Правовой статус кандидата на выборах в органы государственной власти
|
Введение 3
1. Выдвижение и регистрация кандидата как основные стадии реализации пассивного избирательного права 10
1.1. Правовой статус кандидата на выборах в органы государственной власти 10
1.2. Порядок выдвижения и регистрации кандидата на выборах в органы государственной власти 20
2. Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата на выборах в органы государственной власти 27
2.1. Правовое обеспечение предвыборной агитации зарегистрированного кандидата 27
2.2. Социально-экономические и иные гарантии кандидатов на выборах в органы государственной власти 38
3. Основные тенденции законодательного регулирования порядка предоставления гарантий кандидатам на выборах в органы государственной власти 43
3.1 Роль избирательной комиссии в реализации гарантий кандидата на выборах в органы государственной власти 43
3.2. Совершенствование правового регулирования порядка предоставления гарантий кандидатам 54
Заключение 59
Библиографический список 62
1. Выдвижение и регистрация кандидата как основные стадии реализации пассивного избирательного права 10
1.1. Правовой статус кандидата на выборах в органы государственной власти 10
1.2. Порядок выдвижения и регистрации кандидата на выборах в органы государственной власти 20
2. Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата на выборах в органы государственной власти 27
2.1. Правовое обеспечение предвыборной агитации зарегистрированного кандидата 27
2.2. Социально-экономические и иные гарантии кандидатов на выборах в органы государственной власти 38
3. Основные тенденции законодательного регулирования порядка предоставления гарантий кандидатам на выборах в органы государственной власти 43
3.1 Роль избирательной комиссии в реализации гарантий кандидата на выборах в органы государственной власти 43
3.2. Совершенствование правового регулирования порядка предоставления гарантий кандидатам 54
Заключение 59
Библиографический список 62
Актуальность исследования. Свободные выборы являются одной из конституционных основ построения демократического правового государства. Порядок формирования органов власти в таком государстве должен основываться на базовых международных принципах и внутригосударственном опыте. Такая правовая квинтэссенция позволяет обеспечивать безопасный демократический вектор развития, где основным источником и субъектом делегирования власти является народ.
Право на свободные выборы — выдающееся достижение развития международных отношений. Необходимость единого международного понимания и признания прав человека стала очевидна после Второй мировой войны. В контексте тематики исследования в статье 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., впервые на международном уровне была закреплена рекомендация для государств определять человека как субъекта, управляющего своей страной непосредственно, либо через свободно выбранных представителей. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966 г, определил, что свободное волеизъявление при формировании органов власти является необходимым условием подлинности выборов и легитимности власти. Следовательно, благодаря законодательному закреплению и гарантиям реализации принципа свободных выборов на территории государства представляется возможным обеспечить безопасный формат развития избирательных правоотношений.
В Российской Федерация 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании была принята Конституция РФ, закрепившая в ч. 3 ст. 3 свободные выборы как высший непосредственный способ выражения власти народа в рамках формирования органов публичной власти. Установленный Основным законом порядок формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления требует реализации почти всего комплекса политических прав и свобод граждан, в том числе, избирательных прав; свободы мысли и слова; свободы собраний, митингов, шествий и демонстраций и т.п. Этими правами и свободами граждане должны пользоваться на равных основаниях. Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин В.Д. определяет Конституцию как свод математики свободы. Государство, посредством конституционных норм, с одной стороны дает индивиду политическую свободу, с другой, устанавливает равную меру само- и взаимоограничений для субъектов избирательных правоотношений. Такой подход обеспечивает равный формат реализации активного и пассивного избирательного права, гарантированных актом высшей юридической силы.
В ч. 3 ст. 32 Конституции РФ закреплен запрет на реализацию активного и пассивного избирательного права для лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. В Российской Федерации нормативно определяется конкретный перечень мест лишения свободы: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы и лечебные исправительные учреждения. Следовательно, реализовывать свое право на свободные выборы и, в частности, право на свободное участие в выборах в качестве кандидатов на замещение определенных должностей, не могут граждане, содержащиеся в одном из вышеперечисленных исправительных учреждений. В целях обеспечения безопасности государства, защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц федеральным законодательством могут вводиться дополнительные ограничения реализации избирательных прав и свобод. В частности, в Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» гражданин, совершивший тяжкое или особо тяжкое преступление и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость, не имеет права быть избранным Президентом РФ. Определенно возникает вопрос, не противоречат ли такие нормы федерального законодательства акту высшей юридической силы. В данном случае, следует отметить, что в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривается возможность в рамках федерального законодательства ограничить права и свободы человека и гражданина, в том числе, избирательные права. Такое ограничение возможно только в формате федерального законодательства и в определенных целях, например, защиты основ конституционного строя или обеспечения безопасности государства. По мнению Конституционного суда РФ, выраженному в Постановлении от 30 октября 2003 г. № 15-П, любые вариации правового ограничения прав и свобод должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей. Президент как глава государства в силу своего конституционно-правового статуса должен гарантировать права и свободы человека и гражданина, принимать меры по их защите. Возможность же избрания на эту должность лица, совершившего, к примеру, тяжкое преступление, создает прямую угрозу для развития правовой демократии. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 10 октября 2013 г. № 20-П подтвердил законность установления таких ограничений пассивного избирательного права федеральным законодательством, отметив право законодателя устанавливать высокие требования к репутации и нравственным качествам лиц, претендующих на должность главы государства. У избирателей не должно появляться сомнений относительно морально-этических качеств кандидатов. В правовом государстве должны быть нормативные рычаги обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и от криминализации публичной власти.
Объект исследования – общественные отношения, устанавливающие правовой порядок предоставления гарантий кандидатам на выборах в органы государственной власти.
Предмет исследования – правовой порядок предоставления гарантий кандидатам на выборах в органы государственной власти
Цель исследования –комплексный анализ предоставления гарантий кандидатам на выборах в органы государственной власти.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать правовой статус кандидата на выборах в органы государственной власти;
2) рассмотреть порядок выдвижения и регистрации кандидата на выборах в органы государственной власти;
3) охарактеризовать правовое обеспечение предвыборной агитации зарегистрированного кандидата;
4) рассмотреть социально-экономические и иные гарантии кандидатов на выборах в органы государственной власти;
5) проанализировать роль избирательной комиссии в реализации гарантий кандидата на выборах в органы государственной власти;
6) предложить пути совершенствования правового регулирования порядка предоставления гарантий кандидатам.
Методологическую основу исследования составили такие методы, как сравнительно-правовой, формально-юридический, комплексный, логический метод, методы структурного, функционального и системного анализа, и иные методы научного познания.
Степень разработанности темы исследования. Тема настоящей работы являлась и является предметом исследования для таких ученых как С.А. Авакьян, Н.А. Боброва, А.Г. Головин, М.М. Какителашвили, С.Д. Князев, Е.И. Колюшин, Сидякин А.Г., Е. Н. Хазов и др. Одновременно, вопросы установления правового порядка предоставления гарантий кандидатам на выборах в органы государственной власти не были предметом комплексного исследования. Данное обстоятельство также актуализирует тему исследования.
Нормативная правовая основа исследования: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 10.03.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 20.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, законы, решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Практическую значимость работы определяют положения и выводы, представляющие теоретическую базу, способствующую деятельности органов власти деятельности с целью совершенствования законодательства, которое устанавливает правовой порядок предоставления гарантий кандидатам на выборах в органы государственной власти
Положения, выносимые на защиту:
1. Использование избирательного залога, при сложившейся сегодня в России политической системе, необходимо, так как его применение повлечет за собой дальнейшее развитие избирательной системе в Российской Федерации. Подписи — это не самый правильный способ для регистрации. Нужно возвращать избирательный залог, который действовал раньше. Пусть партии платят, если они не наберут больше 2%, то деньги в бюджете останутся. Получится польза и бюджету, и у партий не будет претензий ни к кому. (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации)
2. В связи с тем, что низкая явка избирателей порождает снижение уровня легитимности выборов, предлагается вернуть порог явки избирателей на выборах. Перспективы возращения минимального порога на выборах, прежде всего региональных, вполне реальны. Эта мера необходима для усиления авторитета и легитимности власти, а также для повышения сознательности избирателей. Кроме того, минимальный порог явки необходим для того, чтобы выборы воспринимались более честно. «Порог явки необходим для этого, чтобы показать, что существует некий психологический барьер, который необходимо населению преодолеть.В ситуации глобальной нестабильности для руководства страны, лично для главы государства, возврат порога явки был бы прогрессивным шагом, иначе сам институт выборов постепенно деградирует в «массовый соцопрос», который не гарантирует системе стабильности»
3. Появление новых нормативных актов, которые связаны с избирательным процессом, требуют детализации многих вопросов, в связи с поиском "лазеек" со стороны кандидатов на избираемую должность. Нужно до начала выборов принять ряд коротких и четких законов, в которых была бы ясно прописана процедура подсчета голосов. В этих законах, к примеру, можно было бы ввести обязательное правило обратной свертки – сопоставление распечатки введенных в компьютер данных с оригинала протоколов участковых избирательных комиссий. Обязать в течение двух-трех дней после голосования, публиковать сводные таблицы результатов выборов в прессе, установить обязательное проведение выборочных проверок 2-3 процентов избирательных участков для пересчета бюллетеней, и, наконец, принять все же норму или строжайше запретить предоставление участковых избирательных протоколов, заполненных карандашом или с исправленными цифрами.
Право на свободные выборы — выдающееся достижение развития международных отношений. Необходимость единого международного понимания и признания прав человека стала очевидна после Второй мировой войны. В контексте тематики исследования в статье 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., впервые на международном уровне была закреплена рекомендация для государств определять человека как субъекта, управляющего своей страной непосредственно, либо через свободно выбранных представителей. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966 г, определил, что свободное волеизъявление при формировании органов власти является необходимым условием подлинности выборов и легитимности власти. Следовательно, благодаря законодательному закреплению и гарантиям реализации принципа свободных выборов на территории государства представляется возможным обеспечить безопасный формат развития избирательных правоотношений.
В Российской Федерация 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании была принята Конституция РФ, закрепившая в ч. 3 ст. 3 свободные выборы как высший непосредственный способ выражения власти народа в рамках формирования органов публичной власти. Установленный Основным законом порядок формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления требует реализации почти всего комплекса политических прав и свобод граждан, в том числе, избирательных прав; свободы мысли и слова; свободы собраний, митингов, шествий и демонстраций и т.п. Этими правами и свободами граждане должны пользоваться на равных основаниях. Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин В.Д. определяет Конституцию как свод математики свободы. Государство, посредством конституционных норм, с одной стороны дает индивиду политическую свободу, с другой, устанавливает равную меру само- и взаимоограничений для субъектов избирательных правоотношений. Такой подход обеспечивает равный формат реализации активного и пассивного избирательного права, гарантированных актом высшей юридической силы.
В ч. 3 ст. 32 Конституции РФ закреплен запрет на реализацию активного и пассивного избирательного права для лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. В Российской Федерации нормативно определяется конкретный перечень мест лишения свободы: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы и лечебные исправительные учреждения. Следовательно, реализовывать свое право на свободные выборы и, в частности, право на свободное участие в выборах в качестве кандидатов на замещение определенных должностей, не могут граждане, содержащиеся в одном из вышеперечисленных исправительных учреждений. В целях обеспечения безопасности государства, защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц федеральным законодательством могут вводиться дополнительные ограничения реализации избирательных прав и свобод. В частности, в Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» гражданин, совершивший тяжкое или особо тяжкое преступление и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость, не имеет права быть избранным Президентом РФ. Определенно возникает вопрос, не противоречат ли такие нормы федерального законодательства акту высшей юридической силы. В данном случае, следует отметить, что в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривается возможность в рамках федерального законодательства ограничить права и свободы человека и гражданина, в том числе, избирательные права. Такое ограничение возможно только в формате федерального законодательства и в определенных целях, например, защиты основ конституционного строя или обеспечения безопасности государства. По мнению Конституционного суда РФ, выраженному в Постановлении от 30 октября 2003 г. № 15-П, любые вариации правового ограничения прав и свобод должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей. Президент как глава государства в силу своего конституционно-правового статуса должен гарантировать права и свободы человека и гражданина, принимать меры по их защите. Возможность же избрания на эту должность лица, совершившего, к примеру, тяжкое преступление, создает прямую угрозу для развития правовой демократии. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 10 октября 2013 г. № 20-П подтвердил законность установления таких ограничений пассивного избирательного права федеральным законодательством, отметив право законодателя устанавливать высокие требования к репутации и нравственным качествам лиц, претендующих на должность главы государства. У избирателей не должно появляться сомнений относительно морально-этических качеств кандидатов. В правовом государстве должны быть нормативные рычаги обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и от криминализации публичной власти.
Объект исследования – общественные отношения, устанавливающие правовой порядок предоставления гарантий кандидатам на выборах в органы государственной власти.
Предмет исследования – правовой порядок предоставления гарантий кандидатам на выборах в органы государственной власти
Цель исследования –комплексный анализ предоставления гарантий кандидатам на выборах в органы государственной власти.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать правовой статус кандидата на выборах в органы государственной власти;
2) рассмотреть порядок выдвижения и регистрации кандидата на выборах в органы государственной власти;
3) охарактеризовать правовое обеспечение предвыборной агитации зарегистрированного кандидата;
4) рассмотреть социально-экономические и иные гарантии кандидатов на выборах в органы государственной власти;
5) проанализировать роль избирательной комиссии в реализации гарантий кандидата на выборах в органы государственной власти;
6) предложить пути совершенствования правового регулирования порядка предоставления гарантий кандидатам.
Методологическую основу исследования составили такие методы, как сравнительно-правовой, формально-юридический, комплексный, логический метод, методы структурного, функционального и системного анализа, и иные методы научного познания.
Степень разработанности темы исследования. Тема настоящей работы являлась и является предметом исследования для таких ученых как С.А. Авакьян, Н.А. Боброва, А.Г. Головин, М.М. Какителашвили, С.Д. Князев, Е.И. Колюшин, Сидякин А.Г., Е. Н. Хазов и др. Одновременно, вопросы установления правового порядка предоставления гарантий кандидатам на выборах в органы государственной власти не были предметом комплексного исследования. Данное обстоятельство также актуализирует тему исследования.
Нормативная правовая основа исследования: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 10.03.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 20.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, законы, решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Практическую значимость работы определяют положения и выводы, представляющие теоретическую базу, способствующую деятельности органов власти деятельности с целью совершенствования законодательства, которое устанавливает правовой порядок предоставления гарантий кандидатам на выборах в органы государственной власти
Положения, выносимые на защиту:
1. Использование избирательного залога, при сложившейся сегодня в России политической системе, необходимо, так как его применение повлечет за собой дальнейшее развитие избирательной системе в Российской Федерации. Подписи — это не самый правильный способ для регистрации. Нужно возвращать избирательный залог, который действовал раньше. Пусть партии платят, если они не наберут больше 2%, то деньги в бюджете останутся. Получится польза и бюджету, и у партий не будет претензий ни к кому. (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации)
2. В связи с тем, что низкая явка избирателей порождает снижение уровня легитимности выборов, предлагается вернуть порог явки избирателей на выборах. Перспективы возращения минимального порога на выборах, прежде всего региональных, вполне реальны. Эта мера необходима для усиления авторитета и легитимности власти, а также для повышения сознательности избирателей. Кроме того, минимальный порог явки необходим для того, чтобы выборы воспринимались более честно. «Порог явки необходим для этого, чтобы показать, что существует некий психологический барьер, который необходимо населению преодолеть.В ситуации глобальной нестабильности для руководства страны, лично для главы государства, возврат порога явки был бы прогрессивным шагом, иначе сам институт выборов постепенно деградирует в «массовый соцопрос», который не гарантирует системе стабильности»
3. Появление новых нормативных актов, которые связаны с избирательным процессом, требуют детализации многих вопросов, в связи с поиском "лазеек" со стороны кандидатов на избираемую должность. Нужно до начала выборов принять ряд коротких и четких законов, в которых была бы ясно прописана процедура подсчета голосов. В этих законах, к примеру, можно было бы ввести обязательное правило обратной свертки – сопоставление распечатки введенных в компьютер данных с оригинала протоколов участковых избирательных комиссий. Обязать в течение двух-трех дней после голосования, публиковать сводные таблицы результатов выборов в прессе, установить обязательное проведение выборочных проверок 2-3 процентов избирательных участков для пересчета бюллетеней, и, наконец, принять все же норму или строжайше запретить предоставление участковых избирательных протоколов, заполненных карандашом или с исправленными цифрами.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Содержание пассивного избирательного права в национальных конституциях и законодательстве не отличается определенностью. Видимо, не случайно, что в отечественной литературе продолжается полемика относительно его понимания. Противниками буквального истолкования положения ч. 3 ст. 32 Конституции РФ отмечается, что закрепленная в российской Конституции формулировка «право быть избранным» не соответствует содержанию этого права гражданина, так как не предполагает наличие корреспондируемой ему обязанности избрать данного гражданина. В связи с этим иногда предлагалась иная формулировка – «право избираться» .
С позиции автора эта полемика несколько надуманная. Оценка конституционной конструкции исключительно с позиции формально-юридического подхода мало способствует уяснению действительного – конституционного – смысла упомянутой конституционной конструкции. Смысл же ее заключается не столько в том, что гражданин потенциально располагает такой конституционной возможностью, а в том, что конституционно очерчиваются пределы допустимого сужения данного права; формулировка «право быть избранным» обращена прежде всего к публичным властям – это конституционно сформулированный категорический императив корректного отношения (конституционного поведения) носителей властных полномочий в отношении каждого обладателя этого права. Во взаимосвязи с положениями ч. 1–3 ст. 55 Конституции приведенное положение ст. 32 призвано удерживать активность федерального органа законодательной власти от искушения беспрерывного «сжатия» нормативного объема пассивного избирательного права. Это право, по своей конституционной значимости, ничуть не менее ценно, чем право избирать. Иное понимание этих важнейших конституционных концептов ведет к умалению каждого из них. Важно и то, что содержание конституционной формулы «право быть избранным» не ограничивается исключительно возможностью быть кандидатом или быть кандидатом, избранным по процедуре голосования.
Автор делает вывод, что ведущим субъектом избирательного процесса является кандидат на выборную должность. В качестве такого кандидата могут быть выдвинуты в установленном порядке граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право быть избранными в органы местного самоуправления на основании международных договоров Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает две формы выдвижения граждан кандидатами: непосредственное выдвижение кандидата либо выдвижение кандидата в составе списка кандидатов.
Непосредственное выдвижение кандидата может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.
В рамках проведенного исследования автор делает вывод, что появление новых нормативных актов, которые связаны с избирательным процессом, требуют детализации многих вопросов, в связи с поиском «лазеек» со стороны кандидатов на избираемую должность. Наиболее распространенными нарушениями со стороны политических сил и движений являются подкуп избирателей, административное вмешательство органов власти и их влияние на ход выборов, преднамеренная порча бюллетеней, злоупотребление правами участников избирательного процесса и другие.
Исходя из анализа нормативных документов, можно сделать вывод о том, что многие федеральные законы, регулирующие конкретные направления выборов, дублируют друг друга, что вызывает множество претензий со стороны общественности, а также затрудняет работу избирательных органов.
Содержание пассивного избирательного права в национальных конституциях и законодательстве не отличается определенностью. Видимо, не случайно, что в отечественной литературе продолжается полемика относительно его понимания. Противниками буквального истолкования положения ч. 3 ст. 32 Конституции РФ отмечается, что закрепленная в российской Конституции формулировка «право быть избранным» не соответствует содержанию этого права гражданина, так как не предполагает наличие корреспондируемой ему обязанности избрать данного гражданина. В связи с этим иногда предлагалась иная формулировка – «право избираться» .
С позиции автора эта полемика несколько надуманная. Оценка конституционной конструкции исключительно с позиции формально-юридического подхода мало способствует уяснению действительного – конституционного – смысла упомянутой конституционной конструкции. Смысл же ее заключается не столько в том, что гражданин потенциально располагает такой конституционной возможностью, а в том, что конституционно очерчиваются пределы допустимого сужения данного права; формулировка «право быть избранным» обращена прежде всего к публичным властям – это конституционно сформулированный категорический императив корректного отношения (конституционного поведения) носителей властных полномочий в отношении каждого обладателя этого права. Во взаимосвязи с положениями ч. 1–3 ст. 55 Конституции приведенное положение ст. 32 призвано удерживать активность федерального органа законодательной власти от искушения беспрерывного «сжатия» нормативного объема пассивного избирательного права. Это право, по своей конституционной значимости, ничуть не менее ценно, чем право избирать. Иное понимание этих важнейших конституционных концептов ведет к умалению каждого из них. Важно и то, что содержание конституционной формулы «право быть избранным» не ограничивается исключительно возможностью быть кандидатом или быть кандидатом, избранным по процедуре голосования.
Автор делает вывод, что ведущим субъектом избирательного процесса является кандидат на выборную должность. В качестве такого кандидата могут быть выдвинуты в установленном порядке граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право быть избранными в органы местного самоуправления на основании международных договоров Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает две формы выдвижения граждан кандидатами: непосредственное выдвижение кандидата либо выдвижение кандидата в составе списка кандидатов.
Непосредственное выдвижение кандидата может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.
В рамках проведенного исследования автор делает вывод, что появление новых нормативных актов, которые связаны с избирательным процессом, требуют детализации многих вопросов, в связи с поиском «лазеек» со стороны кандидатов на избираемую должность. Наиболее распространенными нарушениями со стороны политических сил и движений являются подкуп избирателей, административное вмешательство органов власти и их влияние на ход выборов, преднамеренная порча бюллетеней, злоупотребление правами участников избирательного процесса и другие.
Исходя из анализа нормативных документов, можно сделать вывод о том, что многие федеральные законы, регулирующие конкретные направления выборов, дублируют друг друга, что вызывает множество претензий со стороны общественности, а также затрудняет работу избирательных органов.
Подобные работы
- Правовой статус кандидата на выборах в органы государственной власти
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 7100 р. Год сдачи: 2020 - Правовое обеспечение предвыборной агитации зарегистрированного кандидата
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 7000 р. Год сдачи: 2020 - Статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ВЫБОРЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Курсовые работы, политология. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - Избирательная система субъекта Российской Федерации (на примере Пензенской области)
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА г. БЕЛГОРОДА
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - Правовой статус высшего органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Алтайского края)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018



