Введение 2
Глава №1: Теоретико-методологические основания изучения розничной торговли в социологии 6
1.1. Структура системы розничной торговли 6
1.2. Экономический анализ рынка розничной торговли 15
1.3. Социологический подход к анализу функционирования рынка розничной
торговли 19
Выводы по Главе №1 28
Глава №2: Продуктовые сети Санкт-Петербурга 30
2.1. История формирования рынка продуктовых сетей Санкт-Петербурга 30
2.2. Структура рынка продуктовых сетей Санкт-Петербурга 30
2.3. Анализ потребительских предпочтений на рынке розничной торговли Санкт-Петер бурга 34
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения 55
В настоящий момент продовольственный сектор розничной торговли является ведущим на российском рынке, а, как отмечают эксперты, объединение магазинов в единую сеть является самым эффективным путем развития. В России распространены продовольственные сети таких торговых форматов, как: супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры, магазины мелкооптовой торговли «кэш энд керри», гастрономов премиум класса. Прародителями современных торговых форматов являются первые западные супермаркеты, открывшиеся в начале 20 века. Ученые связывают их появление с ростом массного производства, а, следовательно, и массового потребления. В СССР же первые продовольственные магазины самообслуживания появились в 70-80 г. XX века, то есть с запозданием почти на полвека. В условиях дефицита советские потребители не просто покупали, а именно «доставали» продукты питания. За последние 10-15 лет ситуация кардинально изменилась. Если раньше потребители скорее « охотились» за продовольственными товарами, то сейчас пр одукты «просятся» с товарных полок к потребителям: дефицит сменился изобилием.
Успех любого магазина, прежде всего, зависит от потребителя, о того, захочет ли он зайти в этот магазин, а главное, захочет ли он что-нибудь приобрести в нем. Изучение поведения потребителей является необходимым, если я стремлюсь понять, что определяет выбор индивида в различных ситуациях и какие факторы способны на это повлиять. К сожалению, социологических исследований, направленных на данную тематику, практически нет, вследствие чего я считаю данную работу актуальной в настоящий момент.
Проблема исследования.
Остается открытым вопрос, насколько за столь короткое время (10-15 лет) российские потребители смогли адаптироваться к появившемуся изобилию, какие новые торговые форматы являются наиболее предпочтительными для каких групп населения, каковы основные причины, по которым люди выбирают те или иные типы сетевых магазинов.
Объект исследования. Рынок розничной торговли.
Предмет исследования. Экономические и социальные факторы, влияющие на выбор торговой сети жителями Санкт-Петербурга.
Как правило, эти факторы для тех или иных категорий граждан предопределены, так как суще ствуют социальные законы, которым подчиняются индивиды. Социальные законы - это законы социальной деятельности людей. Они являются результатом деятельности множества индивидов, сформировавших определенную систему общественных отношений, определенные способы деятельности, определенные формы общественной связи.
Гипотеза. Рынок розничной торговли функционирует не только по экономическим законам спроса и предложения, но и по социальным законам. Учет этих социальных законов сделает торговлю более эффективной как для производителей, так и для потребителей.
Целью данной курсовой работы является проведение экономико-социологического анализа рынка розничной торговли на примере продуктовых сетей Санкт-Петербурга.
Задачи:
Определить теоретико-методологические основания изучения рыночной торговли в социологии:
1) выявить структуру системы розничной торговли;
2) составить экономический анализ рынка розничной торговли;
3) рассмотреть социологический подход к анализу функционирования рынка розничной торговли.
Исследовать продуктовые сети Санкт-Петербурга:
1) изучить историю формирования рынка продуктовых сетей Санкт- Петербурга;
2) выявить структуру рынка продуктовых сетей Санкт-Петербурга;
3) проанализировать потребительские предпочтения на рынке розничной торговли Санкт-Петербурга.
В заключение хотим отметить, что мы подтвердили нашу основную гипотезу, которую выдвинули в начале работы: рынок розничной торговли функционирует не только по экономическим законам спроса и предложения, но и по социальным законам. Учет этих социальных законов сделает торговлю более эффективной как для производителей, так и для потребителей.
Опираясь на методологию Бурдье в нашем исследовании, мы пришли к выводу, что посетителей торговых сетей можно разделить на четыре основных группы по наличию капитала культурного и капитала экономического. И чтобы «заполучить» ту или иную группу потребителей в постоянные клиенты торговой сети, к ним нужен разный подход. Чтобы «заполучить» покупателя, обладающего и экономическим и культурным капиталом, следует следить за качеством продуктов, а так же за наличием продуктов для здорового питания и конечно за местом, где эти продукты находятся, чтобы продукты сохраняли полезные свойства. Чтобы привлечь покупателя, не обладающего ни экономическим, ни культурным капиталом, самым выигрышным вариантом будет устраивать в торговой сети как можно больше акций, а так же обязательно ввести дисконтную систему. Следует обязательно следить за соответствием цены на ценнике и ценой в чеке, а так же делать очень строгие выговоры персоналу, кто обвешивает или обсчитывает посетителей, чтобы не потерять доверие покупателей. Чтобы привлечь потребителей, обладающих только экономическим капиталом, следует уделить особое внимание рекламе и престижу торговой сети, очень важно привозить новые, продукты, которых еще никогда не было ни в этом магазине, ни в любых других. Торговая сеть, которая понравится тем, кто обладает только капиталом культурным, должна быть ориентирована на то, чтобы продукты были не столько разнообразными и привлекающими внимание, сколько качественными и проверенными.
Кроме того, автор пришел к выводу, что предпочтения жителей Санкт- Петербурга и россиян в целом различаются не сильно. Однако жители Санкт- Петербурга руководствуются больше чувствами, чем разумом, для них больше важны социальные факторы, нежели экономические. Соответственно, привлечь их в свой магазин проще внешними атрибутами - рекламой, красотой торгового зала и т.д., нежели реальным качеством товара, его составом и контролем над своевременной утилизацией просроченных товаров.
Подводя итог всему вышесказанному, опираясь на методологию Нила Флигстина, мы хотим сказать, что при выборе магазина или продуктов питания потребителям важны не только экономические факторы (низкие цены, качество товара, качество обслуживания), но и социальные, такие как реклама, престиж магазина, новизна, рекомендации друзей. Кроме того, немаловажным остается то, что эти социальные факторы формируют предпочтения покупателей. Рынок не только удовлетворяет потребности покупателей, но и формирует их с помощью рекламы и информации о товаре. Грамотно составленная и расположенная в нужном месте реклама доносит важную информацию о товаре до потребителей и позволяет быстрее сделать свой выбор в пользу того или иного товара. Реклама является хорошим залогом успешной розничной торговли.
1. Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004
2. Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998. Акерлоф Дж. Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. 1994.
3. Аналитика цен на рынке розничной торговли http://givemebid.com/ usdarussia2/
4. Андрияишн Н. Понятие рынка в маркетинге // Экономическая социология. Т. 8. N 1. 2007.
5. Басконов В.В. «Экономика предприятия торговли сферы и услуг»: Учебник для ВУЗов/ В.В. Басконов - М.: ИНФРА-М, 2007
6. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. - 2-е изд. - М.: Российский университет дружбы народов, 2008
7. Бондаренко В.А. Маркетинговое исследование положения компании на локальном рынке для выявления резервов роста // Практический маркетинг. 2015. № 3 (217). С. 26-33.
8. Бондаренко В.А. Маркетинговые исследования потребительских предпочтений для определения привлекательности фирмы на локальном рынке металлопластиковых изделий // // Практический маркетинг. 2015. № 2 (216). С. 40-46.
9. Брагин Л.А. «Торговое дело. Экономика и организация» - Учебник для ВУЗов/ Л. А. Брагин - М.: ИНФРА-М, 2007
10. Бурдьё П. Различение: социальная критика суждения / Пер. с фр. О.И. Кирчик // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др.
11. Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования: учебник / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. - Москва: Юрайт, 2012. - 540 с.
12. Доган М. Социология среди социальных наук // Социологические исследования. - 2010. - №10.
13. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр. - М. Канон, 1995
14. Егоров В.Ф. «Организация торговли» - Учеб. Пособие для ВУЗов/ В.Ф. Егоров, СПб, 2006
15. Игнатьев Л.А. «Тренды российского ритейла»// Российская торговля - 2006 - №12
16. Информационный портал «Бизнес сайт» http://www.sitebs.ru/
17. Кент Тони. Розничная торговля: учебник: пер. с англ. / Тони Кент, Оджени Омар. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Гл.1;
18. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. М.,
1998.
19. Ледьярд Дж. Несостоятельность (провалы) рынка // Экономическая теория. М, 2004.
20. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. М, 1993. Милгейт М. Равновесие: развитие концепций // Экономическая теория. М., 2004.
21. Нил Флигстин «Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века», науч. ред. пер. В.В. Радаев.
22. Ньюман Э. «Розничная торговля»: Учебник/ Э.Ньюман, П. Кален - СПб, 2005
23.Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. М., 1995.
24.Основы маркетинга. Котлер, Филип. Краткий курс. : Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2009. - 656с.
25. Поведение потребителей. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. 10-е изд. - СПб.: Питер, 2009. — 944 с.
26. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002.
27. Пьер Бурдье «Различение. Социальная критика суждения.» "La Distinction. Critique sociale du jugement ". Paris: Ed. de Minuit, 1979
28. Сайт отзывов покупателей http://irecommend.ru/
29. Сообщество профессионального ритейла http://www.retail.ru/
30.Электронная газета «Ведомости»: новости бизнеса и финансов, аналитика www.vedomosti.ru/business/articles/2015/12/25/622565-seti- narastili-dolyu
31.Энциклопедия экономиста http://www.grandars.ru/college/biznes/ torgovye-seti.html
32. Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М., 2003.
33. Радаев В. В. Экономическая социология. Учебное пособие. М., 2005.
34. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект:
75 простых правил. М.: ГУ ВШЭ, Инфра-М, 2001.
35. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2003. Гл. 1.
36. Радаев В.В. Экономическая социология: Учеб. пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2005. Гл. 2, 6.
37. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS.
1993. Т. 1.
38. Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни. М., 2005
39. Соловьев А.А. «Розничная торговля/ А.А. Соловьев. - М.: Приор, 2000
40. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация. СПб., 1996.
41. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2000.
42. Хилл П. Рынки как места торговли // Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена / Науч. ред. В С. Автономов. М.: Инфра-М, 2004
43. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. Манифест современной институциональной экономической теории. М., 2003.
44. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. М.: Дело,
2003. С. 253.
45. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997. Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория //THESIS. 1993. Т
46. Шюц А. Обыденная и научная интерпретация человеческого действия // Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. С.7-50
47. Щур Д.Л. «Основы торговли. Розничная торговля/ Д.Л. Щур, Л.В. Труханович - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и сервис, 2002 - 800с - (Справочник работника торовли)
48. Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // THESIS. 1993. Т. 1.
49. Юдин Г.Б. Рынки как поля: попытка реконцептуализации // Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 4. С. 27-42.
50. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание соц. Реальности: учеб. для студентов вузов. - М.: Добросвет, 2000
51. Bostaph S. The Methodological Debate Between Carl Menger and the German Historicists // Atlantic Economic Journal. 1978. Vol. VI. September.
52. Cohen B. The Edge of Chaos: Financial Booms, Bubbles, Crashes and Chaos. New York, 1997.
53. Eymard-Duvernay F., Favereau O., Orlean A., Salais R., Thevenot L. Pluralist Integration in the Economic and Social Sciences: The Economy of Conventions // Post-Autistic Economic Review. 2005. October.
54. Fligstein N. Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty- First-Century Capitalist Societies. Princeton: Princeton University Press,
2001.
55. Geertz C. The Bazaar Economy: Information and Search in Peasant Marketing // The Sociology of Economic Life. Boulder, 2001.
56.Internet Center for Management and Business Administration // http:// www.net-mba.com/.
57. Kamarck A.M. Economics as a Social Science: An Approach to Nonautistic Theory. Ann Arbor, 2002.
58. Kindleberger C.P Manias, Panics, and Crashes: A History of Financial Crises. New York, 1994. Market Definition
59. Maslow A. M. Motivation and Personality. New York, 1970.
60.Simon H. Rational Decision Making in Business Organizations // American Economic Review. 1979. Vol. 69. September. N 4.
61.Swedberg R. Markets in Societies // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N. Smelser, R. Swedberg. 2nd ed. Princeton: Princeton University Press, 2005. Р 234-236.