ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА 6
1.1. Сущность, цели и задачи банковского маркетинга 6
1.2. Стратегия банковского маркетинга 14
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА 20
2.1. Традиционная и маркетинг-ориентированная банковская организация 20
2.2. Организация банковского маркетинга в Российской Федерации и за
рубежом 29
2.3. Анализ эффективности маркетинговых вложений 37
3. ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА 45
3.1. Проблемы банковского маркетинга в продвижении продуктов малому и
среднему бизнесу 45
3.2. Рекомендации по повышению эффективности банковского маркетинга 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном обществе на наш выбор влияет окружающая среда - реклама, баннеры и интернет, в том числе и на банковский сектор. Проблема развития банковского маркетинга обострилась в связи с усилением конкуренции на российском банковском рынке, в результате чего коммерческим банкам, желающим выжить, необходимо вести борьбу за клиентов. Маркетинг, как один из важнейших инструментов финансовой деятельности на рынке, также важен для деятельности банковской организации, как и для любого другого предприятия в экономики. Отличительной чертой банковского маркетинга является направленность его исследований: аналитика платежеспособности клиентов, изучение и анализ кредитных источников, методы привлечения денежных средств на депозиты и многое другое. Работа маркетолога в банковской сфере ориентирована на реальные нужды своих клиентов и погашение его пожеланий в спросе.
В условиях обострения конкуренции на отечественном рынке банковских услуг, внедрения иностранных банковских групп значительное внимание следует уделить банковскому маркетингу и возможности его использования для улучшения процесса функционирования российских банков. Между банковским маркетингом и процессом совершенствования способов оказания услуг существует прямая связь, поскольку одним из инструментов банковского маркетинга является товарная политика, в рамках которой происходит внедрение новых услуг или модернизация имеющихся. Более того, банковский маркетинг стимулирует их потребление. В динамичных условиях рынка банковских услуг необходимо уделять должное внимание разработке грамотной маркетинговой стратегии. Верное и обдуманное маркетинговое решение может принести коммерческому банку немалый успех, в то время как неграмотная маркетинговая стратегия банка может привести к серьезным проблемам, даже к банкротству.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа состояния банковского маркетинга, провести оценку эффективности и предложить пути его совершенствования.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
- определить сущность, цели и задачи банковского маркетинга;
- изучить и проанализировать стратегию банковского маркетинга;
- исследовать традиционную и маркетинг-ориентированную банковскую технологии;
- проанализировать эффективности маркетинговых инвестиций и затрат;
- выявить проблемы банковского маркетинга, направленного на малый и средний бизнес;
- разработать рекомендации на основании анализа по устранению проблем кредитования малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования работы банковский маркетинг. Объектом исследования выступает банковский маркетинг, направленный на сегмент малого и среднего бизнеса.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как Д.Н. Владиславлев, Ю.В. Головин, С.Н. Диянова, Н.В. Евсеева, Н.К. Кравцова, Р.Г. Ольхова, П.С. Роуз и других, а также материалы периодической печати.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы банковского маркетинга, нормативно-правовое регулирование, стратегии маркетинга в банке.
Во второй главе проводится анализ показателей маркетинговых затрат в банковском секторе в России и за рубежом.
В третьей главе проводится анализ на основании данных о деятельности таких банков как: АО Альфа-Банк, АО Тинькофф, ПАО Росбанк, определяются проблемы и пути их решения на примере маркетинга в сегменте малого и среднего бизнеса.
Методы, которые используются в исследовании выпускной квалификационной работы является корреляционно-регрессионный анализ и построение прогноза исследуемого показателя.
Особенности маркетинговых коммуникаций в банковском секторе обусловлены спецификой банковской продукции. Коммерческие банки функционируют в сфере обмена, а не производства. Банковским продуктом выступают определенного рода услуги. Банки проводят различные виды операций: финансирование отраслей экономики, купля-продажа ценных бумаг, безналичные расчеты, организуют денежный оборот и кредитные отношения.
Значимость маркетинга в современной банковской сфере настолько высока, что нынешний этап вполне можно называть «золотым веком» маркетинга. Именно в сфере маркетинга ведется основная борьба, проигрываются или выигрываются настоящие войны, рушатся или расцветают бизнес-империи. Мир изменился. Теперь уже не банкиры определяют свою продуктовую линейку, а потребители открыто говорят о своих желаниях и потребностях. Клиентам нужны скорость и удобство обслуживания, причем получать все это они хотят постоянно и бесплатно. У банкиров нет выхода. Если они не предоставят желаемое вовремя, то люди пойдут к конкурентам.
Коммерческий банк сегодня - это гораздо больше, чем просто финансовый посредник. Банк должен быть помощником и советчиком во всех финансовых вопросах своего клиента. Слышать клиента и отвечать ему - вот суть нынешней работы на финансовом рынке. И никто не способен справиться с решением этой задачи лучше, чем маркетологи.
Развитие экономики зависит от огромного количества факторов, важнейшим их которых является развитие малого и среднего предпринимательства. Малый и средний бизнес способствует структурной перестройке экономики, увеличивает общие объемы производства и розничного товарооборота, создает благоприятную среду для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения, стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса. Именно данный сектор обладает высокой мобильностью и гибкостью, что позволяет быстро приспособиться к изменениям рыночного спроса, оперативно перестроиться на новые реалии экономики. Несмотря на то, что государство стремится создавать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, в России все же существует множество проблем, которые сдерживают данный процесс. Основной проблемой является недостаток собственных финансовых ресурсов у предприятий, что во многом обусловлено ограниченным доступом к рынку банковского кредитования.
Интерес российских банков к малому и среднему бизнесу в последнее время усиливается. Малый и средний бизнес по соотношению рисков и доходности становится для кредитных организаций одним из наиболее привлекательных сегментов, имеющих большой потенциал для развития.
Несмотря на большие трудности, с которыми сталкиваются в настоящее время коммерческие банки и МСБ, сотрудничество данных субъектов имеет огромные перспективы. Ведь кредитуя малый и средний бизнес, банк выращивает себе потенциальную клиентскую базу в перспективе, диверсифицирует банковские риски, наращивает сопутствующие комиссионные доходы и имеет возможность использовать для фондирования подобных кредитов денежные средства, выделяемые государством.
Для устранения проблем кредитования малого и среднего бизнеса банкам предлагается применять следующие коммуникационные маркетинговые стратегии:
- стратегию продвижения,
- стратегию популяризации;
- интегративную стратегию.
Специалистам по банковскому маркетингу необходимо постоянно определять эффективность различных каналов взаимодействия с клиентами и за счет этого определять доходность банковских продуктов и сроки их существования на рынке.
Маркетологи должны иметь базу данных потребителей, сегментированную по социоэкономическим показателям, а также разработать четкую стратегию завоевания лояльности и привлечения новых наиболее платежеспособных клиентов малого и среднего бизнеса. Для этого нужно понимать, какие именно продукты и услуги хотели бы видеть субъекты малого и среднего бизнеса в своем «идеальном банке». Ведь каждый рубль, потраченный на привлечение новых потребителей, должен иметь определенную рентабельность.
Итак, маркетинг и исследования дают современным банкам возможность корректировать продуктовую линейку, ориентируясь на истинные потребности клиентов. PR помогает банку заявлять о различных событиях и новинках и, играя на конкурентном рынке, привлекать новых клиентов. Системы CRM, аналитика данных и математическое моделирование позволяют делать индивидуальные предложения клиентам банка, отталкиваясь от их предыдущего жизненного опыта и поведения. Все это функции банковского маркетинга, и они помогают не только наращивать клиентскую лояльность, но получать дополнительную прибыль.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. : офиц.текст: [принят ГД ФС РФ 21.10.1994 N 51 -ФЗ: с изм. от 15 октября 2011г].- М.: Проспект, КноРус, 2013.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Дата обращения: 03.04.2017г.
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс] : Федеральный закон РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Дата обращения 30.04.2017.
4. Алымбаева Ж.К. Маркетинг - как важнейший фактор повышения конкурентоспособности в банковской деятельности // Наука, новые технологии и инновации. 2016. № 4. С. 102-104.
5. Ан Ю.Н. Влияние внешних факторов на ценообразование банковских услуг // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - № 1 (11).-С . 35-39.
6. Афанасьева М.А., Григорян К.Э., Штыбина К.А. Маркетинг банковских кредитов в России и проблема невозврата // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2016. № 10 (68). С. 54-56.
7. Банковский портфель. Под ред. Коробова Ю.И. - М.: Соминтэк, 2013. - 654 с.
8. Белоножкина Е.А., Сазонов С.П. Анализ применения инструментов маркетинга на современном этапе развития рынка банковских услуг: зарубежный опыт и российская практика // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - № 26. С.2-9.
9. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - М.: Бизнес Букс, 2014. - 536 с.
10. Владиславлев Д.Н. Энциклопедия банковского маркетинга и менеджмента. Монография. - М.: Ось-89, 2011. - 349 с.
11. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 440 с.
12. Гурьянова Н.А., Романенко Е.В. Инструменты банковского маркетинга // Экономика и социум. 2015. № 1-2 (14). С. 947-949.
13. Деятельность коммерческих банков: учебное пособие / Под ред. А.В. Калтырина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 412 с.
14. Диянова С.Н., Штезель А.Э. Маркетинг сферы услуг. Учеб. пособие. - М.: Магистр, 2016. - 192 с.
15. Дьяконова О.В., Ботнарь С.Ю., Федотова Г.В. Эффективность банковского маркетинга в условиях кризиса // Управление. Бизнес. Власть. 2015. № 4 (9). С. 58-62.
16. Евсеева Н.В. Банковский маркетинг. Учеб. пособие. - М.: Научная мысль, 2011. - 151 с.
17. Егиазарян М.Р. Исследование потребителей в банковском маркетинге // Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития. 2016. Т. 2. № 1. С. 93-95.
18. Канчашвили М.М. Специфические особенности банковского маркетинга // Современные инновации. 2016. № 8 (10). С. 40-41.
19. Кетова Н.П., Зенкина В.С. Банковский маркетинг: программы реализации эффективной коммуникативной политики. Монография. - Ростов н/Д.: Содействие - XXI век, 2014. - 144 с.
20. Козлова К.А., Матханова Н.А. Банковский маркетинг и проблемы его совершенствования // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2015. № 9. С. 268-271.
21. Косырева А.Ю., Семенычева С.О. Оценка тенденций развития маркетинга банковских услуг // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2017. № 46-1. С. 29-35.
22. Кравцова Н.К. Организация деятельности коммерческих банков: Учебник / Н.К. Кравцова. - Мн.: БГЭУ, 2014. - 512 с.
23. Краснорепова И.В., Краснорепова О.В. Банковский маркетинг как инструмент диверсификации линейки продуктов и услуг кредитными учреждениями // Тенденции науки и образования в современном мире. 2016. № 20-3. С. 20-23.
24. Крылов В.К. Сущность банковского маркетинга // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 45. С. 33-37.
25. Ларкина Н.Г. Анализ потенциала маркетинга взаимодействия в деятельности современных банковских структур // Евразийский союз ученых. 2014. № 6-1 (6). С. 109-113.
26. Максютов А.А. Банковский менеджмент: учебно-практическое пособие / А.А. Максютов. - М.: Альфа-Пресс, 2015. - 512 с.
27. Муравьёв А.К. Концепции современного банковского маркетинга // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-1 (65-1). С. 828-831.
28. Назаренко Т.А., Кольцова А.С. Маркетинг в банковской системе // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2016. № 11-1 (69). С. 52-54.
29. Нисанов В.Н. Мобильный банк как инструмент в борьбе за клиентов // Банковское дело. - 2016. - № 12. - С.82-84.
30. Новаторов Э.В. Маркетинг услуг: теория и технология: Монография. - СПб.: ИП Петров Д.А., 2016. - 200 с.
31. Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: Учебное пособие / Р.Г. Ольхова. - М.: КноРус, 2014. - 288 с.
32. Панюкова В.В., Ашба А.М. Исследование направлений развития банковского маркетинга в России и за рубежом // Российское предпринимательство. 2014. № 22 (268). С. 206-211.
33. Рид Э., Коттер Р., Култ Х., Банковский менеджмент и маркетинг. Учеб. пособие / под ред. Е.Ф. Жукова, И.Н. Герчиковой, О.И. Лаврушина. - Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2012. - 53 с.
34. Розанова Т.П. Банковский маркетинг: управление конкурентными преимуществами банка // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. II. № 1. С. 368-371.
35. Романенко Е.В., Микеев М.Р. Типы и особенности маркетинга банковских услуг // Экономика и социум. 2014. № 4-4 (13). С. 589-593.
36. Романенко Е.В., Сорошкина С.А. Необходимость маркетинга в сфере банковской деятельности // Экономика и социум. 2015. № 1-4 (14). С. 405-407.
37. Роуз П.С. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг / П.С. Роуз. - М.: Дело, 2013. - 421 с.
38. Смагин И.И. Децентрализация функций банковского маркетинга: продвижение кредитных продуктов и услуг на рынок // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2012. - № 1-2. - С.155-159.
39. Старкова Н.А. Влияние маркетинговых бюджетов крупнейших российских банков на показатели их деятельности // материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., 2017. — С. 120-125.
40. Стаханов Д.В. К вопросу о сущностной характеристике банковского маркетинга // Евразийский союз ученых. 2016. № 1-1 (22). С. 106-109.
41. Сьюэлл К., Браун П. Клиенты на всю жизнь / пер. с англ. М. Иванов, М. Фербер. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 232 с.
42. Тавасиев А.М. Банковское дело. - М.: Юнити, 2014. - 723 с.
43. Татаркулова Р.А. Теоретические аспекты маркетинга в банковской системе // В сборнике: Университетские чтения - 2015 Материалы научно¬
методических чтений ПГЛУ. 2015. С. 33-37.
44. Трофимова Т.Ю., Воротилова О.А. Современные технологии банковского маркетинга // Управление. Бизнес. Власть. 2016. № 4 (13). С. 62-66.
45. Тушова И.В., Малхасян А.Е. Особенности современного маркетинга банковских продуктов и услуг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-2. С. 109-111.
46. Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования / В.А. Челноков. - М.: Высш. шк., 2015. - 202 с.
47. Аналитический центр НАФИ. - Режим доступа: http://nafi.ru/(дата об-ращения 23.03.2017)
48. Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=p_sys/ sheet009.htm. (дата обращения 12.04.2017)
49. Медиарейтинг российских банков. - Режим доступа: http://www.mlg.ru/ratings/business/banks/128/(дата обращения 17.03.2017)
50. Обзор представленности банков в социальных сетях: март 2015. - Режим доступа: http://static1.banki.ru/ugc/26/1c/be/16/Frank_RG._Social_Media._ 2015-03-05.pdf. (дата обращения 22.10.2016)
51. Bank Website Rank 2016. - Режим доступа: http://markswebb.ru/e-
finance/bank-website-rank-2016/. (дата обращения 15.02.2017)
52. Internet Banking Rank 2017. - Режим доступа: http://markswebb.ru/e- finance/internet-banking-rank-2017/. (дата обращения 19.03.2017)