Психолого-педагогическая характеристика познавательных процессов подростков
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста…………………………………………………………………………….6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика познавательных процессов подростков старшего школьного возраста……………………………………....6
1.2 Возрастные особенности старшеклассников, влияющие на профессиональное самоопределение…………………………………………...10
1.3 Место факультативных занятий в профессиональном самоопределении старшеклассников………………………………………………………………..13
Глава 2. Математические модели в различных учебниках физики…………..21
2.1 Модели механики……………………………………………………………26
2.2 Электричество………………………………………………………………..33
2.3 Модели квантовой физики…………………………………………………..35
2.4 Другие модели……………………………………………………………….36
Глава 3. Разработка факультативного курса для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»…………………..38
3.1 Факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»……………………………………….38
3.2. Педагогический эксперимент…………………………...………………….55
Заключение……………………………………………………………………….64
Список используемой литературы ……………………………65
Приложения……………………………………………………………………...69
Глава 1. Психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста…………………………………………………………………………….6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика познавательных процессов подростков старшего школьного возраста……………………………………....6
1.2 Возрастные особенности старшеклассников, влияющие на профессиональное самоопределение…………………………………………...10
1.3 Место факультативных занятий в профессиональном самоопределении старшеклассников………………………………………………………………..13
Глава 2. Математические модели в различных учебниках физики…………..21
2.1 Модели механики……………………………………………………………26
2.2 Электричество………………………………………………………………..33
2.3 Модели квантовой физики…………………………………………………..35
2.4 Другие модели……………………………………………………………….36
Глава 3. Разработка факультативного курса для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»…………………..38
3.1 Факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»……………………………………….38
3.2. Педагогический эксперимент…………………………...………………….55
Заключение……………………………………………………………………….64
Список используемой литературы ……………………………65
Приложения……………………………………………………………………...69
Актуальность исследования. Проблема развития интеллектуального потенциала современных российских школьников на сегодняшний день является одним из наиболее острых и дискуссионных вопросов образовательной политики государства и педагогической науки. Необходимость поиска путей повышения интеллектуального уровня учащихся подтверждается как социологическими данными, так и результатами международных исследований образовательных достижений учащихся. По мнению большинства экспертов, к основным проблемам относится неумение применять полученные знания в незнакомых ситуациях, извлекать из текста и интерпретировать необходимую информацию. Сложившаяся ситуация объясняется главным образом тем, что в настоящее время учащиеся обеспечиваются лишь значительным багажом предметных знаний, и это не позволяет им выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания.
С введением нового ФГОС основного общего образования, в котором официально закреплена внеурочная деятельность, вопрос ее функциональных возможностей и содержательного наполнения приобрел особую актуальность. Стандарт предполагает полную самостоятельность общеобразовательных организаций в части выбора форм организации внеурочной и чередования учебной и внеурочной деятельности. Нормативно закреплены лишь направления развития личности, по которым организуется внеурочная деятельность в современной школе: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Возможности для работы общеобразовательных организаций по обозначенным направлениям заложены в названиях самих направлений.
Таким образом, развитие интеллектуального потенциала школьников во внеурочной работе наиболее эффективно будет осуществляться через активизацию познавательной деятельности. Это и определило актуальность нашего исследования.
Степень разработанности проблемы активизации познавательной деятельности в современной психолого-педагогической литературе освещена достаточно широко. А реализация ее с помощью факультативных занятий по теме «Математическое моделирование физических процессов» недостаточно проработана в отечественной педагогике.
Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности старшеклассников во внеурочной работе.
Предмет исследования: технология активизации познавательной деятельности старшеклассников.
Цель исследования – разработать факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов».
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста;
2) изучить математические модели в различных учебниках физики;
3) провести педагогический эксперимент.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) Теоретические методы: изучение научной литературы по исследуемой проблеме и документов с целью конкретизации основных теоретических и методических положений, анализ, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования;
2) Эмпирические методы: сбор научных фактов, психолого-педагогическое наблюдение и эксперимент;
3) Социологические методы: опрос и тестирование обучаемых с целью выявления эффективности технологии активизации познавательной деятельности во внеурочной работе по безопасности жизнедеятельности.
С введением нового ФГОС основного общего образования, в котором официально закреплена внеурочная деятельность, вопрос ее функциональных возможностей и содержательного наполнения приобрел особую актуальность. Стандарт предполагает полную самостоятельность общеобразовательных организаций в части выбора форм организации внеурочной и чередования учебной и внеурочной деятельности. Нормативно закреплены лишь направления развития личности, по которым организуется внеурочная деятельность в современной школе: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Возможности для работы общеобразовательных организаций по обозначенным направлениям заложены в названиях самих направлений.
Таким образом, развитие интеллектуального потенциала школьников во внеурочной работе наиболее эффективно будет осуществляться через активизацию познавательной деятельности. Это и определило актуальность нашего исследования.
Степень разработанности проблемы активизации познавательной деятельности в современной психолого-педагогической литературе освещена достаточно широко. А реализация ее с помощью факультативных занятий по теме «Математическое моделирование физических процессов» недостаточно проработана в отечественной педагогике.
Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности старшеклассников во внеурочной работе.
Предмет исследования: технология активизации познавательной деятельности старшеклассников.
Цель исследования – разработать факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов».
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста;
2) изучить математические модели в различных учебниках физики;
3) провести педагогический эксперимент.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) Теоретические методы: изучение научной литературы по исследуемой проблеме и документов с целью конкретизации основных теоретических и методических положений, анализ, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования;
2) Эмпирические методы: сбор научных фактов, психолого-педагогическое наблюдение и эксперимент;
3) Социологические методы: опрос и тестирование обучаемых с целью выявления эффективности технологии активизации познавательной деятельности во внеурочной работе по безопасности жизнедеятельности.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО «основная образовательная программа основного общего образования… направлена на… личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование…» . Все это находит отражение в организации внеурочной деятельности, которая выступает обязательной формой образовательной деятельности наравне с уроком.
Внеурочная деятельность в первую очередь направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Именно поэтому внеурочная деятельность акцентирована не столько на формирование новой системы знаний и умений, сколько на формирование способностей учащегося научиться действовать, принимать решения и т. д.
В условиях слабой мотивации и отсутствия интереса к процессу обучения в целом, внеурочная деятельность позволяет обучающемуся взглянуть на образовательный процесс по-иному, поскольку формы организации внеурочной деятельности могут быть различными: от научно-познавательной до общественно полезной и проектной деятельности.
Автором был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого был разработан и апробирован курс факультативных занятий, направленный на изучение темы «Математическое моделирование физических процессов».
На контрольном этапе исследования автором показана положительная динамика в формировании познавательного интереса старших школьников.
Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО «основная образовательная программа основного общего образования… направлена на… личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование…» . Все это находит отражение в организации внеурочной деятельности, которая выступает обязательной формой образовательной деятельности наравне с уроком.
Внеурочная деятельность в первую очередь направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Именно поэтому внеурочная деятельность акцентирована не столько на формирование новой системы знаний и умений, сколько на формирование способностей учащегося научиться действовать, принимать решения и т. д.
В условиях слабой мотивации и отсутствия интереса к процессу обучения в целом, внеурочная деятельность позволяет обучающемуся взглянуть на образовательный процесс по-иному, поскольку формы организации внеурочной деятельности могут быть различными: от научно-познавательной до общественно полезной и проектной деятельности.
Автором был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого был разработан и апробирован курс факультативных занятий, направленный на изучение темы «Математическое моделирование физических процессов».
На контрольном этапе исследования автором показана положительная динамика в формировании познавательного интереса старших школьников.
Подобные работы
- Психолого-педагогические особенности школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6950 р. Год сдачи: 2020 - Факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработать факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Факультативные занятия по теме «Математическое моделирование физических процессов»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНTНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Влияние самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском
коллективе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ВЗАИМОСВЯЗЬ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И РЕФЛЕКСИИ У
ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017



