Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………5
1.1. Акты государственного управления: общая характеристика……………..5
1.2. Виды актов государственного управления………………………………...7
Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛМЫЕ К АКТАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, И ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ НЕСОБЛЮДЕНИЯ……………………………………………………………11
2.1. Подготовка проекта акта государственного управления…………………11
2.2. Согласование как необходимый критерий при принятии актов государственного управления…………………………………………………..14
2.2. Оспаривание актов государственного управления……………………….15
Заключение…………………………………………………………………….24
Библиографический список………………………………………………....26
Актуальность исследования. Различные процессы управления были характерны для всех исторических этапов развития человечества. Карл Маркс так рассуждал на эту тему: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» . В процессе человеческой жизнедеятельности процессы управления перешли границы производства всевозможных товаров. На сегодняшний день трудно найти сферу деятельности человека, которой не было бы присуще управление.
Огромный научный вклад в разработку различных проблем управления был сделан такими представителями советской школы, как В.Г. Афанасьев, Г.В. Атаманчук, Б.С. Бушуев, Р.Ф. Васильев, А.В. Венделин, В.З. Веселый, М.И. Еропкин, А.П. Ипакян, Ю.М. Козлов, М.П. Лебедев, В.И. Новоселов, Ю.Д. Радзевич, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин.
Тем не менее, несмотря на то что советской наукой понятие «управление» разработано довольно серьезно, научные изыскания в этой области продолжаются. Сегодня под термином «управление» чаще всего понимают «воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию со стороны людей» . Из данной дефиниции следует, что процессы управления характерны и для регулирования деятельности государственных органов власти.
Всевозможные вопросы управления изучаются различными науками. Научный подход к совершенствованию управления в разнообразных сферах жизни нашего общества становится одним из главных требований в современных условиях. Сегодня на базе таких наук, как педагогика, психология, теория государства и права, административного, конституционного и муниципального права, формируется и самостоятельная наука управления.
Объект исследования – процесс принятия, в том числе согласования, актов государственного управления, их действия, спаривания.
Предмет исследования составляют акты государственного управления.
Цель исследования заключается в анализе актов государственного управления.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) охарактеризовать акты государственного управления;
2) рассмотреть виды актов государственного управления;
3) проанализировать процесс подготовки проекта акта государственного управления;
4) рассмотреть согласование как необходимый критерий при принятии актов государственного управления
5) проанализировать оспаривание актов государственного управления.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Проведенный анализ научных работ и актов государственного управления позволяет утверждать следующее.
Во-первых, требования, предъявляемые к актам государственного управления, на практике реализуются в ходе процедуры их принятия.
В-вторых, законность (легитимность) актов государственного управления определяется теми же требованиями, которые присущи данному явлению в целом. При этом первое место здесь, несомненно, занимает принцип верховенства Конституции, принцип соответствия актов государственного управления законам и в целом иерархии юридических документов. Другими словами, к актам государственного управления необходимо применять практически такой же набор требований законности, какой применяется ко всем другим юридическим документам. Однако следует заметить, что каждому виду юридического документа присущи свои особенности и соответственно к ним предъявляются характерные только для них требования. Так, например, акты применения права хотя и характеризуются простотой их оформления, при этом задачей правоприменителя является изложение всей сути информации по конкретному вопросу в четком сжатом виде, избегая двусмысленности терминов. Для этих целей в юриспруденции используются такие средства юридической техники, как юридические термины и конструкции. Исследования различных видов актов управления, нормативных и актов применения права показали, что их структуры имеют много общего. Так, например, текст нормативного приказа и приказа, который является актом применения правовых норм, состоит из двух частей: преамбулы (вводной части), в которой содержатся не только реквизиты документа (дата, заголовок, порядковый номер), и распорядительной части (приказной), которая начинается словами «приказываю», «постановляю» и т.п. Распорядительная часть излагается с помощью властного, императивного метода правового регулирования. При этом правовые предписания излагаются в строгой последовательности, способствующей правильному пониманию текста акта. Последний может быть подразделен на соответствующие части: например приказы - на пункты, подпункты и абзацы, а уставы, положения и инструкции, кроме этого, - на разделы (главы) и подразделы. Каждая часть юридического документа, за исключением только абзацев, имеет порядковый номер. При этом нумерация осуществляется арабскими цифрами. В свою очередь, разделы и главы имеют заголовки, которые отражают краткое содержание правовых предписаний. Порядковый номер имеют и различные приложения к приказам (таблицы, графики, бланки и т.д.). В последних пунктах приказов, имеющих нормативный характер, перечисляются акты, которые утратили юридическую силу в связи с принятием нового документа, и акты, в которые вносятся изменения и дополнения.
По своему содержанию акты органов государственного управления должны быть не только законны, но и научно обоснованны, своевременны, компетентны и непротиворечивы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
Научные, учебные, справочные издания
Учебная литература
2. Россинский Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - 4-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2009. – 928 с.
Монографии
3. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. - М.,1960.- 411 с.
4. Бурков А.Л. Судебная защита прав граждан от незаконных нормативных актов. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета, 2005. – 317 с.
Материалы периодической печати
5. Арзамасов Ю.Г. О правовой природе актов государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление, 2007, № 5. С. 14 – 17.
6. Туманова Л.В. Некоторые вопросы представительства в гражданском судопроизводстве// Арбитражный и гражданский процесс. 2010. № 3.C. 31.
7. Уманская В.П. Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления как часть административного процесса: воздействие идей профессора В.Д. Сорокина // Административное право и процесс, 2014, № 3. С. 14 – 15.