Введение 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 7
1.1 Понятие и квалифицирующие признаки договора обязательного
страхования автогражданской ответственности. Место договора обязательного страхования автогражданской ответственности в системе гражданско-правовых договоров 7
1.2 Субъекты отношений по обязательному страхованию автогражданской
ответственности 14
1.3 Развитие законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности на современном этапе 20
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТРАХОВЩИКОВ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 30
2.1 Существенные и иные условия договора обязательного страхования
автогражданской ответственности 30
2.2 Права и обязанности сторон по договору обязательного страхования
автогражданской ответственности 34
2.3 Особенности ответственности страховщиков в сфере обязательного
страхования автогражданской ответственности 43
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 51
3.1 Особенности заключения договора обязательного страхования
автогражданской ответственности, его форма 51
3.2 Особенности изменения и расторжения договора обязательного
страхования автогражданской ответственности 58
Заключение 63
Список использованных источников и литературы
Страхование является важнейшим социально-экономическим институтом, оказывающим влияние на повышение эффективности общественного развития, способствующий сохранению достигнутого уровня благосостояния, а также решающий насущные вопросы как государственной, так и личной безопасности. Если говорить о страховании в широком значении этого понятия, то страхование проявляется в возмещении убытков страховщиками страхователям, в случае нанесенного ущербу имуществу или личности страхователя случайными событиями.
Страхование ответственности считается относительно молодой отраслью института страхования в целом. В ее основе лежит вытекающая из требований гражданского законодательства имущественная ответственность юридических и физических лиц за последствия своей деятельности.
По своей сути страхование ответственности развивается вместе с техническим прогрессом, а также подкрепляется различными нормативными правовыми актами, так как затрагивает практически все сферы жизни общества.
С принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ (далее - ФЗ «Об ОСАГО») наше общество приблизилось к тому уровню правового обеспечения в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который существует практически во всех развитых странах мира. Вместе с тем, существовавшая противоречивость положений законодательной базы, регулирующая отношения в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и складывающейся судебной практики, препятствовала планомерному развитию института ОСАГО в России на протяжении долгого времени.
Стоит признать тот факт, что после принятия ФЗ «Об ОСАГО» нераскрытыми оставалось еще много вопросов, а споры и дискуссии о размерах страховых тарифов, условиях и порядке страховых выплат, процедуры осуществления компенсационных выплат, между страховыми организациями, активно лоббирующими свои интересы, с одной стороны, и обычными страхователями (потребителями) с другой, не утихали на протяжении нескольких лет. Непременно, актуализация данной проблемы прогрессирует и в связи с принятием Федерального закона от 28 марта 2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» , устанавливающим приоритет восстановительного ремонта повреждённого при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) транспортного средства над страховой выплатой по ОСАГО. Указанное относится только к легковым автомобилям, зарегистрированных в России и собственниками которых являются российские граждане; а также распространяется лишь на вновь заключаемые договора обязательного страхования автогражданской ответственности. Ещё одним нововведением является то, что прямое возмещение убытков будет осуществляться и при ДТП с участием более двух транспортных средств. Изменения вступили в силу 28 апреля 2017 г. В этой связи представляется актуальным провести исследование правового положения страхователей и способов защиты прав страхователей по договорам ОСАГО в сложившихся реалиях страхового дела в России.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - общественные отношения в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Предмет исследования - законодательное регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и способов защиты прав страхователей по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств законодательством Российской Федерации.
Цель данной работы - сформировать целостное представление о понятии, содержании и особенностях договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств путём комплексного исследования действующего российского законодательства, судебной практики и научных трудов.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
- исследовать понятие и квалифицирующие признаки договора обязательного страхования автогражданской ответственности, а также место данного договора в системе гражданско-правовых договоров;
- рассмотреть субъектов отношений по обязательному страхованию автогражданской ответственности;
- проследить развитие законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности на современном этапе;
- дать характеристику существенным и иным условиям договора обязательного страхования автогражданской ответственности;
- рассмотреть права и обязанности сторон по договору обязательного страхования автогражданской ответственности;
- выявить особенности ответственности страховщиков в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности;
- проанализировать особенности заключения договора обязательного страхования автогражданской ответственности и его форму;
- раскрыть особенности изменения и расторжения договора обязательного страхования автогражданской ответственности.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды отечественных исследователей, таких как: В.И. Серебровский, К.А. Граве, Л.А. Лунц, М.И. Брагинский, Ю.Б. Фогельсон, В. В. Шахов, Ю. Т. Ахвледиани, В. Ю. Абрамов.
Структура работы определена ее целью. Глава первая раскрывает общую характеристику договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В параграфе 1.1 раскрывается понятие и квалифицирующие признаки договора обязательного страхования автогражданской ответственности, а также его место в системе гражданско-правовых договоров. В параграфе 1.2 освещаются субъекты отношений по обязательному страхованию автогражданской ответственности. А в параграфе 1.3 - развитие законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности на современном этапе.
Глава вторая является структурным элементом работы, в котором раскрывается содержание договора обязательного страхования автогражданской ответственности, а также особенности ответственности страховщиков в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности. Здесь речь идет о существенных и иных условиях договора обязательного страхования автогражданской ответственности; о правах и обязанностях сторон по договору обязательного страхования автогражданской ответственности; об особенностях ответственности страховщиков в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности.
Глава третья отражает особенности заключения, изменения и расторжения договора обязательного страхования автогражданской ответственности.
По результатам написания данной исследовательской работы можно прийти к следующим выводам.
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - один из видов страхования ответственности, обеспечивающий выплату потерпевшему денежного возмещения с владельца транспорта в пользу третьих лиц (или их правопреемников) в случае их увечья или смерти, а также повреждения или гибели принадлежащего им имущества. Весь основной базис института выстраивается на договоре обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средства, в том числе его понятие и признаки, почти ничем не отличаются от обычного договора страхования. Разобрав основные особенности договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, можно прийти к выводу, что такой договор является двусторонним, возмездным, алеаторным, реальным, срочным, публичным и письменным.
Рассмотрев особенности заключения договора, следует отдельно остановиться на субъектах договорных отношений по договору обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, а именно страхователя и страховщика.
Главной стороной такого договора является страхователь, то есть владелец и, чаще всего, водитель транспортного средства, заключивший договор страхования; от него же идет взаимосвязь к застрахованным лицам, потерпевшим, и другим субъектам, имеющим право на возмещение вреда.
Другая сторона по договору обязательного страхования — страховщик. Законом об ОСАГО определяется как «страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке».
Защита прав страхователей - это комплекс юридических норм и обычаев делового оборота, связанных с защитой прав страхователей на получение страховой услуги в соответствии с нормами законодательства, традициями национальной правоприменительной практики и практики страхования. Такая защита регулируется в рамках публично-правовых (нормы государственного, административного права, законодательство о защите прав потребителей, антимонопольное законодательство) и гражданско-правовых отношений, а применяется в ходе судебного и досудебного рассмотрения споров при возникновении разногласий между страховщиком и страхователем.
Основное право страхователя в случае дорожно-транспортного происшествия - право требовать от страховщика выплаты страхового возмещения в качестве выгодоприобретателя по договору страхования (п. 1 ст. 430 ГК РФ). От этого права возникают и остальные второстепенные права, которые отражены как в Федеральном Законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», так и Законе «О защите прав потребителей». Именно на принижение прав страхователей, возникающих из норм закона, направляются корыстные действия и бездействия страховщиков. На защиту от напастей таких страховщиков законодатель разрабатывает и реализовывает правовые нормы, обеспечивающие различные способы защиты прав страхователей. Стоит признать, что изменения в Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вступившие в силу за последний календарный год, довольно четко закрепляют права страхователей, вследствие чего непременно должна повыситься и эффективность применения законодательства в сфере страхования ответственности владельцев транспортных средств на практике.
Также следует отметить, что с 28 апреля 2017 г. вступили в силу изменения в ФЗ «Об ОСАГО» устанавливающим приоритет восстановительного ремонта повреждённого при дорожно-транспортном происшествии транспортного средства над страховой выплатой по ОСАГО. Указанное относится только к легковым автомобилям, зарегистрированных в России и собственниками которых являются российские граждане; а также распространяется лишь на вновь заключаемые договора обязательного страхования автогражданской ответственности.
Страховщик после осмотра и проведения независимой технической экспертизы поврежденного автомобиля должен выдать потерпевшему направление на ремонт на станцию техобслуживания, с которой у страховщика заключен договор и которая расположена не далее 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего. Такое ограничение не применяется, если страховщик организует и оплачивает транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения ремонта и обратно. Перечень станций техобслуживания, с которыми у страховщика заключен договор, должен быть размещён на сайте страховщика.
Восстановительный ремонт новых автомобилей (с года выпуска которых прошло менее 2 лет) должен осуществляться на сервисной станции техобслуживания от официального дилера.
С согласия потерпевшего страховая компания вправе направить транспортное средство на ремонт на станцию техобслуживания, не соответствующую вышеобозначенным требованиям. Помимо того, с согласия страховщика потерпевший может сам организовать проведение восстановительного ремонта своего транспортного средства.
При проведении восстановительного ремонта размер расходов на запчасти определяется без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене. Также запрещено устанавливать
бывшие в употреблении или восстановленные запчасти (однако иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего). Срок проведения восстановительного ремонта ограничен 30 рабочими днями. За каждый день просрочки возможно взыскание неустойки. Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного автомобиля составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы с использованием лакокрасочных материалов - 12 месяцев.
В ряде случаев сохранена возможность получения страховой выплаты по ОСАГО. К примеру, при полной гибели транспортного средства или если стоимость ремонта превышает страховую сумму при отказе потерпевшего доплатить за ремонт.
За нарушение обязательств по восстановительному ремонту страховая компания несет ответственность.
Приоритет восстановительного ремонта распространен только на вновь заключаемые договоры ОСАГО.
Ещё одним нововведением является то, что прямое возмещение убытков должно осуществляться и при ДТП с участием более двух транспортных средств.
Можно вывести некоторое количество важнейших проблем, которые наиболее очевидны в ОСАГО, а именно несовершенство правовой базы при реализации Закона, высокий процент убыточности, отсутствие представительств страховщика в том или ином субъекте РФ и как следствие удаленность центров урегулирования убытков и так далее. Но основной проблемой, которая заботит нас, как конечных потребителей, является проблема оценки самого ущерба причиненного транспортному средству, так и выплат за него, а также выплаты за вред жизни и здоровью потерпевших.
Высокий травматизм в ДТП является одной из острейших проблем современности, о чем свидетельствует в первую очередь официальная статистика, ежегодно регистрирующая более 200000 случаев причинения вреда жизни и здоровью. И как показывает практика, значительная часть из тех пострадавших, которых удается спасти, нуждаются не только в долгосрочном лечении, но и в весьма дорогостоящей и продолжительной медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
Также следует отметить, что с 28 апреля 2017 г. вступили в силу изменения в ФЗ «Об ОСАГО» устанавливающим приоритет восстановительного ремонта повреждённого при ДТП транспортного средства над страховой выплатой по ОСАГО. Указанное относится только к легковым автомобилям, зарегистрированных в России и собственниками которых являются российские граждане; а также распространяется лишь на вновь заключаемые договора обязательного страхования автогражданской ответственности. Ещё одним нововведением является то, что прямое возмещение убытков будет осуществляться и при ДТП с участием более двух транспортных средств.
1. Конституция Российской Федерации; принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (действующая редакция от 21.07.2014) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
5. Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11 июня 1964г.)//Электронная правовая система «КонсультантПлюс».-Утратил силу.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
8. Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-1 (ред.от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» //Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
9. Закон РФ от 27.11.1992г.№4015-1 (ред.от 03.07.2016) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»//Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения» // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
11. Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
12. Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016)
«Об электронной подписи» // Электронная правовая система
«КонсультантПлюс».
13. Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 37-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период» // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
14. Федеральный закон от 28.03.2017 г. № 49-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
15. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090(ред. От 24.03.2017) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)//Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
16. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. №938(ред. От 25.05.2016) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»//Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
17. Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 г. № 977 (ред. от
09.12.2013) «О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"» (вместе с «Требованиями к федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме») // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
18. Приказ МВД России от 24.11.2008 г. № 1001 (ред. от 13.02.2015) «О порядке регистрации транспортных средств» (вместе с «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним») (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2008 г. № 13051) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
19. Приказ МВД РФ от 01.04.2011 г. № 155 «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.05.2011 г. № 20670) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
20. Приказ МВД России от 07.08.2013 г. № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2013 г. № 30048) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
21. Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19.09.2014 г. № 431-П) (ред. от 14.11.2016) (Зарегистрировано в Минюсте
России 01.10.2014 г. № 34204) // Электронная правовая система
«КонсультантПлюс».
22. Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (утв. Банком России 19.09.2014 г. № 432-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2014 г. № 34245) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
23. Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (утв. Банком России 19.09.2014 г. № 433-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 N 34212) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
24. Указание Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У (ред. от
20.03.2015) «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2014 г. № 34187) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
25. Указание Банка России от 14.11.2016 г. № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 г. № 45034) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
26. Декрет СНК РСФСР от 23.03.1918 г. «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального» // Электронная правовая система «КонсультантПлюс». - Утратил силу.
27. Положение о государственном страховании Союза Советских Социалистических Республик (утв. ЦИК СССР, СНК СССР 18.09.1925) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс». - Утратил силу.
Материалы судебной практики:
1. Постановление Президиума ВАС РФ от 19.12.2006 г. № 9045/06 по делу № А40-47580/05-132-367 // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
4. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 г. по делу № А43-18457/2016 // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
5. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) (ред. от 26.04.2017) // Электронная правовая система «КонсультантПлюс».
6. Информационное письмо о некоторых вопросах применения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [Электронный ресурс] // Верховный Суд Республики Татарстан. - Режим доступа: URL: http://vs.tat.sudrf.ru/modules.php?id=143&name=docum_sud(дата обращения: 28.04.2017 г.)
Специальная литература:
1. Абрамов В.Ю., Фогельсон Ю.Б. Практика применения арбитражными судами и судами общей юрисдикции Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. М.: "Волтерс Клувер", 2006. - 108 с.
2. Баринов Н.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (постатейный) / Н.А. Баринов [и др. ] // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014.
3. Баршев В. Плати за каждую аварию [Электронный ресурс] //
Российская газета. - Режим доступа: URL:
http://www.rg.ru/2015/02/04/strahovka.html(дата обращения: 22.04.2017 г.)
4. Белявская Л. «Автогражданка» родилась в Госстрахе // Газета ОАО «Российская государственная страховая компания». - 2003. - № 18. - С. 5.
5. Брагинский М.И. Договор страхования / М.И. Брагинский. - М.: Статут, 2006. - 125 с.
6. Вавилова И. А. Об изменениях в законодательстве об ОСАГО // Страховое дело. - 2014. - № 10/11. - С. 61-65
7. Выступление Президента России Владимира Путина на пленарном заседании медиафорума независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость», организованного Общероссийским народным фронтом 24 апреля 2014 года : [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/20858(дата обращения: 22.04.2017 г.)
8. Галаган А.А. История предпринимательства российского. М., 1997. - С. 34.
9. Глинка В.И., Ручкин О.Ю., Трунцевский Ю.В. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: теоретические и практические аспекты Научно-практическое пособие. М.: Юрист, 2013. - 144 с.
10. Глушенкова М. ОСАГО с пострадавшими // Коммерсантъ-Деньги. - 2011. - N 41. - С.57-60.
11. Граве К.Л., Лунц Л.А. Страхование. М.: Госюриздат, 1960. - С. 55
12. Дедиков С. Договор ОСАГО: новые гражданско-правовые аспекты // Хоз. и право. - 2015. - N 7. - С.3-26.
13. Дедиков С.В. Катализатор для рынка ОСАГО // Финансы. - 2016. - N 9. - С.38-41.
14. Егорова А.А., Дергунова Е.Е. Тенденции развития ОСАГО в России // Символ науки. - 2016. - № 5-1. - С. 97-100.
15. Елизарова Н. В. ( и др.) (ред.). Актуальные проблемы современного
законодательства. Сборник статей студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей: по итогам III Всероссийской межвузовской научно¬
практической конференции - М.: МФЮА, 2014. - 703 с.
16. Зубриський С.Г., Тупицын И.И. Совершенствование механизма оценки стоимости восстановительного ремонта поврежденных автомобилей в сфере обязательного страхования // Universum: технические науки. - 2015. - № 10 (21). - С. 21.
17. Игбаева Г.Р. Становление и развитие обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств в России // История государства и права. - 2007. - № 24. - С. 45.
18. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. - С. 428.
19. Мельников В.В. Некоторые проблемы ОСАГО и автострахования // Финансы. - 2016. - N 9. - С.33-37.
20. Мельников В.В. Страхование автогражданской ответственности: что дальше? // Финансы. - 2017. - N 2. - С.28-32.
21. Меняйло Л.Н. К вопросу об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств / Л.Н.Меняйло, А.А.Кваша, И.В. Тищенко // Юристъ-правоведъ. - 2016. - N 4. - С.106-110
22. ОСАГО. Способы защиты прав. [Электронный ресурс] //
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Режим доступа: URL:
http://34.rospotrebnadzor.ru/directions/prava/102800/ (дата обращения 23.04.2017 г.)
23. Рассолова Т.М. Страхование автогражданской ответственности в Российской империи // Юридическая и правовая работа в страховании. - 2005. - № 4. - С. 71.
24. Сведения о показателях состоянии безопасности дорожного движения : [Электронный ресурс] // Официальный сайт Госавтоинспекции. - Режим доступа: URL: http://www.gibdd.ru/stat/(дата обращения: 22.04.2017 г.)
25. Сухарев А.Я., Крутских В.Е. Большой юридический словарь / Под. Ред. А.Я. Сухаерва, В.Е. Крутских. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 704 с.
26. Фогельсон Ю.Б. Страховое право: теоретические основы и практика применения. Монография. — М.: Норма, Инфра-М, 2012. — 576 с.
27. Шахов В.В., Григорьев В.Н., Кузбагаров А.Н. Страховое право. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Финансы и кредит» — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - С. 5
28. Эриашшвили Н. Д., Староверова О.В. Страхование. // Гражданское право / Под ред. В. В. Залесского, М. М. Рассолова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 575.
29. Юлдашев Р.Т. Страховой бизнес. Словарь-справочник. - М.: Анкил, 2000. - С. 108.