Деятельность муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы оценки эффективности и качества работы муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством…………………………………………………………….6
1.1. Деятельность муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством…………………………………………………………….6
1.2. Формы и методы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………….10
1.3. Нормативно-правовая база оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………………………………………………………………..13
Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………………………………………………………………..17
2.1. Опыт оценки эффективности деятельности муниципальных хозяйств в некоторых зарубежных странах………………………………………………...17
2.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Ульяновской области……………………………………………………………22
2.3. Система оценки эффективности деятельности муниципального хозяйства городского округа г. Ульяновск………………………………………………...26
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством……………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемой литературы
Глава 1. Теоретико-методологические основы оценки эффективности и качества работы муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством…………………………………………………………….6
1.1. Деятельность муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством…………………………………………………………….6
1.2. Формы и методы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………….10
1.3. Нормативно-правовая база оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………………………………………………………………..13
Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………………………………………………………………..17
2.1. Опыт оценки эффективности деятельности муниципальных хозяйств в некоторых зарубежных странах………………………………………………...17
2.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Ульяновской области……………………………………………………………22
2.3. Система оценки эффективности деятельности муниципального хозяйства городского округа г. Ульяновск………………………………………………...26
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством……………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемой литературы
Актуальность темы исследования. Актуальность темы определяется тем, что на сегодняшний день важнейшей целью деятельности органов государственной и муниципальной власти является улучшение состояния благополучия населения. При этом значительная часть проблем социально-экономического развития страны сосредоточенна именно на уровне муниципальных образований, что непосредственно актуализирует вопрос об эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Тем не менее вопрос об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации стал подниматься сравнительно недавно. Разработанные в 2008 г. система показателей и методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов») постоянно реформируются, что непосредственно свидетельствует о нерешенности ряда проблем. Кроме того, основываясь на современных исследований в данной области, а также из собственных наблюдений, мы можем сказать, что существующая система оценки эффективности деятельности органов власти недостаточно результативна и имеет ряд недостатков.
Таким образом, актуальность выбранной темы работы обуславливается осознанием высокой степени важности проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, противоречивым характером методики проведения оценки, а также неразрешенностью ряда проблем в самой системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Степень разработанности (изученности) темы. Вопросы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления можно найти в трудах отечественных исследователей: Вышловой-Пылевой И. И., Ворошилова Н.В., Пресняковой Т.С., Дзюба И.В. и т.д. Из зарубежных исследователей отметим Д. Уильямс, в трудах которого описана история становления системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Особый интерес для данной работы представляет труд Корчагиной Т.С., которая в своем диссертационном исследовании на основе изучения зарубежного опыта провела классификацию систем оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Тем не менее, ряд ведущих специалистов в данной области справедливо констатируют тот факт, что в современной российской практике данная проблема еще недостаточно освоена, что еще раз подтверждает актуальность темы данной работы.
Объектом исследования является оценка эффективности и качества работы муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством на материалах муниципального образования города Ульяновска.
В качестве предмета исследования выступает оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере городского хозяйства.
Цель исследования – определить методы и формы оценки эффективности и качества работы муниципальных органов власти в сфере городского хозяйства на материалах города Ульяновска.
Задачи исследования:
1) проанализировать деятельность муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
2) рассмотреть формы и методы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
3) охарактеризовать нормативно-правовую базу оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
4) рассмотреть опыт оценки эффективности деятельности муниципальных хозяйств в некоторых зарубежных странах;
5) провести оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления в Ульяновской области;
6) проанализировать систему оценки эффективности деятельности муниципального хозяйства городского округа г. Ульяновск;
7) предложить меры, направленные на совершенствование системы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством.
Методология исследования. Структурно-функциональный подход был использован при рассмотрении структуры системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Системный подход поспособствовал всестороннему изучению предмета работы. Сравнительный метод в ходе работы над исследованием помогал в выявлении общих и особенных характеристик предмета исследования.
Информационная база исследования. При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Ульяновской области, города Ульяновск.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные по итогу работы выводы направлены на совершенствование теоретических и методических основ системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления как важного механизма повышения уровня благополучия населения. Предложенные нами рекомендации могут быть использованы органами власти субъектов РФ в процессе принятия управленческих решений по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Тем не менее вопрос об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации стал подниматься сравнительно недавно. Разработанные в 2008 г. система показателей и методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов») постоянно реформируются, что непосредственно свидетельствует о нерешенности ряда проблем. Кроме того, основываясь на современных исследований в данной области, а также из собственных наблюдений, мы можем сказать, что существующая система оценки эффективности деятельности органов власти недостаточно результативна и имеет ряд недостатков.
Таким образом, актуальность выбранной темы работы обуславливается осознанием высокой степени важности проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, противоречивым характером методики проведения оценки, а также неразрешенностью ряда проблем в самой системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Степень разработанности (изученности) темы. Вопросы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления можно найти в трудах отечественных исследователей: Вышловой-Пылевой И. И., Ворошилова Н.В., Пресняковой Т.С., Дзюба И.В. и т.д. Из зарубежных исследователей отметим Д. Уильямс, в трудах которого описана история становления системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Особый интерес для данной работы представляет труд Корчагиной Т.С., которая в своем диссертационном исследовании на основе изучения зарубежного опыта провела классификацию систем оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Тем не менее, ряд ведущих специалистов в данной области справедливо констатируют тот факт, что в современной российской практике данная проблема еще недостаточно освоена, что еще раз подтверждает актуальность темы данной работы.
Объектом исследования является оценка эффективности и качества работы муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством на материалах муниципального образования города Ульяновска.
В качестве предмета исследования выступает оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере городского хозяйства.
Цель исследования – определить методы и формы оценки эффективности и качества работы муниципальных органов власти в сфере городского хозяйства на материалах города Ульяновска.
Задачи исследования:
1) проанализировать деятельность муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
2) рассмотреть формы и методы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
3) охарактеризовать нормативно-правовую базу оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
4) рассмотреть опыт оценки эффективности деятельности муниципальных хозяйств в некоторых зарубежных странах;
5) провести оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления в Ульяновской области;
6) проанализировать систему оценки эффективности деятельности муниципального хозяйства городского округа г. Ульяновск;
7) предложить меры, направленные на совершенствование системы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством.
Методология исследования. Структурно-функциональный подход был использован при рассмотрении структуры системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Системный подход поспособствовал всестороннему изучению предмета работы. Сравнительный метод в ходе работы над исследованием помогал в выявлении общих и особенных характеристик предмета исследования.
Информационная база исследования. При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Ульяновской области, города Ульяновск.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные по итогу работы выводы направлены на совершенствование теоретических и методических основ системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления как важного механизма повышения уровня благополучия населения. Предложенные нами рекомендации могут быть использованы органами власти субъектов РФ в процессе принятия управленческих решений по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы и предложения.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяет определить дальнейшее направление социально-экономического развития муниципального образования, выявить актуальные проблемы территории, а также определить необходимые управленческие решения. На сегодняшний день процесс проведения оценки эффективности четко регламентирован, что делает данную систему результативнее.
Проанализировав действующие нормативные правовые акты, мы выделили ряд характеристик, относящихся непосредственно к российской системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления:
1. Оценка эффективности деятельности строится в отношении результатов деятельности органов местного самоуправления в следующих сферах: экономическое развитие; дошкольное образование; общее и дополнительное образование; культура; физическая культура и спорт; жилищное строительство и обеспечение граждан жильем; жилищно-коммунальное хозяйство; организация муниципального управления; энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
2. Для оценки эффективности применяются как абсолютные, так и относительные показатели (например, среднегодовая численность постоянного населения и объем не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа (муниципального района) (тыс. рублей)).
3. Оценка эффективности строится на объективных данных и на субъективной оценке населением деятельности органов местного самоуправления
4. Источниками информации являются данные субъектов официального статистического учета, формирующих официальную статистическую информацию по показателям в соответствии с Федеральным планом статистических работ.
Рассмотрев системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в различных иностранных государствах, мы делаем вывод о том, что наиболее результативной системой является оригинальная система оценки, сформированная активным образом. К сожалению, для нашей страны характерен пассивный способ формирования и единый перечень всех показателей оценки, о чем говорилось в предыдущих пунктах.
Проведя анализ основных показателей эффективности деятельности муниципального хозяйства городского округа г. Ульяновск, мы делаем вывод о том, что основными показателями развития муниципального образования «город Ульяновск» являются показатели работы крупных и средних организаций города.
Оборот организаций по всем видам экономической деятельности за 12 месяцев 2018 года составил 362586,6 млн. рублей или 98,3 % к уровню аналогичного периода прошлого года.
Наибольший темп роста наблюдается в таких сферах деятельности как: строительство – 132,5%; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – 117,2%; деятельность в области информации и связи – 113,3%; образование – 114,9%; здравоохранение и социальные услуги – 117,6%, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги – 113,9%, деятельность в области водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 116,9%.
По итогу проведения исследования, мы составили ряд рекомендаций, которые, по нашему мнению, могли бы поспособствовать повышению эффективности проведения оценки деятельности органов местного самоуправления в городе Ульяновск.
Первое наше предложение было направленно на решение проблемы, связанной с тем, что некоторые показатели связанны напрямую с доходными статьями местных бюджетов, при этом органы местного самоуправления ограниченны в своих возможностях эффективного влияния на них. Отсюда, первой нашей рекомендацией мы определили необходимость совершенствования законодательства, регулирующего вопросы регистрации земельных участков и иной собственности, которое бы содержало законодательно определенную ответственность потенциальных налогоплательщиков местных налогов.
Вторым нашим предложением стало рассмотрение сроков проведения мониторинга оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления города Ульяновска. Иными словами, мы предложили проводить мониторинг отдельных ключевых показателей эффективности чаще, чем один раз в году, что должно было быть необходимым при оперативном управлении и решении актуальных задач.
Следующим предложенным нами направлением повышения эффективности процесса проведения оценки стало предложение автоматизации данного процесса, что должно было быть направленно на упрощение проведения мониторинга деятельности, а также на повышение качества оценки.
Последняя наша рекомендация заключалась в реформировании существующего перечня показателей с учетом особенностей и специфики различных территорий, что было направленно на решение проблемы унифицированности системы. Однако, данное положение больше касается реформирования на федеральном уровне, чем на муниципальном, в частности, на уровне муниципального образования город Ульяновск.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяет определить дальнейшее направление социально-экономического развития муниципального образования, выявить актуальные проблемы территории, а также определить необходимые управленческие решения. На сегодняшний день процесс проведения оценки эффективности четко регламентирован, что делает данную систему результативнее.
Проанализировав действующие нормативные правовые акты, мы выделили ряд характеристик, относящихся непосредственно к российской системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления:
1. Оценка эффективности деятельности строится в отношении результатов деятельности органов местного самоуправления в следующих сферах: экономическое развитие; дошкольное образование; общее и дополнительное образование; культура; физическая культура и спорт; жилищное строительство и обеспечение граждан жильем; жилищно-коммунальное хозяйство; организация муниципального управления; энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
2. Для оценки эффективности применяются как абсолютные, так и относительные показатели (например, среднегодовая численность постоянного населения и объем не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа (муниципального района) (тыс. рублей)).
3. Оценка эффективности строится на объективных данных и на субъективной оценке населением деятельности органов местного самоуправления
4. Источниками информации являются данные субъектов официального статистического учета, формирующих официальную статистическую информацию по показателям в соответствии с Федеральным планом статистических работ.
Рассмотрев системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в различных иностранных государствах, мы делаем вывод о том, что наиболее результативной системой является оригинальная система оценки, сформированная активным образом. К сожалению, для нашей страны характерен пассивный способ формирования и единый перечень всех показателей оценки, о чем говорилось в предыдущих пунктах.
Проведя анализ основных показателей эффективности деятельности муниципального хозяйства городского округа г. Ульяновск, мы делаем вывод о том, что основными показателями развития муниципального образования «город Ульяновск» являются показатели работы крупных и средних организаций города.
Оборот организаций по всем видам экономической деятельности за 12 месяцев 2018 года составил 362586,6 млн. рублей или 98,3 % к уровню аналогичного периода прошлого года.
Наибольший темп роста наблюдается в таких сферах деятельности как: строительство – 132,5%; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – 117,2%; деятельность в области информации и связи – 113,3%; образование – 114,9%; здравоохранение и социальные услуги – 117,6%, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги – 113,9%, деятельность в области водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 116,9%.
По итогу проведения исследования, мы составили ряд рекомендаций, которые, по нашему мнению, могли бы поспособствовать повышению эффективности проведения оценки деятельности органов местного самоуправления в городе Ульяновск.
Первое наше предложение было направленно на решение проблемы, связанной с тем, что некоторые показатели связанны напрямую с доходными статьями местных бюджетов, при этом органы местного самоуправления ограниченны в своих возможностях эффективного влияния на них. Отсюда, первой нашей рекомендацией мы определили необходимость совершенствования законодательства, регулирующего вопросы регистрации земельных участков и иной собственности, которое бы содержало законодательно определенную ответственность потенциальных налогоплательщиков местных налогов.
Вторым нашим предложением стало рассмотрение сроков проведения мониторинга оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления города Ульяновска. Иными словами, мы предложили проводить мониторинг отдельных ключевых показателей эффективности чаще, чем один раз в году, что должно было быть необходимым при оперативном управлении и решении актуальных задач.
Следующим предложенным нами направлением повышения эффективности процесса проведения оценки стало предложение автоматизации данного процесса, что должно было быть направленно на упрощение проведения мониторинга деятельности, а также на повышение качества оценки.
Последняя наша рекомендация заключалась в реформировании существующего перечня показателей с учетом особенностей и специфики различных территорий, что было направленно на решение проблемы унифицированности системы. Однако, данное положение больше касается реформирования на федеральном уровне, чем на муниципальном, в частности, на уровне муниципального образования город Ульяновск.
Подобные работы
- Оценка эффективности и качества работы муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2020 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ (НА МАТЕРИАЛАХ МО Г.УЛЬЯНОВСК)
Прочее, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: ОЦЕНКА НАСЕЛЕНИЕМ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Муниципальные программы как инструмент управления городским хозяйством (на примере города Набережные Челны)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Проблема управления городским общественным транспортом на примере городов-миллионников
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ
(НА ПРИМЕРЕ Г.КАЗАНИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТАРОРОГОВСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ГОРШЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



