Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Транспортная безопасность как объект административно-правового регулирования……………………………………………………………………..
1.1. Соотношение понятий «безопасность» и «транспортная безопасность»…
1.2. Правовое регулирование транспортной безопасности……………………..
Глава 2. Направления деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности……………………………………………………………………….
2.1. Административно-правовой механизм регулирования деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности…………………………
2.2. Административно-правовые средства обеспечения полицией транспортной безопасности………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………...
Актуальность исследования. Ключевым элементом современной системы МВД России являются органы внутренних дел, а их основным компонентом — полиция. В подсистеме органов внутренних дел функционируют органы внутренних дел на транспорте (ОВДТ), которые за 100-летнюю историю своего существования неоднократно подвергались реформированию, в основном директивным путем, то есть по инициативе сверху. В результате этого изменялся их административно-правовой статус, и не всегда в лучшую сторону.
То что органы внутренних дел на транспорте в теории и на практике характеризуются как «особенные», «специальные», «специфические» воспринимается как общеизвестный факт. Однако отношение государства к таким органам не является одинаковым. К сожалению, правовой статус ОВДТ вообще нормативно не определен, а положение ГУТ МВД России устанавливается ведомственным нормативным правовым актом. Вместе с тем сфера транспортной деятельности также полисубъектна (работники транспортных организаций, контрагентов транспорта, пассажиры, провожающие, встречающие и пр.). Она осуществляется в условиях перманентного действия источников повышенной опасности (поездов, воздушных и водных судов, электроэнергии высокого напряжения и т.д.), требует профессиональных знаний, умений и навыков. Все это можно отнести и к деятельности по обеспечению общественного порядка в транспортном комплексе. Поэтому хотелось бы, чтобы ОВДТ и его центральный орган управления приобрели бы соответствующий правовой статус.
Степень разработанности темы курсовой работы нельзя назвать высокой, тема курсовой работа недостаточно подробно проработана.
Цель курсовой работы – рассмотреть административно-правовой механизм регулирования деятельности органов полиции по обеспечению безопасности на транспорте.
Задачи исследования:
1) проанализировать соотношение понятий «безопасность» и «транспортная безопасность»;
2) рассмотреть правовое регулирование транспортной безопасности
3) охарактеризовать административно-правовой механизм регулирования деятельности органов полиции по обеспечению безопасности на транспорте;
4) рассмотреть административно-правовые средства обеспечения органов полиции безопасности на транспорте.
Объект исследования – деятельность органов полиции по обеспечению транспортной безопасности.
Предмет исследования – транспортная безопасность.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
- метод анализа научных и нормативных документов;
- метод сравнения и обобщения.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Проблемы обеспечения безопасности на объектах транспортной системы в современный период приобретают все большую актуальность в связи с участившимися случаями как актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса нашей страны, так и техногенных аварий, дорожно-транспортных происшествий, авиакатастроф. Вопросами обеспечения транспортной безопасности занимаются не только органы МВД России на транспорте. В этот процесс самым непосредственным образом вовлечены подразделения федерального государственного транс портного надзора, ведомственной охраны, а также сами собственники объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Их согласованная деятельность, основанная на взаимодействии и взаимопомощи в решении этих вопросов и проблем, составляет, в сущности, административно-правовой механизм обеспечения транспортной безопасности.
Механизм административно-правового регулирования деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности представляет собой систему регулятивных и охранительных предписаний, содержащихся в различных нормативных правовых актах, в той или иной степени регулирующих деятельность органов внутренних дел. Применительно к теме нашего исследования он проявляется в комплексе административно-правовых средств противодействия основным угрозам безопасности населения на транспорте.
Полиция в своей деятельности для обеспечения транспортной безопасности реализует весь комплекс этих средств. К числу особенно важных административно-правовых средств воздействия необходимо отнести убеждение и принуждение. Отсутствие должного применения данных средств ведет к повышению уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств для актов незаконного вмешательства, в частности террористического и экстремистского характера.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О полиции» // «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, № 7, ст. 900.
3. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) // «Собрание законодательства РФ», 12.02.2007, № 7, ст. 837.
4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685 // СПС «Консультант плюс» (Дата обращения 21.05.2019).
Учебная и научная литература
5. Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Павлюк Альберт Валентинович; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т]. - Москва, 2013. - 22 с.
6. Александров А.Н., Тетерюк А.Г. Территориальные органы МВД России как субъект обеспечения транспортной безопасности: соотношение объема обязанностей и ответственности: материалы X междунар. науч.-практ. конф. – Белгород, 2016. – С. 47.
7. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. – М., 1966. – С. 30.
8. Булавкин А.А. Основные особенности и специфика организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного, авиационного и морского транспорта / Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию доктора юридических наук, профессора В.В. Денисенко. – Краснодар, 2016. С. 344.
9. Булавкин А.А. Основные особенности и специфика организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного, авиационного и морского транспорта / Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию доктора юридических наук, профессора В.В. Денисенко. – Краснодар, 2016. С. 344.
10. Гущин В.В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях: Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.02 / Гущин В.В. - М., 1998. - 448 c.
11. Дрегнин О. Е. Подразумеваемые полномочия Президента Российской Федерации // РОССИЯ ДЛЯ МИРА - МИР ДЛЯ РОССИИ материалы конференций, круглых столов и секций: В двух частях под ред. Л. К. Раицкой. - Том. Часть 2. М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2017. С. 4-15.
12. Жерелина О. Н., Цокур Е. Ф. Участие государства в гражданских правоотношениях // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 72-76.
13. Зиганшин М.М. Правовое регулирование обеспечения транспортной безопасности в деятельности полиции // «Российская юстиция», 2017, № 1. С. 14 – 17.
14. Зырянов С.М., Кузнецов В.И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал российского права. 2012. № 12. С. 5-12.
15. Зырянов С.М., Кузнецов В.И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журн. рос. права. – 2012. – № 12. – С. 5.
16. Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 41. С. 173.
17. Кардашова И.Б. О проблемах исследования обеспечения национальной безопасности / И.Б. Кардашова // Административное право и процесс. -2014. -№ 5. – С.29-32.
18. Лыков Э. Н., Колесова Т.С. Особенности охраны общественного порядка и безопасности на объектах железнодорожного транспорта // Национальная ассоциация ученых (НАУ). – 2015. – Х. Юридические науки. – С. 140.
19. Скрынник А.М. Транспортная (морская) безопасность в системе национальной и международной безопасности. Правовое регулирование: А.М. Скрынник // Северо-Кавказский юридический вестник. -2011. -№ 2. – С.17- 23
20. Терминологический справочник по государственным и муниципальным финансам / отв. ред. Ю. А. Караулова — М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 87 с.
21. Туманов Г.А. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях / Г.А. Туманов, В.И. Фризко // Советское государство и право. - 1989. - № 8. - С. 21.
Иные ресурсы
22. Уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2017 год. [Электронный ресурс]. – URL: https://мвд.рф/upload/site1/document_file/godovoy_otchet_2016.pdf. (Дата обращения 21.06.2019).