Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты редакционно-издательского маркетинга СМИ США 6
1.1. Структура современной медиасистемы США 6
1.2. Основные понятия и определения маркетинга СМИ 16
1.3. Экономические особенности Интернет-СМИ 30
Глава II. Позиционирование ИД «Forbes Media» на информационном
рынке США 30
2.1. Изучение рынка деловых Интернет-СМИ США 38
2.2. Особенности аудитории ИД «Forbes Media» 49
2.3. Маркетинговые мероприятия ИД «Forbes Media» 51
Глава III. Соответствие контента электронной версии журнала
«Forbes» формату издания 59
3.1. Работа журналистов журнала «Forbes» с аудиторией 59
3.2. Тематическая направленность журналистских выступлений в
деловом издании 63
3.3. Тематическая реклама бизнес предприятий на страницах
журнала «Forbes» 63
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 76
Приложения
Актуальность темы исследования. Деловая журналистика - один из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации: растет количество масс-медиа, работающих с информацией делового характера, увеличивается влияние бизнес-СМИ на протекающие в обществе и экономике процессы, повышается внимание общества, бизнеса и журналистского сообщества к вопросам развития деловых масс-медиа.
Сегодня редакционно-издательский маркетинг выходит на одно из стратегически важных мест в деятельности СМИ в целом, и деловых изданий в частности. С развитием интернета у печатных деловых изданий практически не остается выбора, кроме как развивать журнал и в направлении интернет СМИ. Это та площадка, которая открывает новые возможности для развития, но в это же время создаёт более конкурентноспособную среду, где нужно побороться за место под солнцем.
Здесь на помощь приходят знания и понимание основных технологий в области методов редакционно-издательского маркетинга деловых СМИ с целью развития деятельности делового издания и его эффективного существования на рынке.
Цель работы. Рассмотреть методы редакционно-издательского маркетинга международного издательского дома «Forbes Media» на информационном рынке США.
Задачи работы:
- Определить структуру современной медиасистемы США;
- Выделить основные понятия и определения маркетинга СМИ;
- Раскрыть экономические особенности Интернет-СМИ;
- Изучить рынок деловых Интернет-СМИ США;
- Выделить особенности аудитории ИД «Forbes Media»
- Рассмотреть маркетинговые мероприятия ИД «Forbes Media» ;
- Рассмотреть направления работы журналистов журнала «Forbes» с аудиторией;
- Определить тематическую направленность журналистских выступлений в деловом издании;
- Выделить направления тематической рекламы бизнес предприятий на страницах журнала «Forbes».
Объект работы. Объектом является издательский дом «Forbes Media», как издатель делового журнала.
Предмет работы. Особенности и направления маркетинга издательского дома «Forbes Media».
Методологическая база данного исследования. Использовались такие общенаучные методы исследования, как метод анализа и синтеза, сравнения и эмпирического наблюдения. Также большую долю в процессе работы занял метод изучения документов и материалов, а именно непосредственное изучение материалов делового журнала.
Эмпирическая база работы. Выпуски журналов «Forbes» за 2016 - 2017 гг.
Практическая значимость исследования. Заключается в том, что результаты исследований будут востребованы у начинающих журналистов и редакторов и журналистов деловых средств массовой информации. Результаты исследования можно использовать для совершенствования деятельности в области редакционно-издательского маркетинга деловых СМИ, а также применять рассмотренные мероприятия на российских деловых изданиях.
Новизна работы. Заключается в том, что было сформировано комплексное представление о редакционно-издательском маркетинге деловых СМИ, его особенностях с теоретико-практической точки зрения.
Для написания работы были использованы работы таких авторов, как Михайлов С., Голованов Г., Daniel H.
Структура дипломной работы. Состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, научной литературы и приложений.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод о важности выбранной проблемы исследования. На основе анализа и синтеза информации из учебной, научной, прочей периодической литературы мы достигли поставленной во введении работы цели, а именно рассмотреть методы редакционно-издательского маркетинга международного издательского дома «Forbes Media» на информационном рынке США.
Структура современной медиасистемы США состоит из двух блоков
- печать и радиовещание и телевидение. Печатная пресса делится на транснациональные и общенациональные, а также и местную прессу. Важная типологическая характеристика печатной прессы США - деление на качественные и массовые- на основании аудиторного признака. Аудиовизуальные СМИ Соединенных Штатов Америки делится на две большие группы: коммерческое и общественное вещание. Составляющими коммерческого вещания являются национальные сети, независимые станции. Кроме того, на рынке коммерческого вещания в США активно функционируют операторы табельного телевидения. Следует отметить, что ситуация на медиа-рынке Соединенных Штатов Америки достаточно мобильна. Тиражи изданий и прочие СМИ подвержены скачкам и падениям, у газет часто меняются владельцы, собственники. Среди важных тенденций развития СМИ США - сокращение числа независимых изданий - фамильных предприятий, их переход в состав крупных корпораций, газетных цепей, и как следствие - ослабление конкуренции.
Под маркетингом СМИ понимается искусство движения журналистской информации к массовой аудитории с целью удовлетворения ее нужд и потребностей и получения средством массовой информации максимально возможного дохода. Опираясь на реализацию основных принципов формируется комплекс маркетинга- табор поддающихся контролю со стороны редакции переменных факторов, совокупность которых следует использовать, чтобы вызвать ответную положительную реакцию со стороны читателей, - который включает в себя 4 элемента. Первый и главный элемент комплекса — это товар-журнал или газета, ее репутация, содержание, оформление. Второй элемент — цена экземпляра издания (для подписчиков и розничной продажи может быть разной). Третий элемент — каналы распространения газеты: подписка, розница. Четвертая составляющая маркетингового комплекса — продвижение: методы стимулирования сбыта, ПР, реклама. Комплекс маркетинга в СМИ изменяется под влиянием стратегии.
Очень часто средство массовой информации либо имеет интернет- версию, либо выступает самостоятельным интернет-СМИ. Вне зависимости от формы, онлайновые СМИ имеют ряд значительных преимуществ перед традиционными СМИ - гипертекстовость, возможность сквозного поиска, отсутствие производственного цикла. Основными источниками доходов онлайновых СМИ являются реклама, продажа клиентских баз данных, а так же продажа контента.
На рынке деловых СМИ США выделяют 3 наиболее крупных Интернет-СМИ - «Бизнес уик», «Forbes», «Форчун», которые примерно поровну делят рынок, исходя из тиража издания. На основании вышепроведенного анализа деловых журналов можно сделать следующие выводы: структуры очень схожи. Во всех журналах есть специальные рубрики, посвященные персональным финансам, стилю жизни. Есть разделение по тематике: предприниматели, международный бизнес и т.п. Также использовано жанровое деление: истории с обложки, фичеры, рубрики «Вначале» (Upfront, Outfront, First). Тем не менее, есть некоторые различия: например, отсутствие новостных рубрик в «Forbes» и «Форчуне» (что объясняется тем, что в этих журналах нет «чистых» новостей), отсутствие ярко выраженного «ядра фичеров» в журнале «Бизнес уик». Есть и некоторые другие - в основном, тематические - различия.
Содержательное ядро деловых изданий - бизнес-тематика (материалы о жизни корпораций) - занимает в американских журналах чуть более половины объема всех текстов. Следует отметить, что удельный вес таких текстов во всех журналах «большой тройки» варьируется незначительно. Два самых значимых по объему тематических кластера в американских деловых журналах - помимо бизнес-тематики - финансы и социальные темы (16,6% и 13,6% объема соответственно). Остальные тематические кластеры занимают менее 10% объема номера - статьи на экономические/макроэкономические темы - около 8% площади, развлекательные - 7%, и совсем ничтожна доля материалов на политические темы - чуть более 3%.
Особенностью аудитории ИД «Forbes Media» является то, что целевая аудитория журнала Forbes - успешные и активные люди, преимущественно - мужчины, в возрасте от 25 до 55 лет. Более 86% читателей - люди с высоким и средним доходом, 51% - руководители и специалисты. Читатели Forbes открыты новым идеям, ценят свое время, умеют мыслить на перспективу, они обладают высокой покупательской способностью и могут отдать должное эксклюзивным дорогим вещам. Аудитория журнала - предприниматели, топ-менеджеры, специалисты, активные люди с позитивным мышлением, стремящиеся к саморазвитию. Мужчины и женщины (в равной степени), готовые к оправданному риску, восприимчивые к новым идеям.
Среди маркетинговых мероприятий ИД «Forbes Media» выделяют такие, как информационное спонсорство профессиональных мероприятий, самостоятельная организация профессиональных и обучающих мероприятий, тематических встреч специалистов (семинары, круглые столы, встречи), использование для продвижения значимого и признанного в профессиональном сообществе специалиста, выпуск дополнительных тематических изданий (приложений) по актуальной тематике, создание и ведение интернет-блога, представительство в социальных сетях и на профессиональных форумах, участие в жизни профессиональных сообществ, сотрудничество с новостными агентствами. Отдельного внимания заслуживает наличие приложений для мобильных приложений, которые позволяют в более удобной форме читать новости и комментировать их на мобильных телефонах.
Работа журналистов журнала «Forbes» с аудиторией является значимым процессом для увеличения читательской аудитории и заключается в создании возможностей двусторонней связи. Практические методы, которые сегодня использует редакция журнала «Forbes» - это и редакционная почта, электронная версия журнала в Интернете с возможностью комментирования материалов, наличие бесплатных коммуникативных сервисов — чатов, форумов, конференций, «которые бы способствовали формированию вокруг издания устойчивого интернет- сообщества. Кроме того, активно используется интерактивные формы индивидуализации пользовательского пространства: опция «Сделать стартовой» и разнообразные формы регистрации читателя на сайте издания.
Содержательное ядро журнала «Forbes» - бизнес-тематика (материалы о жизни корпораций) - занимает в американских журналах чуть более половины объема всех текстов, тематика финансов - 17,6% от всех материалов, социальные темы - 10,39%. Отраслевые предпочтения в деловом издании - Фондовый рынок/финансы (25,45% материалов) и Информационные/высокие технологии (20,9%) - связано в первую очередь с быстрым развитием финансового рынка (бум первичных размещений акций, рост популярности частного инвестирования, рост банковского сектора) и высоких технологий. Доля крупного бизнеса близка к 46%, т.е. к
половине всех материалов, поскольку американские журналы традиционно более склонны к описанию проблем большого бизнеса. Материалы, посвященные персоналиям занимают 42,8% всех материалов. Средний уровень «аналитичности» 76% - который включает в себя долю аналитических материалов в размере 38,3% и материалов, в которых представлен результат анализа, с долей 38,1%. Материалы, содержащие элементы прогноза занимают 41,3% всех материалов, материалы прикладного характера - 26,7%
Объем рекламы в журнале составляет 56% от общей площади издания. Это говорит о том, что журнал достаточно используют рекламный ресурс. Кроме того, одним из основных рекламодателей являются компании, предлагающие услуги и товары в сфере информационных технологий (48,5% всей рекламы). Второе-третье место занимает реклама финансовых компаний/услуг и услуг в общем - 31,2% и 47,0%, автомобилей - 20,6%. Доля остальных рекламодателей намного ниже и не достигает 10% (причем довольно существенно). Высокая доля индустриальной рекламы говорит о том, что журнал в большей степени ориентирован на предоставление необходимой информации для руководителей и топ- менеджеров.
Проведенное исследование имеет перспективы в части его дальнейшей проработки, в частности, полученные результаты могут быть использованы для дальнейших исследований в области редакционно-издательского маркетинга. Также полученные результаты могут использоваться для стратегического планирования деятельности журналов, совершенствования текстового и жанрового своеобразия.
1. Журнал «Бизнес уик» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bloomberg.com/businessweek (дата обращения: 22.03.2017 )
2. Журнал «Форчун». [Электронный ресурс]. - URL: http://fortune.com/ (дата обращения: 22.03.2017)
3. Журнал «Forbes». [Электронный ресурс]. - URL: http:// forbes.com(дата обращения: 17.04.2017)
4. Журнал «Forbes» в Youtube. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/user/forbes (дата обращения: 21.04.2017 )
Научная литература
1. Ассэль Г. Маркетинг. Принципы и стратегия. Инфра-М, 2001. - 424 с.
2. М. Бейкер. Маркетинг - СПб.: Питер, 2002. - 1200 с.
3. Блайд Дж. Маркетинговые коммуникации. Что? Как? И почему? - Баланс-Клуб. - 2010. - 368 с.
4. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие .- М.: Аспект Пресс, 2013. 348 с.
5. Вахтель Д. Анализ продуктового портфеля - ключевой метод стратегического планирования бизнеса в рамках разработки, выпуска и сбыта продуктов компании // Маркетинг и маркетинговые исследования. №6. 2010.
6. Ворошилов В.В. Менеджмент средств массовой информации: Конспект лекций.- СПб., 2012. 215 с.
7. Гапоненко А.Л. Общий и специальный менеджмент. - Изд-во РАГС. - 2009. - 568 с.
8. Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2014. - 496 с.
9. Гвозденко А. Использование методики многофакторного SWOT- анализа для разработки стратегических направлений деятельности предприятий // Маркетинг и маркетинговые исследования. №4. 2006.
10. Голованов Г.А. Печать США в начале 90-х годов. // Акценты. Новое в журналистике и литературе. Альманах. Воронеж, 2014, № 3-4. С. 77.
11. Голубков Е. П. Основы маркетинга. 2008, - 704 с.
12. Гуревич, С.М. Газета вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич - Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс. - 2012. - 288 с.
13. Дмитриев, Е.И. Социология журналистики: конспект лекций / Е.И. Дмитриев - Мн.: БГУ - 2011. - 150 с.
14. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цель предприятия и стратегия ее достижения // Менеджмент в России и за рубежом. №3. 2011. с.25-32.
15. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова - М.: Юнити-дана. - 2005. - 243 с.
16. Катернюк А.В. Рекламные технологии: коммерческая реклама: Учеб. пособие для студентов вузов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 326 с.
17. Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии. Учебно-методическое пособие. М.: ИСАРП, «Бизнес - Тезаурус», 2013. - 510 с.
18. Ким С.А. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 240 с.
19. Киселева П. Product placement - эффективный инструмент маркетинга в эпоху кризиса и недоверия к традиционной рекламе // Бренд- менеджмент. №4. 2010.
20. Кихтан, В.В. Информационные технологии в журналистике / В.В. Кихтан - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 160 с.
21. Кожеурова, Н.С. Публицистика и философия: коммуникативно- мировоззренческие аспекты / Н.С. Кожеурова - М.: Мол. Гвардия - 2014. - 160 с.
22. Козлова, М.М. История журналистики зарубежных стран / М.М. Козлова - СПб.: Питер, 2010. - 422 с.
23. Кондратенко М.Н. Маркетинг. - Юрайт, 2012. - 540 с.
24. Конев, Е.Ф. Международная журналистика / Е.Ф. Конев. - М.:ИКФ «Экмос», 2011. - 480 с.
25. Корконосенко, С.Г. Социология журналистики / С.Г. Корконосенко - СПб.: Питер, 2011. - 242 с.
26. Короченский, А.П. Журналистика и медиаобразование в XXI веке / А.П. Короченский - М.: Феникс, 2012. - 240 с.
27. Косых В. Стратегия маркетинга в условиях кризиса // Маркетинг услуг. №1. 2009.
28. Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга, 2012. - 752 с.
29. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг. Менеджемнт. Экспресс-курс. - Питер. - 2012. - 480 с.
30. Котлер Ф. Маркетинг XXI века. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. - 432 с.
31. Кумар Н. Маркетинг как стратегия. 2013, - 352 с.
32. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. - СПб.: Питер, 2009. - 800 с.
33. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве интернета. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015. - 245 с.
34. Михайлов, С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы / С.А. Михайлов - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2012. - 432 с.
35. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004 г.
36. Михайлова С.А. Полный цикл лекций в рамках курса «Международная журналистика». - СПб.: СПБГУ, 2015. - 238 с.
37. Морозов, С. Композиция в фоторепортаже / С. Морозов М.: Фотохроника. - 2011. - 93 с.
38. Науменко, Т.В. Функция журналистики и функции СМИ / Т.В. Науменко - М.: ЭЛИТ, 2012. - 376 с.
39. Носова Н. С. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы. Дашков и Ко. 2010, - 256 с.
40. Огилви Д. Огилви о рекламе.- М.: Изд-во Эксмо, 2014. - 594 с.
41. О' Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход. Питер, 2001. - 864 с.
42. Панов А.И., Коробейников И.О., Панов В.А. Стратегический менеджмент. Юнити-Дана, 2012. - 304 с.
43. Перси Л., Эллиот Р. Стратегическое планирование рекламных кампаний. Гребенников, 2008. - 416 с.
44. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2015. С.67-68
45. Романенкова О. Маркетинговые коммуникации. Учебник и практикум. - Юрайт. - 2014. - 456 с.
46. Рощин, С.К. Психология и журналистика / С.К. Рощин - СПб.: Питер, 2012. - 342 с.
47. Самолетов, А. С. Дизайн современной газеты / А. С. Самолетов - СПб, Питер. - 2008. - 300 с.
48. Синдюков Н.К. Интернет-сми и особенности их
функционирования // Управленческое консультирование.
№ 12 (72) / 2014. С. 35-37
49. Скоробогатько, В. В. Дизайн и верстка печатных изданий. Справочник журналиста / В. В. Скоробогатько - Фонд Развития Информационной политики - 2012.
50. Смолярова А.С. Международная журналистика. - М.: Рарус, 2014. - 234 с.
51. Ткачев, В.С. Проблемы теории и истории журналистики / В.С. Ткачев. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 321 с.
52. Тулупов, В. В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты / В. В.Тулупов. - Воронеж: Издательство «Воронежский университет», 2013. - 336 с.
53. Цвик, В.Л. Введение в журналистику / В.Л. Цвик - М.: Дашков и Ко, 2011. - 224 с.
54. Шишкин, Н.Э. Основы журналистики / Н.Э. Шишкин - СПб.: Питер, 2014. - 263 с.
55. Щепилова Г.Г. Фукнциональный подход к изучению рекламы в СМИ // Медиаскоп, 2011. - №2. - 364 с.
56. Daniel H. The Media in America. Washington, 2015. 356 p.