Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Теоретическая интерпретация и операционализация основных понятий исследования социальных функций студенческого общежития…….5
Раздел 2. Мнение студентов о социальных функциях студенческого общежития………………………………………………………………………..16
Раздел 3. Социальные факторы студенческой оценки функционирования общежития………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы
Актуальность исследования. Возможности студенческого общежития заключаются в создании оптимальных материально-бытовых условий для проживающих; в реализации социально-педагогической функции, направленной на реализацию у молодёжи коммуникативных качеств и на развитие общения.
Главная задача общежития социализировать и адаптировать студентов к новым для них условиям. Социализация - сложный, многогранный и противоречивый процесс «вхождения» молодого поколения в «мир взрослых», «включения в общество», освоения всего многообразия общественных отношений, духовной и материальной культуры, созданной старшим поколением ко времени рождения новой (очередной) молодежной популяции. В работах А.В. Мудрика социализация личности представляет собой процесс формирования человека в определенных социальных условиях, усвоение им социального опыта и приобретение собственных ценностей и ориентаций, избирательное веление в свою систему поведения тех норм и шаблонов, которые приняты в обществе .
Социализация студентов в общежитии процесс многофакторный, имеющий свои особенности, которые обязательно необходимо учитывать при организации и проведении педагогического процесса. Работая с молодёжью, проживающей в общежитии, необходимо создание условий для активной жизнедеятельности, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.
Степень изученности темы исследования.
В молодежи как социальной группе можно выделить особую подгруппу, такую как студенчество. Ее изучением занимаются многие исследователи. Так, Н.М. Чудин , В.А. Медик и А.М. Осипов изучают образ жизни студенчества: досуг, студенческий быт, отношения студентов к своему здоровью, жилищные условия.
Одновременно, проблема социальных функций студенческого общежития в современных быстроменяющихся условиях современной России еще недостаточно осмыслена, еще ждет своего изучения.
Цель исследования – рассмотреть социальные функции студенческого общежития.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
Сформулировать еще 4 конкретных задачи и ответы на них в гипотезах
3) определить социально-демографические факторы, влияющие на студенческую оценку функционирования общежития.
Гипотезы исследования:
1) проживание студентов в условиях общежития предполагает развитие таких социальных функций как сотрудничество, сопереживание, сотворчество; Это не все функции и нужно выстроить их иерархию
2) возраст студентов, проживающих в общежитии, влияет на оценку функционирования общежития как влияет?;
3) пол, направление обучения на оценку функционирования общежития не влияет.
Социализация - это процесс постоянного взаимодополняющего взаимодействия индивида и общества, в котором он находится, посредством реализуемых задач, целей, норм, образовательных и культурных традиций непосредственно через воспитание. Социализация - это процесс двусторонний, предполагающий, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта в социальной среде, а с другой - воспроизводство им социальных норм посредством включения в социальную среду. Большое влияние на процесс социализации оказывают социальные группы и социальные институты, сменяющие друг друга: семья, школьный, студенческий, трудовой коллективы.
Нами было проведено социологическое исследование с целью выявить мнение студентов о социальных функциях студенческого общежития.
Так, одним из факторов, влияющих на студенческую оценку функционирования общежития, является возраст респондентов.
Положительная оценка функционирования общежития выявлена у респондентов 21 – 23 лет, т.е. это те молодые люди и девушки, которые обучаются на 3 – 4 курсах, живут в общежитии не первый год.
Пол респондентов не влияет на оценку функционирования общежития.
Направление обучения также не влияет на оценку функционирования общежития.
1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2011. – 217 с.
2. Борисова Л. Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 2007. – 344 с.
3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. - 207 с.
4. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
5. Голованов О.С. Краткий словарь по социологии. М., 1996. – 411 с.
6. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. К.: МАУП, 1999. – 224 с.
7. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974. – 53 с.
8. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1987. – 366 с.
9. Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: Мысль, 1990. – 226 с.
10. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2006. - 304 с.
11. Мудрик А.В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестн. ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 7-16.
12. Научная школа Р.А. Литвак: в поисках новых подходов к воспитанию / ред.-сост.: Е.В. Криницына, Н.А. Жернокова. Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2012. - 295 с.
13. Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М.: Спутник, 2010. - 178 с.
14. Пак Л.Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента: дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2011. - 436 с.
15. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. М., 1997. – 270 с.
16. Суртаев В.Я. Молодежь и культура. – СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та культуры и искусств, 1999. – 224 с.
17. Чистякова Н.А. Социальная работа с молодежью // Основы социальной работы / отв. ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997. – 232 с.