Глава I. Общая характеристика ежемесячных денежных выплат……….6
1.1. Понятие и сущность ежемесячной денежной выплаты. Соотношение ежемесячной денежной выплаты с льготами и другими видами социального обеспечения………………………………………………………………………..6
1.2. Законодательство, регулирующее осуществление ежемесячной денежной выплаты………………………………………………………………..8
Глава II. Ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан: общие положения…………………………………………………...10
2.1. Категории граждан, имеющих право на единовременную денежную выплату…………………………………………………………………………...10
2.2. Ежемесячная денежная выплата инвалидам…………………………13
2.3. Ежемесячная денежная выплата ветеранам………………………….25
Глава III. Правовое регулирование порядка назначения, перерасчета и доставки ежемесячной денежной выплаты…………………………………28
3.1 Порядок назначения, перевода и перерасчета ежемесячной денежной выплаты………………………………………………………………28
3.2 Порядок начисления и организация доставки ежемесячной денежной выплаты………………………………………………………………32
3.3 Проблемы связанные с порядком реализации гражданином права на назначение ежемесячной денежной выплаты………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной (иной юридической) практики и специальной литературы…..38
Актуальность исследования. «Смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры» .
Провозглашение повышения качества жизни, укрепления здоровья населения в качестве национального государственного интереса в полной мере согласуется с социальным характером России, что объявлено в ст. 7 Конституции Российской Федерации одной из основ конституционного строя.
Осуществление социальной государственной политики призвано обеспечивать социальное согласие в обществе, содействовать развитию средств и способов социальной адаптации и социальной поддержки населения, а также снижение уровня социального неравенства. Социальное государство исходит из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремится обеспечить их благополучие и процветание посредством создания таких условий, которые обеспечат достойную жизнь и свободное развитие человека.
Формирование государственной социальной политики осуществляется в соответствии с конкретно-историческими условиями развития государства и имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных факторами как субъективного, так и объективного характера. Собственная специфика в реализации социальных программ в Российской Федерации имеется и на уровне отдельных регионов. Как мы пронаблюдали, в Белгородской области сформирована серьезная правовая база по вопросам регламентации различных видов социальной поддержки пенсионеров, инвалидов, малоимущих лиц, иных категорий граждан области, предоставления социальных услуг и др.
Между тем при всей прогрессивности современного российского законодательства сегодня созданы не все условия, которые обеспечивают достойную жизнь, свободное развитие и самореализацию творческого потенциала личности, а это требует проведения более взвешенной социальной политики российского государства и дальнейшего законодательного реформирования, в том числе в части ужесточения ответственности виновных должностных лиц, создающих препятствия в реализации социальных прав граждан.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Сегодня вопросам социального обеспечения посвящены не только работы юристов. Подобного рода тематика вызывает научный интерес философов, социологов, политологов, экономистов и др., о чем свидетельствуют имеющиеся диссертационные исследования. Отдельные аспекты сущности социальной политики государства и реализации права на социальное обеспечение нашли свое отражение в трудах Е.В. Аристова, А.А. Белякова, В.В. Болговой, В.В. Даниловой, И.Н. Куксина, В.П. Малахова, А.В. Менкенова, В.К. Самигуллина и др.
Согласно конституционным положениям установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития Российской Федерации находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. 1 «е» ст. 71 Конституции Российской Федерации).
К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены «координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение»; «трудовое, семейное, жилищное законодательство» (пп. «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в результате назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты.
Предмет исследования – ежемесячная денежная выплата как мера государственной поддержки отдельным категориям граждан.
Цель исследования – рассмотреть ежемесячную денежную выплату как меру государственной поддержки отдельных категорий граждан.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и сущность ежемесячной денежной выплаты, а также соотношение ежемесячной денежной выплаты с льготами и другими видами социального обеспечения;
2) проанализировать законодательство, регулирующее осуществление ежемесячной денежной выплаты;
3) охарактеризовать категории граждан, имеющих право на единовременную денежную выплату;
4) охарактеризовать ежемесячную денежную выплату инвалидам;
5) рассмотреть ежемесячную денежную выплату ветеранам;
6) проанализировать порядок назначения, перевода и перерасчета ежемесячной денежной выплаты;
7) исследовать порядок начисления и организация доставки ежемесячной денежной выплаты;
8) осветить проблемы, связанные с порядком реализации гражданином права на назначение ежемесячной денежной выплаты.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды отечественных авторов, а также действующие нормативные правовые акты, статические данные из официальных источников.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Социальная защита и поддержка населения в современных условиях является одной из наиболее сложных и трудно решаемых проблем для нашей страны. Развитое государство должно быть социально ориентированным, ставя задачу социальной защищенности человека, создавая для этого не только правовые, политические, но и социальные гарантии на основе устойчиво развивающейся экономики. Смена общественного устройства в стране, ликвидация общественных фондов потребления, повышение сектора платного образования и медицинского обслуживания, рост цен на услуги ЖКХ, проблемы занятости населения, поляризация их доходов усилили социальное неравенство среди граждан, переводя проблему социального обеспечения в разряд первоочередных. Кризисные моменты экономического характера автоматически затрагивают и социальную сферу, ухудшая качество жизни большей части населения страны.
Одной из мер социальной защиты и поддержки граждан является ежемесячная денежная выплата.
С 2005 года федеральные льготники выбирают, какую помощь они хотят получать от государства: в виде натуральных льгот или в виде денежной компенсации (за отказ от привилегий). Льготы предполагают, что часть услуг определенным категориям россиянам оказывается бесплатно. Например, лица с инвалидностью вправе бесплатно ездить в железнодорожном транспорте или посещать санаторий. Компенсация означает, что вместо льготы граждане получат деньги и могут распорядиться ими самостоятельно, в том числе, потратив на санаторное лечение, проездной билет или как-то иначе.
Однако важно отметить, что сама по себе процедура получения ежемесячной денежной выплаты достаточно сложна, поскольку подразумевает под собой подачу определенного количества документов, подтверждающих необходимость ежемесячной денежной выплаты гражданину.
Помимо этого нельзя не сказать о размере ежемесячной денежной выплаты в системе социального обеспечения. Как правило, размер выплаты составляет от 2000 до 3500 рублей на одного гражданина. По нашему мнению, именно материальная составляющая ежемесячно денежной выплаты играет решающую роль в нежелании гражданами обращаться к государству для получения таких компенсаций, так как размер выплат не соизмерим с финансовыми трудностями и затратами, испытываемыми получателем.
Данный вопрос возможно решить посредством усовершенствования законодательной базы в целях увеличения сумм ЕДВ из средств федерального бюджета.
Кроме материального вопроса, относящегося к ЕДВ, важно отметить низкий уровень правового информирования граждан об их праве на получение тех или иных выплат.
По нашему мнению, необходимо в первую очередь осуществить усовершенствование именно нормативных правовых актов, регулирующих порядок получения ЕДВ, так как многие из них уже не содержат актуальных положений для граждан, нуждающихся в социальной защите. Ведь именно поддержка государства дает гражданину возможность сохранить свою достойную жизнедеятельность на необходимом уровне которая была утеряна либо частично утеряна в связи с неблагоприятными ситуациями, произошедшими в его жизни.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398
2. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
3. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, № 21, ст. 699.
4. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» // «Собрание законодательства РФ», 20.01.1997, № 3, ст. 349.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
6. Закон РФ от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» // «Российская газета», № 27, 10.02.1993.
7. Приказ Минтруда России от 22.01.2015 № 35н (ред. от 23.04.2018) «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2015 № 36117) // «Российская газета», № 49, 11.03.2015.
Специальная литература
8. Андреева Е.И., Бычков Д.Г., Феоктистова О.А. О мерах по повышению эффективности государственных расходов на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения (в составе набора социальных услуг льготным категориям граждан) // Иннов: электронный научный журнал, 2017. № 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/o-merakh-popovysheniyu-effektivnos/ (дата обращения 01.05.2019).
9. Бакунович А.В., Брюхова Ж.В. Пути решения проблемы поддержания социальной сферы в условиях дефицита бюджета // Вопросы науки и образования. 2017. № 4. С. 58-61
10. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] / Академик. Словари и энциклопедии на Академике. – Режим доступа: https:// psychology.academic.ru/707 (Дата обращения 14.04.2019).
11. Грачева Н.Н., Побирахо Л.А. Практика реализации правового регулирования и финансирования медицинской помощи детям-инвалидам, в том числе страдающим редкими (орфанными) заболеваниями // Решение проблем развития предприятий: роль научных исследований. 2016. № 8. С. 3-6.
12. Игонина Н.А. Механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в социальном государстве в периоды кризисных явлений в экономике // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 2. С. 15-21.
13. Как оформить страховую пенсию по инвалидности. Пенсионный фонд Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/knopki/zhizn/~438 (дата обращения: 05.05.2019 г.)
14. Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики // Российский экономический журнал. – 2013. – № 1. – C. 4-5.
15. Латинско-русский словарь. // Составитель Петрученко О.А. Репринт 9-го издания 1914 года. М., 2017.
16. Лещенков Ф.А. Пенсии и льготы для инвалидов I, II и III групп в соответствии с законодательством Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2015. № 4. С. 47-54.
17. Муравьёва М.Г. Калеки, инвалиды или люди с ограниченными возможностями? Обзор истории инвалидности // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10. № 2. С. 154.
18. Овчарова Л.Н., Горина Е.А. Развитие адресной социальной поддержки нуждающихся в России: барьеры и возможности // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 5-21.
19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; 3-е изд. - М.:АЗЪ, 1995г. - C. 220-221.
20. Сатарова Е.А. Государственная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов // В сборнике: Научные исследования: теория, методика и практика. 2017. С. 341-345
21. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Help-patient. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.helppatient.ru/oncology/disablement/public_assistance/ (дата обращения: 05.05.2019 г.).
22. Социальные денежные выплаты инвалидам: ЕДВ, ДЕМО, НСУ, ФСД. Дверь в мир. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://doorinworld.ru/stati/751-soczialnye-vyplaty-invalidam-edv-demo-nsu-fsd (дата обращения: 05.05.2019 г.).
23. Толковый словарь Даля [Электронный ресурс] / Академик. Словари и энциклопедии на Академике. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc2p/310902 (Дата обращения 14.04.2019).
24. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения / Э.Г. Тучкова. – М.: Дашков и К, 2017. – 464 c.
25. Уровень инвалидизации в Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 04.05.2019 г.).
26. Уровень инвалидизации в Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 04.05.2019 г.).
27. Успенская Т.Н., Никонова О.Н. Социально-экономическое положение и социальная защита социально уязвимых граждан мегаполиса // Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 1 (203). С. 85-98
28. Цыпин В.А. Церковное право. Изд. 2-е. М., 1996. 442 с.
29. Шахбалаева К.М. Проблемы финансового обеспечения инвалидов как один из основных аспектов доступной среды для людей с ограниченными возможностями // В сборнике Научное обеспечение агропромышленного комплекса. 2017. С. 932-933.