Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пресвятая Троица как главная тайна в учении о вере

Работа №78439

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

религиоведение

Объем работы40
Год сдачи2020
Стоимость3400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Пресвятая Троица как главная тайна в учении о вере и христианской жизни………………………………………………………………………………5
1.1. Дух с позиции христианского богословия………………………………….5
1.2. Троичная символика в христианстве……………………………………...11
Глава 2. История и логика догмата о Пресвятой Троице…………………….18
2.1. Учение о Пресвятой Троице……………………………………………….18
2.2. Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии……….32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………...39



Актуальность исследования. Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.
Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.
Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.
Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н. Лосский говорит: «Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы» .
Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»
Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
Цель исследования – рассмотреть особенности догмата о Пресвятой Троице.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть дух с позиции христианского богословия;
2) проанализировать троичную символику в христианстве;
3) проанализировать учение о Пресвятой Троице
4) рассмотреть догмат о Пресвятой Троице как основание христианской религии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Катехизическая формулировка догмата о Пресвятой Троице такова: Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Вера в Пресвятую Троицу отличает христианство от других монотеистических религий: иудаизма и ислама. Свят. Афанасий Александрийский определяет христианскую веру как веру в неизменную, совершенную и блаженную Троицу .
Само слово «Троица» (греч. Τριάς) – не библейского происхождения. В христианский лексикон оно было введено во второй половине II в. свят. Феофилом Антиохийским296.
Учение о Пресвятой Троице дано только в христианском Откровении; никакая спекулятивная философия не могла возвыситься до уразумения тайны Пресвятой Троицы. Догмат о Пресвятой Троице непостижим на уровне рассудка297, которому учение о Пресвятой Троице представляется противоречивым. Свящ. Павел Флоренский говорил о троичном догмате как о кресте для человеческой мысли. Для того чтобы принять этот догмат, человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все в мире познать и рационально объяснить, опираясь лишь на собственные естественные силы . Иными словами, для того чтобы принять этот догмат, человеку необходимо отвергнуться от своего разумения. Это значит, что тайна Пресвятой Троицы постигается, причем лишь отчасти, только в опирающемся на Откровении опыте духовной жизни и это постижение всегда сопряжено с аскетическим усилием. Именно поэтому никакая философия и не смогла подняться до учения о Боге Троице. Говоря словами свят. Афанасия Великого, учение о Троице «прилично постигать не человеческою мудростию, но слухом веры» .
По учению свв. отцов, без веры в Троицу невозможно и само бытие Церкви, ибо на ней основана Церковь, и кто от этой веры отпадает, тот не может быть и даже называться христианином. «Для Православной Церкви Пресвятая Троица – непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта» .
Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения. На нем основывается учение о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т.д. Однако, по словам В. Н. Лосского, учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит... войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы» .



1. Афанасий Великий, свят. К Серапиону, епископу Тмуисскому, послание 1-е. 17 // Афанасий Великий, свят. Творения. М., 1977. Т. III. 411 с.
2. Голан А. Миф и символ. М., 1993. 217 с.
3. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964. 219 с.
4. Корень Р.В. Догмат Пресвятой троицы, философско-богословские способы его познания и их следствия // Философия и культура. 2013. № 4. (64). 661 с.
5. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М.: Политиздат, 1985. 117 с.
6. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1966. 219 с.
7. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.: Восточная литература Ран, 1996. 339 с.
8. Павлюченков Н.Н. Догмат «Единосущия» в сочинениях Святых Отцов православной церкви и в богословии священника Павла Флоренского / Н.Н. Павлюченков // РусскоВизантийский вестник. 2018. № 1. С. 40-63., С. 61.
9. Соколова Ж.А. Пресвятая троица – как главная тайна в учении о вере и христианской жизни / Ж.А. Соколова // Пивоваровские чтения. Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение: сборник материалов конференции. — Екатеринбург : Деловая книга, 2019. — С. 285-287.
10. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. С. 1971. 212 с.
11. Флоренский П.А. Разъяснение и доказательство некоторых частностей, в тексте предполагавшихся уже доказанными // П.А. Флоренский. Соч. В: 2 т. Столп и утверждение истины. У водоразделов мысли. Т. 1. Ч. 2. М.: Правда, 1990. 661 с.
12. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины // Соч. В 2 т. Столп и утверждение истины. У водоразделов мысли. Т 1. Ч. 1. М.: Правда. 117 с.
13. Франк С.Л. С нами Бог. М.: АСТ, 2003. 704 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ