Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Работа №78232

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы158
Год сдачи2020
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
433
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения рискованного поведения подростков в сети Интернет 15
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: «риск», «рискованная ситуация», «склонность к риску», «рискованное поведение» 15
1.2. Характерные особенности рискованного поведения подростков в сети
Интернет 28
1.3. Методы, формы профилактики и коррекции рискованного поведения
подростков в сети Интернет 44
Выводы по 1 главе 53
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети
Интернет 56
2.1. Научно - практическое обоснование педагогических условий профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети
Интернет 56
2.2. Ход и результаты опытно - экспериментальной работы профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет 71
Выводы по 2 главе 92
Заключение 96
Библиографический список литературы 99
Приложения 109


Актуальность темы исследования связана со стремительным развитием информационных ресурсов и их доступностью для всех слоев населения. Сегодня практически любой человек через Интернет имеет безграничный доступ к информации разного уровня, в том числе и запрещенному контенту: дезинформирующего, экстремистского,
порнографического характера. Особенно подвержены рискованному поведению в Интернете и его негативным последствиям подростки.
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения за март 2019 года 98% россиян от 14 до 17 лет ежедневно пользуются сетью Интернет. В среднем подростки сегодня проводят в Интернете от 4 и более часов в день. В отчете «Лаборатории Касперского» за 2019-2020 гг. [24], который анализирует запросы в поисковых системах, приводятся основные интересы российских подростков: почти 40% запросов это поиск видео, аудио контента и программного обеспечения, 24% - поиск общения, 16% - компьютерные игры, 11% - покупки онлайн, 6% новости. Мировая пандемия внесла свои коррективы: в апреле 2020 г снизилась популярность игровых сервисов и увеличились поиски ресурсов для онлайн общения. Кроме тех возможностей, которые несет Интернет, эта цифровая среда содержит в себе риски и опасности для пользователей. Это, в первую очередь агрессия, в любых видах - от сарказма и высмеивания в комментариях, до целенаправленной травли в Сети. Угрозу представляет опасный или вредоносный контент, тексты, картинки, видео противозаконного, неэтического содержания которые любой интернет- пользователь видит вне своего желания. В цифровой среде каждый может столкнуться с онлайн - грумингом или сексуальными домогательствами, порнографией, стать жертвой мошенников, «подцепить» программные вирусы, в результате чего могут быть похищены персональные данные и нанесен серьезный репутационный или финансовый вред. Подростки сегодня зачастую первыми принимают на себя все опасности цифровой среды, так как пользуются Интернетом более интенсивно и продолжительно, чем старшее поколение.
Кроме внешних факторов риска в интернет-пространстве общих для всех, есть специфические факторы, связанные с подростковым возрастом - нестабильный гормональный фон, неуверенность в себе, нехватка внимания родителей, недостаток общения с ровесниками и проблемы с учебой. В результате подростки уходят в виртуальный мир. Бесконтрольное пользование Интернетом, излишняя доверчивость, не критичность подвергают опасности физическое и психическое здоровье подростков. Последствия рискованного поведения в интернете для личности подростка это - отсутствие навыков жизни в реальном мире, снижение способности к логическому и критическому мышлению, неадекватное поведение, агрессия, нетерпимость и суицидальные тенденции из-за несовпадения виртуальной жизни с реальностью.
Актуальность данной темы состоит еще и в том, что для взрослого поколения вопросы рисков и рискованного поведения в Интернете пока остаются без исчерпывающего ответа. У человечества не накоплен достаточный опыт использования виртуального пространства и последствий его воздействия. В результате зачастую, родители просто не в состоянии помочь своим детям в критических ситуациях в Сети. Подростки владеют интернет-технологиями гораздо лучше, чем их родители. Родителям сложно разграничить продуктивное и деструктивное влияние цифровой среды. Например, социальные сети и виртуальное общение могут быть эффективным инструментом развития коммуникативных навыков подростков с ограниченными возможностями здоровья, но, в тоже время являться риском развития интернет-аддикции из-за их особенностей. В связи с цифровизацией нашего общества современные требования к квалификации молодых специалистов очень
высоки. С точки зрения освоения интернет-технологий долгосрочное пребывание в сети для подростка это шанс на приобретение полезного навыка (программирование, создание сайтов или освоение разговорного английского языка), который в будущем может повлиять на его профессиональное определение, но с другой стороны это также высокий риск быть втянутым в кибербуллинг или быть завербованным в экстремистское сообщество.
Работа, которая ведется со стороны различных служб по отслеживанию и запрету вредоносных сайтов, вследствие своей кропотливости и сложности, не обеспечивает полной информационной безопасности подрастающему поколению, так как вместо одного заблокированного вредоносного сайта появляется несколько других, а механизмы и техники мошенников и экстремистов постоянно обновляются.
Как обезопасить подрастающее поколение, не выпадая из
современных требований прогресса?
Состояние разработанности проблемы исследования. Риск и рискованное поведение особым образом рассматриваются в следующих разделах психологии: психология труда, психология здоровья, инженерная психология и превентивная психология. С середины ХХ в. многие зарубежные и отечественные ученые исследовали проблему рискованного поведения: сущность, факторы, механизмы, превентивные меры.
Зарубежными учеными, такими как Д. Арнетт [76], В. Валлах [82], Р. Кеттел [77], Н. Коган [82], С. Кумбс [78], M. Цуккерман [88], И. Эйзен [75], в соответствии с личностным подходом, были выявлены взаимосвязи между склонностью к рискованному поведению и индивидуальными особенностями эмоционально-волевой сферы человека - связь с уровнем тревожности; импульсивностью; низким уровнем самоконтроля; стремлением к поиску сильных ощущений. Д. Арнетт [76] в своей
концепции формирования личностного качества, назвал стремление к поиску сильных ощущений основой процесса социализации. Отечественными учеными психологами, такими как Т.В. Корнилова [36], В.В. Кочетков [37], И.Г. Скотникова [37], рискованное поведение чаще всего рассматривается в контексте ситуативного подхода.
В.А. Петровский [50] описывает три вида мотивов, побуждающих к рискованному поведению: стремление к преодолению трудностей, стремление к неизведанному и стремление к опасности. Г.Н. Солнцева [61] подразумевает под риском оценочную категорию и связывает его с действием человека - «оценкой себя». В психологии здоровья риск понимается как личный выбор или модель поведения, ведущие к возникновению заболевания, связанного с образом жизни. В случаях, когда описывается поведение, отличающееся высокой вероятностью физического или психологического ущерба, говорится о «саморазрушающем поведении», объединяя его с понятием «рискованное поведение».
С точки зрения деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна [56] рискованное поведение можно определить как ложную потребность, а основной механизм ее развития - «сдвиг мотива на цель». Б.Г. Ананьев [2] определяет поведение как сложный комплекс видов социальной деятельности. В поведении существует взаимозависимость между: информацией о людях и межличностных отношениях, коммуникацией и саморегуляции поступков человека в процессе общения, преобразованием внутреннего мира самой личности. Это касается рискованного поведения в том числе.
Тема риска и рискованного поведения человека в повседневной жизни достаточно широко разработана, в отличие от исследований причин и мотивов поведения человека в виртуальном пространстве. С того момента, когда Всемирная паутина стала общедоступной прошло три десятилетия. За это время психологи, социологи, педагоги исследовали воздействие Сети Интернет на человека, особенно риски, которые несет в себе новая для человечества цифровая среда. Появились новые термины "киберпсихология", "психология Интернета", "виртуальная психология", "психология киберпространства ", «киберриски» и другие.
В 1994 году А. Голдбергом [79] был введен термин «интернет- зависимость». Он выделил, что использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс. Этой же проблемой занимались Д. Гринфилд [80] и К. Янг [74]. В 2009 году М.И. Дрепа [26] опубликовала шесть основных типов интернет- зависимостей: навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации; пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети; игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети; навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах; пристрастие к просмотру фильмов через Интернет и киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.
Сегодня вопросы подростковых рисков в Интернете изучают многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги. Приведем наиболее интересные и актуальные труды российских и зарубежных авторов в научном поле нашего исследования. Коллектив ученых
Г.У. Солдатова [60], Е.И. Рассказова [60], Т.А. Нестик [60] в своих трудах исследовали «цифровую социализацию» разных поколений - детей и родителей. В исследовании представлены данные полученные Фондом Развития Интернет, в частности телефонной Линии помощи «Дети онлайн».
Ученые казанского университета Г.Ф. Биктагирова [8], Р.А. Валеева [8], А.Р. Дроздикова-Зарипова [8], Н.Н. Калацкая [8], Н.Ю. Костюнина [8] в своем исследовании разработали концептуальные основы и педагогическое обеспечение процесса профилактики и коррекции виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет.
Ч.М. Сабо [57] в своих исследованиях рассматривал рискованное поведение подростков в социальных сетях.
С.В. Молчанов [44], О.В. Алмазова [44], А.Е. Войскунский [44], Н.Н. Поскребышева [44] - изучали проблему взаимосвязи личностного и когнитивного аспектов развития в плане профилактики кибербуллинга и онлайн рисков коммуникации.
И.П. Волкова [16], Н.Н. Королева [16], И.М. Богдановская [16], Г.Ю. Иконникова [16], А. В. Машкова [16] занимались проблемами использования Интернета подростками с ОВЗ.
Однако, несмотря на широкий круг исследований, по проблеме рискованного поведения подростков в Глобальной сети Интернет остается еще много неизученных вопросов.
Анализ состояния данной проблемы в психолого¬педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречий:
- между увеличением числа подростков с рискованным поведением, которые проводят много времени в Сети и недостаточной разработанностью технологии профилактических и корригирующих воздействий на личность с необоснованными рисками;
- между социальным заказом общества на подростка с адекватным поведением, умеющим конструктивно пользоваться Интернетом с одной стороны и недостаточной разработанностью форм и методов реализации профилактической и коррекционной работы педагогов - психологов, направленной на снижение уровня рискованного поведения подростков в Глобальной сети Интернет.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет.
Объект исследования - процесс профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет.
Предмет исследования - педагогические условия профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет может повыситься, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «рискованное поведение»;
- выявить особенности проявления рискованного поведения подростков в сети Интернет;
- учитывать эффективность форм и методов профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет;
- реализовать педагогические условия профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет, к которым мы относим: своевременную диагностику склонности подростков к
рискованному поведению в сети Интернет; разработку и апробацию программы профилактики рискованного поведения подростков в сети Интернет; просветительскую работу с родителями и педагогами.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психологической и педагогической литературы раскрыть сущность понятия «рискованное поведение».
2. Определить особенности проявлений рискованного поведения подростков в сети Интернет.
3. Определить формы и методы профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет.
4. Выявить и обосновать педагогические условия профилактики рискованного поведения подростков в сети Интернет и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «риск» и «рискованное поведение» (Д. Арнетт, Р. Кеттел, М. Цуккерман, Н. Коган и другие), концептуальные положения, объясняющие и раскрывающие причины рискованного поведения (И.Г. Амбрумова, А.А. Бунас, А.Г. Евдокимов, Е.П. Ильин, Д.В. Колесов, Г.У. Солдатова, М.С. Трескунова) и основные положения профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в Интернете (О.И. Евстешина, Т.В. Журавель, Д.В. Новиков).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические методы: изучение и анализ педагогической,
психологической, социологической, медицинской литературы, сравнение, аналогия, обобщение.
- Эмпирические методы: формирующий эксперимент, диагностическое тестирование на выявление готовности к риску - методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта, тест «Шкала поиска ощущений» М. Цуккерман, опросник «Импульсивность - 7» (С. Айзенк), краткий модифицированный вариант А.А. Долныковой и Т.В. Корниловой, 1995 г., тест на интернет- зависимость Кимберли Янг.
- Методы обработки данных (количественный и качественный анализ): критерий Колмогорова-Смирнова, t-критерий Стьюдента для зависимых и несвязанных выборок.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали учащиеся 8-х классов МБОУ "Лицей №23" Ново-Савиновского района г. Казани., в эксперименте приняли участие 51человек, 14 - 15 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа с 2018 по 2020 г.
На первом (поисковом - теоретическом) этапе (с сентября 2018 по февраль 2019г.г.) осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе (с марта 2019 по март 2020 г.г.) проводилась проверка гипотезы исследования,
апробировалась программа «Риск в интернете - за или против?», с целью профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет.
На третьем (обобщающем) этапе (с марта 2020 г. по июнь 2020 г.) проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что нами разработана и апробирована на практике программа «Риск в Интернете - за или против?», которая включает эффективные формы и методы профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в Глобальной сети Интернет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнении современных теорий профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети интернет. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию процессов, которые включают различные формы и методы профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет.
Практическая значимость исследования содержание и
результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы педагогами и психологами в своей профессиональной деятельности с целью профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети интернет, а так же преподавателями ВУЗов и ССУЗов в ходе преподавания дисциплин «Социальная педагогика», «Социальная психология», «Девиантология» и др.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась в период с 2018 - 2020гг в ходе опытно-экспериментальной работы профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет, посредством публикации научных статей и тезисов и участия в научных конференциях.
Результаты исследования нашли отражения в публикациях автора, в том числе:
1) Семченко Т.О. Психолого-педагогические аспекты проблемы рискованного поведения подростков с ОВЗ в Глобальной сети Интернет /Т.О. Семченко // Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты: материалы IX Международной научно-практической конференции. 13 марта 2020 г. - Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2020. - С. 108-112
2) Семченко Т.О., Н.Ю. Костюнина «Профилактика и коррекция рискованного поведения подростков в глобальной сети Интернет». Данная статья подана в Сборник статей Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2020 г. Сборник на момент написания диссертационной работы отдан в печать.
3) Биктагирова Г.Ф., Валеева Р.А., Дроздикова-Зарипова
А.Р., Калацкая Н.Н., Костюнина Н.Ю. Профилактика и коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет: теория, практика /Г.Ф. Биктагирова, Р.А. Валеева, А.Р. Дроздикова-Зарипова, Н.Н. Калацкая, Н.Ю. Костюнина. - Казань: Издательство «Отечество», 2019. - 320 с. (Участие в разработке
коррекционно-развивающих занятий программы «Я - Социум - Безопасный Интернет», С. 219).
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях:
1. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 9.04.2019 г., Институт психологии и образования, секция «Проблемы гуманизации образования», выступление с докладом на тему: «Рискованное поведение подростков».
2. Круглый стол «Проблемы профилактики и коррекции виктимного поведения студенческой молодежи в интернете» (КФУ, Институт психологии и образования, 21.11.2019, участник).
3. Просветительский Форум «Формирование и расширение профессиональных компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков» (РТ, г. Казань, организован Центром социально-гуманитарного образования на базе МБОУ «Лицей №23» Ново-Савиновского района г. Казани 13.02.2020, участник).
4. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ, Институт психологии и образования. Секция «Проблемы гуманизации образования». Выступление с докладом «Рискованное поведение подростков в сети Интернет», 20.04.2020. Доклад занял 1 место.
5. VI виртуальный Международный форум по педагогическому образованию «Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов», КФУ, Институт психологии и образования, секция № 64. Выступление с докладом: «Профилактика и коррекция рискованного поведения подростков в Глобальной сети Интернет», 5.06.2020.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающая пять параграфов, заключения, библиографии и приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решая первую задачу, мы на основе анализа психологической и педагогической литературы, изучив концепции различных авторов, таких как Д. Арнетт [76], В.А. Петровский [50], Г.У. Солдатова [60], M. Цуккерман [88], Г.Н. Солнцева [61], раскрыли сущность и содержание понятия «рискованное поведение».
Под рискованным поведением мы понимаем поведение, несущее в себе добровольное принятие ситуации риска для психофизического состояния субъекта, содержащее элемент достижения определенной цели и неочевидный баланс положительных и отрицательных исходов, субъективно воспринимаемых как значимый.. Мы рассматриваем склонность к рискованному поведению как совокупность таких личностных характеристик как готовность к риску, импульсивность, стремление к поиску ощущений.
Решая вторую задачу, мы определили характерные особенности рискованного поведения подростков в сети Интернет. К ним относятся:
1) киберкоммуникативная зависимость - зависимость от общения в наиболее распространенной коммуникационной среде сети Интернет - социальных сетях;
2) психологические и социальные риски киберсоциализации, такие как социальный аутизм, возникновение агрессивного поведения и вовлечение в различные криминальные группы или экстремистские движения, «группы смерти»;
3) высокий уровень цифровой компетентности, рождающий самоуверенность и приводящий к переоценке подростком своих сил.
Рискованное поведение подростков в Глобальной сети Интернет - это особый стиль поведения, который с высокой степенью вероятности может привести подростка к физическому, психическому, социальному, материальному ущербу. Рискованное поведение подростков - активность, направленная на экспериментирование подростков со своими собственными возможностями и преобразующая их отношение к ценности жизни.
Решая третью задачу, мы разработали педагогические условия и апробировали их в опытно-экспериментальной работе. К педагогическим условиям мы относим своевременную диагностику уровня склонности подростков к рискованному поведению; разработку и апробацию программы профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет, которая имеет следующие эффективные формы и методы: проведение занятий преимущественно в интерактивной форме, использование элементов тренинга, дискуссии, беседы, метод кейсов, специфические кибер-задания, мини-лекции, ролевые игры, творческие задания и другое; просветительская работа с родителями и педагогами.
Гипотеза нами была подтверждена частично. Она была основана на предположении о том, что эффективность профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет может повыситься, если учитывать такие основные аспекты как, необходимость опираться на сущностные характеристики определения «рискованное поведение»; учитывать особенности проявления рискованного поведения подростков в сети Интернет; учитывать возможности форм и методов профилактики и коррекции рискованного поведения в сети Интернет, а также реализовать педагогические условия профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в сети Интернет. Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента для связанных и независимых выборок.
Проведя анализ методами математической статистики, мы получили результаты, что методики: «Готовность к риску» (RSK) Шуберта, опросник
«Импульсивность-7» С. Айзенк (краткий модифицированный вариант
А.А. Долныковой и Т.В. Корниловой,1995 г.) шкала «Склонность к риску» и тест «Интернет-зависимость» К. Янг для ЭГ имеют статистические различия на уровне значимости 5%.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в ходе формирующего эксперимента произошли изменения, позволяющие признать проведение опытно - экспериментальной работы достаточно успешной и положения выдвинутой гипотезы частично подтвержденной.



1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии : Пер с нем. / А. Адлер. - Москва : Когито-Центр, 2002. - 218 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.- 3-е изд. - Москва: Питер, 2010. - 282 с.
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-18.
4. Арзуманов Ю.Л. Психофизиологические основы алкоголизма и наркоманий/ Ю.Л. Арзуманов. - М.: Изд. Гайнуллин, 2001. - 220 с.
5. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика : От душевного кризиса к высшему "Я" / Р. Ассаджиоли. - М.: РЕФЛ-бук, 1994. - 311 с.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер.с англ. / Э. Берн; общ.ред. М.С. Мацковского. - СПб.; М.: Университетская книга; АСТ, 1997. - 400с.
7. Бикова С.В. Индивидуально-типологические особенности склонности к риску: автореф... дис. кан. пс. наук. - П1вденноукр. держ. пед. ун-т 1м.
К. Д. Ушинського. - Одесса, 2008. - 22 с.
8. Биктагирова Г.Ф., Валеева Р.А., Дроздикова-Зарипова А.Р., Калацкая Н.Н., Костюнина Н.Ю. Профилактика и коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет: теория, практика / Г.Ф. Биктагирова, Р.А. Валеева, А.Р. Дроздикова- Зарипова, Н.Н. Калацкая, Н.Ю. Костюнина. - Казань: Изд-во «Отечество», 2019. - 320 с.
9. Блэкборн Р. Психология криминального поведения / Р. Блекборн. - СПб: Питер, 2004. - 486 с.
10. Богомолова С. Н. О принятии решения в ситуации неопределенности и риска / С.Н. Богомолова // Личность преступника как объект психологического исследования: сб. научн. тр. / под ред. А.Р. Ратинова. - М.: Изд-во Всесоюзного ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1979.- 178 с.
11. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
12. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - Москва : Мысль, 1988. - 304 с.
13. Бунас А.А. Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения личности / А.А. Бунас // Психология: проблемы практического применения (II): материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С.10-16.
14. Веселова Е.К. Нравственный выбор в жизненных ситуациях: диагностика психологических особенностей принятия морального решения / Е.К. Веселова // Практикум по психологии жизненных ситуаций /под ред. Коржовой Е.Ю. - СПб.: Изд-во Стикс, 2016, - с. 73¬99.
15. Войскунский А.Е. Гуманитарные исследования в Интернете / А.Е. Войскунский - М.: Терра-Можайск, 2000. - 431 с.
16. Волкова И.П., Королева Н.Н., Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Машкова А.В. Проблемное использование интернета подростками с ограниченными возможностями здоровья / И.П. Волкова, Н.Н. Королева, И.М. Богдановская, Г.Ю. Иконникова, А.В. Машкова //Образование и наука. - Екатеринбург: РГИПУ. - 2019. - №9 - С.98-121.
17. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2005. - 507 с.
18. Головей Л.А., Муртазина И.Р. К вопросу о психофизиологических и личностных факторах восприятия повседневных стрессоров / Л.А. Головей, И.Р. Муртазина // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2018. - №2 (26). - С. 136-142.
19. Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания / С.Гроф; пер. с англ. С. Офертаса и О. Цветковой. - Москва: АСТ, 2003. - 458 с.
20. Губина С. Т., Чиговская-Назарова Я. А. Основы эффективной речевой коммуникации и убеждающего общения: учебное пособие / С.Т. Губина, Я.А. Чиговская-Назарова. - Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2012.
- 88 с.
21. Губина С.Т. Экзистенциальная фрустрация как фактор суицидального риска: музыкотерапия в коррекции аттитюдов смерти / С.Т. Губина // Тюменский медицинский журнал. - 2017. - №3. - С.24-31.
22. Гульдан В. В., Корсун А. М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам / В.В. Гульдан, А.М. Корсун // Вопросы наркологии. - 1990. - Т. 2. - №2. - С. 40-44.
23. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. /
В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; науч. ред. Л. В. Беловинский. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.
24. Дети в интернете 2020: «Отчет Лаборатории Касперского 2019 - 2020» [Электронный ресурс] / Лаборатория Касперского. — электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://securelist.ru/children-report- 2020/97018/, свободный.
25. Дик П.В. Психологические концепции риска и рискованного поведения /П.В. Дик // Актуальные проблемы психологии, 2008. - №2
- С. 63-68.
26. Дрепа М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии_/ М.И. Дрепа // Знание. Понимание.
Умение. — 2009. — № 2. — P. 189—193.
27. Дудко, Т.Н. Концептуальные основы и комплексная программа медико-социальной реабилитации наркологических больных / Т. Н. Дудко, Н. И. Зенцова // М-во здравоохранения РФ, Нац. науч. центр наркологии МЗ РФ, Нац. наркологическое о-во, Науч. -практический и обучающий центр психологического здоровья. - Москва: Спорт и Культура, 2014. - 259 с.
28. Душевная жизнь детей: Очерки по пед. психологии / под ред. проф. А.Ф. Лазурского и проф. А.П. Нечаева. - Москва: Польза, 1910. - 283 с.
29. Евдокимов А.Г. Физиологические критерии склонности к рискованному поведению у лиц молодого возраста: автореф.. .дис. кан. мед. наук. - Рос. ун-т дружбы народов - Волгоград, 2010. - 21 с.
30. Евстешина О.И. Модель реабилитационной работы в условиях социального приюта / О.И. Евстешина, М.С. Белякова// Дефектология. - 2006. - №1. - С. 66-71.
31. Егоров, А. Ю. Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие / А. Ю. Егоров; Минздрав РФ, ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова"; Кафедра психиатрии и наркологии. - Санкт-Петербург: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2016. - 63 с.
32. Журавель Т.В. Особенности эффективной программы профилактики рискованного поведения среди безнадзорных и беспризорных подростков /Т.В. Журавель // Здоровый образ жизни - основа гармонично развитого поколения: материалы межд. Форума (ноябрь 2010) . - Ташкент, 2010 г. - С.24-28.
33. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. — изд. 2-е, перераб. и доп.— Л.: Медицина, 1988.—160 с.
34. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала / М. М. Кашапов. - Москва: ПЕР СЭ, 2006. - 687 с.
35. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений уч. пос. / В.М. Колпаков. - 2-е изд., перераб. - К.: МАУП, 2004. -
С.148-157.
36. Корнилова Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску / Т.В. Корнилова. - М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 67 с.
37. Кочетков В. В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений / В.В. Кочетков, И.Г. Скотникова. - М.: Наука, 1993. - 143 с.
38. Левин Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен / Б.М. Левин // Социол. исслед. - 1997. - № 4. - С. 58-76.
39. Лисовский В. Т., Колесникова Э. А. Наркотизм как социальная проблема / В.Т. Лисовский, Э.А. Колесникова. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. - 198 с.
40. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. - 2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Медицина: Ленингр. отд-ние, 1983. - 255 с.
41. Луман Н. Понятие риска / Н. Луман; пер. к.ф.н. А.Ф.Филиппова // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. - 1994. - № 5. - С. 135-160.
42. Максимов А.С., Мануйлова Л.М. Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов / А.С. Максимов, Л.М. Мануйлова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. - №1 (31) - С. 94-100.
43. Менегетти А. Система и личность: перевод с итальянского / Антонио Менегетти. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: ННБФ "Онтопсихология", 2007. - 342 с.
44. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Войскунский А.Е., Поскребышева Н.Н. Роль личностных особенностей подростков в переработке социальной информации в интернет-коммуникации / С.В. Молчанов, О.В. Алмазова, А.Е. Войскунский, Н.Н. Поскребышева // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 4(32). - С. 3-15.
45. Неймарк, М.С., Толстых Н.Н. Направленность личности: взгляд из 2012 года / М.С.Неймарк, Н.Н. Толстых // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. - 2013. - №1. - С.5-13.
46. Новиков Д.В. Психотерапевтическая работа в духовно-ориентированном отделении наркологической клиники [Электронный ресурс] / Д.В. Новиков. — электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://dusha-orthodox.ru/biblioteka/novikov-d.v.-psihoterapevticheskaya- rabota-v-duhovno-orientirovannom-otdelenii-narkologich.-kliniki.html, свободный.
47. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения / Е.М. Ожиганова // Бизнес- образование в экономике знаний. - 2015. - №1 (1). - С. 63-66.
48. Патраков Э.В. Подростки и Интернет: реакции родителей / Э.В. Патраков // Сибирский психологический журнал. - 2019. - №72. - С. 129-144.
49. Перкун Р. Мотивационные расстройства / Р. Перкун // Клиническая психология / под ред. М. Перре., У. Баумана. - СПб.: Питер, 2003. - 1312 с.
50. Петровский В. А. Неадаптивный риск: феноменология и опыт интерпретации/ В.А. Петровский // Управление риском. 1997. № 3. - С. 29-34.
51. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
52. Психология личности в трудах зарубежных психологов / под общ. ред. и состав. А.А. Реана. - С-Пб., 2000. - 537 с.
53. Психолого-педагогический словарь / авт.-сост. Е.С.Рапацевич, гл.ред. А.П. Астахов. - М: Современное слово, 2006. - 928 с.
54. Рахимкулова А. С. Некоторые характеристики рискового поведения подростков (предварительный анализ) / А.С. Рахимкулова // Тюменский медицинский журнал. - 2013. - №3. - С.23-25.
55. Ренн О. Три десятилетия исследования риска: достижения и новые горизонты / О. Ренн // Вопросы анализа риска. — 1999. — т. 1. — № 1. — С. 80-99.
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва: Гос. учеб.-педагог. изд., 1940. - 595 с.
57. Сабо Ч. М. Поведение подростков - активных пользователей Интернета: результаты исследования педагогов Венгрии и России/ Ч.М. Сабо // Экопсихологические исследования - 6: экология детства и психология устойчивого развития. - 2020. - №6. - С. 491-495.
58. Солдатова Г.У. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования : монография]/ Г. У. Солдатова; Фонд Развития Интернет, Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва: Фонд Развития Интернет: Google, 2013. - 143 с.
59. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков // Национальный психологический журнал. - 2017. - №1 (25). - С.3-13.
60. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова, Т.А. Нестик. — М.: Смысл, 2017. — 375 с.
61. Солнцева Г. Н. О психологическом содержании понятия «риск» / Г.Н. Солнцева // Вестник МГУ. Сер. 14. - 1999. - № 2. - С. 14-22.
62. Солнцева Г. Н., Смолян Г. Л. Психологические механизмы и модели «рискового поведения»/ Г.Н. Солнцева, Г.Л. Смолян // Труды ИСА РАН. - 2007. - Т. 31. - С. 231-244.
63. Уайльд Дж. С. Запланированный риск, связанный со смертельной опасностью, болезнью или травмой, в ежедневных решениях [Электронный ресурс] / Дж. С. Уайльд; перевод проф. И. Н. Бекманан.
— Электрон. текстовые дан. — Ржеж-Рассудово: 2001. — Режим доступа: http://profbeckman.narod.ru/Risk.htm, свободный.
64. Фролова Ю.Г. Психосоматика и психология здоровья: уч. пос. / Ю.Г. Фролова. - Мн: ЕГУ, 2003. - 172 с.
65. Фромм Э. Душа человека / Э. Фром; пер. с нем. В. Закса. - Москва: АСТ: Астрель, cop., 2010. - 251 с.
66. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения: пер. с англ. / Х. Хекхаузен. - С-Пб.: Речь, 2001. - 238 с.
67. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х. Хушбахтов // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 1020-1022.
68. Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности / В. В. Черкасов - 2. изд., перераб. и доп. - М.: Рефл-бук. - 317 с.
69. Шаболтас А.В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований / А.В. Шаболтас // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. - 2014. - №3. - С. 5-16.
70. Шарок В.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы и самоотношения личности, склонной к рискованному поведению: автореф...дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / В.В. Шарок. - С.-Петерб. гос. ун-т. - С-Пб., 2010. - 27 с.
71. Шипицына Л.М. Психологические риски компьютерной зависимости подростков с нарушением слуха / Л.М. Шипицына // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. - 2011. - №3. - С. 129-137.
72. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / под общ. ред. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996. - 340 с.
73. Янг К. Диагноз - интернет-зависимость / К. Янг // Мир Интернет. -
2000. - № 2. - С. 24-29.
74. Янг К. Приветствие участникам симпозиума. Тезисы дистантных зарубежных участников симпозиума «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» 10 июня 2009 г. МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет психологии [Электронный ресурс]/К. Янг. - электрон. Текстовые дан. - Режим доступа:
http://www.psy.msu.ru/science/conference/intemet/2009/theses.html, свободный.
75. Ajzen I. 2002 Perceived Behavioral Control, Self-Efficacy, Locus of Control, and the Theory of Planned Behavior // Journal of Applied Social Psychology, 2002. - Vol. 32. - Р. 665—683.
76. Arnett J.J. Adolescents’ uses of media for self-socialization // Journal of Youth and Adolescence. 1995. - Vol. 24.- № 5. - P. 519-533.
77. Cattell R. B. Personality and motivation structure and measurement. N. Y.: World Book, 1957. - P. 255.
78. Coombs C. H. Portfolio Theory and the Measurement of Risk // Human Judgment and Decision Processes/ eds M. F. Kaolan, S. Schwartz. N. Y.: Academic Press. - 1975. - P. 63-85.
79. Goldberg I. Internet addictive Disorder (IAD) diagnostic criteria.
(http: //web .urz.uniheidelberg. de/Netzdienste/anleitung/wwwtips/8/addict.ht ml).
80. Greenfield D. Interview with Dr. David Greenfield on Internet and video game addiction. (http://www.youtube.com/watch7v =26KPzJwt6wQ).
81. James A. F Stoner. Risky and cautious shifts in group decisions: The influence of widely held values // Journal of Experimental Social Psychology. — 1968-10-01. — Vol. 4, № 4. — Р. 442-459.
82. Kogan N., Wallach M. A. Risky-shift phenomenon in small decision-making groups: A test of the information-exchange hypothesis // Journal of Experimental Social Psychology. - 1967. - Vol. 3. - P. 75-84.
83. Kozelevsky U., Limber S.P. Electronic bullying among middle school students// Journal of adolescent health. - 2007. - Vol. 41. - № 6. P. 522-530.
84. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, coping and appraisal. N.Y.: Springer Press, - 1984. - 134 p.
85. Marriage K., Cummins R.A. Subjective quality of life and self-esteem in children: The role of primary and secondary control in coping with everyday / Published by the Australian Centre on Quality of Life, School of Psychology, Deakin University. - 16 p.
86. Smith P.K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S, Russell S, Tippett N. Cyberbullying: Its nature and impact in secondary school pupils // Journal of child psychology and psychiatry. - 2008. - Vol. 49. - № 4. - P. 376-385.
87. Ulrich Beck. From Industrual Society to the Risk Society //Theory, Culture and Society. - February 1992. - v.9. - no.1. - Р. 97-123.
88. Zuckerman M. Dimensions of sensation seeking // Journal of Consulting and Clinical Psychology.- 1971. - Vol. 36. - P. 45-52.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ