В настоящий момент конкуренция на всех уровнях рынка довольно высока. Чтобы компании выиграть конкурентную борьбу, она должна не только привлекать новых клиентов, но и удерживать уже существующих.
Для удержания клиента необходимо учитывать его интересы и пожелания. Такой подход к ведению бизнеса называется клиентоориентированным. Но при огромной клиентской базе учет интересов каждого клиента является труднодостижимой целью.
Выходом из данной ситуации является внедрение в компании CRM- системы. Расшифровка обревиатуры CRM звучит как Customer Relationship Management, что в переводе на русский означает «Управление Взаимоотношениями с клиентами»
CRM-модель взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Поддержка этих бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции для поддержки этих бизнес-целей включают продажи, маркетинг, поддержку потребителей и взаимоотношение клиент- управление.
Целью данной бакалаврской работы является разработка CRM-системы для туристического агентства с помощью фреймвока Django, которая облегчит не только работу CRM-менеджеров агентства благодаря своим простым интерфейсом, но и заказчиков, которые смогут легко заказывать туры на сайте и отслеживать информацию о заказах в личном кабинете.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов и заключения.
В первом разделе описаны фреймворки, их типы, архитектура и особенности.
Во втором разделе рассмотрены CRM-системы в целом.
В третьем разделе рассказывается про процесс практической разработки веб-проекта, дана постановка задачи, выбраны средства для разработки, указаны плюсы данных средств, описана функциональность данного веб-приложения, как со стороны лидов и заказчиков, так и со стороны CRM- менеджеров.
Внедрение CRM-системы является одним из приоритетных направлений развития любой компании, поскольку сможет обеспечить повышение качества обслуживания клиентов, уменьшить трудозатраты на сопровождение и освободить сотрудников от рутинной работы.
CRM-системы автоматизирует процессы взаимоотношений с клиентами, тем самым помогая внедрять, измерять и контролировать внутренние стандарты и методики работы с клиентами.
Каждая CRM-система - это воплощение видения разработчиков того, как нужно работать с клиентом. В ней заложено множество готовых инструментов, которые позволяют перевести работу на качественно новый уровень.
Руководителю не на что опираться в этом вопросе, а потому и отдел продаж часто работает далеко не лучшим образом. Внедрение CRM-системы позволяет получить не только инструмент, но и помощь, взгляд разработчиков на то, как должен работать отдел продаж. В свою очередь при разработке CRM- системы обычно опираются на лучшие практики, на экспертов в вопросах работы с клиентами.
Целью написания данной бакалаврской работы являлась разработка CRM-системы для турагентства и личного кабинета с помощью фреймворка Django. Самостоятельное использование этой CRM-системы значительно облегчает работу CRM-менеджеров.
В ходе разработки была изучена предметная область, проанализированы требования к веб-приложению. Был спроектирован и разработан сайт с личным кабинетом для заказчиков в общедоступной части веб-проекта, а также была спроектирована база данных и разработан интерфейс для административной части веб-проекта.
Планируется дальнейшее развитие проекта, в частности, добавление новых категорий и туров в базу данных, будет улучшена форма регистрации и входа. Всё это и не только возможно благодаря большим мощностям фреймворка Django. Следовательно, приложение не утратит актуальности и будет в дальнейшем гораздо полезнее.
В ходе разработки мною был изучен большой объем документации по технологиям фреймворка Django. Получены навыки разработки веб-приложений с помощью данного фреймворка и верстки веб-страниц с использованием современных технологий.
1. Гринберг П. CRM со скоростью света / П. Гринберг - СПб.: Символ Плюс, 2007. - 528 с.
2. Кривошеева Р. Что такое CRM-системы и как их правильно выбирать? / Хабр [Электронный ресурс] / Р. Кривошеева // Habrahabr: Habrahabr.ru. - [Б. м. :
б. и.], 2015. - Режим доступа: https://habr.com/post/249633/. - Загл. с экрана.
3. Головатый А. Django. Подробное руководство /А. Головатый, Дж. Каплан-Мосс - СПб.: Символ-Плюс, 2010. - 560 с.
4. Чан У. Django. Разработка веб-приложений на Python/ У. Чан, П. Биссекс, Д. Форсье - СПб.: Символ-Плюс, 2009. - 456 с.
5. Фримен А. jQuery для профессионалов/ А. Фримен - М.: «Вильямс», 2012. — 960 с.
6. Самков Г. jQuery. Сборник рецептов / Г. Самков - СПб.: БХВ- Петербург, 2010. - С. 416.
7. Шевчук А. jQuery для начинающих / Хабр [Электронный ресурс] / А. Шевчук // Habrahabr: Habrahabr.ru. - [Б. м. : б. и.], 2008. - Режим доступа: https://habr.com/post/38208/. - Загл. с экрана.
8. Bootstrap 3. Документация на русском языке [Электронный ресурс]: документация для Bootstrap 3. - [Б. м. : б. и.], [2018]. - Режим доступа: http://bootstrap-3.ru/index.php. - Загл. с экрана.
9. Кузнецов М. Как сверстать веб-страницу. Часть 2 — Bootstrap/ Хабр [Электронный ресурс] / М. Кузнецов // Habrahabr: Habrahabr.ru. - [Б. м. : б. и.], 2014. - Режим доступа: https://habr.com/post/211032/. - Загл. с экрана.
10. Документация Django [Электронный ресурс]: Документация Django. - [Б. м. : б. и.], [2018]. - Режим доступа: http://www.djbook.ru. - Загл. с экрана.