ПРАВОВОЙ РЕЖИМ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
1 . Институт самовольной постройки в гражданском праве России 8
1.1. История развития правового института самовольной постройки в
праве России 8
1.2. Понятие, признаки и виды самовольной постройки по современному законодательству Российской Федерации
1.3. Правовое регулирование отношений, возникающих при возведении самовольной постройки, по современному законодательству Российской Федерации 31
2. Признание права собственности на самовольную постройку как способ приобретения права собственности 41
2.1. Основания и условия признания судом права собственности на
самовольную постройку 41
2.2. Порядок признания судом права собственности на самовольную
постройку 52
Заключение 57
Список использованной литературы 60
1 . Институт самовольной постройки в гражданском праве России 8
1.1. История развития правового института самовольной постройки в
праве России 8
1.2. Понятие, признаки и виды самовольной постройки по современному законодательству Российской Федерации
1.3. Правовое регулирование отношений, возникающих при возведении самовольной постройки, по современному законодательству Российской Федерации 31
2. Признание права собственности на самовольную постройку как способ приобретения права собственности 41
2.1. Основания и условия признания судом права собственности на
самовольную постройку 41
2.2. Порядок признания судом права собственности на самовольную
постройку 52
Заключение 57
Список использованной литературы 60
В условиях интенсивного сооружения производственной и социальной инфраструктуры самовольное строительство приобрело массовый характер и как следствие возрос интерес к самовольной постройке как к институту гражданского права.
Актуальность темы обусловлена в первую очередь злободневностью вопросов связанных с легализацией самовольно возведенных объектов, важностью недвижимости в жизни человека и юридическими сложностями, связанными с их созданием и оформлением прав собственности.
Так только в Республике Крым для строительства различных зданий и сооружений было незаконно занято более 40 000 гектаров земли. На данный момент на этих территориях расположено около 300 поселков, проживает порядка 200 000 человек. До настоящего времени не до конца решен вопрос с оформлением земельных участков и домов находящихся в пользовании у граждан.
В настоящее время данная проблема решается комплексно: частично путем сноса самовольных построек и предоставления нуждающимся льготным категориям граждан земельных участков, частично постройки узаконивают судебными решениями.
Несмотря на принимаемые меры проблемы легализации и эксплуатации незаконных построек стоят остро. Многие из собственников приобрели такую недвижимость в результате законных гражданско-правовых сделок, кто-то в отсутствие необходимых разрешений и согласований построил на чужом или своем земельном участке новый объект недвижимости или реконструировал старый (надстроил этажи, сделал пристройку и пр.).
Ведь очень часто строительство и реконструкция начинаются в отсутствие необходимых разрешений не только в отсутствии желания граждан и юридических лиц обращаться к уполномоченным органам, существуют и иные причины.
Первая и самая главная это - бюрократические сложности, громоздкость и длительность процедуры получения разрешительных документов и оформлении прав на недвижимость. В Москве, например, только на подготовительном этапе необходимо получить разрешений, технических условий и согласований от муниципальных органов власти, различных организаций и ведомств более 80 1.
Такое большое количество заинтересованных в согласовании ведомств скорее всего заключается в том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации строительная деятельность является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих и соответственно строительство или реконструкция затрагивает интересы не только застройщика, но неопределенного круга лиц, что и предопределило создание таких норм регламентирующих создание объектов капитального строительства.
Но с тоже врем из - за бюрократических проволочек подготовительный этап занимает очень продолжительное время (на формирование земельного участка в среднем уходит 3 года).
Вторая причина по которой самовольное строительство процветает кроется в том, что действующее законодательство как ни странно этому способствует: с юридической точки зрения, нарушение правил строительства, оформления прав собственности на земельные участки и т.д. является правонарушением, и как следствие должно повлечь адекватное последствие. Но гражданское законодательство рассматривает незаконное строительство как самостоятельное основание приобретение права собственности, Уголовный кодекс Российской Федерации самовольное
1 Перечень исходно-разрешительной документации и согласования проектно-сметной документации.
строительство вообще не квалифицирует как преступление и только Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 9.5 предусматривает несоизмеримую с получаемой прибылью ответственностью за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции и ввода объектов капитального строительства .
Застройщик, начиная работы в отсутствие разрешительной документации на строительство, чаще всего сознательно идет на риск, стремясь сэкономить время. Зачастую он, как правило, рассчитывает оформить документы в процессе строительства или по его завершении, в крайнем случае, легализовать вновь созданный объект через суд.
Для правоприменительной практики на вопросы применения статьи 222 ГК РФ действующее законодательство однозначного ответа не дает, что приводит к противоречию в толкованиях, как итог субъективизм при принятии пений.
Дуализм вопроса незаконной постройки в заключается в том, что гражданское законодательство с одной стороны говорит, что лицо самовольно воздвигнувшее самовольную постройку не имеет на нее право собственности, оно не вправе распоряжаться постройкой, самовольная постройка не отнесена к объектам гражданского права, юридически ее не существует, вовлечение ее в гражданский оборот не допустимо. собственнику принадлежат только материалы из которой сделана эта постройка. Мало того на это лицо возложена ответственность добровольно снести эту постройку, в связи с чем помимо экономических, остро встают вопросы социальной напряженности в обществе.
В то же время пункт 3 статьи 222 ГК РФ характеризует ее как один из способов приобретения права собственности, что может привести к злоупотреблению субъектами гражданского оборота своими правами в ущерб публичных интересов в отношении объектов недвижимого имущества.
Несмотря на актуальность и значимость решения вопроса о самовольной постройке, в юридической литературе уделяется недостаточно внимания этому вопросу, комплексное исследование сущности института самовольной постройки проводится в единичных случаях. В основном публикации представленные в журнальных статьях и комментариях рассматривают ее больше в практическом свете: способах легализации самовольной постройки, раскрытие самовольной постройки как правовой нормы, а не правонарушения, нет и единства в трактовке понятия незаконной постройки.
Отдельные особенности самовольного строительства в своих работах освещают Зинченко С.А., Мананников О., Мозолин В.П., Моргунов С., но несмотря на актуальность исследуемой темы фундаментальных трудов, раскрывающих самовольную постройку со всех сторон, в юридической литературе не имеются.
До сих пор, многие основные и принципиальные положения института самовольной постройки имеют различное толкование.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является раскрытие понятия и сущности самовольной постройки, места ее в гражданском праве, как способа приобретения права собственности.
При этом, перед автором стоят следующие задачи.
Первая задача - проанализировать историю развития института самовольной постройки в динамике. Поэтому в первая глава будут посвящена освещению вопросов истории развития самовольной постройки, положению и значению данного института в гражданском праве на современном этапе - среди способов приобретения права собственности.
Второй и основной задачей является исследование всех теоретических аспектов института самовольной постройки как явления права в современном законодательстве, раскрытие ее понятия и сущности. Будут проанализированы нормативно-правовые акты в области гражданского, градостроительного и земельного права, рассмотрены вопросы судебной практики, а также различные подходы и мнения отечественных ученых.
Методы решения задач исследования выбраны исходя из содержания и специфики темы и задач исследования.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и др. федеральные законы и подзаконные нормативно правовые акты.
Теоретическую основу настоящей работы составили труды дореволюционных, советских и современных представителей цивилистической науки, таких как С.С. Алексеев, Д.И. Белиловский, М.И. Брагинский, И.Л. Брауде, С.И. Вильнянский, В.В. Витрянского, Б.М. Гонгало, В.П. Грибанов, A.M. Гуляев, Д.В. Дождев
Актуальность темы обусловлена в первую очередь злободневностью вопросов связанных с легализацией самовольно возведенных объектов, важностью недвижимости в жизни человека и юридическими сложностями, связанными с их созданием и оформлением прав собственности.
Так только в Республике Крым для строительства различных зданий и сооружений было незаконно занято более 40 000 гектаров земли. На данный момент на этих территориях расположено около 300 поселков, проживает порядка 200 000 человек. До настоящего времени не до конца решен вопрос с оформлением земельных участков и домов находящихся в пользовании у граждан.
В настоящее время данная проблема решается комплексно: частично путем сноса самовольных построек и предоставления нуждающимся льготным категориям граждан земельных участков, частично постройки узаконивают судебными решениями.
Несмотря на принимаемые меры проблемы легализации и эксплуатации незаконных построек стоят остро. Многие из собственников приобрели такую недвижимость в результате законных гражданско-правовых сделок, кто-то в отсутствие необходимых разрешений и согласований построил на чужом или своем земельном участке новый объект недвижимости или реконструировал старый (надстроил этажи, сделал пристройку и пр.).
Ведь очень часто строительство и реконструкция начинаются в отсутствие необходимых разрешений не только в отсутствии желания граждан и юридических лиц обращаться к уполномоченным органам, существуют и иные причины.
Первая и самая главная это - бюрократические сложности, громоздкость и длительность процедуры получения разрешительных документов и оформлении прав на недвижимость. В Москве, например, только на подготовительном этапе необходимо получить разрешений, технических условий и согласований от муниципальных органов власти, различных организаций и ведомств более 80 1.
Такое большое количество заинтересованных в согласовании ведомств скорее всего заключается в том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации строительная деятельность является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих и соответственно строительство или реконструкция затрагивает интересы не только застройщика, но неопределенного круга лиц, что и предопределило создание таких норм регламентирующих создание объектов капитального строительства.
Но с тоже врем из - за бюрократических проволочек подготовительный этап занимает очень продолжительное время (на формирование земельного участка в среднем уходит 3 года).
Вторая причина по которой самовольное строительство процветает кроется в том, что действующее законодательство как ни странно этому способствует: с юридической точки зрения, нарушение правил строительства, оформления прав собственности на земельные участки и т.д. является правонарушением, и как следствие должно повлечь адекватное последствие. Но гражданское законодательство рассматривает незаконное строительство как самостоятельное основание приобретение права собственности, Уголовный кодекс Российской Федерации самовольное
1 Перечень исходно-разрешительной документации и согласования проектно-сметной документации.
строительство вообще не квалифицирует как преступление и только Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 9.5 предусматривает несоизмеримую с получаемой прибылью ответственностью за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции и ввода объектов капитального строительства .
Застройщик, начиная работы в отсутствие разрешительной документации на строительство, чаще всего сознательно идет на риск, стремясь сэкономить время. Зачастую он, как правило, рассчитывает оформить документы в процессе строительства или по его завершении, в крайнем случае, легализовать вновь созданный объект через суд.
Для правоприменительной практики на вопросы применения статьи 222 ГК РФ действующее законодательство однозначного ответа не дает, что приводит к противоречию в толкованиях, как итог субъективизм при принятии пений.
Дуализм вопроса незаконной постройки в заключается в том, что гражданское законодательство с одной стороны говорит, что лицо самовольно воздвигнувшее самовольную постройку не имеет на нее право собственности, оно не вправе распоряжаться постройкой, самовольная постройка не отнесена к объектам гражданского права, юридически ее не существует, вовлечение ее в гражданский оборот не допустимо. собственнику принадлежат только материалы из которой сделана эта постройка. Мало того на это лицо возложена ответственность добровольно снести эту постройку, в связи с чем помимо экономических, остро встают вопросы социальной напряженности в обществе.
В то же время пункт 3 статьи 222 ГК РФ характеризует ее как один из способов приобретения права собственности, что может привести к злоупотреблению субъектами гражданского оборота своими правами в ущерб публичных интересов в отношении объектов недвижимого имущества.
Несмотря на актуальность и значимость решения вопроса о самовольной постройке, в юридической литературе уделяется недостаточно внимания этому вопросу, комплексное исследование сущности института самовольной постройки проводится в единичных случаях. В основном публикации представленные в журнальных статьях и комментариях рассматривают ее больше в практическом свете: способах легализации самовольной постройки, раскрытие самовольной постройки как правовой нормы, а не правонарушения, нет и единства в трактовке понятия незаконной постройки.
Отдельные особенности самовольного строительства в своих работах освещают Зинченко С.А., Мананников О., Мозолин В.П., Моргунов С., но несмотря на актуальность исследуемой темы фундаментальных трудов, раскрывающих самовольную постройку со всех сторон, в юридической литературе не имеются.
До сих пор, многие основные и принципиальные положения института самовольной постройки имеют различное толкование.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является раскрытие понятия и сущности самовольной постройки, места ее в гражданском праве, как способа приобретения права собственности.
При этом, перед автором стоят следующие задачи.
Первая задача - проанализировать историю развития института самовольной постройки в динамике. Поэтому в первая глава будут посвящена освещению вопросов истории развития самовольной постройки, положению и значению данного института в гражданском праве на современном этапе - среди способов приобретения права собственности.
Второй и основной задачей является исследование всех теоретических аспектов института самовольной постройки как явления права в современном законодательстве, раскрытие ее понятия и сущности. Будут проанализированы нормативно-правовые акты в области гражданского, градостроительного и земельного права, рассмотрены вопросы судебной практики, а также различные подходы и мнения отечественных ученых.
Методы решения задач исследования выбраны исходя из содержания и специфики темы и задач исследования.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и др. федеральные законы и подзаконные нормативно правовые акты.
Теоретическую основу настоящей работы составили труды дореволюционных, советских и современных представителей цивилистической науки, таких как С.С. Алексеев, Д.И. Белиловский, М.И. Брагинский, И.Л. Брауде, С.И. Вильнянский, В.В. Витрянского, Б.М. Гонгало, В.П. Грибанов, A.M. Гуляев, Д.В. Дождев
Таким образом, при написании работы мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, институт самовольной постройки не появился спонтанно, он имеет свою историю развития. Исконно он возник, как "суперфиций", впоследствии - как "право застройки", а на данный момент классифицируется, как "самовольная постройка". Этот институт во все времена имел весомое значение в гражданском праве, координируя при этом общественные отношения в области земельного и строительного права.
По замыслу законодателя и сложившейся практике в нашей стране, можно с точностью определить сущность самовольной постройки как одного из видов приобретения права собственности. Ряд юристов подвергают критике это положение, расценивая самовольную постройку лишь с административно-правовой стороны - как правонарушение. Разумеется, при данном подходе, исключается возможность вовлечения объекта самовольного строительства в гражданский оборот. Однако, данная точка зрения является неверной, поверхностной и не поддерживается автором.
Самовольная постройка принадлежит к первоначальным способам приобретения права собственности, благодаря которому правомерно можно стать собственником недвижимого имущества.
Во-вторых, детально разобрав все теоретические стороны самовольного строительства, были исследованы все объекты, которые могут попасть под действие статьи 222 Гражданского кодекса РФ, ввиду того, что вопрос об объекте является первостепенным при разрешении спора в суде. Ими могут быть: жилой дом; пристройка части жилого дома; строение и сооружение, не предназначенные для проживания (административное здание, гараж, скважина водоснабжения); объект незавершенного строительства; самовольная реконструкция объекта.
Также огромную роль играют признаки, без существования которых постройка не может иметь статус самовольной. Условия самовольности проявляются в основном в несоблюдении строительных и градостроительных норм. Вопреки большому количеству нормативно-правовых актов, содержащих данные нормы, Гражданский кодекс РФ весьма абстрактно и неточно определяет границы, в пределах которых постройка считается самовольной. Данная позиция законодателя создает благоприятную среду для роста бюрократизма в нашей стране. На сегодняшний день, причисление различных строений к "самострою" в большинстве своем зависит от политики государственных органов на уровне субъектов РФ или органов местного самоуправления. Это служит причиной для весьма разнообразной судебной практики. Что, в сою очередь, не характеризует наше государство, как правовое.
Основополагающим признаком самовольности является наличие права на земельный участок или соответствие его целевому назначению. Именно с этого признака началось становление института самовольной постройки. Начиная с римского права и до настоящего времени, в большинстве руководящих правовых системах действует принцип "права почвы". Российский закон с развитием рыночных отношений все больше и больше отклоняется от данного принципа. На первый план выходит принцип имущественного разграничения прав на земельный участок и находящееся на нем строение. Это очередной довод в пользу позиции автора - путем самовольной постройки можно на законных основаниях приобрести право собственности.
Также предметом исследования стала практика применения статьи 222 Гражданского кодекса РФ и других норм гражданского права при признании права собственности на объект самовольного строительства. Были выявлены общие закономерности, особенности и проблемы рассмотрения данной категории судебных дел. За последние годы количество таких дел увеличилось, но количество вопросов по ним при этом не уменьшается.
Помимо упомянутой в статье 222 Гражданского кодекса РФ судебной легализации, возможен и внесудебный порядок ее осуществления. Все законопроекты Государственной Думы направлены на упрощение процедуры легализации.
Также была сделана попытка законотворческой деятельности автором выпускной квалифицированной работы. После всестороннего изучения практики применения норм о самовольной постройке предлагается изменить действующую редакцию статьи 222 Гражданского кодекса РФ. В предлагаемой редакции уточняется объект и отдельный признаки самовольной постройки, а также вопросы признания права собственности на объект самовольной постройки.
При действующем законе легализация "самостроя", к сожалению, часто осуществляется незаконным путем. Все пробелы законодателя умело используются недобросовестными застройщиками, чем нарушаются и публичные интересы, и интересы частных лиц. Поэтому, все, что связано с самовольным строительством, в том числе и приобретение права собственности на объект самовольной постройки, характеризуется "негативной оценкой".
Отсюда следует вывод, что законодателю надо точно прописать все вопросы легализации самовольной постройки, а органам власти создать необходимые экономические, политические и социальные условия для их реализации.
Во-первых, институт самовольной постройки не появился спонтанно, он имеет свою историю развития. Исконно он возник, как "суперфиций", впоследствии - как "право застройки", а на данный момент классифицируется, как "самовольная постройка". Этот институт во все времена имел весомое значение в гражданском праве, координируя при этом общественные отношения в области земельного и строительного права.
По замыслу законодателя и сложившейся практике в нашей стране, можно с точностью определить сущность самовольной постройки как одного из видов приобретения права собственности. Ряд юристов подвергают критике это положение, расценивая самовольную постройку лишь с административно-правовой стороны - как правонарушение. Разумеется, при данном подходе, исключается возможность вовлечения объекта самовольного строительства в гражданский оборот. Однако, данная точка зрения является неверной, поверхностной и не поддерживается автором.
Самовольная постройка принадлежит к первоначальным способам приобретения права собственности, благодаря которому правомерно можно стать собственником недвижимого имущества.
Во-вторых, детально разобрав все теоретические стороны самовольного строительства, были исследованы все объекты, которые могут попасть под действие статьи 222 Гражданского кодекса РФ, ввиду того, что вопрос об объекте является первостепенным при разрешении спора в суде. Ими могут быть: жилой дом; пристройка части жилого дома; строение и сооружение, не предназначенные для проживания (административное здание, гараж, скважина водоснабжения); объект незавершенного строительства; самовольная реконструкция объекта.
Также огромную роль играют признаки, без существования которых постройка не может иметь статус самовольной. Условия самовольности проявляются в основном в несоблюдении строительных и градостроительных норм. Вопреки большому количеству нормативно-правовых актов, содержащих данные нормы, Гражданский кодекс РФ весьма абстрактно и неточно определяет границы, в пределах которых постройка считается самовольной. Данная позиция законодателя создает благоприятную среду для роста бюрократизма в нашей стране. На сегодняшний день, причисление различных строений к "самострою" в большинстве своем зависит от политики государственных органов на уровне субъектов РФ или органов местного самоуправления. Это служит причиной для весьма разнообразной судебной практики. Что, в сою очередь, не характеризует наше государство, как правовое.
Основополагающим признаком самовольности является наличие права на земельный участок или соответствие его целевому назначению. Именно с этого признака началось становление института самовольной постройки. Начиная с римского права и до настоящего времени, в большинстве руководящих правовых системах действует принцип "права почвы". Российский закон с развитием рыночных отношений все больше и больше отклоняется от данного принципа. На первый план выходит принцип имущественного разграничения прав на земельный участок и находящееся на нем строение. Это очередной довод в пользу позиции автора - путем самовольной постройки можно на законных основаниях приобрести право собственности.
Также предметом исследования стала практика применения статьи 222 Гражданского кодекса РФ и других норм гражданского права при признании права собственности на объект самовольного строительства. Были выявлены общие закономерности, особенности и проблемы рассмотрения данной категории судебных дел. За последние годы количество таких дел увеличилось, но количество вопросов по ним при этом не уменьшается.
Помимо упомянутой в статье 222 Гражданского кодекса РФ судебной легализации, возможен и внесудебный порядок ее осуществления. Все законопроекты Государственной Думы направлены на упрощение процедуры легализации.
Также была сделана попытка законотворческой деятельности автором выпускной квалифицированной работы. После всестороннего изучения практики применения норм о самовольной постройке предлагается изменить действующую редакцию статьи 222 Гражданского кодекса РФ. В предлагаемой редакции уточняется объект и отдельный признаки самовольной постройки, а также вопросы признания права собственности на объект самовольной постройки.
При действующем законе легализация "самостроя", к сожалению, часто осуществляется незаконным путем. Все пробелы законодателя умело используются недобросовестными застройщиками, чем нарушаются и публичные интересы, и интересы частных лиц. Поэтому, все, что связано с самовольным строительством, в том числе и приобретение права собственности на объект самовольной постройки, характеризуется "негативной оценкой".
Отсюда следует вывод, что законодателю надо точно прописать все вопросы легализации самовольной постройки, а органам власти создать необходимые экономические, политические и социальные условия для их реализации.
Подобные работы
- ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовой режим самовольной постройки в гражданском праве России
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2023 - Приобретение права собственности на самовольную постройку
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Правовое регулирование самовольной постройки
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование самовольной постройки
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Самовольная постройка (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2020 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЙ РЕЖИМ САМОВОЛЬНЫХ ПОСТРОЕК
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - СНОС САМОВОЛЬНЫХ ПОСТРОЕК: ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020



