Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая характеристика познавательных процессов подростков

Работа №78090

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость7200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста…………………………………………………………………………….6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика познавательных процессов подростков старшего школьного возраста……………………………………....6
1.2 Возрастные особенности старшеклассников, влияющие на профессиональное самоопределение…………………………………………...10
1.3 Место факультативных занятий в профессиональном самоопределении старшеклассников………………………………………………………………..13
Глава 2. Математические модели в различных учебниках физики…………..21
2.1 Модели механики……………………………………………………………26
2.2 Электричество………………………………………………………………..33
2.3 Модели квантовой физики…………………………………………………..35
2.4 Другие модели……………………………………………………………….36
Глава 3. Разработка факультативного курса для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»…………………..38
3.1 Факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»……………………………………….38
3.2. Педагогический эксперимент…………………………...………………….55
Заключение……………………………………………………………………….64
Список используемой литературы ……………………………65
Приложения……………………………………………………………………...69



Актуальность исследования. Проблема развития интеллектуального потенциала современных российских школьников на сегодняшний день является одним из наиболее острых и дискуссионных вопросов образовательной политики государства и педагогической науки. Необходимость поиска путей повышения интеллектуального уровня учащихся подтверждается как социологическими данными, так и результатами международных исследований образовательных достижений учащихся. По мнению большинства экспертов, к основным проблемам относится неумение применять полученные знания в незнакомых ситуациях, извлекать из текста и интерпретировать необходимую информацию. Сложившаяся ситуация объясняется главным образом тем, что в настоящее время учащиеся обеспечиваются лишь значительным багажом предметных знаний, и это не позволяет им выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания.
С введением нового ФГОС основного общего образования, в котором официально закреплена внеурочная деятельность, вопрос ее функциональных возможностей и содержательного наполнения приобрел особую актуальность. Стандарт предполагает полную самостоятельность общеобразовательных организаций в части выбора форм организации внеурочной и чередования учебной и внеурочной деятельности. Нормативно закреплены лишь направления развития личности, по которым организуется внеурочная деятельность в современной школе: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Возможности для работы общеобразовательных организаций по обозначенным направлениям заложены в названиях самих направлений.
Таким образом, развитие интеллектуального потенциала школьников во внеурочной работе наиболее эффективно будет осуществляться через активизацию познавательной деятельности. Это и определило актуальность нашего исследования.
Степень разработанности проблемы активизации познавательной деятельности в современной психолого-педагогической литературе освещена достаточно широко. А реализация ее с помощью факультативных занятий по теме «Математическое моделирование физических процессов» недостаточно проработана в отечественной педагогике.
Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности старшеклассников во внеурочной работе.
Предмет исследования: технология активизации познавательной деятельности старшеклассников.
Цель исследования – разработать факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов».
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогические особенности школьников старшего возраста;
2) изучить математические модели в различных учебниках физики;
3) провести педагогический эксперимент.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) Теоретические методы: изучение научной литературы по исследуемой проблеме и документов с целью конкретизации основных теоретических и методических положений, анализ, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования;
2) Эмпирические методы: сбор научных фактов, психолого-педагогическое наблюдение и эксперимент;
3) Социологические методы: опрос и тестирование обучаемых с целью выявления эффективности технологии активизации познавательной деятельности во внеурочной работе по безопасности жизнедеятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО «основная образовательная программа основного общего образования… направлена на… личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование…» . Все это находит отражение в организации внеурочной деятельности, которая выступает обязательной формой образовательной деятельности наравне с уроком.
Внеурочная деятельность в первую очередь направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Именно поэтому внеурочная деятельность акцентирована не столько на формирование новой системы знаний и умений, сколько на формирование способностей учащегося научиться действовать, принимать решения и т. д.
В условиях слабой мотивации и отсутствия интереса к процессу обучения в целом, внеурочная деятельность позволяет обучающемуся взглянуть на образовательный процесс по-иному, поскольку формы организации внеурочной деятельности могут быть различными: от научно-познавательной до общественно полезной и проектной деятельности.
Автором был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого был разработан и апробирован курс факультативных занятий, направленный на изучение темы «Математическое моделирование физических процессов».
На контрольном этапе исследования автором показана положительная динамика в формировании познавательного интереса старших школьников.



1. Афанасова М.М., Методика преподавания физики с помощью интерактивных технологий обучения / М.М Афанасова, Е.А. Эйвазова // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2015. – № 2/47. – С. 16–24.
2. Бондарев Ю.А. Педагогические условия развития готовности старшеклассников к инженерному творчеству в процессе факультативного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю.А. Бондарев; Балтийская государственная академия РФ. – Калининград, 2001. – 17 с.
3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под. ред. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. – М.: Издательский Центр «Академия», 2002. 416 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
5. Данилов О. Е. Использование компьютерной модели математического маятника при изучении механических колебаний в курсе физики // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 17-24. — URL https://moluch.ru/archive/77/13201/ (дата обращения: 13.04.2019).
6. Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. М.: Академия, 2002. 330 с.
7. Запрудский Н.И. Организация факультативного обучения в 11-летней школе / Н. И. Запрудский, А. И. Добриневская. — Мн.: Зорны верасень, 2008. — 164 с.
8. Зверев И.Д. Проблемы факультативных занятий в средней школе // Советская педагогика. – 1971. – 34. – С. 43-48.
9. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы / Под. ред. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Изд. 6-е. Ростов н/Д : Феникс, 2010. 510 с.
10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 325 с.
11. Кон И.С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 254 с.
12. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М., 1970. 191 с.
13. Краав И.Э. Особенности состава учащихся и их личностных взаимоотношений в классах с углубленным изучением отдельных предметов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И.Э. Краав ; Тарту, 1984. – 21 с.
14. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — 9-е издание. Спб: Питер, 2012. — 940 с.
15. Лийметс, Х. Й. Групповая работа на уроке / Х.Й. Лийметс. - М.: Знание, 1975. - 61 с
16. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения Текст. / В.А. Орлов // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования — М.: ИОСО РАО, 2003. - С. 93-96.
17. Осмоловская И.М. Дидактические принципы дифференциации процесса обучения в общеобразовательной школе: дис. …д-ра пед. наук: 13.00.01 / И.М. Осмоловская. – М., 2002. – 314 с.
18. Пальчик Г.В. Развитие идей дифференцированного обучения на старшей ступени общего среднего образования (исторический экскурс и перспективы внедрения) / Г.В. Пальчик // Народная асвета. – 2009. – №3. – С. 10-11.
19. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994. С. 519.
20. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2013. - 1270 с.
21. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб., 2000. – 517 с
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. - 720 с.
23. Симоновская Г.А. Факультативные и элективные курсы в системе школьной подготовки к сдаче ЕГЭ по математике //Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 11: Серия «История и теория математического образования». – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – С.283-285.
24. Сухоруков Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании». – 2015. – С. 38–42.
25. Тувике К.Р. Становление системы факультативных занятий в общеобразовательной школе (на основе опыта школ Эстонской ССР) : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / К.Р. Тувике . – Тарту, 1984. – 223 с.
26. Унт И.Э. Индивидуализация учебных занятий и ее эффективность: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / И.Э. Унт. – Вильнюс, 1975. – 40 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17 декабря 2010 г. № 1897). URL : http://base.garant.ru/55170507/ (Дата обращения 04.04.2019).
28. Хилько М. Е. Возрастная психология : краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2013. 200 с.
29. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие / С. Н. Чистякова. – М.: Академия, 2005. – 122с.
30. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старших школьников при выборе профиля обучения // Педагогика. – 2005. – №1. – С. 19- 23.
31. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2009. – 216 с. 67. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2004. – 176 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ