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2002 - 165 с.
44. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. - Саратов, 1981
45. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. - М., 1965
46. Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. -М.-Л., 1957-136 с.
47. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004. С. 153
48. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., «Лабиринт». М., 1998-256 с..
49. Григорьева - Голубева В.А. Проблемы становления системы гуманистических ценностей в современном образовании. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. - 276 с.
50. Гуманизация образования. Теория. Практика/ Под ред. В.Г. Воронцовой. -СПб., 1994.-96 с.
51. Гуманистический потенциал естественнонаучного образования ./Под ред. И.Ю. Алексашиной. - СПб, 1996
52. Давыдов В.В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения. / Вопросы психологии. - 1977, № 5. с. 35-47
53. Дейк Г.А. Язык, познание, коммуникация. М., 1989
158
i
54. Денисевич Н.Н. Проявление самостоятельности в процессе совместной деятельности младших школьников в условиях школы-интерната // Начальная школа. 1996, № 3. - С. 29-32
55. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой, М., 1998
56. Доблаев Л.П. К вопросу о семантических связях ближайших предложений текста / Вопросы психологии, 1983. № 3, С. 101- 105
57. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987 // Возрастная и педагогическая психология.
58. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. -М., 1981
59. Елагина М.Г. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей. // Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.
60. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей - олигофренов. - М., 1970. - с.205
61. Жинкин Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4-8 классах. — М., 1965. — с. 104
62. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. с. 160
63. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. - М.: Педагогика, 1979. - 184 с.
64.3абрамная С.Д. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к школьному обучению. // Дефектология № 1, 1996
65.Зайцев Д.В. Социологический анализ современной семьи России // Ж.»Дефектология», № 6,2001. С. 3-11
66. Залевская А.А. Текст и его понимание. - Тверь: Изд-во ТГУ, 2001- 177 с.
67. Занков Л.В. Избранные психологические труды. М., 1996
159
68.3ахаров Л.И. Психологические факторы формирования неврозов у детей. -Л., 1991
69.3ащиринская О.В. Динамика психического развития детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении. Автореферат на соискание ученой степени к. псих, наук М., 1995
70.3икеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. М.: Академия, 2002. - 176 с.
71.3икеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: Академия, 2000. - 200 с.
72.3имняя И. А. Лингво-психология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-432 с.
73.Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982 г. С. 120-132
74. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб.: Речь, 2003.-391 с.
75. Исенина Е.И. Развитие дословесной коммуникации и деятельности с предметами у глухих и слышащих детей второго года жизни. //Дефектология 1988 №3. С.
76. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия «Справочники». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - С. 29- 46
77. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). - СПб, 1997.
78. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995