Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Процесс адаптации иностранных студентов в российских ВУЗах

Работа №78153

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы32
Год сдачи2020
Стоимость3200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
326
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Адаптация иностранных студентов в ВУЗе: психолого-педагогический аспект……………………………………………………………5
1.1. Международная образовательная миграция………………………………...5
1.2. Процесс адаптации иностранных студентов в российских ВУЗах……….12
1.3. Дезадаптация иностранных студентов в российских ВУЗах……………...15
Глава 2. Роль педагогического сопровождения в успешной адаптации иностранных студентов…………………………………………………………19
2.1. Принципы педагогического сопровождения иностранных студентов…...19
2.2. Наставничество как технология педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов……………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31



Актуальность исследования. Высшее образование в современном мире приобретает все большую значимость как инструмент экономического, социального и культурного развития. Происходит трансформация системы высшего образования, проявляющаяся в частности в его диверсификации, существенно повышается спрос на образовательные услуги не только со стороны молодежи, но и экономически активного населения в целом. Исследователи отмечают, что в последние десятилетия количество студентов увеличивается быстрыми темпами в вузах всех стран. По прогнозам, в 2030 году в мире будет около 400 млн. студентов (для сравнения, в 2000 году – около 100 млн. студентов) . Высшее образование как институт теряет свою элитарность и становится массовым, что не может не отражаться на его качественных характеристиках. Массовизация высшей школы влечет за собой увеличение контингента студентов со средними когнитивными ресурсами, значительными пробелами в базовых знаниях, низким уровнем готовности к обучению в современном вузе. Как подчеркивает эксперт Центра по изучению международного высшего образования М. Кнобель, вузы сегодня должны находить подходы к обучению неоднородных групп, «развивать образовательные программы с расчетом не только на то, чтобы обеспечить доступность высшего образования, но и на то, чтобы каждый студент имел шанс успешно окончить программу и получить диплом» .
Решение данной проблемы возможно лишь при условии применения комплекса мер как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности, реализации всех ресурсов социальной среды вуза.
Итак, актуальность исследования процесса адаптации иностранных студентов в российских университетах определяется задачами их дальнейшего эффективного обучения в качестве будущих специалистов, а также будущих представителей национальных политических элит, формирование у них отношения к сотрудничеству и лояльности в процессе образовательной коммуникации.
Объект исследования –процесс адаптации иностранных студентов.
Предмет исследования – деятельность иностранных студентов в условиях российского ВУЗа.
Гипотеза исследования – деятельность по адаптации иностранных студентов в условиях российского ВУЗа будет успешнее при правильно организованном педагогическом сопровождении.
Цель исследования – рассмотреть особенности адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать международную образовательную миграцию;
2) рассмотреть процесс адаптации иностранных студентов в российских ВУЗах;
3) охарактеризовать дезадаптацию иностранных студентов в российских ВУЗах;
4) рассмотреть принципы педагогического сопровождения иностранных студентов;
5) проанализировать наставничество как технологию педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов.
В работе использовались общетеоретические методы исследования такие как анализ, обобщение, синтез и т.д.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
В процессе адаптации иностранных студентов неизбежно возникнут определённые сложности. Мы можем выделить некоторые трудности:
- адаптационные сложности на разнообразных уровнях: понятийном, языковом, климатическом, нравственно-информационном, бытовом, коммуникативном и т.д.;
- психофизиологические сложности, связанные с перестройкой личности в условиях начальной адаптации и «вхождением» в новую макросреду (этносоциальную и этнокультурную) и микросреду (межнациональную по горизонтали и управляемую по вертикали);
- учебно-познавательные сложности, которые связаны изначально с языковым барьером; преодолением отличий в организациях образовательных; адаптацией к другим требованиям к системе оценивания; организацией учебного процесса, строящегося на принципах саморазвития личности, «выращивания» знаний, прививания навыков самостоятельной работы;
- коммуникативные сложности вертикальные (администрация факультета, новые преподаватели) и горизонтальные (общение с сокурсниками, соседями по общежитию, другими студентами вуза, в котором они будут обучаться);
- бытовые сложности, которые могут быть связаны с отсутствием навыков самостоятельности, навыков решения проблем и конфликтов.
Все данные группы сложностей взаимообусловлены между собой и представляют собой определенный психологический барьер, преодоление которого связано с психическими (душевными), эмоциональными, личностными, физическими и интеллектуальными перегрузками.
Таким образом мы видим, процесс адаптации иностранных студентов происходит не только в процессе обучения, он идёт постоянно, параллельно всем жизненным процессам учащихся, что с нашей точки зрения содействует его ускорению и вырабатывает речевую и социокультурную компетенцию.
Процесс адаптации очень значим для иностранного студента. Только пройдя его полностью, он сможет стать настоящим членом социума, влиться в учебный процесс, получить весь необходимый объем знаний, за которыми он приехал в другую страну и реализовать свою мечту.



1. Аль-Накшбанди Ахмед Ф.М. Адаптация иностранных студентов к учебно-профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 120-124.
2. Арефьев А.Л. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации. Статистический сборник. Выпуск 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2018. С. 9 – 12.
3. Вадутова Ф.А. Оценка и прогнозирование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах/ Ф.А. Вадутова, Л.И. Кабанова, Г.И. Шкатова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 12 (102). С. 123-126.
4. Воскрекасенко О.А. Педагогическое сопровождение развития социальной адаптивности студентов в высшей школе: автореф. дис. …доктора пед. наук / О.А. Воскрекасенко. – Москва, 2017. – 446 с.
5. Воскрекасенко О.А. Тренинговые занятия как эффективная форма развития адаптационных способностей обучающихся в вузах / О.А. Воскрекасенко / О.А. Воскрекасенко // Вестник новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2010. – № 58. – С. 4-7.
6. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я Гозман. – Москва: МГУ, 1987. – 176 с
7. Гребенникова И.А. Принципы педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов / И.А. Гребенникова // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. – 2015. – №3 (20); URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/printsipy-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-adaptatsii-inostrannyhstudentov (дата обращения: 04.04.2020)
8. Догадина С.А. Роль педагогического сопровождения в успешной адаптации иностранных студентов-первокурсников // Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. 2020. Издательство: Пензенский государственный аграрный университет (Пенза). С. 90 – 93.
9. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция. Москва, 2005. – 211 с.
10. Ионцев В.А., Алешковкий И.А. Тенденции международной миграции в глобализирующемся мире // Век глобализации, 2008, № 2. С. 77–87.
11. Кнобель М. Поддержание качества высшего образования в условиях массовизации: возможно ли это? // Международное высшее образование. 2015. Вып. 80. С. 15.
12. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферы / В. Н. Ковалев. – Москва: МГСУ, 2003. – 116.
13. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза / И. О. Кривцова // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8 (1). – С. 284-288.
14. Массовое высшее образование. Триумф БРИК? / пер. с англ. М.С. Добряковой Л.Ф. Пирожковой; под науч. ред. М.С. Добряковой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 211 с.
15. Мельничук М.Г. Психосоциальная адаптация студентов-мигрантов в образовательной среде: структура и содержание тренингпрограммы // В сб.: Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор В.В. Константинов. 2014. С. 109-114.
16. Митрованов В.А., Логвинова О.К., Ярмолюк А.И. Наставничество в современном ВУЗе: теоретические основания и практический опыт // Человеческий капитал. 2016. С. 35 – 38.
17. Мурашкин М.М. Исследование специфики психологического сопровождения дезадаптированных иностранных студентов //В сборнике: Проблемы современной психологической теории и практики. Сборник научных статей. Ответственные редакторы Ж.М. Елисеева, Р.В. Осин. Москва, 2018. С. 73-78.
18. Одинцова М. А. Психология стресса: учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 299 с.
19. Поздняков И.А. Проблемы адаптации иностранных студентов в России в контексте педагогического сопровождения / И.А. Поздняков // Научный журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». – 2010. – № 121. – 2010. – С. 161-167.
20. Рязанцев С. В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии. М., 2008. – 117 с.
21. Шпак Л. Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации / Л. Л. Шпак. – Кемерово, 1992. – 398 с.
22. Leidenfrost B., Strassnig B., Schütz M., Carbon C., Schabmann A. The Impact of Peer Mentoring on Mentee Academic Performance: Is Any Mentoring Style Better than No Mentoring at All? International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2014. Vol. 26 (1).
23. Nye J. Soft Power: The means to success in world politics. New York, Public Affairs Group, 2004. 192 p.
24. Project Atlas [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Project-Atlas/ Explore-Data/Current-Infographics (дата обращения: 04.04.2020).
25. Study in Russia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studyinrussia.ru/ (дата обращения: 04.04.2020)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ