Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Тоталитарное государство нацистской Германии: становление и развитие……………………………………………………………………………5
1.1. Зарождение государства нацистской Германии…………………………….5
1.2. Дальнейшее развитие…………………………………………………………8
Глава 2. Административный характер государства нацистской Германии…11
2.1. Административный характер социально-экономической политики нацистской Германии……………………………………………………………11
2.2. Административные свойства политической системы нацистской Германии…………………………………………………………………………14
2.3. Государственное вмешательство в духовную жизнь общества…………..18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………………………...24
Актуальность исследования. На рубеже XX–XXI веков в Западной Европе постепенно усиливаются крайне правые политические партии и движения. Это связано с отрицанием общественностью глобалистских тенденций, интеграционных процессов, ростом числа иммигрантов. «Разгул демократии», вседозволенность, эпидемия сектантства, сексуально-порнографический беспредел, попустительство наркомании, подталкивает население европейских стран к ультраправой идеологии, которая предлагает возвращение к национальным традициям, укрепить государство, семью, упрочить нравственные принципы, утвердить безопасность личности. При этом не исключено, что стремление к «национальным приоритетам» может перерасти в расизм и ксенофобию, а желание усилить государство может стать поводом для утверждения диктатуры. В принципе, все вышесказанное актуально и для нашей страны, потому что социально-экономические трудности, определенная политическая нестабильность, потеря Россией многих своих позиций в мире также образовывают условия для роста крайних тенденции, в том числе и правых. Обращение к конституционному праву нацистской Германии весьма полезно для современного исследователя, особенно изучение государственного строя Третьего рейха в его развитии, так как позволяет выявить негативные тенденции отечественного законодательства, представляющие опасность для молодой российской демократии.
Цель исследования – рассмотреть особенности государственного механизма Германии в период фашизма.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) охарактеризовать период зарождения государства нацистской Германии;
2) рассмотреть его дальнейшее развитие;
3) проанализировать административный характер социально-экономической политики нацистской Германии;
4) рассмотреть административные свойства политической системы нацистской Германии;
5) проанализировать государственное вмешательство в духовную жизнь общества.
В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы.
Изучив государство Третьего рейха мы обнаруживаем, что превращение демократического строя Веймарской республики в тоталитарное государство происходило эволюционным путем, а в основе данной трансформации было «параллельное законодательство», то есть одновременное существование конституционно-правовой системы Веймарской республики и гитлеровского антиконституционного законодательства. Нацистам удалось без прямой отмены Веймарской конституции, по факту стереть ее сущность и содержание, уничтожить закрепленные ею права и свободы и создать новое право. В 1933–1945 гг. в Германии сформировался государственный уклад, который исторически наиболее полно воплотил принципы тоталитарного государства и практически абсолютно подмял под себя гражданское общество. Это было полицейское государство в самом примитивном смысле, где полицейский контроль обеспечивал отсутствие диссидентства и оппозиции. Тоталитарное государство создавалось интересом народной массы, привлеченной пропагандой национальной исключительности. Спекулируя на недовольстве масс Версальским договором, гитлеровцы выдвинули лозунг «Долой версальские оковы!». Рабочим обещали повышения заработной платы, ликвидацию безработицы, крестьянам - раздел помещичьих земель, мелкой буржуазии – уничтожение конкурентов, расширение торговли и рост благосостояния, бывшим кайзеровским солдатам и офицерам – создание сильной армии. А затем государство сделает народ соучастником террора и военных преступлений, поэтому крушение нацистского режима приведет страну к пропасти, национальной трагедии, станет гибельным для всей Германии. Возникновение тоталитарного государства невозможно без опоры на политическую идею. В Германии она приобрела особый вид расового национал-социализма. Противопоставление своего государства остальному миру, агрессивность были закономерными явлениями, поскольку иначе невозможно поддерживать собственный народ в напряженном состоянии для соглашательства с преступным режимом. Все это XX веке стало возможным только при полном отрицании демократических принципов и установлении диктатуры одной политической партии, которая слилась с государством и превратилась в совершенно своеобразный институт, в особый правящий класс. Привилегии членов национал-социалистической партии закреплялись юридически, что доказывает ложность утверждения о существовании равенства, «народной общности» и «народного единства».
В рамках тоталитарной однопартийной диктатуры сформировался цезаризм Адольфа Гитлера – личная власть, опирающаяся на милитаризацию государства и предельную централизацию всей административной и полицейской системы. С установлением тоталитарной национал-социалистической диктатуры государственные институты Германии подверглись основательному преобразованию. Форма правления стала соединять в себе черты республики и монархии, то есть с юридической точки зрения это была империя без императора. Некоторые прежние институты власти и управления были упразднены (пост президента; ландтаги; правительства земель), а другие лишались основной части компетенции (кабинет министров; Рейхстаг; Верховный имперский суд). Глубокие изменения претерпела правовая система. Нововведения нацистов были антиправовыми и волюнтаристскими, они отрицали ценность права и стерли грани между правом, политикой и идеологией. Право Германии с 1933 по 1945 гг. было открыто подчинено политике, а главными в иерархии юридических источников считались программные документы НСДАП, изречения Гитлера, Геринга, Геббельса. Среди отраслей права наибольшее деформирующее воздействие испытали конституционное и уголовное право, несколько меньше – гражданское право. Менее всего затронутыми оказались административное, финансовое, торговое право. Расширение сферы публичного права неизбежно приводило к сужению сферы частного права. Была цель построить определенный тип отношений между государством и бизнесом, свойственный тоталитарному обществу. В национальном хозяйстве законодатель проводил политику реорганизации, централизации и «унификации» как «подключение» хозяйствующих субъектов к партийно-государственному аппарату гитлеровской диктатуры. Высокий уровень развития хозяйства достигался внеэкономическим принуждением без свободного рынка и конкуренции. Законодательство нацистской Германии закрепляло черты как плановой, так и рыночной экономической системы. Была деформирована также судебная организация Германии. Судебный процесс был заменен внесудебными расправами штурмовых отрядов СА. С 1935 года стали действовать чрезвычайные суды для рассмотрения дел о политических преступлениях. Судьи получили право отклоняться от норм права в соответствии со «здоровым народным чувством» и с «интересами немецкой народной общности». Огромный полицейско-бюрократический спрут на протяжении всего периода существования Третьего рейха опутывал своими бесчисленными щупальцами не только всю Германию, но и оккупированные страны. При этом тоталитарное государство работало не эффективно, несколько инстанций дублировало деятельность друг друга. Отсутствие авторитета государственных органов способствовало единовластию фюрера, который и был единственной полномочной инстанцией во всех сферах.
1. Бабаш А.В. История защиты информации в зарубежных странах: Учебное пособие / А.В. Бабаш, Д.А. Ларин. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 283 c.
2. Брозцат М. Закат тысячелетнего рейха. Гибель богов. . – М., 2005. С. 25.
3. Брозцат М. Тысячелетний рейх.Триумф НСДАП и рождение империи. – М., 2004. С. 223.
4. Буржуазное государство в период 1918 – 1939 гг. М.: Изд-во Института международных отношений, 1962. 434 с.
5. Дюверже М. Политические партии. М.: Академический Проект, 2000. 558 с.
6. Крейг Г. Немцы. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1999. 378 с.
7. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986. 288 с.
8. Ротштейн Ф. А. Из истории прусско-германской империи. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. 240 с.
9. Фрай Н. Государство фюрера. Национал-социалисты у власти: Германия 1933-1945.- М., 2009. С. 64 – 65.
10. Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. В 2 кн. Кн. 1. М.: ИП Богат, 2007. 816 с.
11. Mommsen H. Beamtentum im Dritten Reich. - Stuttgart, 1966. P. 206.
12. Rebentisch D. Nationalsozialismus und öffentliche Verwaltung// Frankfurt am Main: Gestapozentrale und Widerstand. - Frankfurt am Main, New York. - 1996. – 197 с.
13. Ruck M. Korpsgeist und Staatsbewußtsein. Beamte im deutschen Südwesten 1928 bis 1972. - München, 1996. - 407 P.
Учебная и учебно-методическая литература
14. Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 343 c.
15. Исаев И.А. История государства и права зарубежных стран. Уч. для бакалавров. / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2016. - 560 c.
16. История Германии. Учебное пособие для вузов в 3 т. . - Т.3 Документы и материалы.– Кемерово, 2005. С. 323.
17. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран в 2-х томах. Т.1 / Н.А. Крашенинникова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 720 c.
18. Маркова А.Н. Экономическая история зарубежных стран: Учебник / А.Н. Маркова, А.В. Сметанин, Ю.К. Федуло. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 375 c.