Проблема адаптации младших дошкольников к ДОО
|
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности воспитателя в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
1.1. Проблема адаптации младших дошкольников к ДОО в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.2 Специфика профессиональной деятельности воспитателя в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
1.3 Обоснование модели повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению и повышению уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
2.1 Анализ результатов изучения готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
2.2 Технология реализации модели повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО на формирующем этапе эксперимента
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по изучению уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
Заключение
Список литературы
Приложения
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности воспитателя в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
1.1. Проблема адаптации младших дошкольников к ДОО в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.2 Специфика профессиональной деятельности воспитателя в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
1.3 Обоснование модели повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению и повышению уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
2.1 Анализ результатов изучения готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
2.2 Технология реализации модели повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО на формирующем этапе эксперимента
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по изучению уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада является актуальной. От того как происходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь. Современные родители не могут помочь ребенку в адаптации к ДОУ, в этом им не хватает педагогической культуры. В этой ситуации помощь ребенку ложится на плечи воспитателей детского сада.
Одновременно, недостаточная готовность воспитателей в работе с детьми раннего возраста в период адаптации их к условиям детского сада обусловили актуальность темы исследования.
В последние годы в психолого-педагогической литературе возрастает интерес к изучению адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения в различных ее аспектах. На научно-теоритическом уровне, актуальность изучения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения обоснованно в следующих работах: М.Л. Баранова, А.И. Баркан, М.Р. Битянова, Г.И. Зубова, Я.Л. Коломинского, В.Н. Костина,
И.В. Лапина, К.Л. Печера, Н.В. Соколовской. На научно-методическом уровне актуальности исследование обоснованно особым вкладом в разработку методик адаптации детей раннего возраста Т.А. Данилина, В.Н. Меркуловой, К.Л. Печера, Р.И. Яфизова. Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психологического развития в дошкольном возрасте.
Цель исследования – разработать и внедрить в педагогический процесс модель повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать проблему адаптации младших дошкольников к ДОО в трудах отечественных и зарубежных ученых;
2) рассмотреть специфику профессиональной деятельности воспитателя в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО;
3) разработать модель повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО;
4) проанализировать результаты изучения готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО;
5) предложить технологию реализации модели повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО на формирующем этапе эксперимента;
5) провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по изучению уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
Объект исследования – процесс адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Предмет исследования – деятельность педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к ДОУ.
Гипотеза исследования: процесс адаптации ребенка и ДОУ будет успешным, если: в процессе взаимодействия с ребенком педагог будет ориентироваться на его индивидуальные психические (характер, способности, интересы, настроение) и физиологические особенности (состояние здоровья).
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.
Одновременно, недостаточная готовность воспитателей в работе с детьми раннего возраста в период адаптации их к условиям детского сада обусловили актуальность темы исследования.
В последние годы в психолого-педагогической литературе возрастает интерес к изучению адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения в различных ее аспектах. На научно-теоритическом уровне, актуальность изучения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения обоснованно в следующих работах: М.Л. Баранова, А.И. Баркан, М.Р. Битянова, Г.И. Зубова, Я.Л. Коломинского, В.Н. Костина,
И.В. Лапина, К.Л. Печера, Н.В. Соколовской. На научно-методическом уровне актуальности исследование обоснованно особым вкладом в разработку методик адаптации детей раннего возраста Т.А. Данилина, В.Н. Меркуловой, К.Л. Печера, Р.И. Яфизова. Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психологического развития в дошкольном возрасте.
Цель исследования – разработать и внедрить в педагогический процесс модель повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать проблему адаптации младших дошкольников к ДОО в трудах отечественных и зарубежных ученых;
2) рассмотреть специфику профессиональной деятельности воспитателя в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО;
3) разработать модель повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО;
4) проанализировать результаты изучения готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО;
5) предложить технологию реализации модели повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО на формирующем этапе эксперимента;
5) провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по изучению уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
Объект исследования – процесс адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Предмет исследования – деятельность педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к ДОУ.
Гипотеза исследования: процесс адаптации ребенка и ДОУ будет успешным, если: в процессе взаимодействия с ребенком педагог будет ориентироваться на его индивидуальные психические (характер, способности, интересы, настроение) и физиологические особенности (состояние здоровья).
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.
Автором была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по изучению и повышению уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО, в результате которой были сделаны следующие выводы:
1. Современным педагогам дошкольной организации присуща внешняя положительная мотивация, что вероятно связано с социально-экономическими изменениями условий окружающего мира; необходимо отметить и отсутствие в дошкольном педагогическом коллективе педагогов с отрицательной мотивацией;
2. Современным педагогам дошкольной организации присуще стремление к соперничеству и азарту; что предположительно связано с введением в трудовую деятельность мониторингов, рейтингов, всевозможных конкурсов профессионального мастерства.
Перспективы работы в данном направлении заключаются в реализации разработанной автором модели.
Реализация запланированных в модели мероприятий может быть осуществлена через различные формы работы с педагогами:
1. На начальном этапе необходимо повышать методическую грамотность педагогов по вопросу мотивации к деятельности и её влияние на эффективность труда. Для этого можно провести для педагогов семинары-практикумы на тему «Особенности мотивации персонала в дошкольном образовательном учреждении», «Профессионализм педагога на современном этапе развития образования», «Эффективность деятельности педагога как условие реализации ФГОС» и т.п.
2. Кроме того, мотивацию к деятельности могут повысить позитивные условия взаимодействия в коллективе: стиля общения администрации ДОУ с педагогами, а также в процессе методических мероприятий учреждения при открытом просмотре деятельности педагогов с детьми.
3. Стиль руководства также является немаловажным фактором, влияющим на мотивацию педагогов и, как следствие, на эффективность их деятельности и на функционирование учреждения в целом.
4. Актуализировать имеющиеся у педагогов теоретические знания о процессе адаптации ребенка к детскому саду, расширить репертуар педагогических приемов и игровых взаимодействий с адаптирующимися детьми поможет Деловая игра для воспитателей «Адаптация к детскому саду».
5. Сформировать готовность педагогов ДОО к адаптации воспитанников к условиям детского сада поможет разработанная авторская программа «Вместе с мамой в детский сад».
В результате применения на практике предложенных автором технологий реализации модели повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО, были получены положительные результаты.
1. Современным педагогам дошкольной организации присуща внешняя положительная мотивация, что вероятно связано с социально-экономическими изменениями условий окружающего мира; необходимо отметить и отсутствие в дошкольном педагогическом коллективе педагогов с отрицательной мотивацией;
2. Современным педагогам дошкольной организации присуще стремление к соперничеству и азарту; что предположительно связано с введением в трудовую деятельность мониторингов, рейтингов, всевозможных конкурсов профессионального мастерства.
Перспективы работы в данном направлении заключаются в реализации разработанной автором модели.
Реализация запланированных в модели мероприятий может быть осуществлена через различные формы работы с педагогами:
1. На начальном этапе необходимо повышать методическую грамотность педагогов по вопросу мотивации к деятельности и её влияние на эффективность труда. Для этого можно провести для педагогов семинары-практикумы на тему «Особенности мотивации персонала в дошкольном образовательном учреждении», «Профессионализм педагога на современном этапе развития образования», «Эффективность деятельности педагога как условие реализации ФГОС» и т.п.
2. Кроме того, мотивацию к деятельности могут повысить позитивные условия взаимодействия в коллективе: стиля общения администрации ДОУ с педагогами, а также в процессе методических мероприятий учреждения при открытом просмотре деятельности педагогов с детьми.
3. Стиль руководства также является немаловажным фактором, влияющим на мотивацию педагогов и, как следствие, на эффективность их деятельности и на функционирование учреждения в целом.
4. Актуализировать имеющиеся у педагогов теоретические знания о процессе адаптации ребенка к детскому саду, расширить репертуар педагогических приемов и игровых взаимодействий с адаптирующимися детьми поможет Деловая игра для воспитателей «Адаптация к детскому саду».
5. Сформировать готовность педагогов ДОО к адаптации воспитанников к условиям детского сада поможет разработанная авторская программа «Вместе с мамой в детский сад».
В результате применения на практике предложенных автором технологий реализации модели повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО, были получены положительные результаты.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Адаптация детей к условиям детского сада (Смоленский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ В СВЯЗИ С СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Предметная деятельность младших дошкольников в контексте
детско-родительских отношений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание младших дошкольников в группе детского сада
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Особенности формирования у младших дошкольников с задержкой психического развития коммуникативных умений (Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023



