ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИНФО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКЕ 6
1.1. Сущность, классификация и специфика
инфокоммуникационных технологий в банке 6
1.2. Инфокоммуникационные технологии в стратегии развития
кредитной организации 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование в сфере банковских
инфокоммуникационных технологий 22
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ БАНКОВСКИХ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ 31
2.1. Анализ развития банковских инфокоммуникационных
технологий и их роль в развитии кредитных организаций за рубежом 31
2.2. Оценка состояния развития инфокоммуникационных
технологий в российских кредитных организациях 38
2.3. Анализ эффективности влияния развития инфокоммуникационных технологий кредитных организаций на прибыль 51
3. ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 58
3.1. Проблемы внедрения и развития инфокоммуникационных
технологий в банке 58
3.2. Пути совершенствования внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в стратегии развития банка 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии проникли практически во все сферы жизнедеятельности человека. Немаловажное значение они имеют и в банковской сфере. Присутствие современных технологических решений в работе банка на данный момент является объективной необходимостью, обусловленной развитием финансовой системы, разнообразием предоставляемых банковских продуктов и ростом объемов информации в кредитных организациях.
Век информационных технологий банков приводит к сокращению количества отделений и филиалов, а также оптимизация организационных структур. По данным Центрального Банка, в начале 2014 года в России внутренних структурных подразделений действующих кредитных организаций (филиалов) насчитывалось порядка 43 230, а в начале 2016 года — уже 36 994, то есть за два года произошло снижение на 16,86%.
Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен повсеместным применением инфокоммуникационных технологий в работе банка, а также перспективы их дальнейшего развития и расширение сфер их приложения.
Актуальность работы обусловлена тем, что тема роли банковских инфокоммуникационных технологий в развитии российских кредитных организаций является недостаточно раскрытой в отечественной научной литературе. В связи с чем возникает необходимость в исследовании состояния банковских инфокоммуникаций и особенностей их освоения отечественными банках в современных условиях.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение современных инфокоммуникационных технологий как стратегический фактор повышения прибыльности банковской деятельности и дальнейшего развития кредитной организации.
Для достижения поставленной цели в работе были обозначены и выполнены следующие задачи:
- определить банковские инфокоммуникационные технологии, описать их специфику и классификацию;
- определить важные составляющие стратегии развития кредитной организации;
- проанализировать опыт зарубежных и российских банков в применении инфокоммуникационных технологий;
- оценить эффективность и привлекательность использования инфокоммуникационных технологий российскими банками;
- выявить рекомендации по повышению эффективности использования инфокоммуникационных технологий в банке.
Характер поставленных задач и системный подход к их решению определили использование в работе следующих методов исследования: абстрагирования, сравнения, анализа и синтеза, группировки и классификации, научного обобщения, экспертных оценок и графического анализа.
Результаты использования выводов выпускной квалификационной работы на практике помогут повысить эффективность использования инфокоммуникационных технологий в банках в развитии кредитной организации.
При оценке степени разработанности темы выпускной квалификационной работы необходимо отметить, что существующие исследования и разработки не имели узкоспециализированного характера, а проводились скорее в рамках общего рассмотрения темы информационных технологий в работе кредитных организаций. Однако серьезный вклад в разработку исследовательских вопросов, связанных с изучением темы выпускной квалификационной работы внесли многие отечественные и зарубежные ученых, такие как Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин, А.В. Тютюнник, , И.Д. Мамонова, О.И. Лаврушин, Ю.В. Рожков, Е.Р. Кочалова, Королев М.И., А.В. Турбанов, И.В. Ларионова, Ю.С. Масленчеков, Н. Де Корвальо, П.С. Роуза, , Э. Морсмана и др.
Предметом исследования является рассмотрение инвестиций, расходов кредитных организаций на развитие инфокоммуникационных технологий, а также их влияния на прибыль.
В качестве объекта исследования кредитные организации и их программное обеспечение.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами и заключением.
В первой главе рассматриваются сущность, специфика и классификация инфокоммуникационных технологий в кредитных организациях, роль инфокоммуникационных технологий в стратегии развития кредитных организаций и ее составляющих, приводится нормативно-правовая база в области регулирования инфокоммуникационных технологий в банках.
Во второй главе анализируется зарубежная и отечественная практика использования инфокоммуникационных технологий в банковской сфере, проводится оценка прибыльности использования банковских инфокоммуникационных технологий в российских кредитных организациях.
В третьей главе на основе раннее изученного материала и проведенных исследований выявлены проблемы при введении инфокоммуникационных технологий в работу банка, выведены предложения по повышению эффективности использования банковских инфокоммуникационных технологий.
В заключении представлены основные выводы выпускной квалификационной работы.
В настоящее время можно судить о достаточно быстром развитии инфокоммуникационного сопровождения банковской системы и освоении кредитными организациями новшеств в сфере разработки и внедрении новых банковских инфокоммуникационных технологий. В последнее время нарастающими темпами развиваются системы дистанционного банковского обслуживания и программное обеспечение для кредитных организация, функциональность последнего охватывает все большее количестве сфер деятельности кредитной организации и позволяет не только упростить работу кредитной организации путем автоматизации простейших операций, но и проводить анализ деятельности кредитной организации, а также прогнозировать ее деятельность. Однако, несмотря на значительный прорыв некоторых кредитных организаций в части инфокоммуникационного обеспечения, а также разработки инновационных банковских инфокоммуникационных технологий, в общем банковская система нуждается в дальнейшем развитии инфокоммуникационного обеспечения.
В ходе проведенных исследований было установлено, что банковские инфокоммуникационные технологии являются отдельным направлением в сфере исследования информационно-коммуникационных технологий в целом. Также была определена система классификации банковских инфокоммуникационных технологий. Кроме того, была изучена роль банковских информационно-коммуникационных технологий в разрезе подразделов стратегии развития кредитной организации. Важным моментом является анализ опыта зарубежных банков в области использования инфокоммуникационных технологий в работе кредитной организации. Также было проанализировано современное состояние инфокоммуникационных технологий в российских кредитных организациях, в ходе которого был рассмотрен рынок банковского программного обеспечения по различным видам программ и по производителям инфокоммуникационных систем. Анализ состояния информатизации российского банковского сектора показал, что в целом инфокоммуникационное обеспечение банковского сектора находится на удовлетворительном уровне. В структуре банковского сектора присутствуют как кредитные организации, активно занимающиеся разработкой и внедрением инфокоммуникационных технологий в свою работу, так и кредитные организации с низким уровнем инфокоммуникационного развития.
В ходе проведенного корреляционно-регрессионного анализа было выявлено влияние использования инфокоммуникационных технологий на развитие кредитной организации. А также определены основные проблемы, возникающие у кредитных организаций при разработке и внедрении банковских инфокоммуникационных технологий. По выявленным в данной работе проблемам были разработаны рекомендации, направленные на совершенствование деятельности по внедрению инфокоммуникационных технологий в работу кредитной организации.
Основными проблемами при внедрении инфокоммуникационных технологий в работу банка является обеспечение должного уровня защиты вводимых технологий, недостаточная исследовательская работа на начальных этапах внедрения разрабатываемой технологии, снижение гибкости работы кредитной организации из-за автоматизации работы банка, а также проблемы, связанные с ограничением работникам доступа всей информации о клиенте.
В число основных рекомендаций в части совершенствования процессов разработки и внедрения банковских инфокоммуникационных технологий проведение предварительных исследований на предмет определения эффективности вводимых инфокоммуникационных технологий, обучение сотрудников кредитной организации; ориентация на постоянно эволюционирующие услуги и их синхронизацию с потребностями клиентов; рассмотрение работы инфокоммуникационных систем в рамках разных направлений стратегии развития кредитной организации; использование метода проектирования в пределах заданной стоимости, использование оригинальных методик при подходе к разработке инновационных банковских инфокоммуникационных технологий; разработка инфокоммуникационных технологий в соответствии с требованиями рынка и потребностями клиентов.
Таким образом, использование инфокоммуникационных технологий в работе кредитных организаций является ключом к осуществлению эффективной стратегии развития кредитной организации.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 18.12.2006 г., №230-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 03.03.2017 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть четвертая [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 18.12.2006 г., №230 (ред. от 03.07.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 03.03.2017 г.
3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 02.12.1990 г., №395-1 (ред. от 03.07.2016 г.) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 10.03.2017 г.
4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2006 г., №149 (ред. от 18.06.2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 15.03.2017 г.
5. О связи [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.07.2003 №126 (ред. от 17.04.2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 10.03.2017 г.
6. О персональных данных [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2006 №152 (ред. от 22.02.2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 11.04.2017 г.
7. О национальной платежной системе [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.06.2011 №161 (ред. от 01.05.2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 11.04.2017 г.
8. 27.06.2011 [Электронный ресурс]: Федеральный закон 06.04.2011 №63 (ред. от 23.06.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 13.03.2017 г.
9. О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ: Положение Центрального Банка РФ от 19.06.2012 г. № 318- П (ред. от 24.04.2008) Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 20.03.2017 г.
10. О требованиях к защите информации в платежной системе Банка России: Положение Центрального Банка РФ от 24.08.2016 г. № 552-П (ред. от 24.08.2016) Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 20.03.2017 г.
11. О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями: Положение Центрального Банка РФ от 24.08.2016 г. № 552-П (ред. от 24.08.2016) Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 20.03.2017 г.
12. О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов,
подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями: Временное положение Центрального Банка РФ от 24.08.2016 г. № 552-П (ред. от 10.02.1998)
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 20.03.2017 г.
13. О Рекомендациях по информационному содержанию и организации Web-сайтов кредитных организаций в сети Интернет: Письмо Банка России от 23.10.2009 г. № 128-Т (ред. от 10.02.1998) Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 12.04.2017 г.
14. Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг): Письмо Банка России от 27.04.2007 г. № 60-Т (ред. от 10.02.1998) Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 12.04.2017 г.
15. О рисках при дистанционном банковском обслуживании: Письмо Банка России от 07.12.2007 г. № 197-Т (ред. от 10.02.1998) Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 12.04.2017 г.
16. О рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга: Письмо Банка России от 31.03.2008 г. № 36-Т (ред. от 10.02.1998) Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 12.04.2017 г.
17. О Рекомендациях по подходам кредитных организаций к выбору провайдеров и взаимодействию с ними при осуществлении дистанционного банковского обслуживания: Письмо Банка России от 26.10.2010 г. № 141-Т (ред. от 10.02.1998) Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 12.04.2017 г.
18. Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Сбор и анализ технических данных при реагировании на инциденты информационной безопасности при осуществлении переводов денежных средств: Стандарт Банка России от 01.01.2016 г. СТО БР ИББС-1.3-2016 (ред. от 01.01.2017) Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 12.04.2017 г.
19. Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения: Стандарт Банка России от 01.06.2014 г. СТО БР ИББС-1.0-2014 (ред. от 01.06.2014) Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 13.04.2017 г.
20. Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки соответствия
информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям: Стандарт Банка России от 01.06.2014 г. СТО БР ИББС-1.0 — 2014 (ред. от 01.06.2014) Справочно-правовая система
«Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 13.04.2017 г.
21. Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Аудит информационной безопасности: Стандарт Банка России от 01.06.2014 г. СТО БР ИББС-1.0 — 2014 (ред. от 01.06.2014) Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 13.04.2017 г.
22. Буйницкая О.П. Информационные технологии и технические средства обучения. М.: КНОРУС, 2014. 133 с.
23. Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. М.: ДМК Пресс: Компания АйТи, 2014. 288 с.
24. Коробкова Г.Г. Банковское дело. М.: Юрист, 2014.177 с.
25. Королев Д.М., Королев М.И. Информационные системы в банковском деле. М.: Белгород 2014. 293 с.
26. Лаврушин О.И., Афанасьев О.Н., Корниенко С.Л. Банковское дело: современная система кредитования. М.: КНОРУС, 2016. 312 с.
27. Лаврушина О.И. Банковское дело. Экспресс-курс. М.: КНОРУС, 2014. 311 с.
28. Лаврушина О.И. Банковское дело: Учебник для вузов. М.:Финансы и статистика, 2015. 256 с.
29. Лашманова Н.А. Новые информационные технологии. СПб.: Питер, 2014. 480 с.
30. Тавасиев А.М., Банковское дело. М.: Юнити 2016. 671 с.
31. Турбанов А.В., Тютюнник А.В. Банковское дело: Операции, технологии, управление. М.: Альпина Паблишер, 2014. 145 с.
32. Тютюнник А.В. Секреты эффективного IT - менеджмента. М.: КНОРУС, 2015. 223 с.
33. Хотинская Г.И. Информационные технологии управления: учебное пособие для вузов. М.: Три квадрата, 2014. 128 с.
34. Шуремов Е.И. Информационные технологии управления взаимоотношения с клиентами. М.: 1С-Палишинг, 2015. 98 с.
35. Белоцветов А.С. Актуальные вопросы организации кассовых процессов в банке и управление этими процессами // Бухгалтерия и банки, 2016 №5 С. 40-44.
36. Елизарова М.И., Хрусталев Е.Ю., Хрусталев О.Е., Финансовые и инструментальные методы снижения и компенсации рисков при реализации наукоемких и высокотехнологичных проектов // Аудит и финансовый анализ, 2017 №2 С. 133-145.
37. Лешков И.Ю. Стандарт Банка России или Гост? Новые механизмы обеспечения информационной безопасности банка // Бухгалтерия и банки, 2017 №1 С. 62-67.
38. Ломакина О.Н., Инструменты реализации стратегии регионально-сетевого развития кредитной организации // Аудит и финансовый анализ, 2016. №1 С. 234-246.
39. Папааев Д.Н., Поташник Я.С. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов с учетом влияния их реализации на прибыльность предприятия в постпроектном периоде // Аудит и финансовый анализ, 2017, №1 С.285- 296.
40. Пашков Р.М., Юденков Ю.Г. Развитие банковских технологий в области кэш-менеджмента // Бухгалтерия и банки, 2017 №1 С.35-41.
41. Пашков Р.М., Юденков Ю.К. Стратегическое планирование в банке // Бухгалтерия и банки, 2016. №1 С. 31-38.
42. Ревенков П.В. Дистанционное банковское обслуживание: актуальные направления регулирования // Банковское дело, 2016 №9 С.57-62.
43. Ревенков П.В., Тер-Аветисян Х.А. Возрастание правового риска в условиях дистанционного банковского обслуживания // Банковское дело, 2016, №18 С. 29-35.
44. Федотова М.Ю., Прокофьев О.В. Прогнозирование финансового развития компании с использованием экономико-математических методов // Аудит и финансовый анализ, 2016. №3 С. 141-152.
45. Шамин Д.А. Разработка алгоритма корректировки системы управления рисками банковской сферы // Бухгалтерия и банки, 2017 №1 С. 58¬62.
46. Издание о высоких технологиях CNEWS. Режим доступа: http://www.cnews.ru(дата обращения 25.05.2017).
47. Информационно-аналитическая система Банки.Ру. Режим доступа: http://www.banki.ru(дата обращения 01.05.2017).
48. Официальный сайт Банк оф Америка. Режим доступа: http://www.bankofamerica.com(дата обращения 03.04.2017).
49. Официальный сайт Банка Англии. Режим доступа: http://www.bankofengland.co.uk(дата обращения 03.04.2017).
50. Официальный сайт ПАО «Сбербанка России». Режим доступа:
https://www.sberbank.ru (дата обращения 19.05.2017).
51. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.
Режим доступа:https://www.cbr.ru (дата обращения 21.05.2017).
52. Официальный сайт SWIFT. Режим доступа:https://www.swift.com
(дата обращения 19.05.2017).
53. Портал выбора технологий и поставщиков TAdviser. Режим доступа: http://www.tadviser.ru(дата обращения 27.05.2017).
54. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru(дата обращения 01.05.2017).