Введение 4
1. Анализ адаптивных систем управления электроприводами
вспомогательного электрооборудования автомобилей. Постановка задач исследования
1.1 Обзор электронных систем управления 9
1.2 Принципы построения адаптивных систем управления 14
1.3 Анализ разработок адаптивных систем управления двигателем постоянного тока в приводах вспомогательного электрооборудования автомобиля
1.4 Цель и задачи исследования 38
2. Исследование характеристик двигателя постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов
2.1 Анализ характеристик ДПТ 39
2.2 Описание методики проведения имитационного эксперимента
2.3 Исследование возможности ускорения процесса поиска оптимального режима насоса
2.4 Выводы по главе 56
3. Разработка адаптивной системы управления электроприводами вспомогательного электрооборудования автомобилей
3.1 Разработка алгоритма функционирования и выбор элементной базы АСУЭДВЭО автомобилей
3.2 Разработка структурной схемы и алгоритма управления адаптивной системы автоматического управления электроприводами вспомогательного электрооборудования
3.3 Разработка функциональной схемы АСУЭПВЭО автомобилей 70
3.4 Разработка принципиальной схемы АСУЭПВЭО автомобилей 76
3.5 Разработка программного обеспечения контроллера адаптивной
системы автоматического управления электродвигателями вспомогательного электрооборудования автомобилей
3.6 Особенности функционирования АСУЭПВЭО автомобилей в режиме регулирования параметрами сигнала управления ДПТ
3.7 Выводы по главе
Заключение
Библиографический список использованных источников
В мировом автомобилестроении в последние годы все чаще и чаще растет количество и качество требований к автомобилю, связанных с экологичностью, экономичностью эргономикой и безопасностью. [1]. Основной путь решения данной проблемы - увеличение количества электронных вспомогательных систем, которые способны снизить нагрузки водителя и пассажиров. Повышение характеристик таких систем требует значительного изменения конструкции и характеристик либо самих систем, либо их исполнительных узлов [2]. Основной элемент таких систем - электродвигатель, если речь идет о более старых автомобилях. На автотранспортных средствах последних лет повсеместно устанавливаются электроприводные системы [3].
Электронные системы автомобиля зачастую должны работать в условиях сильной вибрации, большого и резкого перепада температур, во влажности, пыли и других тяжелых условиях. Повышение срока службы таких систем решается за счет использования стандартной универсальной номенклатуры узлов, что снижает затраты времени и средств на ремонт, обслуживание и модернизацию [4].
Развитие систем управления характеризуется постоянным увеличением числа входящих в систему компонентов; усложнением законов управления частотой вращения, в зависимости от момента сопротивления, на валу ротора двигателя. На данный момент управление электрооборудованием автомобиля осуществляется с помощью микроконтроллерных независимых систем, или с помощью единой системы, которая включает в себя все электронные узлы автомобиля [5]. В большинстве систем используется принцип программного управления, главный недостаток которого - малый диапазон возможностей по установке оптимальных режимов работы. Данный недостаток обоснован некоторым несовершенством технологического производства электродвигателей, а так же случайными внешними воздействиями.
Системы, обладающие самой высокой эффективностью на данный момент - адаптивные системы управления (АСУ), например те, которые производят постоянный поиск по заданному параметру. Наиболее развитыми в группе систем автоматической оптимизации являются системы управления электроприводами вспомогательного электрооборудования (СУЭПВЭО) с широтно-импульсной амплитудно-частотной модуляцией (ШИАЧМ) управляющего сигнала, принцип функционирования которых основан на получении информации от объекта регулирования (ОР) в виде реакции на вводимые пробные поисковые воздействия. СУЭПВЭО свободны от указанного недостатка программируемых систем, так как они осуществляют поддержание на оптимальном уровне заданного параметра ОР в соответствии с его индивидуальными особенностями, состоянием и воздействием внешних факторов [6].
В применении к АСУ двигателями постоянного тока (ДПТ), создание СУЭПВЭО, сдерживается несовершенством методического и технического обеспечения разработок. Недостаточно исследована возможность и эффективность использования СУЭПВЭО для оптимизации параметров ДПТ. Уровень аппаратурной реализации и функционального построения систем не доведен до уровня развития систем с программным управлением. Недостаточно исследованы вопросы улучшения качества работы систем с инерционным ОР, в частности уменьшение времени поиска оптимального режима ОР в СУЭПВЭО дискретного типа.
Важным показателем качества регулирования, по которому можно выносить суждение о возможности применения СУЭПВЭО на объекте регулирования, является время выхода ОР в зону оптимального режима работы. Из теории управления известно, что система управления с поиском оптимального значения имеют довольно большие значения величины времени поиска наивыгодного значения параметра оптимизации ОР. Это непосредственно связано с тем, что все эти системы используют поисковые алгоритмы. Для эффективного применения СУЭПВЭО с ДПТ с возбуждением от постоянных магнитов, необходимо исследовать возможность ускорения вывода системы в зону оптимального режима работы.
В условиях непрерывных изменений внешних нагрузочных характеристик важнейшей задачей считается улучшение исходных характеристик, повышение жесткости механических характеристик. Возможность использования систем управления на транспортных средствах с различными значениями напряжения питания в бортовой сети, в различных системах вспомогательного электрооборудования автомобиля, с двигателями разной мощности, напряжения питания, назначения и характера нагрузки, Обеспечивает высокую степень взаимозаменяемости и адаптации по назначению.
Поэтому научно-техническая проблема решена в диссертации, предназначенной для обеспечения высокой степени универсальности адаптивной системы управления электроприводами вспомогательного электрооборудования автомобилей, высокой степени взаимозаменяемости компонентов системы, увеличения технического потенциала.
Эксплуатационные, защитные и потребительские свойства электромеханических вспомогательных систем электрооборудования, которые обеспечивают комфорт, безопасность активного и пассивного транспортного средства, улучшая свойства системы управления, с неопределенностью значений внутренних параметров объекта управления, таких как конструктивный параметр магнитной системы, сопротивление якорной цепи, индуктивность анкерной цепи в момент инерции системы, внешние параметры питания системы, такие как напряжение в бортовой сети, внешние помехи, такие как момент сопротивления и параметры. Импульсный управляющий сигнал, такой как рабочий цикл, амплитуды и частоты импульсов мощности, влияющих на выходные параметры объекта управления. Целью этой работы является изучение и разработка универсальной адаптивной системы управления электродвигателями вспомогательного электрооборудования автомобиля с поиском оптимального режима работы электродвигателя для повышения энергоэффективности на 12%.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Разработан алгоритм программы управления электроприводами вспомогательного электрооборудования
В работе использованы различные методы теоретических и экспериментальных исследований. Минимизация принципиальной схемы выполнялась с применением булевой алгебры и метода поразрядной обработки данных. Разработка прикладного программного обеспечения системы проводилась с использованием метода декомпозиции и компиляционного метода программного моделирования логических схем.
Практическая ценность работы заключается в следующем:
1. Повышены эксплуатационные и защитные свойства систем вспомогательного электрооборудования автомобилей
2. Рекомендованы принципы построения адаптивной системы управления электроприводами вспомогательного электрооборудования автомобилей с ускорением поиска оптимального режима работы ДПТ.
Адаптивную систему управления электроприводами вспомогательного электрооборудования автомобилей с поиска оптимального режима работы двигателя можно рекомендовать для доводки перспективных образцов двигателей постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, в частности, автоматизировать получение объективных значений оптимальных частот вращения роторов двигателей на различных режимах, а также использовать при диагностике серийных систем управления двигателями постоянного тока.
Апробация работы.
Основные результаты диссертационной работы были доложены, дополнены и одобрены в сборнике «Методы науки».
Публикации. Список научных трудов по диссертационной работе составляет 2 наименования.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 66 наименований. Основная часть работы изложена на 126 страницах машинописного текста. Работа содержит 44 рисунка.
В данной выпускной квалификационной работе решалась проблема разработки адаптивной системы управления электроприводами вспомогательного электрооборудования автомобилей. По итогам проеденного обзора в первой главе работы, обоснована целесообразность разработки адаптивной системы управления электроприводами вспомогательного электрооборудования автомобилей с выводом ДПТ в зону оптимального режима.
Во второй части работы исследовано влияние скорости изменения входного воздействия и величины начального отклонения выхода АСУ на время выхода объекта регулирования в зону оптимального режима. По итогам проведенного моделирования сделаны выводы о необходимости дополнительных корректив при проектировании системы автоматического регулирования.
В третьей части выпускной работы разработан алгоритм программы управления электродвигателями вспомогательного электрооборудования. Кроме того, даны рекомендации по проектированию и применению адаптивной системы управления ДПТ.
1. Акимов С.В., Боровских Ю.И., Чижков Ю.П. Электрическое и электронное оборудование автомобилей. - М. Машиностроение, 1988.- 276 с.
2. Чижков Ю.П., Акимов С.В.Электрооборудование автомобилей. Учебник для ВУЗов.- М.: Издательство «За рулем», 1999.-384 с., ил.
3. Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей. - М.: Транспорт, 2001,- 287 с., ил.
4. Теория, конструкция и расчет автотракторного электрооборудования: Учебник для техникумов/ JI.B. Копылова, В.И. Коротков, и др.; Под.ред. М.Н. Фесенко. - М.: Машиностроение, 1979. - 344 с.
5. Резник A.M. Электрооборудование автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. - М.: Транспорт, 1990. - 256 с.
6. Зимин Е.Н., Яковлев В.И. Автоматическое управление электроприводами.
- М.: Высшая школа, 1989. - 384 с., ил.
7. Андреев В.П., Сабинин Ю.А. Основы электропривода. - М.: Госэнергоиздат, 1963. — 722 с.
8. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода: Учебник для вузов. - 6-е изд., доп. и перераб. - М.: Энергоиздат, 1981. - 576 с., ил.
9. Како Н., Яманэ Я. Датчик и МикроЭВМ. - Л.: Энергоатомиздат, 1986. — 120 с.
8. Хрущев В.В. Электрические микромашины автоматических устройств. - Л.: Энергия, 1976. - 384 с., ил.
9. Батоврин А. А. Цифровые следящие системы судовой
автоматики. - Л.: Судостроение, 1972. - 482 с., ил.
10. Сабинин Ю.А. Цифровые системы управления точными механизмами. — М.: Наука, 1987. - 202 с., ил.
11. Цыпкин Я.З. Теория импульсных систем. — М.: Физматгиз, 1968. - 724 с., ил.
12. Чечет Ю.С. Электрические микромашины автоматических устройств. - М.: Энергия, 1964. - 424 с., ил.
13. Завалишин Д.А., Певзнер О.Б., Фролов Б.В. Электрические машины малой мощности. - М.: Госэнергоиздат, 1973. - 432 с., ил.
14. Старовербов Б.А. Разработка и исследование статических
дискретных систем электропривода постоянного тока с импульсными силовыми преобразователями: Дисс. канд. тех. наук Киеский
политехнический институт, 1973. - 164 с., ил.
15. Кулесский Р.А., Шубенко В.А. Электроприводы постоянного тока с цифровым управлением . - М.:Энергия, 1973. — 208 с., ил.
16. Николаев Ю.А., Петухов В.П., Чемоданов Б.К. Динамика цифровых следящих систем. — М.: Энергия, 1980. - 496 с., ил.
17. Иванов В.А., Чемоданов Б.К., Медведев B.C. Математические основы теории автоматического регулирования. - М.:Высшая школа, 1971.
- 808 с., ил.
18. Автоматическая оптимизация управляемых систем./ Под. ред. Б.Н. Петрова — М.: Иностранная литература, 1960. - 240 с.
19. Батоврин А.А. и др. Адаптивные системы автоматического управления электроприводами. - Л.: Энергия, 1967. - 256 с., ил.
22. Воронов А.А. Основы теории автоматического управления. / ч.З. Оптимальные, многосвязные и адаптивные системы. — JI.: Энергия, 1970.
- 328 с.
23. Ермаков В.В. Электронная система зажигания с управлением по экстремуму характеристики ДВС. Дисс. канд. тех. наук. М., МАМИ, 1989. - 211 с., ил.
24. Батоврин А.А. и др. Цифровые системы управления электроприводами. — Л.: Энергия, 1977. - 287 с., ил.
25. Иващенко Н.Н. Автоматическое регулирование. Теория и элементы систем. - М.: Машиностроение, 1978. — 736 с.
26. Фельдбаум А.А. Основы теории оптимальных автоматических систем. -М.: Наука, 1966. - 628 с., ил.
27. Draper C.S., Li Y.T., Shull J.R., Serdengecti S., Principles of optimalizing control systems and an application to the Internal combustion engine. ASME, 1951.
28. Казакевич B.B. Теория идеальной модели экстремального
регулятора.// Труды ЦИАМ. - № 165. - 1949.
29. Авторское свидетельство № 66335 (СССР). Экстремальный
регулятор./Казакевич В.В.//Бюлл.из. - 1946. — 10.
30. Kim W.E., Bekkey G.A. Adaptive management system of an driving of a cover of the automobile GM «Omega». // SAE Automotive Engineering. - 1977. - Vol.84. - № 1. - pp.24 - 26.
31. Kim W.E., Bekkey G.A. Optimal engine control of a direct current in an I driving of a cover of the automobile.// SAE Automotive Engineering. - 1977. — Vol.85. - № 4. - pp.14 - 16.
32. Фельдбаум А.А. Основы теории адаптивных систем управления. - М.: Наука, 1968. - 524 с., ил.
33. Батоврин А.А. Теория оптимальных систем автоматического управления.
- Л.: Энергия, 1969. - 382 с., ил.
34. Болтянский В.Г. Математические методы оптимального управления. - М.: Наука, 1966. - 307 с., ил.
35. Белман Р. Динамическое программирование./Под.ред. Н.Н.Воробева. - М.: Иностранная литература, 1960. - 400 с., ил.
36. Понтрягин Л.С., Болтянский В.Г., Гамкрелидзе Р.В. Математическая теория оптимальных процессов. - М.: Наука, 1969. — 391 с., ил.
37. Казакевич В.В. Системы экстремального регулирования и некоторые способы улучшения их устойчивости.// Автоматическое управление и вычислительная техника. - М.: Машгиз,1958. - с.66 - 96.
38. Казакевич В.В. Об экстремальном регулировании инерционных объектов. / / ДАН СССР. - 1960. - т. 133. - №4. - с.756-759.
39. Казакевич В.В. Об экстремальном регулировании. //
Автоматическое управление и вычислительная техника. - М.:
Машиностроение, 1964. - с.7-53.
40. Справочник по теории автоматического управления./ Под ред. А.А.Красовского - М.: Наука, 1987. - 712 с.
41. Красовский А.А. Принципы поиска и динамика непрерывных систем экстремального регулирования. // Автоматическое управление и вычислительная техника. - М.: Машиностроение, 1961. - с.5-49.
42. Красовский А.А. Оптимальные методы поиска в непрерывных и импульсных системах экстремального регулирования. // Труды ИФАК. Самонастраивающиеся системы. -М.: Наука, 1964. — с.79-92.
43. Dorf R.C. and Farren М.С. Control by motor engines of a direct current. IEEE Press, New York, 1968.
44. Phillips C.L. Adaptive technique by motor engines of a direct current. John Wiley & Sons, New York,1972.
45. Rabiner L.R. and Rader C.M. Estimation of a regulator performance of a selftuning system. Prentice-Hall, Englewood Cliffs,N. J., 1975.
46. Helms H.D. Self-adapting management system of a wiper// Proc. National Electronics Conf. - Vol.10. -1974. - pp.758-766.
47. Растригин JI.A. Системы экстремального регулирования. - М.: Наука, 1974.-630 с., ил.
48. Иоффе А.Д., Тихомиров В.М. Теория экстремальных задач. - М.: Наука, 1974.-479 с.
49. Самонастраивающиеся системы. / Под ред. В.П. Тихомирова - М.: Наука, 1978.-452 с., ил.
50. Куо Б. Теория и проектирование цифровых систем управления: Пер. с англ. - М.: Машиностроение, 1986. - 448 с., ил.
51. Пропой А.И. Элементы теории оптимальных дискретных процессов. — М: Наука, 1973. - 255 с., ил.
52. Болтянский В.Г. Оптимальное управление дискретными процессами. - М.: Наука, 1973.-446 с.
53. Salzer J.M. Digital systems of optimal control. IRE WESCON Convention Record, Part 4, 1978.
54. Tou J.T. Digital and Sampled-Data Control Systems. Mc.Graw-Hill, New York, 1977.
55. Weber M. Automatic Control Systems. 3rd edition. Prentice-Hall, Englewood Cliffs, N.J, 1975.
56. Hessdoerfer R. Modern Control Theory. McCraw-Hill, New York, 1973.
57. Kostler W. Digital systems of automatic adapting. John Wiley & Sons, New York, 1975.
58. Hoderer G. Digital systems of control by tiny engines of a direct current, Addison Wesley, Reading, Mass,1972.
59. Lamm H, Weber M. Digital systems of control by drivings. // SAE Automotive Engineering. - 1978. - Vol.65. - № 1. - pp.36 - 38.
60. Weber M, Lamm H. Digital systems of control by drivings.// SAE Automotive Engineering. - 1978. - Vol.66. - № 5. - pp.25 - 26.
61. Kumagoi Katsuhide, Tanaka Kanichi. Mathematical modelling of processes of optimal control. // NASA Tehnical Report EG-4041-102-86, March 1986.
62. Obata Yousuke. Climatic check of the automobile.// IF AC Automatica.- Vol.9. -№1.- 1983.-pp.125-129
63. Mizukami Noboru, Ito Shigeji. Mathematical modelling of motor engines of a direct current in automobile electric drives. Proc.JACC, 1985, pp.271-277.
64. Borrmann Hans Aehim, Wolfgang Werner, Voss Tomas. Electric driving of hoisting of glasses of the automobile.// IEEE Trans on Automatic Control. - Vol.AC-17. - 1992. -pp.491- 497.
65. Borrmann Hans Aehim, Wolfgang Werner, Voss Tomas. Adaptive electric driving of hoisting of glasses of the automobile // IEEE Trans on Automatic Control. - Vol.AC-17. - 1992. - pp.564- 569.
66. Патент Германия №19924631.9. Адаптивная система управления двигателем постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов в системе стеклоочистителей автомобиля./ Robert Bosh GmbH. Stuttgart.// МПК7 H02K11/00, E05F 15/10. Заявлен 29.05.1999, опубл. 30.11.2000.