Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования преподавания физики в основной школе………………………………………………………...5
1.1. Обучение физике в основной школе…………………………………………5
1.2. Реализация межпредметных связей по физике в рамках основной школы……………………………………………………………………………...8
Глава 2. Методики и технологии использования в учебном процессе по физике цифровой образовательной среды……………………………………..16
2.1. Электронные образовательные ресурсы и методика их применения в процессе изучения школьного курса физики………………………………….16
2.2. Классификация электронных образовательных ресурсов по физике и требования к ним………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...30
Актуальность исследования. Новые веяния пришли с новым XXI-м веком и в образование появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.
Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставится задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.
Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, современные преподаватели выбирают технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.
Под этим понятием мы подразумеваем такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.
Объектом исследования является процесс обучения физике в основной школе.
Предметом исследования выступают образовательные ресурсы по физике для основной школы.
Цель исследования заключается в анализе образовательных ресурсов по физике для основной школы.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть особенности обучения физике в основной школе;
2) охарактеризовать реализацию межпредметных связей по физике в рамках основной школы;
3) рассмотреть электронные образовательные ресурсы и методики их применения в процессе изучения школьного курса физики;
4) рассмотреть классификацию электронных образовательных ресурсов по физике и требования к ним.
При выполнении работы были использованы теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической, дидактической и методической литературы, обобщение знаний и другие).
Основные трудности в методике преподавания физики в средних общеобразовательных учебных заведениях состоят не только в сложном математическом аппарате современной физики, но и в концептуальной сложности современной физики.
Отдельным вопросом является оснащение физических кабинетов современным техническим оборудованием, поскольку процесс изучения современной физики включает не только теоретические занятия, но и лабораторный практикум.
Лабораторные работы являются важнейшим звеном при освоении физических знаний, так как экспериментальная работа, экспериментальные исследования сыграли ключевую роль при изучении физических процессов.
И, разумеется, в настоящее время обучение физики немыслимо без использования современных информационных технологий, таких как демонстрационных виртуальных эксперимент и компьютерное моделирование.
В ходе исследования нами были обозначены ряд аспектов, отличающих современную физику от других разделов физики. Так, изучение элементов современной физики:
- играет существенную роль в формировании научной картины мира, учащихся, так как именно физика поставила перед научной и философской мыслью ряд фундаментальных вопросов, о природе физической реальности, существование Вселенной, ее конечности и бесконечности в пространстве и во времени, и даже природе сознания;
- позволяет ученикам ознакомиться с основами исследовательско - конструкторской деятельности, закладывает фундамент для дальнейшего изучения радиофизики, радиотехники, электроники, нанотехнологии и других связанных с ней учебных предметов, а также способствует пониманию основных физических принципов, лежащих в основе современной техники;
- способствует внедрению в процесс обучения информационных технологий, которые можно использовать и как средство презентования материала, и как объект исследования, эксперимента, наблюдений, моделирования, поскольку невозможно непосредственно наблюдать протекание физических процессов в макро - и микромире.
1. Бекпулатов У.Р., и другие. Принцип симметрии и законы сохранения. International scientific research 2018. XLI Международная научно-практическая конференция. –М.; Издательство «Олимп», 2018. -361 с.
2. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
3. Ганелин Ш.И. О преемственных и межпредметных связях / Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5-7 классах / Ш.И. Ганелин / Под ред. Ш.И. Ганелина, А.К. Бушли. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С. 5-24.
4. Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. – М.; Просвещение. 1987. 127с.
5. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
6. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
7. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
8. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
9. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
10. Кузьмина Н.В. Взаимосвязь с другими предметами естественного цикла, как необходимое дидактическое условия формирования общих естественно-научных знаний (на материале курса физики первой ступени): дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Кузьмина. – Челябинск, 1985. – 175 с.
11. Лукашевич В. В, Пронина Е.Н. Психология и педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 296 с.
12. Методологические принципы физики. – М.; 1975. – с. 272.
13. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. 2015. № 8. С. 125 - 139
14. Эйнштейн А. Физика и реальность. – М.; 1985. – с. 204.