Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности воспитателя в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
1.1. Проблема адаптации младших дошкольников к ДОО в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.2 Специфика профессиональной деятельности воспитателя в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
1.3 Обоснование модели повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению и повышению уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
2.1 Анализ результатов изучения готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
2.2 Технология реализации модели повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО на формирующем этапе эксперимента
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по изучению уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада является актуальной. От того как происходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь. Современные родители не могут помочь ребенку в адаптации к ДОУ, в этом им не хватает педагогической культуры. В этой ситуации помощь ребенку ложится на плечи воспитателей детского сада.
Одновременно, недостаточная готовность воспитателей в работе с детьми раннего возраста в период адаптации их к условиям детского сада обусловили актуальность темы исследования.
В последние годы в психолого-педагогической литературе возрастает интерес к изучению адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения в различных ее аспектах. На научно-теоритическом уровне, актуальность изучения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения обоснованно в следующих работах: М.Л. Баранова, А.И. Баркан, М.Р. Битянова, Г.И. Зубова, Я.Л. Коломинского, В.Н. Костина,
И.В. Лапина, К.Л. Печера, Н.В. Соколовской. На научно-методическом уровне актуальности исследование обоснованно особым вкладом в разработку методик адаптации детей раннего возраста Т.А. Данилина, В.Н. Меркуловой, К.Л. Печера, Р.И. Яфизова. Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психологического развития в дошкольном возрасте.
Цель исследования – разработать и внедрить в педагогический процесс модель повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать проблему адаптации младших дошкольников к ДОО в трудах отечественных и зарубежных ученых;
2) рассмотреть специфику профессиональной деятельности воспитателя в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО;
3) разработать модель повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО;
4) проанализировать результаты изучения готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО;
5) предложить технологию реализации модели повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО на формирующем этапе эксперимента;
5) провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по изучению уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
Объект исследования – процесс адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Предмет исследования – деятельность педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к ДОУ.
Гипотеза исследования: процесс адаптации ребенка и ДОУ будет успешным, если: в процессе взаимодействия с ребенком педагог будет ориентироваться на его индивидуальные психические (характер, способности, интересы, настроение) и физиологические особенности (состояние здоровья).
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.
Автором была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по изучению и повышению уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО, в результате которой были сделаны следующие выводы:
1. Современным педагогам дошкольной организации присуща внешняя положительная мотивация, что вероятно связано с социально-экономическими изменениями условий окружающего мира; необходимо отметить и отсутствие в дошкольном педагогическом коллективе педагогов с отрицательной мотивацией;
2. Современным педагогам дошкольной организации присуще стремление к соперничеству и азарту; что предположительно связано с введением в трудовую деятельность мониторингов, рейтингов, всевозможных конкурсов профессионального мастерства.
Перспективы работы в данном направлении заключаются в реализации разработанной автором модели.
Реализация запланированных в модели мероприятий может быть осуществлена через различные формы работы с педагогами:
1. На начальном этапе необходимо повышать методическую грамотность педагогов по вопросу мотивации к деятельности и её влияние на эффективность труда. Для этого можно провести для педагогов семинары-практикумы на тему «Особенности мотивации персонала в дошкольном образовательном учреждении», «Профессионализм педагога на современном этапе развития образования», «Эффективность деятельности педагога как условие реализации ФГОС» и т.п.
2. Кроме того, мотивацию к деятельности могут повысить позитивные условия взаимодействия в коллективе: стиля общения администрации ДОУ с педагогами, а также в процессе методических мероприятий учреждения при открытом просмотре деятельности педагогов с детьми.
3. Стиль руководства также является немаловажным фактором, влияющим на мотивацию педагогов и, как следствие, на эффективность их деятельности и на функционирование учреждения в целом.
4. Актуализировать имеющиеся у педагогов теоретические знания о процессе адаптации ребенка к детскому саду, расширить репертуар педагогических приемов и игровых взаимодействий с адаптирующимися детьми поможет Деловая игра для воспитателей «Адаптация к детскому саду».
5. Сформировать готовность педагогов ДОО к адаптации воспитанников к условиям детского сада поможет разработанная авторская программа «Вместе с мамой в детский сад».
В результате применения на практике предложенных автором технологий реализации модели повышения уровня готовности воспитателя к обеспечению условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО, были получены положительные результаты.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 15.07.2019).
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)» (с изменениями): приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н // Российская газета – Федеральный выпуск. 2013. № 6261 (285).
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета – Федеральный выпуск. 2013. № 6241 (265).
4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/ abitur/act.82/index.php (дата обращения: 12.07.2019.).
5. Багадаева О.Ю. Мотивация персонала как организационное условие снижения профессионального стресса педагогов ДОО // Современное дошкольное образование. 2016. № 10. С. 26–37.
6. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий / А.Б. Альмуханова и др. М.: Эксмо, 2007. 542 с.
7. Диагностика профессионального становления личности: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова, О.В. Кожевникова. Ч. 3. Ижевск: Удмуртский университет, 2012. 144 с.
8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. М.: Рус. яз., 2000. В 2 т. Т. 2. 1084 с. (Серия «Библиотека русских словарей»).
9. Замфир К. Опросник «Структура мотивации трудовой деятельности», 2012. 10 с.
10. Козырева О.А. Концепция профессионального развития // Начальная школа. 2008. № 5. C. 3-5.
11. Корсун Т.А. Психолого-педагогические условия успешной адаптации в ДОУ // Педагогический опыт: теория, методика, практика. Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс. 2014. №1(1). С. 59-63.
12. Кригер Е.Э. «Особенности профессионального становления» // Психологическая наука и образование psyedu. 2013. № 4. С. 241-247.
13. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение. Волгоград: Учитель, 2015. 128 с.
14. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник М.: Гардарики, 2005. 269 с.
15. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. C. 4-10.
16. Маслоу А. Х. Мотивация и личность ; 3-e изд. [Пер. с англ.]. СПб. : Питер, 2008. 352 с. (Серия «Мастера психологии»).
17. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2016. 400 с.
18. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. Москва–Санкт-Петербург: Нестор-История. 2014. 376 с.
19. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
20. Пистун Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения / Ю.В. Пистун, К.И. Григорян, Г.П. Ковачева // Молодой ученый. 2014. № 4. С.1064-1066.
21. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н. Оценка эффективности педагогической деятельности: учеб. пособие / под общ. ред. Ю.П. Поваренкова. Ярославль: Изд- во ЯГПУ, 2011. 166 с.
22. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/3071/file/1734/ 12.02.15-Профстандарт_педагога (дата обращения: 20.06.2019).
23. Психологические тесты для профессионалов / сост. Н.Ф. Гребень. Минск: Соврем. школа. 2008. 496 с.
24. Рамазанов М.К. Сущность и условия профессионального становления педагога // Молодой ученый. 2014. № 21. C. 679-682.
25. Скударёва Г.Н. Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально-педагогическая практика // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 1. С. 232-243.
26. Словарь иностранных слов современного русского языка / сост. Т. В. Егорова. М.: Аделант, 2014. 800 с. (Серия «Библиотека русских словарей»).
27. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. ШмидтКольмер, А. Атанасовой-Буковой. М., 2008. 320 с.
28. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера / пер. с англ. А. Стативка. М.: Добрая книга, 2006. 532 с.
29. Тонкова-Ямпольская Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. М.: Просвещение, 2011. 432 с.
30. Педагогика, психология, искусство: традиции и инновации: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, 31 ноября 2017 г. Калининград: НОО «Профессиональная наука», 2017. 95с.