Актуальность исследования. Государственное регулирование экономических отношений любой отрасли национальной экономики осуществляется с помощью правовых и административных регуляторов; при этом экономические регуляторы в условиях рыночной экономики должны быть основными. Однако при возникновении кризисных явлений, противоречий интересов и ожиданий субъектов отраслевых рынков возрастает спрос государства на экономические разработки и обоснования различных вариантов экономической политики. Существенное влияние на формирование государственной экономической политики оказывают перманентно происходящие в стране изменения, которые корректируют стратегические цели каждой отрасли национальной экономики и ставят новые задачи по их достижению.
Под государственной отраслевой экономической политикой следует понимать систему взаимосвязанных приоритетов, стратегических задач, решений и мер государства, направленных на достижение конкретных целей и измеримых результатов в той или иной сфере национальной экономики.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства является одной из крупнейших отраслей экономики каждого развитого государства. При этом все страны сталкиваются примерно с одним и тем же набором проблем. Специалисты отмечают, что это связано во многом с необходимостью постоянно осуществлять значительные бюджетные расходы на поддержку данной отрасли, и как следствие со стремлением властей возложить большую долю затрат на оказание услуг ЖКХ на плечи населения .
Новизна исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Анализ доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства рассмотрено с учетом зарубежного опыта применительно к отечественной жилищно-коммунальной сфере.
Основными целями современной государственной политики в сфере ЖКХ в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» являются рост качества жизни российских граждан посредством поднятия уровня качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также реализация мер по обеспечению их доступности.
Впервые понятие «доступность» применительно к жилищно-коммунальным услугам появилось в законодательстве РФ 2004 г. с принятием Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в соответствии с которым под доступностью для потребителей услуг организаций коммунального комплекса понималась доступность приобретения и оплаты потребителями соответствующих услуг организаций коммунального комплекса с учетом цен (тарифов) для потребителей и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Однако на сегодняшний день данный нормативный правовой акт утратил силу. Тем не менее, проанализируем его.
Из этого определения следует, что доступность жилищно-коммунальных услуг для населения может быть физической (возможность присоединения к коммунальным сетям и потребления качественных жилищно-коммунальных услуг) и экономической (возможность населения оплатить потребленные жилищно-коммунальные услуги).
В рамках анализ физической и экономической доступности услуг ЖКХ проанализируем отечественный и зарубежный опыт реформирования сферы ЖКХ.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, № 30 (ч. II), ст. 3126
3. Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 № 80-р «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 01.02.2016, № 5, ст. 758.
4. Крюкова Е.М. Зарубежный опыт финансирования жилищно-коммунального хозяйства // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 24. С. 48-54.
5. Работает ли ГИС ЖКХ [Электронный ресурс] http://prozkh.ru/2017/11/07/rabotaet-li-gis-zhkh (Дата обращения 21.10.2019)
6. Hall D., Lobina E. From a Private Past to a Public future? The Problems of Water in England and Wales / PSIRU. Business School. University of Greenwich, 2007. P. 3. // Режим доступа. – URL: http://vww. psiru. org/reports/2008- 02-W-UK. Doc (Дата обращения 27.10.2019)
7. Saal D., Parker D. Productivity and Price Performance in the Privatized Water and Sewage Companies of Englang and Wales / Journal of Regulatory Economics. 2001. P. 61-90. // Режим доступа. – URL: http://www. springerlink. com/content/m3j6018112134q78.(Дата обращения 21.10.2019)