Введение
Глава 1. Теоретико-методологическое исследование бизнес-моделей с учетом психологических особенностей предпринимателей
1.1. Использование конструкта «бизнес-модель» в современном предпринимательстве
1.2. Бизнес-моделирование как инструмент конкурентоспособности предпринимательской организации
1.3. Теоретический анализ психологических особенностей предпринимателей в рамках бизнес-моделирования
Глава2. Анализ деятельности компании Тele2
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании
2.2. Система управления бизнес-процессами в компании Тele2
2.3. Бизнес-моделирование как условие эффективности деятельности компании Тele2
Актуальность исследования. На сегодняшний день исследования бизнес-моделей становятся все более востребованными как в академическом, так и в профессиональном сообществе. Необходимость исследования бизнес-моделей обусловлена потребностью бизнеса в новых источниках роста, усилении конкурентоспособности на турбулентном рынке. Как показало исследование Г. Чесброу, успешное развитие компаний все сильнее зависит именно от используемой ими бизнес-модели. Это демонстрируют успешные БМ таких компаний, как Amazon (крупнейший продавец книжной продукции, не владеющий ни одним традиционным книжным магазином), Uber (компания-революционер в области предоставления услуг такси), Skype (крупнейший провайдер телекоммуникационных услуг, не имеющий в распоряжении никакой сетевой инфраструктуры). Реагируя на растущие потребности бизнеса, компании начинают специализироваться на консультировании представителей бизнеса по вопросам улучшения бизнес-модели, разработки новых бизнес-моделей. Количество исследований в данной области за последние годы увеличилось более чем в 10 раз, что также свидетельствует о повышенном внимании научного и бизнес-сообщества к проблематике бизнес-модели. Тем не менее, количество успешных бизнес-моделей на сегодняшний день остается низким, и компании находятся в активном поиске подходов, позволяющих создавать и поддерживать успешные бизнес-модели.
Несмотря на большое и ежегодно растущее количество публикаций, посвященных бизнес-моделированию, вопрос о едином теоретическом фундаменте для изучения бизнес-моделей остается дискуссионным (Стрекалова, 2009; Teece, 2010; Маркова, 2010; Zott, Amit, 2011; DaSilva, Trkman, 2013; Baden-Fuller, Mangematin, 2015). Среди исследователей отсутствует согласие по широкому кругу вопросов (таких, как определение бизнес-модели, компоненты, из которых состоит бизнес-модель, соотношение бизнес-модели и стратегии компании, границы бизнес-модели, влияние различных типов бизнес-модели на результаты компании и др). В то же время, наблюдается определенная консолидация мнений исследователей, связанная с пониманием доминирования ценностной составляющей в определении бизнес-модели.
Цель исследования – рассмотреть эффективность реализации бизнес-моделей с учетом психологических особенностей предпринимателей на примере Tele2.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) рассмотреть использование конструкта «бизнес-модель» в современном предпринимательстве;
2) проанализировать бизнес-моделирование как инструмент конкурентоспособности предпринимательской организации;
3) провести теоретический анализ психологических особенностей предпринимателей в рамках бизнес-моделирования;
4) провести анализ деятельности компании Тele2;
5) доказать эффективность реализации бизнес-моделей с учетом психологических особенностей предпринимателей в компании Тele2.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды российских и зарубежных авторов в области стратегического управления, маркетинга, социологии, теории организационных сетей. В работе были использованы как результаты академических исследований, так и практикоориентированные работы, написанные специалистами по бизнес-консультированию.
Эмпирическую базу исследования составили качественные и количественные данные, собранные автором из различных источников в отношении компании Tele2.